Тема: «Специфика изображения образа главного героя. Символический смысл названия рассказа «Путник, придёшь когда в Спа…»
Цель урока: а) завершить знакомство с рассказом Г. Бёлля, проанализировать образ главного героя, раскрыть символический смысл названия произведения, совершенствовать навыки анализа литературного произведения, умение находить необходимую информацию и презентовать её;
б) развивать логическое мышление, память, навыки общения в коллективе;
в) воспитывать твёрдую гражданскую позицию, понимание антигуманной сущности войны.
Оборудование: мультимедийные средства, раздаточный материал, текст рассказа Г. Бёлля.
Тип урока: комбинированный урок.
Эпиграф: Были ли героями все те, кто взывал, молился и проклинал в окопах, госпиталях, на ступеньках и в подвалах, на грузовых машинах, на телегах, в железнодорожных вагонах?.. Геройская смерть, которую им так щедро приписывают, - не больше чем разменная монета политики, а итак, фальшивые деньги
Г. Бёлль
Ход урока
І. Организационный момент.
Ученики занимают места по заранее определенным группам (по ряду парт в классе).
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
1. Слово учителя
Сегодня мы завершаем работу над рассказом Генриха Бёлля «Путник, придёшь когда в Спа…» Эпиграфом к нашему уроку послужат слова самого писателя, с которыми вам в конце урока необходимо будет согласиться или опровергнуть.
На прошлом уроке мы говорили об образе школы как художественной модели нацистской Германии. Особое внимание мы уделили деталям интерьера гимназии, так как вся система образования была подчинена воспитанию «истинного арийца», пропаганде идей войны и нацизма.
2. Презентация самостоятельной исследовательской работы (домашнее задание).
Сейчас вам по группам необходимо будет восстановить элементы интерьера гимназии (нижний коридор, лестничная клетка, второй этаж) по данным отрывкам текста рассказа. А также представить результат домашней исследовательской работы, объяснив, какой подтекст подразумевается под каждым из этих элементов.
1 группа: «Сначала несли по длинному, слабо освещенному коридору с зелеными, выкрашенными масляной краской стенами и гнутыми, наглухо вделанными в них старомодными черными вешалками; на дверях белели маленькие эмалевые таблички: "VIa" и "VIb"; между дверями, в черной раме, мягко поблескивая под стеклом и глядя вдаль, висела … ("Медея" Фейербаха). Потом пошли двери с табличками "Va" и "Vb", а между ними - снимок со скульптуры … ("Мальчик, вытаскивающий занозу"), превосходная, отсвечивающая красным фотография в коричневой раме. Вот и колонна перед выходом на лестничную площадку, за ней чудесно выполненный макет - длинный и узкий, подлинно античный фриз … (Парфенона) из желтоватого гипса - и все остальное, давно привычное: вооруженный до зубов … (греческий воин), воинственный и страшный, похожий на взъерошенного петуха».
2 группа: «В самой лестничной клетке, на стене, выкрашенной в желтый цвет, красовались все - от великого курфюрста до … (Гитлера)... А на маленькой узкой площадке, где мне в течение нескольких секунд далось лежать прямо на моих носилках, висел необыкновенно большой, необыкновенно яркий портрет старого … (Фридриха) - в небесно-голубом мундире, с сияющими глазами и большой блестящей золотой звездой на груди. И снова я лежал скатившись на сторону, и теперь меня несли мимо породистых арийских физиономий; а потом добрались еще до одной площадки, и опять в течение нескольких секунд я лежал прямо на своих носилках, и еще до того, как санитары начали подниматься на следующий этаж, я успел его увидеть - украшенный каменным лавровым венком памятник воину с большим позолоченным Железным крестом наверху».
3 группа: «Но после породистых физиономий промелькнуло и все остальное: все три бюста - … (Цезаря, Цицерона и Марка Аврелия), рядышком, изумительные копии; совсем желтые, античные и важные стояли они у стен; когда же мы свернули за угол, я увидел и колонну … (Гермеса), а в самом конце коридора – этот коридор был выкрашен в темно-розовый цвет, - в самом-самом конце над входом в рисовальный зал висела большая маска … (Зевса); но до нее было еще далеко. И опять я невольно перевел взгляд налево и увидел над дверьми таблички "Xa" и "Xb", а между этими коричневыми, словно пропахшими затхлостью дверьми виднелись в золотой раме усы и острый нос … (Ницше). Если сейчас будет... мелькнуло у меня в голове. Если сейчас будет... Но вот и она, я вижу ее: картина, изображающая африканскую колонию Германии … (Того), - пестрая и большая, плоская, как старинная гравюра, великолепная олеография».
ІІІ. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Проблемная фронтальная беседа:
Перед вами на партах лежат QR-коды. Отсканируйте их.
- Какая цитата в них зашифрована? («Путник, придёшь когда в Спарту, поведай там, что ты видел: Здесь мы все полегли, ибо так повелел нам закон»).
- Кто её автор? (Древнегреческий поэт Симонид Кеосский).
