В тетради представлен дидактический материал, предназначенный для совершенствования навыков работы с художественным текстом, развития речи учащихся, их творческих способностей. Материалы рабочей тетради приоритетно направлены на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению историко-культурного и литературного процесса эпохи Классицизма. Рабочая тетрадь по литературе содержит задания разного уровня сложности и адресована в качестве дополнительного пособия ученикам общеобразовательных школ.
Материалы, вошедшие в учебное пособие, разнообразят методическую палитру учителей русского языка и литературы. Система интерактивных заданий творческого, исследовательского характера способствует повышению эффективности обучения.
Е.С. Ракова
Литература
XVII-XVIII веков
Классицизм
Рабочая тетрадь ученика
|
Загляни в словарь! |
|
Вспомните!
|
|
Подумай и ответь!
|
|
Хочу всё знать! |
|
Задание для работы в группах |
|
Творческая мастерская |
|
Творческое задание «Проба пера» |
|
Малая олимпиада |
|
Мультимедийные проекты |
В тетради представлен дидактический материал, предназначенный для совершенствования навыков работы с художественным текстом, развития речи учащихся, их творческих способностей. Материалы рабочей тетради приоритетно направлены на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению историко-культурного и литературного процесса эпохи Классицизма. Рабочая тетрадь по литературе содержит задания разного уровня сложности и адресована в качестве дополнительного пособия ученикам общеобразовательных школ.
Материалы, вошедшие в учебное пособие, разнообразят методическую палитру учителей русского языка и литературы. Система интерактивных заданий творческого, исследовательского характера способствует повышению эффективности обучения.
.
Читаем, думаем, спорим…
Тексты… внешне даже самые ясные и податливые,
говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.
французский историк Марк Бока
Дорогие ребята!
Перед вами – Рабочая тетрадь «В мире литературы». Тетрадь предназначена для работы в классе и дома и поможет лучше усвоить материал и подготовиться к урокам.
Внимательно читайте задания.
Значком обозначена информация о жизни и творчестве неизвестных
вам авторов, материал об истории создания литературных произведений и литературных жанрах.
Значком обозначены теоретико-литературные термины, формулировки которых следует осмыслить и запомнить. Задания выполняются с помощью словаря указанного вида.
Кроме того, в Рабочей тетради в виде алгоритмов содержится теоретический материал, дополняющий материалы учебника. Рассмотрев алгоритмы, попробуйте по ним составить устный рассказ на литературоведческие темы.
Со значком даны задания повышенной сложности; чтобы справиться с ними, необходимо обратиться к дополнительной литературе.
Задания творческой мастерской предполагают исследование изучаемого художественного текста.
На заключительном этапе работы по изучению литературного произведения вам предлагается создать устное монологическое высказывание на заданную тему или письменную творческую работу, непосредственно связанную с изучаемым произведением, под рубрикой «Проба пера». Эти задания обозначены значком
Аккуратно заполняйте пропуски в алгоритмах, таблицы, записывайте ответы на вопросы на специально отведенных для записей строчках.
КЛАССИЦИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Загляни в словарь!
С помощью справочника «Краткий словарь литературоведческих терминов: книга для учащихся». Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева выясните значение литературного термина «классицизм».
Классицизм -
|
|
|
|
|
|
|
«Классика» и «классицизм» однокоренные слова. Что объединяет эти понятия и чем они отличаются? Почему именно так было названо одно из мощнейших литературных направлений ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основе материала учебника, дополнительной информации составьте опорную схему «Особенности формирования классицизма как литературного направления»
Словарь
Абсолютизм - форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть
Назовите особенности классицизма, о которых идет речь в приведенных ниже фрагментах «Поэтического искусства» Н. Буало.
