Комбінований урок з зарубіжної літератури для учнів 9 класу закладів з українською мовою навчання з теми: «Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики»
Цели:
Обучающая: охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики.
Развивающая: развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, формировать умение выделять главное от второстепенного.
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство гордости и любви к природе, к Родине.
Задачи урока:
- формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
- формировать и развивать критическое мышление учащихся, умение глубоко и вдумчиво читать лирику, умение отстаивать свою позицию, развивать речевые, аналитические навыки;
- формировать интерес к предмету, гражданскую позицию.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок открытых мыслей
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений поэта, репродукция И. Шишкина «Рожь», презентация в Microsoft Power Point.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, история.
Мы узнаем в нём поэта русского, народного,
в высшем и благороднейшем значении этого слова.
В.Г.Белинский
Ход урока
– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами великого литературного критика В.Г. Белинского: «Мы узнаем в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова». В течение урока я предлагаю вам продумать и привести доказательства в подтверждение или опровержение данного высказывания. На занятии мы познакомимся с основными темами лермонтовской лирики, дадим характеристику лирическому герою поэзии Лермонтова, выясним, какие мысли и чувства обуревают лирического героя поэта.
1. Презентация проекта учащихся «Лирический герой поэзии Лермонтова» (опережающее задание на основе изученных произведений).
Тезис |
Комментарии |
Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью |
Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар») |
Он одинок |
От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу |
Свобода для него – абсолютная ценность |
Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри») |
Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе |
«И скучно и грустно…» – мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности. |
Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие |
Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу |
В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти |
Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими |
2. Лекция учителя «Темы лермонтовской лирики» с элементами беседы и использованием приёма «Рассуждая - учусь»; самостоятельное составление учащимися опорной схемы «Темы лермонтовской лирики».
1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.
Учитель: В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии XIX в.: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема – заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира».
– Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? Каковы тайны его поэзии? Почему так «мрачна» душа поэта?
(Чтение и анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…»).
Экспресс-опрос:
– Ответил ли поэт на наши недоумения? Какая часть стихотворения вам ближе (оно ведь так контрастно!)? Оправдан ли «железный стих, облитый горечью и злостью» в завершении стихотворения?
Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова. Это тема вечная – назначение поэзии, призвание поэта. Вслушайтесь в лермонтовского «Поэта». Удивлены? Наверное, после «железного стиха» эта страница у Лермонтова неизбежна.
Стихотворение «Поэт» завершается строками, в которых звучит вопрос: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» И Лермонтов ответил на него стихотворением «Пророк».
Трагична и неожиданна «развязка» «Пророка». И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»: «Погиб Поэт! Невольник чести…»
(Чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта»
(с определением микротем стихотворения).
Учитель. Да, это своеобразный реквием Пушкину! Но обратите внимание на заглавие: вместо имени – слово «Поэт», причем с прописной буквы! Каким стихотворением Лермонтова можно было бы подытожить наши размышления о поэте, прочтя эти строки как «автопортрет»?
Да, лермонтовским «Парусом». Как вы прочли завершающие строки, «бурю», которой жаждет парус?
Мы слышим ораторский пафос «судьи и гражданина» и – элегию реквиема в его стихах. Поэт, считает Лермонтов, должен служить народу, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу – постыдно для избранника высших сил:
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! Я им не дорожил…
Что остается поэту? Уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, лучами радостно играя». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть – посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».
– Попробуем определить идеалы Лермонтова. Что ж, «он, мятежный, просит бури…» Казалось бы, как просто и однозначно!
Вслушаемся теперь в трагическое пророчество Лермонтова, в его отроческое стихотворение «Предсказание». (Лермонтову всего-то 16 лет, и в этом «мятежном» возрасте крайности и неизбежны, и извинительны.)
(Чтение стихотворения).
И вновь – Пушкин и Лермонтов, мучительная тема «пугачевщины» – «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».
- Сделайте вывод из услышанного в форме незаконченного предложения «Смысл жизни поэта, по мнению М. Лермонтова, - это …» (предположительные ответы учащихся: служение своему народу, самопожертвование, творческие муки и т.д.)
2) Тема природы.
Тема природы волновала многих художников, поэтов, музыкантов. В изобразительном искусстве это Левитан, Шишкин, Саврасов и другие. В музыке Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, Варламов. Гениальность и многогранность натуры Лермонтова поистине поразительны. Природа щедро наделила его не только высоким даром поэта, но и музыкальностью, и талантом художника. Рисовал он всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. У него было много рисунков акварелью, пером, карандашом. Многие его работы не сохранились, однако и то, что дошло до нас – а это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трёхсот рисунков – даёт возможность составить достаточно полное представление о его живописном наследии. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее, одаренность поэта и писателя сказалась и здесь.