- Каким событиям она посвящена? (Эта эпитафия (надгробная надпись) была посвящена битве 480 г. до н. э. в Фермопильском ущелье, где, защищая родину от многотысячной армии персов, погибли 300 спартанских воинов царя Леонида).
- Как связана эта цитата с рассказом Г. Бёлля? (Используется в качестве названия рассказа).
- Воспроизведена ли она в названии полностью? (Нет, она обрывается на полуслове).
- Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О смысле названия рассказа Г. Бёлля).
Для того чтобы мы смогли раскрыть символический смысл названия рассказа «Путник, придёшь когда в Спа…», нам необходимо проанализировать образ главного героя.
Формулировка темы учениками с последующей записью: «Специфика изображения образа главного героя. Символический смысл названия рассказа «Путник, придёшь когда в Спа…»
- Сформулируйте цели сегодняшнего урока, исходя из записанной темы.
IV. Восприятие учебного материала.
1. Слово учителя
Герой рассказа Г. Бёлля - обычный немецкий юноша, вчерашний школьник. Бёлль ничего не рассказывает о характере своего героя, он даже не дает ему имени. Писатель, таким образом, побуждает читателей к мысли о том, что судьба его героя, искалеченная, уничтоженная войной, - это судьба тысяч немецких юношей, обманутых и использованных властью.
- Понимает ли герой, что с ним случилось и где он находится сейчас?
- Вас не удивила путаница в высказывании мыслей героя? Чем это обусловлено?
2. Поисково-исследовательская работа с текстом по группам.
Учитель: Герой, попав в свою родную гимназию, сначала не узнал её. Этот процесс происходит как бы в несколько этапов (а именно 3) - от узнавания глазами к узнаванию сердцем. Ваша задача сейчас – выделить эти этапы, подкрепляя сказанное цитатами из текста. Результаты исследовательской работы представить в форме карт-схем.
1 группа – первый этап.
Проанализируйте процесс узнавания героем гимназии, когда его несут в рисовальный зал. Определите ключевые образы-символы.
Раненого солдата заносят в гимназию, где теперь расположен госпиталь, проносят через первый этаж, лестничную площадку, второй этаж, где был рисовальный зал, а теперь операционная.
Герой ничего не ощущает. (Учащиеся подтверждают цитатами из текста рассказа).
Символы: чёрный цвет – символ боли, страдания, смерти; школа – «мертвецкая», символ безнадёжности, смерти.
2 группа – второй этап.
Проанализируйте эпизод, где описывается «борьба» руководства гимназии с крестом. Определите ключевые образы-символы.
«Я опять поплыл мимо дверей и, проплывая, обнаружил еще одно совпадение: в те времена, когда эта школа называлась школой св. Фомы, над этой самой дверью висел крест, его потом сняли, но на стене так и осталось неисчезающее темно-желтое пятно - отпечаток креста, четкий и ясный, более четкий, пожалуй, чем сам этот ветхий, хрупкий, маленький крест, который сняли; ясный и красивый отпечаток креста так и остался на выцветшей стене. Тогда новые хозяева со злости перекрасили всю стену, но это не помогло, маляр не сумел найти правильного колера, крест остался на своем месте, светло-коричневый и четкий на розовой стене. Они злились, но тщетно, крест оставался, коричневый, четкий на розовом фоне стены, и думаю, что они исчерпали все свои ресурсы на краски, но сделать ничего не смогли».
Все тоталитарные режимы объявляют войну Богу. Среди многочисленных деталей интерьера особое внимание рассказчик уделяет следу креста на стене. Крест было снят во времена перестройки гимназии согласно требованиям тоталитарной идеологии. Руководство учреждения приложило немало усилий для того, чтобы закрасить оставленный им след, но напрасно.
Символ: крест – проблема преступления и наказания; греха и покаяния; вера в духовное начало, очищающую силу веры; моральные заповеди христианства.
3 группа – третий этап.
Проанализируйте, как часто возникает мотив крика в рассказе, при каких условиях состоялось окончательное узнавание героем родной гимназии. Определите ключевые образы-символы.
Мотив крика возникает в рассказе 5 раз. (Учащиеся подтверждают цитатами из текста рассказа).
Окончательное узнавание героем родной гимназии состоялось, когда его кладут на операционный стол. И вдруг за плечами врача на доске он видит что-то такое, от чего впервые, с тех пор как он находился в этом «мёртвом доме», его сердце отозвалось: Где-то в тайниках души я отчаянно, страшно испугался, сердце учащенно забилось: на доске я увидел свой почерк - вверху, на самом верху. Узнать свой почерк - это хуже, чем увидеть себя в зеркале, это куда более неопровержимо, и у меня не осталось никакой возможности усомниться в подлинности моей руки».
Символы: число 7 («Семь раз была повторена эта строка») – символ своеобразной границы, за которой происходят серьёзные психологические изменения, переоценка ценностей; молоко – даёт спасительное короткое забвение; мольба о спасении; безнадёжная просьба вернуть жизнь.
Представление результатов поисковой работы по группам.
В ходе представления результатов, учитель задаёт вопросы всем ученикам:
1 группа.
1) Что мешает герою, несмотря на большое количество знакомых реквизитов, окончательно убедиться, что это его родная школа?