Поэт обдуманно все должен разместить,
Начало и конец в поток единый слить
И, подчинив слова своей бесспорной власти,
Искусно сочетать разрозненные части. <...>
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать
Подобно Цезарю, Людовику под стать... <...>
Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Главный принцип классицизма:
Господство разума над чувством
Из предложенных постулатов выберите черты классицизма:
|
|
|
|
|
Заполните таблицу «Художественные правила классицизма»
Как развивается конфликт между чувством и долгом?
|
|
Тематика произведений
|
|
Соблюдение литературных норм и правил в изображении персонажей, их речи.
|
|
Каково социальное положение героев |
|
Сфера жизни героев
|
|
Жанры |
|
Архитектура и садово-парковое искусство
Определите эпоху постройки сооружений. Проведите сравнительный анализ. Охарактеризуйте черты, свойственные классицизму в архитектуре.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классицизм в живописи. Презентация картины Давида
«Клятва Горациев»
Проследите черты классицизма на примере картины Жака Луи Давида “Клятва Горациев”, написанной в Риме 1784 году.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовьте мультимедийный проект « Классицизм в живописи. Виртуальная экскурсия по картинным галереям мира»
Нарисуйте герб и придумайте девиз французского классицизма. Какие ключевые символы и слова вы подберете? Обоснуйте свою точку зрения.
|
|
|
|
|
|
|
|
.
Творческая мастерская
Составьте коллаж «Визитная карточка классицизма»
Подготовьтесь к презентации коллажа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОРОЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ КОМЕДИИ
ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР
П. Миньяр. Портрет
Жана Батиста Мольера
Загляни в словарь!
С помощью справочника «Краткий словарь литературоведческих терминов: книга для учащихся». Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева выясните значение литературного термина «комедия».
Комедия -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соотнесите названия драматических жанров с их определениями
Драматическое произведение, в котором характеры, положения и действия представлены в смешных формах. |
трагедия |
Драматургический жанр, в основе конфликта которого острое и непримиримое противоречие, как правило, приводящее к катастрофическим последствиям и к гибели героя.
|
драма |
Драматургический жанр, изображающий сцены частной жизни героев, острый кон-фликт , допускает возможность благополучного его разрешения |
комедия |
Перечислите особенности драматических произведений
|
|
|
|
|
|
Аллегория комедии
Карл Ванло, 1752.
Загляни в словарь!
Резонёр — персонаж литературы 17-18 вв. (особенность комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций.
Интрига – соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.
Какая интрига движет действие в комедии «Мещанин во дворянстве», как с ней связано название комедии?
1 группа. Работа со словарем: определение жанра комедии
2 группа. Работа со словарем: смысл заглавия
3 группа. Композиция и сюжет
4 группа. Проблематика классической комедии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Охарактеризуйте господина Журдена.
Проанализируйте его монологи, речь, поступки.
Как характеризуют господина Журдена его взаимоотношения с женой, служанкой Николь, учителями, портным и его подмастерьем, графом Дорантом и маркизой Дорименой.
|
|
|
|
|
|
|
|
Вспомните, какие виды смеха (комического) в искусстве вы знаете.
|
|
|
|
|
|
Как вы оцениваете поведение Журдена? Глуп он или умён?
Образ Журдена
|
Отрицательные черты |
Художественные приемы изображаемого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполняется ли требование классицизма о делении героев на положительных и отрицательных в комедии «Мещанин во дворянстве »?
|
|
|
|
|
|
|
Какова роль музыкальных страниц в комедии "Мещанин во дворянстве"?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В виде таблицы запишите традиции классицизма и новаторство Мольера в комедии “Мещанин во дворянстве
Традиции классицизма |
Новаторство Мольера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскройте особенности комедии ситуаций и комедии характеров. Подготовьте инсценирование небольшого отрывка из комедии Ж.Б. Мольера.
Вопросы «актерам»:
Составьте оригинальный текст-рекламу на произведение
Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве »
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовьте мультимедийные проекты на темы:
«Искусство европейской комедии в XVII веке»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческое задание «Проба пера»
Напишите сочинение «Письмо восхищенного зрителя». В эпистолярном жанре выразите свое отношение к творчеству великого комедиографа эпохи Классицизма . Включите выражения: я восхищаюсь…, удивительно то, что…; хочу поделиться…, хочу поспорить с Вами…, мне не совсем понятно…и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческое задание «Проба пера»
«В чем я вижу бессмертие мольеровских персонажей?»
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ
Словарь
Гражданин – человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу
На основе материала учебника, дополнительной информации заполните опорную схему « Век Просвещения в России »
Какие традиции древнерусской и духовной литературы унаследовала русская литература ХVIII века?
|
|
|
|
|
|
Это полезно знать!
Жан-Жак Руссо
Денни Дидро
Прочитав статью учебника «Своеобразие русского классицизма» стр. 89-90, продолжите заполнение таблицы.
