Устный журнал в 7 классе на тему:
Вода - источник жизни.
Цель: - углубить знания учащихся о воде, ее свойствах и применении;
- дать понятие о значении воды в жизни человека;
- формировать у учащихся активную гражданскую позицию относительно загрязнения водных ресурсов;
- воспитывать человечное отношение к природе в разнообразии ее объектов и явлений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Powerpoint, видеофайлы, плакат «Круговорот воды в природе», высказывания известных людей на доске, детские рисунки.
Эпиграф урока:
"Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не описать,
тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое.
Ты не только нужна, ты и есть жизнь!"
/ Антуан де Сент-Экзюпери /
Ход урока.
І. Организационная часть.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
Темой нашего сегодняшнего урока является вода –источник жизни. ( слайд №1). Сегодня мы попробуем узнать, какую роль играет вода в жизни человека, какие свойства имеет вода, как человек влияет на состояние воды своей деятельностью.
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока являются слова известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: (зачитывается эпиграф, слайд №2). А какие еще высказывания известных людей о воде вы знаете? (Ученики отвечают).
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
(Лао-Цзы, китайский философ)
Вода течет, и должна течь, потому что она так привыкла.
(Латинская поговорка)
Мы познаем ценность воды лишь тогда, когда источник пересыхает.
(Бенжамин Франклин, политик)
В воде отличная память, и она всегда будет пытаться вернуться в исходное состояние. (Тони Моррисон, писатель)
Что же такое вода? Такой вопрос может показаться странным, но мы попробуем ответить на него. С водой хорошо знаком каждый, кто привык умываться, пьет чай, умеет плавать, катается на коньках, санках или лыжах. Вода - это важнейшее вещество на Земле, без которой не может существовать ни один живой организм.
Посмотрите на физическую карту полушарий Земли . (слайд №3)Большинство поверхности Земли покрыта водой. Океан, покрывающий нашу планету, - это вода. Облака, туманы несут влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые шапки гор, зимний рисунок на стекле, роса на траве, иней на деревьях - и это вода Воде принадлежит важнейшая роль в истории планеты. Многие древние цивилизации возникли в долинах рек. На берегах Нила зародилась египетская цивилизация, у слияния Тигра и Евфрата - месопотамская.
Без воды невозможно существование человека. Дело в том, что тело человека почти на 70% состоит из воды.
Запасы воды на земном шаре огромные, однако это преимущественно горько-соленая морская вода. Пресная вода составляет лишь 3% от общего количества, причем 85% ее сосредоточено в ледниках и только 1% пресной воды содержат реки, озера и подземные воды.
Видеофрагмент «10 удивительных фактов о воде».
Наш сегодняшний урок мы построим в виде устного журнала. Но перед тем послушаем стихотворение о воде и проведем небольшую разминку.
Ученик читает:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает ,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить.
Составление «ассоциативного куста»
Колодец озеро море
Дождь жидкость
Речка ВОДА стирка
Посуда облако,
Пар лід океан
Элемент игры. Подобрать точные слова-характеристики (слайд №4):
Розляглася земля неозора, а найкраща вода ... (прозора).
На землі калинове намисто, а найкраща вода...(чиста).
Тут діброва шумить невмируща, а найкраща вода ... (цілюща).
Ось і день проминув. Ніч коротка, а найкраща вода ... (солодка).
ІІІ. Основная часть.
Страница 1. Нахождение воды в природе. (слайд №5)
Ученик. Вода есть не только в реках, озерах, колодцах. Вода и в воздухе, в земной атмосфере. Это дождь, тучи, туман. Голубой цвет неба и обусловлен тем, что атмосфера насыщена каплями воды.(слайд №6)
Все воды на земле, не входящие в состав горных пород, объединяются понятием "гидросфера". Нет на Земле вещества, важнее для нас, чем обычная вода, и в то же время не существует более загадочного вещества, имеющего столько интересных свойств.
Почти 2/3 поверхности нашей планеты занято океанами и морями. (слайд №7). Жесткой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши. От воды зависит климат планеты. Попробуем представить себе, какой бы выглядела наша планета без воды - мрачные впадины морей, океанов, покрытые толстым слоем соли, пересохшие реки, горные породы, превращаются в прах. Ни кустика, цветка на мертвой земле и безоблачное небо неестественного цвета.
Элемент игры.
Загадки о воде:
Что такое: живет и льется,
Порой и на камень дерётся,
Как нет – все высыхает,
Зверь и птица умирает. (Вода)
1. Текло, текло и легло под стекло. (Вода, лед.)
2. Упадет с неба — не разобьется, упадет в воду — расплывется. (Снег.)
3. Зимой горой, а летом водой. (Снег.)
4. Что приходит тихо, а уходит с шумом? (Снег.)
5. Меня просят и ждут, а как покажусь — убегают. (Дождь.)
6. Сидит дед за подушками и стреляет галушками. (Град.)
7. Сивый вол выпил воды полный дол. (Туман.)