Сегодня мы будем говорить о человеке и природе именно в лирике Лермонтова. Огромен и неповторим мир поэзии Лермонтова. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью. Поэзия была для Лермонтова его жизнью. Человек и общество, природа и человек, небо и звезды, любовь и смерть, счастье и страдание – он писал обо всем, что его волновало, тревожило, мучило. Его стихотворения необычайно глубоки по содержанию, таковы его стихи о природе. Через изображение природы поэт выражает свои мысли, чувства, свое восприятие мира.
Пейзаж в его стихах не бытовая зарисовка, он проникнут глубоким философским смыслом. Лермонтовский пейзаж – это “пейзаж души”.
Лермонтов видит в природе, помимо красоты, мудрость, доброту, согласие. Она воистину живая. И вместе с тем она мудрая, независимая, вечная. Она идеал гармонии. В природе человек черпает силы, а служители искусства – вдохновение. Природа связана с человеком, с его внутренними переживаниями. Природа обладает некой магической силой. Она притягивает, привораживает нас, мы ощущаем нерасторжимую связь с ней. В слиянии с природой человек способен ощутить себя счастливым, умиротворенным. Об этом стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива” (1837). Понять стихотворение нам поможет репродукция картины И. Шишкина “Рожь”.
(Чтение «Когда волнуется желтеющая нива…» на фоне картины И. Шишкина)
Экспресс-интервью:
- Какие средства изобразительности для ясности и яркости картины использует М.Ю. Лермонтов?
- Сравните краски, которые использует на своём полотне живописец с красками, использованными поэтом в стихотворении.
- Как вы считаете, кому сложнее передать палитру красок: поэту или живописцу? Почему?
Само содержание произведения, его композиция говорят лишь о недолговременном успокоении поэта от жизненных тревог. Оно наступает лишь при созерцании величия и значительности природы. Общество же дисгармонично, и постигнуть счастье там, где царствует злоба и несправедливость, ложь и лицемерие, – невозможно. Только при удалении от общества, его забвении “смиряется души … тревога, расходятся морщины на челе”. Но порой и общение с природой не заглушали душевной боли. Об этом поэт с горечью скажет в позднем своем творении “Выхожу один я на дорогу..” (Просмотр видеофрагмента «Выхожу один я на дорогу…»)
Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики – теме природы.
Беседа в форме «мозговой штурм»:
– Почему эти стихотворения так завораживают? (Картины, описанные автором, одновременно реалистичны и магичны, в них просматривается органичное сочетание человеческого, сверхъестественного и природного)
– Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданием? (С помощью яркого проявления личного «Я»)
– Почему исчез «железный стих», сменившийся противоположным – трепетно лиричным, музыкальным? (Природа – источник вдохновения для автора, символ свободы, справедливости и мудрости)
- В чём проявляется неповторимость лермонтовских стихотворений о природе? (Природа часто предстает одушевленной, очеловеченной. Лермонтов находит очень глубокие параллели между миром людей и миром природы. В результате образы природы часто являются символами тех или иных переживаний, душевных состояний и даже судьбы человека).
3) Тема любви в поэзии Лермонтова.
Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова.
Не любви ищет поэт, а «иное в любви». Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Оно [любовь], как чумное пятно…», «Все, что любит меня, все погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной; родней не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бедный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот, что в будущем («бесплотное виденье»).
Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне.
(Конкурс чтецов лирики о любви: чтение учащимися наизусть стихотворений «Поцелуями прежде считал…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»)
Подведение итогов в форме «открытого микрофона»:
1. Составление у доски ассоциативного куста «Лирический герой М. Лермонтова».
2. «Работа в парах». Задание: выписать из понравившегося стихотворения, прозвучавшего на уроке, все известные языковые средства художественной изобразительности.
V. Подведение итогов урока – в форме приёма «Минута славы» - составление буриме по теме урока.
- Сегодня вы познакомились с тематическим своеобразием лирического наследия замечательного поэта М.Ю. Лермонтова, отметили отличительные черты его лирического героя и теперь можете уверенно дать оценку утверждению В.Г. Белинского, слова которого стали эпиграфом нашего урока (ответы учащихся).
VІ. Оценивание учащихся.
VІІ. Домашнее задание:
- выучить наизусть стихотворение “Выхожу один я на дорогу…”,
- произвести его идейно-художественный анализ (письменно);
- опережающее задание для учащихся-историков – подготовить сообщение о ситуации в России в 30-40-е годы ХІХ века.
Список использованных источников
т.2, 1981.
3. Ломунова К.Н. М.Ю.Лермонтов в русской критике... - М.:«Сов. Россия», 1995
4. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах/ сост. и комм. И.С.Чистовой. – М.: Правда, 1988.
5.Творчество Лермонтова//Литературный глоссарий – http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/tvorchestvo-lermontova.html
6. Биография Лермонтова Михаила Юрьевича // Сайт «М.Ю. Лермонтов» – http://www.lermontov.info
1