Сходство русского классицизма ХVIII века и европейского классицизма эпохи Просвещения |
Оригинальные черты русского классицизма ХVIII века |
Ориентация на культ разума, на подражание античным образцам и облагороженной природе |
Внимание к конкретной российской действительности и остросатирическая направленность |
Строгость в соблюдении поэтических правил и законов |
Сюжеты не из античной мифологии, а из реальной действительности своего времени или из русской истории (Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Державин, Крылов) |
Нормативность поэтики |
|
Устойчивая жанровая структура |
|
|
|
|
|
Это полезно знать!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это полезно знать!
Подготовьте мультимедийный проект « Классицизм в архитектуре. Архитектурные ансамбли города Одессы. Виртуальная экскурсия »
«ВОСТРОРЖЕННОЕ ПАРЕНИЕ ВЫСОКОГО ЖАНРА»
М.В.ЛОМОНОСОВ
Загляни в словарь!
С помощью справочника «Краткий словарь литературоведческих терминов: книга для учащихся». Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева выясните значение литературного термина «комедия».
Ода -
|
|
|
|
|
|
Это полезно знать!
Теория «трех стилей» была известна еще в античности. Почему же именно М.Ломоносова называют реформатором русской словесности? Что является фундаментом его поэтической системы?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отметьте языковые особенности, позволяющие отнести оду к «высокому стилю». Соотнесите примеры с названиями выразительных средств языка
1.Старославянизмы |
с собой возвысил до небес; мы дар твой до небес прославим ; там тьмою островов посеян; там тучи разных птиц летают
|
2.Гиперболы |
Там Лена чистой быстриной, как Нил народы напояет и бреги наконец теряет, сравнившись морю шириной
|
3.Высокая торжественная лексика |
Великое светило миру (солнце); бессмертия достойный муж; блаженства нашего причина( Петр Первый); Тебе, о милости источник , о ангел мирных наших лет( Елизавета)
|
4.Перифразы |
Какая светлость окружает в толикой горести Парнас ? Пространная твоя держава о как тебя благодарит ! О, ваши дни, благословенны! |
5.Сравнения |
Пламенные звуки, лира восхищена, победами венчанну, божественны науки, отторжен роком
|
6.Риторические вопросы и восклицания |
Сей, толикий, оный, класы, токмо, зрак, глас, зиждитель., искони, отверзает, воззри
|
Докажите справедливость слов критика В.Г. Белинского о значении творчества Ломоносова: “С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим”.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вспомните движение сюжета оды Ломоносова (Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», 1747 г.)
Какая мысль скрепляет все сюжетные части оды?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С кем из античных богов сопоставляет Ломоносов в «Оде на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Петра I и для какой цели?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие приёмы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны 1747 года»?
Художественный приём
|
Примеры |
Метафоры
|
|
Сравнения
|
|
Употребление образцов античной мифологии
|
|
Архаические слова и выражения
|
|
Олицетворения
|
|
Гиперболы
|
|
Риторические вопросы и восклицания
|
|
Найдите примеры звукописи в стихотворении «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Какова роль этого приёма?
|
|
|
|
|
|
|
Исследуйте синтаксис стихотворения. Как вы считаете, почему поэт так настойчив в вопросах?
|
|
|
|
|
|
|
Как бы вы определили жанр стихотворения? Размышление? Ода? Научная поэзия? Или…?
|
|
|
|
|
|
|
|
Стихотворение «Снегирь» Г.Р. Державин называл одой.
Ода – высокий жанр. Сохраняет ли автор «высоту» жанра? Как соединяются в стихотворении «высокое» и «низкое»?
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласны ли вы с утверждением: « Поэзия Ломоносова – это « поэзия мысли ». Свой ответ обоснуйте.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческое задание «Проба пера».
Как известно, оды в XVIII веке посвящали государям или видным полководцам. Кому или из современников или чему (на ваш взгляд) можно было бы посвятить оду в наши дни? Напишите ее, используя основные принципы создания оды в русском классицизме.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напишите в жанре эссе “Похвальное слово Ломоносову”
Творческая мастерская
Составьте коллаж « М.В. Ломоносов – символ XVIII века»
Подготовьтесь к презентации коллажа.
|
|
|
|
|
|
|
Про А.Н.Оленина, председателя Академии художеств при Александре I, рассказывали такую историю. В отрочестве на него настолько подействовала комедия Д.Фонвизина «Недоросль», что он начал усиленно заниматься и в последующем стал одним из образованнейших людей своего времени. Почему?
|
|
|
|
|
|
|
|
Словарь
Невежда - необразованный человек.