8. Без глаз, а слезы льет. (Роса.)
9. Когда небо ниже земли? (Когда смотришь в воду.)
10.Можно ли нести воду в сите? (Можно замороженную).
11.Каких камней в реке нет? (Сухих).
12.Сама вода и по воде плавает. (Льдина).
13.На какое дерево садится ворона во время сильного дождя? (На мокрое).
14. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).
Страница 2. Свойства воды. (слайд №9)
Ученик. Вода - это единственное вещество в природе, которая в земных условиях существует во всех трех состояниях:
жидком - вода,
твердом - лед,
газообразном - пар. (слайд №10)
Вода состоит из водорода и кислорода. Почти 200 лет назад ученые доказали, что 2 атома водорода и атом кислорода объединяются в молекулу воды, H2O.
( слайд №11)
Инсценировка Экологическая сказка о рождение воды»
Ведущий: «Повстречались однажды водород с кислородом».
Водород: «Давай с тобой соединимся, будет легче».
Кислород: «Нет, не буду я с тобой соединяться. Я такой большой, а ты такой маленький».
Ведущий: «Кислород гордый, активный, богатый. Он имеет большие владения – 21% по объёму от атмосферы воздуха».
Водород: «Давай соединимся, я отдам два атома, а ты один и увидишь какое получится чудесное вещество».
Кислород: «Ну что же, давай попробуем».
Ведущий: « И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить.
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – водица!
Шествует, как королева
Гордо, важно, очень смело.
Сильная она всегда.
Помни, звать её вода».
Ведущий: «Прослышали соли, что появилось красивое, чудесное вещество,
заволновались, особенно поваренная. Соль считала себя первой красавицей».
Соль: «Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех красивей и белее»?
Ведущий: «И ей зеркальце в ответ».
Зеркальце: «Ты прекрасна, спору нет,
Но водица всё ж милее,
Всех прозрачней и важнее».
Соль: «Ну что в ней хорошего? И без цвета она, и без запаха и даже без вкуса».
Вода: «Ты знаешь соль, если я чистая, то мой цвет не повторим в природе, он просто необыкновенный. Я образую реки, озёра, моря, океаны, ледники, а вы соли обижаете меня, загрязняете мои владения».
Вода не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса, замерзает при температуре 0 градусов Цельсия, кипит при температуре 100 градусов Цельсия.
В воде очень высокая скрытая теплота испарения. Чтобы выпарить воду из чайника, нужно в 5 раз больше тепла, чем для ее кипячения. Если бы не это свойство воды - медленно испаряться, то многие бы озера, реки летом пересохли.
В воде из всех жидкостей самое большое поверхностное натяжение. Поверхность воды всегда затянута тонкой пленкой из молекул. По ней, как по полу, бегают насекомые - водомерки и даже тропические ящерицы-Василиск.
( слайд №12). Силы поверхностного натяжения поднимают воду из почвы для питания растений.
Слово учителя.
Украинский народ создал очень много песен, связанных с водой, сотни пословиц, поговорок, примет. Послушаем некоторые из них. (Ученики озвучивают пословицы)
Поговорки, пословицы, сравнения
1. Когда апрель с водой, то май с травой.
2. Майская роса лучше овса.
3. Чайка села в воду - жди хорошей погоды.
4. Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться.
5. Вода все смоет, а злого слова - нет.
6. Не плюй в колодец, пригодится напиться.
7. Под лежачий камень и вода не течет.
8. Похожие, как две капли воды.
9. Хлеб и вода - бедного еда.
10. Хлеб - отец, вода - мать.
Объяснить украинские поговорки.
1. Водой не разлить (Крепко дружить).
2. Воду мутить (Намеренно что-то усложнять, запутывать).
3. Воду решетом носить; толочь воду в ступе (Напрасно тратить силы).
4. Много воды утекло (Прошло много времени).
5. Как из воды растет (очень легко, красиво и быстро).
6. Как в воду смотрит (точно предсказывает события).
7. Выходить сухим из воды (Умело избегать наказания, будучи виновным).
8. Вилами по воде писано (О том, осуществление чего вызывает сомнение).
1. Водою не розлити (Крепко дружить).
2. Воду каламутити (Намеренно что-то усложнять, запутывать).
3. Воду решетом носити; товкти воду в ступі (Напрасно тратить силы).
4. Багато води утекло (Прошло много времени).
5. Як з води росте (Очень легко, красиво и быстро).
6. Як у воду дивитися (точно предсказывает события).
7. Виходити сухим із води (Умело избегать наказания, будучи виновным).
8. Вилами по воді писано (О том, осуществление чего вызывает сомнение).
Страница 3. Круговорот воды в природе. (слайд №13).
Ученик. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека. Вода, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь обратно с воздушными потоками, превращает их в единое целое.
Вода переносит с собой огромное количество химических веществ, перенося их из почвы в растения, с суши в озера и океаны, с воздуха на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащиеся в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не поступления воды из почвы в растения, все травы, даже те, что растут на богатых почвах, погибли бы от голода.