2) Для чего Бёлль подчеркивает, что в маленьком немецком городке есть три классических гимназии?
3) Почему на данном этапе герой узнает школу лишь глазами, почему молчит его душа, сердце?
4) Почему у героя школа ассоциируется с «мёртвым домом», «городом мёртвых»?
5) Почему антонимом к слову «мёртвые» Бёлль использует не ожидаемое «живые», а «остальные»?
6) Где располагают мёртвых солдат?
Вывод: Итак, школа - дом детства, радости, смеха и школа – «мертвый дом», мертвецкая. Это ужасное преобразование неслучайно. Школа, которая учила убивать, сама превратилась в мертвецкую.
2 группа.
7) Какую смысловую нагрузку имеет эпизод «борьбы» руководства гимназии с крестом?
Вывод: эта история является исчерпывающей иллюстрацией культурной политики нацистов относительно христианского наследия: она является лаконичным примером того, как идеологи режима старались стереть из сознания молодого поколения даже память о моральных заповедях христианства.
3 группа.
8) Почему кричит герой?
Вывод: Лишь первый раз герой кричит от физической боли, потом он старается криком заглушить боль душевную. В последний раз он кричит, когда видит своё отражение в лампе, которая над операционным столом.
9) С каким моментом совпадает момент опознавания гимназии?
10) Кульминация рассказа, как видим, имеет место в конце произведения. А в каких именно словах она выражена?
Она сосредоточена во фразе, «которую всего три месяца назад, в той проклятой жизни, учитель задал нам каллиграфически написать на доске: «Путник, придёшь когда в Спа…» Эта фраза приобретает в тексте важное значение и имеет обобщенно-символическую окраску. Герой узнает «свою руку» на доске, и дописать эту оборванную фразу не сможет больше никогда: нечем. «Оборванная цитата» является символом таких же «оборванных», искалеченных судеб многих солдат. Эта цитата непосредственно связана с главной идеей произведения, определите её и запишите в тетрадь.
Идея рассказа - протест против войны, осуждение её преступной и антигуманной сущности.
11) Почему эта фраза не подается полностью, а неожиданно обрывается?
Бёлль оборванностью этой фразы подчеркивает несоответствие применения этой фразы к той ужасной захватнической войне, которую вела Германия.
12) В тексте есть еще одна оборванная фраза: «…и вдруг меня пронзила мысль: если я в самом деле нахожусь в своей старой школе, то мое имя тоже будет красоваться на памятнике, высеченное на цоколе, а в школьном календаре против моей фамилии будет сказано: «Ушел на фронт из школы и пал за…». Почему эта фраза тоже является незаконченной?
13) Почему такой странной кажется тихая просьба героя в конце рассказа: «Молока»?
Юноша будто погружается в детство. Это безнадёжный поиск прошлого в момент потери будущего. Эта безнадёжная просьба вернуть жизнь. Она звучит как мольба о спасении, которого уже нет для этого жалкого «обрубка».
14) Почему Бёлль лишает своего героя любых индивидуальных черт?
Герой рассказа Г. Бёлля - обычный немецкий юноша, вчерашний школьник. Бёлль ничего не рассказывает о характере своего героя, он даже не дает ему имени: потому что таких, как он, были тысячи.
Вывод: Война калечит, «пожирает» всех без исключения, независимо от возраста, характера, социального положения. Главное для писателя - показать не судьбу каждого отдельного человека в войне, а страшное лицо самой войны.
V. Подведение итогов урока
1. Осуществление рефлексии приёмом «Согласись или опровергни»:
В начале урока мы с вами поставили перед собой цель. Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? (Ответы учеников).
После всего, что вы узнали сегодня, обратимся к словам Г. Бёлля, которые являются эпиграфом к нашему уроку. Вы готовы согласиться с его высказыванием или готовы опровергнуть его? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Обобщающее слово учителя: Рассказ внезапно обрывается (так же, как и древнегреческая эпитафия в названии произведения), и мы не знаем, что случится с юношей: выживет ли он, найдёт ли свое место в страшном мире, растерзанном войной. Если с мёртвыми всё ясно – их ожидает «памятник погибшему воину» с железным крестом и надписью, - то как быть с теми, кто жив, но искалечен? Что ожидает тех, кто уже никогда не сможет дописать на школьной доске вроде бы самую обычную (но имеющую в художественной ткани произведения глубочайший смысл) фразу из древней истории, из тех времён, когда люди, отдававшие жизнь за родину, не мучились размышлениями, от которых некуда деться герою Бёлля: «Ушёл на фронт из школы и пал за… «но я ещё не знал, за что…»?
Может быть, именно то, что сам герой, ещё живой, причисляет себя к «павшим», и есть самое страшное обвинение войне?
3. Оценивание учащихся.
VI. Домашнее задание
1) Задание по учебнику.
2) Написать эссе «Актуальность рассказа Г. Бёлля «Путник, придёшь когда в Спа…» в наши дни».
3) Написать письмо герою рассказа Г. Бёлля.
(1 – обязательно к выполнению всем ученикам, 2 или 3 – по выбору).