Невежа - невоспитанный человек.
С помощью стрелочек укажите пары – антонимы. Каким героям комедии присущи данные качества
Добродетели |
|
Пороки |
благородство |
|
низость |
образованность |
|
наглость |
справедливость |
|
грубость |
гуманизм |
|
коварство |
искренность |
|
невежество |
порядочность |
|
подлость |
совестливость |
|
произвол |
честность |
|
бесчеловечность |
деликатность |
|
лицемерие |
|
|
|
|
|
|
|
|
Литературная викторина
Определите, кому из персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат следующие реплики:
Составьте цитатную характеристику героя комедии, подбирая его реплики, по которым мы можем судить о его характере.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформулируйте и обоснуйте своє согласие или несогласие с позицией Н.В. Гоголя:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдыает ли герой своєё имя? Обоснуйте свою точку зрения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Петруша Гринёв |
Митрофанушка Простаков |
1. Времяпрепровождение героя “Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками”.
|
“Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман”. |
2. Отношение к крепостному воспитателю “Я твой господин, а ты мой слуга… Тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают”. |
“Нет-нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-ка теперь на голубятню…” |
3. Учителя “Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию… Обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам…” |
“Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. |
4. Отношение ученика к науке “Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды”. |
“С тобою, дружок, знаю, что делать. Пошёл-ко служить…” |
5. Будущее “Петруша в Петербург не поедет. Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон” |
“Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то? Правдин. География. Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия. Митрофан. Да что такое! Господи, Боже мой! Пристали с ножом к горлу”. |
Кто является резонёром в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Свой ответ обоснуйте.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правдин и Стародум
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческая мастерская
Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными сегодня?
Как каждый из героев пьесы относится к образованию? На какие группы по зтому основанию можно разделить всех действующих лиц комедии?
І |
II |
III |
1.
|
1. |
1.
|
2.
|
2. |
2. |
3.
|
3. |
3. |
|
|
|
|
|
|
|
Творческая мастерская
Выпишите советы Стародума по воспитанию истинного гражданина. Что бы вы изменили, что, на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения. Составьте свои рекомендации по воспитанию гражданских черт характера, гражданских чувств.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проба пера
Творческая мастерская
Составьте рекомендации актерам, исполняющим роли Митрофана, Простаковой и Скотинина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отметьте традиции классицизма и черты новаторства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Традиции классицизма |
Черты новаторства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проба пера
Малая олимпиада
По какому поводу прозвучала знаменитая фраза: «Умри, Денис, а лучше не напишешь»? Кем была произнесена?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Малая олимпиада
В XVIII веке происходят решительные перемены в развитии русской литературы на фоне коренных преобразований во всех сферах общественного развития. Какие основания видят литературоведы для того, чтобы ввести метафорическое обозначение русской литературы( и культуры) XVIII века как «бронзового века»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Малая олимпиада
О Простаковой иронически сказано: «Мастерица толковать указы».
О каком указе идет речь?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовьте мультимедийный проект
«Сценическая история «Недоросля »
Творческая мастерская
Проверь себя!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пропущенное слово в цитатах обозначено ……(?), нужно вписать в том же числе и падеже, как в авторском тексте.
По горизонтали
2. «Успех нас первый окрылил:
Старик ………… (?) нас заметил
И, в гроб сходя, благословил».
«Евгений Онегин»
4.Автор «Истории государства Российского».
8. Литературное направление, черты которого особенно ярко проявились в творчестве Н.М. Карамзина.
11. «Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества,
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!»
Название стихотворного жанра.
13. «О, …..(?) – малый не простой!
Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел …..(?) мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы».
И.А. Крылов
15. Фамилия матушки Митрофанушки.
17. Господствующее литературное направление XVIII века в России.
18. Ода, которая была включена А.Н. Радищевым в текст «Путешествия из Петербурга в Москву».
По вертикали
Звездам числа нет, бездне …(?)».
М.В. Ломоносов
5. Ода Г.Р. Державина, принесшая поэту литературную известность.
6. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит».
Название стихотворения Г.Р. Державина.
12. Героиня сентиментального романа Н.М. Карамзина.