Вода обеспечивает питательными веществами и обитателей рек, озер и морей. Ручьи, весело стекая с полей и лугов во время весеннего таяния снега или после летних дождей, собирают по дороге химические вещества, хранящиеся в почве и доносят их до жителей водоемов и морей, связывая тем самым наземные и водные участки нашей планеты.
Давайте проследим путь одной молекулы воды, которая делает бесконечный круговорот.
Итак, молекула - на поверхности океана. (слайд №14) Вода испаряется под действием солнечного тепла и молекула поднимается на высоту в несколько тысяч метров над Землей. Теперь она соединяется с другими молекулами и образуется капелька воды. Ветер относит эту капельку за сотни километров. Капли присоединяются друг к другу и падают на Землю в виде осадков. Молекула попадает на Землю, потом - к корням деревьев. Молекула поднимается вдоль ствола и наконец испаряется с листа. Как и раньше, она стремится подняться вверх, чтобы создать вместе с другими молекулами чуть заметную капельку. Капелька летит в воздухе и попадает в темную, тяжелую облако. Наша молекула снова падает на Землю вместе с дождем. Но на этот раз она попадает в реку, которая несет ее к океану.
Теперь могут пройти тысячи лет, пока она не выберется на поверхность океана, испарится, и опять не появится в капельке, которую понесет ветер. Этот круговорот никогда не останавливается: вода испаряется с поверхности моря, летит над землей, падает в виде дождя и возвращается в море. При этом вода поддерживает все виды жизни на Земле.
Страница 4. Вода в жизни человека. (слайд №15)
Ученик . Вода - необходимый компонент жизни. Она нужна для жизнедеятельности растений, животных, человека. Человек использует воду в своей повседневной жизни.
С давних времен люди селились вблизи пресных водоемов, образуя затем вокруг них села и города. Вода нужна человечеству для гигиены (купание, мытье рук, посуды, уборки и т. п), приготовления пищи и получения продуктов питания, содержания животных, отдыха. Вода также является дорогой, то есть путем передвижения или перевозки грузов. Человек употребляет в пищу существ, которые обитают в воде (рыба, крабы, раки, кальмары, креветки, осьминоги, мидии и тому подобное). Вода также имеет и разрушительную силу. Большой вред наносят человечеству цунами, сели, снежные лавины и наводнения. Даже сильный дождь, снег или туман могут привести к остановке жизни города.
Один человек в среднем потребляет около 600 т пресной воды в год, еще 200 т ежегодно ей нужно на санитарные цели. Несравненно больше воды расходуется на различных промышленных объектах, фабриках и заводах. Ежедневно взрослому человеку нужно 2-2,5 л питьевой воды. А чтобы организм исправно работал, воды необходимо в 4-5 раз больше, то есть 7-10 л. Организм взрослого человека на ¾ состоит из воды.(слайд 16, 17)
Без пищи человек может прожить два месяца, а без воды не проживет и пяти дней. Подсчитано, что взрослый человек за 70 лет потребляет 60 т воды. При потере воды до 2% масса тела(1-1,5литра) появляется жажда, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при потере 10% появляются галлюцинации, нарушается глотание, при потере воды в объеме 12% от массы тела, человек погибает.
При купании вода благотворно влияет на кожу, улучшает кровообращение.
Страница 7. Виды воды. (презентация)
Казалось бы, вода есть вода - чистое вещество, какие могут быть ее виды? Но, оказывается, в зависимости от того, в каком месте берут воду, она может называться по-разному. Также вода может быть насыщена различными микроэлементами, от чего ее свойства могут меняться.
Артезианская вода (слайд №45) представляет собой воду, которая залегает на глубине от 25 до 300 метров. Артезианские воды очень хорошо защищены от различного вида внешних загрязнений. Эта вода начала использоваться человеком в 12 веке.
Дождевая вода (слайд №46) - это одна из многочисленных форм атмосферных осадков. Главный ее источник - это влага, которая испаряется с поверхности почвы и водоемов. Одна дождевое облако способно содержать в себе до нескольких сотен тонн воды.
Жесткая вода (слайды №47,48) - это вода в замерзшем состоянии. К ней относятся атмосферные осадки - град, снег, иней, а также лед.
Сухая вода (слайд №49) была создана химиками в 1968 году. Внешне эта вода похожа на белый мелкий песок и на самом деле представляет собой мелкие капельки воды в кремниевой оболочке. Она полезна тем, что способна впитывать в себя различные вредные вещества, поэтому используется при перевозке различных вредных жидкостей.
Золотая вода (слайд №50) - это вода, которую настаивают на золоте. Используется в современной медицине для лечения многих заболеваний. Известно, что она нормализует сердечную деятельность, активизирует память и выравнивает пульс.
Серебряной (слайд №51) называют воду, которая насыщена ионами серебра. Целебные свойства серебряной воды открыли очень давно. Еще в конце 19 века исследователи заметили свойство серебра убивать микробы, очищая воду. Сегодня серебряная вода широко используется при необходимости хорошо продезинфицировать или законсервировать питьевую воду.
Родниковая вода. (слайд №52) Источником называют небольшой поток воды, бьющий из земли. Вода источников - это подземные или грунтовые воды, нашли выход на поверхность земли в определенном месте. Родниковая вода, пройдя путь до поверхности из земных недр через камни и песок, уже прошла естественную очистку, поэтому она абсолютно пригодна для питья.
Минеральная вода (слайд №53) - это дождевая вода, которая много веков или даже тысячелетий назад ушла глубоко в землю, просачиваясь сквозь расщелины и различные слои породы. При этом в ней растворялись различные минеральные вещества, находящиеся в земле. Такая вода является целебной и используется для лечения различных болезней.
Морская вода (слайд №54) по своему составу очень сложная и включает в себя очень много химических элементов. Известно, что 70% поверхности земли занимает именно эта вода. С древних времен морская вода применяется в лечебных целях.
Пресная вода. (слайд №55) В отличие от морской воды, пресная вода содержит в своем составе очень малую долю солей. С пресной воды состоят пресные озера, реки и ручьи. Пресная вода составляет лишь 3% от общего количества, причем 85% ее сосредоточено в ледниках и только 1% пресной воды содержат реки, озера и подземные воды.
Дистиллированная вода (слайд №56) - это вода, которая практически полностью очищена от растворенных в ней минеральных солей, органических и других примесей. Используется для производства напитков, а также продается в бутылках, как питьевая вода.
Талая вода (слайд №57) образуется за счет технологии самой природы: сначала медленное замораживание, затем удаление соли из раствора и, последний этап - таяние. Талая вода повышает урожайность сельскохозяйственных культур, прирост молодняка птицы и животных. Однако, если талую воду прокипятить, она теряет свои свойства.
Шунгитовая вода. (слайд №59). Целебные свойства шунгитовой воды заметили еще в древности. Шунгит - это горная порода. Достаточно лишь несколько камешков шунгита поместить в воду, чтобы они впитали около 95% различных загрязнителей, удалили тяжелые металлы, нитраты а также вирусы и бактерии. Этот минерал также способен насыщать воду полезными микроэлементами.
Коралловая вода, (слайд №60) - это вода, насыщенная коралловым кальцием. Ученые заметили, что на некоторых островах, окруженных коралловыми рифами, люди живут дольше. Потом выяснилось, что вода вблизи этих островов фильтруется кораллами и при этом насыщается кальцием. Коралловая вода - это уникальная вода, которая способствует сохранению и восстановлению здоровья.
IV. Закрепление и обобщение знаний.
«Тучка с капельками».
На каждой капельке вопросы по уроку, в зависимости от сложности вопроса капельки разного цвета.
-вода - это живая природа? (нет)
-в скольких агрегатных состояниях вода находится на Земле? (3)
-входит в состав воды оксиген? (да)
-какова химическая формула воды? (Н 2О)
-при какой температуре вода замерзает? (0°С)
-назовите физические свойства воды (прозрачная, бесцветная, текучая, не имеет формы)
-что такое гидросфера? (водная оболочка земли)
V. Подведение итогов.
На этом мы переворачиваем последнюю страницу нашего журнала и наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на этом уроке о воде?
Ученики отвечают:
Вода-самое распространенное вещество в природе.
Без воды невозможно существование ни человека, ни животных, ни растений.
К воде нужно относиться очень бережно, так как питьевой воды очень мало и т.д.
Что конкретно Вы можете сделать для сохранения воды?
Следить, чтобы зря вода не тратилась, не мусорить на берегах рек и т. д.
«Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни»!
Звучит “Гимн воде” на музыку к песне “Я люблю тебя жизнь”.
1. О воде мы поем,
Что само по себе и не ново.
“Без воды никуда” -
Повторяем мы снова и снова.
Океаны, моря
Материк омывают повсюду.
Что такое вода?
Это мир, это жизнь, это чудо!
2. На планете любой
Не найти нам подобия жизни.
Не живут без воды
Ни бактерии, ни организмы.
Нам вода так нужна,
Дарит жизнь она снова и снова
Без тебя никогда
Человечество выжить не сможет!
VІ. Домашнее задание §
Викторина о воде.
1. Назовите формулу воды. (Н2О)
2. Назовите греческое название воды (гидро).
3. Почему вода в море соленая? (содержит большое количество солей).
4. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
5. Самое соленое море? (Мертвое, в каждом литре его воды – около 300 г солей).
6. Сколько литров воды в сутки необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности? ( 2,5 л).
7. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды? (Стекловидное тело глаза – 99%).
8. Где в организме человека содержится наименьшее количество воды? (Зубная эмаль)
9. Сумма индексов в формуле молекулы воды (3)
10.Без ног, а бежит, без рук, а рукава имеет. (Река).