14. «Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал ………. (?), друг свободы. «Евгений Онегин»
16.Актер, основатель первого публичного театра.
1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?
а) романтизм
б) классицизм
в) сентиментализм
2.Страна родоначальница классицизма:
а) Франция
б) Италия
в) Англия
г) Голландия
3.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?
а) иерархия жанров
б) опора на античные традиции
в) интерес к внутреннему миру героя
г) культ чувства
д) принцип трех единств
4.Какие из этих жанров (видов) произведений согласно правилам классицизма не относятся к высоким:
а) Трагедия
б) Комедия
в) Ода
г) Героическая поэма
5.Какое из правил трех единств обозначает единство сюжетной линии:
а) Единство времени
б) Единство места
в) Единство действия
г) Нет такого
6. Кто первым в русской литературе стал изучать вопрос слого – ударного
стихосложения:
а) Ломоносов
б) Тредиаковский
в) Державин
г) Пушкин
7. Кого из названных писателей можно считать классицистами?
а) М.В. Ломоносов
б) А.С. Пушкин
в) Г.Р. Державин
г) А.А. Фет
8. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?
а) басня
б) ода
в) былина
г) поэма
9.О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который писал, что физика – это его упражнения; стихотворство – его утеха. Укажите фамилию.
а) Фонвизин
б) Державин
в) Ломоносов
г) Карамзин
10.Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века:
а) Княжнин
б) Грибоедов
в) Карамзин
г) Фонвизин
11. Каждый из героев комедии Фонвизина «Недоросль» представляет собой определённый общечеловеческий тип. Соотнесите героя и тип:
1.Митрофан а) мудрый человек
2.Простаков б) честный человек
3.Правдин в) безвольный муж-подкаблучник
4.Милон г) благородный человек
5.Стародум д) эгоист
12.Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора, резонёром?
а) Софья; б) Митрофан; в) Стародум; г) Милон.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважаемые коллеги!
|
|
|||||||||||||||
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Как сделать так, чтобы школьный анализ художественного произведения стал процессом заинтересованного мотивированного поиска, как добиться того, чтобы читательские умения учащихся стали одновременно средством не только успешного изучения ими художественного произведения, но и личностного их развития? Какие новые и традиционные методики необходимо использовать в процессе формирования читательской компетенции учащихся? Как должно содержание школьного литературного образования решать эту проблему? Эти вопросы сегодня звучат как никогда актуально. Педагогическая практика показывает, что только деятельностный принцип обучения формирует активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве. Пособие «В мире литературы» является рабочей тетрадью, сборником заданий по теме «Литература ХУІІ-ХУІІІ веков. Классицизм». Проблемно-тематический принцип, на основе которого построена рабочая тетрадь, позволяет эффективно формировать у учащихся умение определять проблематику изучаемых произведений, соотносить ее с собственным жизненным опытом, формулировать свое отношение к поставленным автором проблемам и героям литературного произведения, овладевать навыками участия в дискуссии по прочитанному. Кроме заданий аналитического характера, школьникам предложены творческие задания исследовательского характера, создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Рабочая тетрадь по литературе содержит задания разного уровня сложности и адресована в качестве дополнительного пособия детям, учителям и родителям, для работы в классе и дома. Каждая тема, включенная в пособие, состоит из 3 частей (уровней), Уровень «А» – задания первого уровня сложности построены по принципу воспроизведения учебного материала, посильны каждому ученику. Уровень «Б» – предусмотрены задания аналитического характера и на развитие умений. Уровень «С» – задания творческого характера с привлечением дополнительного материала, развивающие устную и письменную речь учащихся. Структура тетради сочетает теорию литературы и практику литературоведения, что позволяет отработать элементы анализа, что, в свою очередь, приводит к самостоятельности и глубине суждения о прочитанном литературном произведении. Реализация межпредметной интеграции формирует целостное представление о литературном процессе, авторской художественной системе. Успешное изучение тем обеспечивается диалектическим единством эмоционального, интеллектуального и деятельностно - практического подходов к освоению изучаемого историко-культурного и литературного материала. Использование дополнительной информации (памятки, алгоритмы, справочные материалы), размещенной в приложении, создает основу для организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению материала, овладению ими техникой исследовательского поиска при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Предметные результаты:
потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
Содержание
Для заметок
Для заметок
Для заметок
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|