11.И в огне не горит, и в воде не тонет. (Лед).
12 Относительная молекулярная масса воды (18).
13.Я от солнца плачу. Я не могу иначе! (Сосулька).
14. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил).
Устный журнал в 7 классе на тему:
Вода - источник жизни.
Цель: - углубить знания учащихся о воде, ее свойствах и применении;
- дать понятие о значении воды в жизни человека;
- формировать у учащихся активную гражданскую позицию относительно загрязнения водных ресурсов;
- воспитывать человечное отношение к природе в разнообразии ее объектов и явлений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Powerpoint, видеофайлы, плакат «Круговорот воды в природе», высказывания известных людей на доске, детские рисунки.
Эпиграф урока:
"Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не описать,
тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое.
Ты не только нужна, ты и есть жизнь!"
/ Антуан де Сент-Экзюпери /
Ход урока.
І. Организационная часть.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
Темой нашего сегодняшнего урока является вода –источник жизни. ( слайд №1). Сегодня мы попробуем узнать, какую роль играет вода в жизни человека, какие свойства имеет вода, как человек влияет на состояние воды своей деятельностью.
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока являются слова известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: (зачитывается эпиграф, слайд №2). А какие еще высказывания известных людей о воде вы знаете? (Ученики отвечают).
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
(Лао-Цзы, китайский философ)
Вода течет, и должна течь, потому что она так привыкла.
(Латинская поговорка)
Мы познаем ценность воды лишь тогда, когда источник пересыхает.
(Бенжамин Франклин, политик)
В воде отличная память, и она всегда будет пытаться вернуться в исходное состояние. (Тони Моррисон, писатель)
Что же такое вода? Такой вопрос может показаться странным, но мы попробуем ответить на него. С водой хорошо знаком каждый, кто привык умываться, пьет чай, умеет плавать, катается на коньках, санках или лыжах. Вода - это важнейшее вещество на Земле, без которой не может существовать ни один живой организм.
Посмотрите на физическую карту полушарий Земли . (слайд №3)Большинство поверхности Земли покрыта водой. Океан, покрывающий нашу планету, - это вода. Облака, туманы несут влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые шапки гор, зимний рисунок на стекле, роса на траве, иней на деревьях - и это вода Воде принадлежит важнейшая роль в истории планеты. Многие древние цивилизации возникли в долинах рек. На берегах Нила зародилась египетская цивилизация, у слияния Тигра и Евфрата - месопотамская.
Без воды невозможно существование человека. Дело в том, что тело человека почти на 70% состоит из воды.
Запасы воды на земном шаре огромные, однако это преимущественно горько-соленая морская вода. Пресная вода составляет лишь 3% от общего количества, причем 85% ее сосредоточено в ледниках и только 1% пресной воды содержат реки, озера и подземные воды.
Видеофрагмент «10 удивительных фактов о воде».
Наш сегодняшний урок мы построим в виде устного журнала. Но перед тем послушаем стихотворение о воде и проведем небольшую разминку.
Ученик читает:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает ,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить.
Составление «ассоциативного куста»
Колодец озеро море
Дождь жидкость
Речка ВОДА стирка
Посуда облако,
Пар лід океан
Элемент игры. Подобрать точные слова-характеристики (слайд №4):
Розляглася земля неозора, а найкраща вода ... (прозора).
На землі калинове намисто, а найкраща вода...(чиста).
Тут діброва шумить невмируща, а найкраща вода ... (цілюща).
Ось і день проминув. Ніч коротка, а найкраща вода ... (солодка).
ІІІ. Основная часть.
Страница 1. Нахождение воды в природе. (слайд №5)
Ученик. Вода есть не только в реках, озерах, колодцах. Вода и в воздухе, в земной атмосфере. Это дождь, тучи, туман. Голубой цвет неба и обусловлен тем, что атмосфера насыщена каплями воды.(слайд №6)
Все воды на земле, не входящие в состав горных пород, объединяются понятием "гидросфера". Нет на Земле вещества, важнее для нас, чем обычная вода, и в то же время не существует более загадочного вещества, имеющего столько интересных свойств.
Почти 2/3 поверхности нашей планеты занято океанами и морями. (слайд №7). Жесткой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши. От воды зависит климат планеты. Попробуем представить себе, какой бы выглядела наша планета без воды - мрачные впадины морей, океанов, покрытые толстым слоем соли, пересохшие реки, горные породы, превращаются в прах. Ни кустика, цветка на мертвой земле и безоблачное небо неестественного цвета.
Элемент игры.
Загадки о воде:
Что такое: живет и льется,
Порой и на камень дерётся,
Как нет – все высыхает,
Зверь и птица умирает. (Вода)
1. Текло, текло и легло под стекло. (Вода, лед.)
2. Упадет с неба — не разобьется, упадет в воду — расплывется. (Снег.)
3. Зимой горой, а летом водой. (Снег.)
4. Что приходит тихо, а уходит с шумом? (Снег.)
5. Меня просят и ждут, а как покажусь — убегают. (Дождь.)
6. Сидит дед за подушками и стреляет галушками. (Град.)
7. Сивый вол выпил воды полный дол. (Туман.)
8. Без глаз, а слезы льет. (Роса.)
9. Когда небо ниже земли? (Когда смотришь в воду.)
10.Можно ли нести воду в сите? (Можно замороженную).
11.Каких камней в реке нет? (Сухих).
12.Сама вода и по воде плавает. (Льдина).
13.На какое дерево садится ворона во время сильного дождя? (На мокрое).
14. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).
Страница 2. Свойства воды. (слайд №9)
Ученик. Вода - это единственное вещество в природе, которая в земных условиях существует во всех трех состояниях:
жидком - вода,
твердом - лед,
газообразном - пар. (слайд №10)
Вода состоит из водорода и кислорода. Почти 200 лет назад ученые доказали, что 2 атома водорода и атом кислорода объединяются в молекулу воды, H2O.
( слайд №11)
Инсценировка Экологическая сказка о рождение воды»
Ведущий: «Повстречались однажды водород с кислородом».
Водород: «Давай с тобой соединимся, будет легче».
Кислород: «Нет, не буду я с тобой соединяться. Я такой большой, а ты такой маленький».
Ведущий: «Кислород гордый, активный, богатый. Он имеет большие владения – 21% по объёму от атмосферы воздуха».
Водород: «Давай соединимся, я отдам два атома, а ты один и увидишь какое получится чудесное вещество».
Кислород: «Ну что же, давай попробуем».
Ведущий: « И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить.
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – водица!
Шествует, как королева
Гордо, важно, очень смело.
Сильная она всегда.
Помни, звать её вода».
Ведущий: «Прослышали соли, что появилось красивое, чудесное вещество,
заволновались, особенно поваренная. Соль считала себя первой красавицей».
Соль: «Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех красивей и белее»?
Ведущий: «И ей зеркальце в ответ».
Зеркальце: «Ты прекрасна, спору нет,
Но водица всё ж милее,
Всех прозрачней и важнее».
Соль: «Ну что в ней хорошего? И без цвета она, и без запаха и даже без вкуса».
Вода: «Ты знаешь соль, если я чистая, то мой цвет не повторим в природе, он просто необыкновенный. Я образую реки, озёра, моря, океаны, ледники, а вы соли обижаете меня, загрязняете мои владения».
Вода не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса, замерзает при температуре 0 градусов Цельсия, кипит при температуре 100 градусов Цельсия.
В воде очень высокая скрытая теплота испарения. Чтобы выпарить воду из чайника, нужно в 5 раз больше тепла, чем для ее кипячения. Если бы не это свойство воды - медленно испаряться, то многие бы озера, реки летом пересохли.
В воде из всех жидкостей самое большое поверхностное натяжение. Поверхность воды всегда затянута тонкой пленкой из молекул. По ней, как по полу, бегают насекомые - водомерки и даже тропические ящерицы-Василиск.
( слайд №12). Силы поверхностного натяжения поднимают воду из почвы для питания растений.
Слово учителя.
Украинский народ создал очень много песен, связанных с водой, сотни пословиц, поговорок, примет. Послушаем некоторые из них. (Ученики озвучивают пословицы)
Поговорки, пословицы, сравнения
1. Когда апрель с водой, то май с травой.
2. Майская роса лучше овса.
3. Чайка села в воду - жди хорошей погоды.
4. Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться.
5. Вода все смоет, а злого слова - нет.
6. Не плюй в колодец, пригодится напиться.
7. Под лежачий камень и вода не течет.
8. Похожие, как две капли воды.
9. Хлеб и вода - бедного еда.
10. Хлеб - отец, вода - мать.
Объяснить украинские поговорки.
1. Водой не разлить (Крепко дружить).
2. Воду мутить (Намеренно что-то усложнять, запутывать).
3. Воду решетом носить; толочь воду в ступе (Напрасно тратить силы).
4. Много воды утекло (Прошло много времени).
5. Как из воды растет (очень легко, красиво и быстро).
6. Как в воду смотрит (точно предсказывает события).
7. Выходить сухим из воды (Умело избегать наказания, будучи виновным).
8. Вилами по воде писано (О том, осуществление чего вызывает сомнение).
1. Водою не розлити (Крепко дружить).
Страница 3. Круговорот воды в природе. (слайд №13).
Ученик. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека. Вода, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь обратно с воздушными потоками, превращает их в единое целое.
Вода переносит с собой огромное количество химических веществ, перенося их из почвы в растения, с суши в озера и океаны, с воздуха на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащиеся в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не поступления воды из почвы в растения, все травы, даже те, что растут на богатых почвах, погибли бы от голода.
Вода обеспечивает питательными веществами и обитателей рек, озер и морей. Ручьи, весело стекая с полей и лугов во время весеннего таяния снега или после летних дождей, собирают по дороге химические вещества, хранящиеся в почве и доносят их до жителей водоемов и морей, связывая тем самым наземные и водные участки нашей планеты.
Давайте проследим путь одной молекулы воды, которая делает бесконечный круговорот.
Итак, молекула - на поверхности океана. (слайд №14) Вода испаряется под действием солнечного тепла и молекула поднимается на высоту в несколько тысяч метров над Землей. Теперь она соединяется с другими молекулами и образуется капелька воды. Ветер относит эту капельку за сотни километров. Капли присоединяются друг к другу и падают на Землю в виде осадков. Молекула попадает на Землю, потом - к корням деревьев. Молекула поднимается вдоль ствола и наконец испаряется с листа. Как и раньше, она стремится подняться вверх, чтобы создать вместе с другими молекулами чуть заметную капельку. Капелька летит в воздухе и попадает в темную, тяжелую облако. Наша молекула снова падает на Землю вместе с дождем. Но на этот раз она попадает в реку, которая несет ее к океану.
Теперь могут пройти тысячи лет, пока она не выберется на поверхность океана, испарится, и опять не появится в капельке, которую понесет ветер. Этот круговорот никогда не останавливается: вода испаряется с поверхности моря, летит над землей, падает в виде дождя и возвращается в море. При этом вода поддерживает все виды жизни на Земле.
Страница 4. Вода в жизни человека. (слайд №15)
Ученик . Вода - необходимый компонент жизни. Она нужна для жизнедеятельности растений, животных, человека. Человек использует воду в своей повседневной жизни.
С давних времен люди селились вблизи пресных водоемов, образуя затем вокруг них села и города. Вода нужна человечеству для гигиены (купание, мытье рук, посуды, уборки и т. п), приготовления пищи и получения продуктов питания, содержания животных, отдыха. Вода также является дорогой, то есть путем передвижения или перевозки грузов. Человек употребляет в пищу существ, которые обитают в воде (рыба, крабы, раки, кальмары, креветки, осьминоги, мидии и тому подобное). Вода также имеет и разрушительную силу. Большой вред наносят человечеству цунами, сели, снежные лавины и наводнения. Даже сильный дождь, снег или туман могут привести к остановке жизни города.
Один человек в среднем потребляет около 600 т пресной воды в год, еще 200 т ежегодно ей нужно на санитарные цели. Несравненно больше воды расходуется на различных промышленных объектах, фабриках и заводах. Ежедневно взрослому человеку нужно 2-2,5 л питьевой воды. А чтобы организм исправно работал, воды необходимо в 4-5 раз больше, то есть 7-10 л. Организм взрослого человека на ¾ состоит из воды.(слайд 16, 17)
Без пищи человек может прожить два месяца, а без воды не проживет и пяти дней. Подсчитано, что взрослый человек за 70 лет потребляет 60 т воды. При потере воды до 2% масса тела(1-1,5литра) появляется жажда, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при потере 10% появляются галлюцинации, нарушается глотание, при потере воды в объеме 12% от массы тела, человек погибает.
При купании вода благотворно влияет на кожу, улучшает кровообращение.
Страница 7. Виды воды. (презентация)
Казалось бы, вода есть вода - чистое вещество, какие могут быть ее виды? Но, оказывается, в зависимости от того, в каком месте берут воду, она может называться по-разному. Также вода может быть насыщена различными микроэлементами, от чего ее свойства могут меняться.
Артезианская вода (слайд №45) представляет собой воду, которая залегает на глубине от 25 до 300 метров. Артезианские воды очень хорошо защищены от различного вида внешних загрязнений. Эта вода начала использоваться человеком в 12 веке.
Дождевая вода (слайд №46) - это одна из многочисленных форм атмосферных осадков. Главный ее источник - это влага, которая испаряется с поверхности почвы и водоемов. Одна дождевое облако способно содержать в себе до нескольких сотен тонн воды.
Жесткая вода (слайды №47,48) - это вода в замерзшем состоянии. К ней относятся атмосферные осадки - град, снег, иней, а также лед.
Сухая вода (слайд №49) была создана химиками в 1968 году. Внешне эта вода похожа на белый мелкий песок и на самом деле представляет собой мелкие капельки воды в кремниевой оболочке. Она полезна тем, что способна впитывать в себя различные вредные вещества, поэтому используется при перевозке различных вредных жидкостей.
Золотая вода (слайд №50) - это вода, которую настаивают на золоте. Используется в современной медицине для лечения многих заболеваний. Известно, что она нормализует сердечную деятельность, активизирует память и выравнивает пульс.
Серебряной (слайд №51) называют воду, которая насыщена ионами серебра. Целебные свойства серебряной воды открыли очень давно. Еще в конце 19 века исследователи заметили свойство серебра убивать микробы, очищая воду. Сегодня серебряная вода широко используется при необходимости хорошо продезинфицировать или законсервировать питьевую воду.
Родниковая вода. (слайд №52) Источником называют небольшой поток воды, бьющий из земли. Вода источников - это подземные или грунтовые воды, нашли выход на поверхность земли в определенном месте. Родниковая вода, пройдя путь до поверхности из земных недр через камни и песок, уже прошла естественную очистку, поэтому она абсолютно пригодна для питья.
Минеральная вода (слайд №53) - это дождевая вода, которая много веков или даже тысячелетий назад ушла глубоко в землю, просачиваясь сквозь расщелины и различные слои породы. При этом в ней растворялись различные минеральные вещества, находящиеся в земле. Такая вода является целебной и используется для лечения различных болезней.
Морская вода (слайд №54) по своему составу очень сложная и включает в себя очень много химических элементов. Известно, что 70% поверхности земли занимает именно эта вода. С древних времен морская вода применяется в лечебных целях.
Пресная вода. (слайд №55) В отличие от морской воды, пресная вода содержит в своем составе очень малую долю солей. С пресной воды состоят пресные озера, реки и ручьи. Пресная вода составляет лишь 3% от общего количества, причем 85% ее сосредоточено в ледниках и только 1% пресной воды содержат реки, озера и подземные воды.
Дистиллированная вода (слайд №56) - это вода, которая практически полностью очищена от растворенных в ней минеральных солей, органических и других примесей. Используется для производства напитков, а также продается в бутылках, как питьевая вода.
Талая вода (слайд №57) образуется за счет технологии самой природы: сначала медленное замораживание, затем удаление соли из раствора и, последний этап - таяние. Талая вода повышает урожайность сельскохозяйственных культур, прирост молодняка птицы и животных. Однако, если талую воду прокипятить, она теряет свои свойства.
Шунгитовая вода. (слайд №59). Целебные свойства шунгитовой воды заметили еще в древности. Шунгит - это горная порода. Достаточно лишь несколько камешков шунгита поместить в воду, чтобы они впитали около 95% различных загрязнителей, удалили тяжелые металлы, нитраты а также вирусы и бактерии. Этот минерал также способен насыщать воду полезными микроэлементами.
Коралловая вода, (слайд №60) - это вода, насыщенная коралловым кальцием. Ученые заметили, что на некоторых островах, окруженных коралловыми рифами, люди живут дольше. Потом выяснилось, что вода вблизи этих островов фильтруется кораллами и при этом насыщается кальцием. Коралловая вода - это уникальная вода, которая способствует сохранению и восстановлению здоровья.
IV. Закрепление и обобщение знаний.
«Тучка с капельками».
На каждой капельке вопросы по уроку, в зависимости от сложности вопроса капельки разного цвета.
-вода - это живая природа? (нет)
-в скольких агрегатных состояниях вода находится на Земле? (3)
-входит в состав воды оксиген? (да)
-какова химическая формула воды? (Н 2О)
-при какой температуре вода замерзает? (0°С)
-назовите физические свойства воды (прозрачная, бесцветная, текучая, не имеет формы)
-что такое гидросфера? (водная оболочка земли)
V. Подведение итогов.
На этом мы переворачиваем последнюю страницу нашего журнала и наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на этом уроке о воде?
Ученики отвечают:
Вода-самое распространенное вещество в природе.
Без воды невозможно существование ни человека, ни животных, ни растений.
К воде нужно относиться очень бережно, так как питьевой воды очень мало и т.д.
Что конкретно Вы можете сделать для сохранения воды?
Следить, чтобы зря вода не тратилась, не мусорить на берегах рек и т. д.
«Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни»!
Звучит “Гимн воде” на музыку к песне “Я люблю тебя жизнь”.
1. О воде мы поем,
Что само по себе и не ново.
“Без воды никуда” -
Повторяем мы снова и снова.
Океаны, моря
Материк омывают повсюду.
Что такое вода?
Это мир, это жизнь, это чудо!
2. На планете любой
Не найти нам подобия жизни.
Не живут без воды
Ни бактерии, ни организмы.
Нам вода так нужна,
Дарит жизнь она снова и снова
Без тебя никогда
Человечество выжить не сможет!
VІ. Домашнее задание §
Викторина о воде.
1. Назовите формулу воды. (Н2О)
2. Назовите греческое название воды (гидро).
3. Почему вода в море соленая? (содержит большое количество солей).
4. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
5. Самое соленое море? (Мертвое, в каждом литре его воды – около 300 г солей).
6. Сколько литров воды в сутки необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности? ( 2,5 л).
7. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды? (Стекловидное тело глаза – 99%).
8. Где в организме человека содержится наименьшее количество воды? (Зубная эмаль)
9. Сумма индексов в формуле молекулы воды (3)
10. Без ног, а бежит, без рук, а рукава имеет. (Река).
11. И в огне не горит, и в воде не тонет. (Лед).
12 Относительная молекулярная масса воды (18).
13. Я от солнца плачу. Я не могу иначе! (Сосулька).
14. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил).