<В гостях у Госпожи Фонетики>
(урок-концерт в 5 классе)
Тема. Гласные после шипящих
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся в разделе «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» развивать умение учащихся применять навыки и умения в нестандартных ситуациях;и развивать устную и письменную речь; воспитывать эстетический вкус, стремление совершенствовать речевые навыки.
Оборудование: расположение парт в форме буквы «П», таблицы «33 родных сестрицы», занимательная грамматика «Лесенки-горы», «Фонетическая ро- машка», портреты А. Пушкина, И. Лeвитана, репродукция картины «Золотая осень», музыкальная композиция «Осенняя песнь» Чайковского из цикла «Времена года». Тип урока: урок обобщения знаний, навыков, умений учащихся.
Форма урока: урок-концерт.
ХОД УРОКА
Сегодняшний урок необычен. Мы побываем в гостях у Госпожи Фонетики. В ee честь мы разместились в форме буквы «П». Наш уютный и праздничный дом полон гостей. Хозяйка праздника серьезная и чопорная Госпожа Фонетика встречает друзей. К ней
Пришли умный, в черной мантии
Букваринск, строгий Магистр Наук, грамотная и исполнительная мисс Орфография, веселый и забавный Знайкин, Semper tiro (ученик во всем и везде), Слуга ее величества Орфографии, яркая, удивительная Королева Осени со своими любимицами Хризантемками и Чернобривчиками, представители масс-медиа.
А все вы за партами-Любознатели, те, кто не устает постоянно узнавать что-то новое. Поэтому встречайте гостей с пониманием и уважением.
II.Актуализация опорных знаний
Госпожа Фонетика. Ребята! Сегодняшний урок мы начнем с конкурса чтецов, которые напомнят вам обо мне, удивительной Госпоже Фонетике. Прослушайте стихотворения и задайте вопросы по их содержанию.
Ученица
Сколько букв у алфавита?
Это знает каждый:
Тридцать три родных сестрицы
Смелых и отважных.
Ученик
Буквы пишем и читаем,
Их запомнить нужно все.
А живут они, ребята,
На страничках, в букваре.
Ученица
Если буква зазвучала Необыкновенно,
То, что слышим-это звук,
Говорим- фонема.
Ученик
Они бывают разные:
Гласные, согласные,
Звонкие, глухие,
Вот они какие!
Ученица
Мягкие, как в слове НЕС,
Твердые, как в слове НОС.
Долгие и краткие,
Вот такой секрет!
3найкин. Я вездесущий Знайкин! У меня есть вопросы по тексту стихотворений к вам, Любознательные. Но помните:отвечать будете по сигналу «Зелёный цвет». А на «Красный цвет»-думать. •Если буквы пишем и читаем, то звуки— …(слышим).
•Сколько в алфавите гласных звуков, на- зовите их…
•А согласных?...И почему?...
•Какие буквы смягчают согласные зву- ки? (и, е, ё, ю, я, ь)
•Время пошло. «Красный цвет!»
•А теперь «Зелёный цвет!» Отвечаем!.. Ответы учащихся выслушиваются. Госпожа Фонетика. А сейчас наши умные Любознатели ознакомят вас с азбукой. А вы, слушая её, думайте, какие буквы опоздали к нам и после каких букв в алфавите они стоят. Ученица
Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
Ученик
К вам сейчас они спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними Подружиться!
Ученик
А, Б, В, Г, Д, Е, Е, Ж
Прикатили на еже.
Ученица 3, И, Й, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно.
Ученица
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха.
Ученик
Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Э, Ю, Я
Все теперь мои друзья!
Ученица
Пять сестренок опоздали-
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы
Встали в азбучном порядке.
Знайкин. Так какие буквы опоздали? Ученик (расставляя съёмные буквы). Е, Й, Ъ, Ы, Ь.
Ученик
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком,
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними незнаком.
Госпожа Фонетика. Интересный рас- сказ о буквах алфавита подготовил нам умный Букваринск. Но все ли буквы на- званы в его стихотворении? Вопрос к вам. Отвечайте на вопрос после встречи с ним.
Букваринск. Я живу в тихом Букварин- ске, а сегодня со своими друзьями пожа- ловал к вам.
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времён
«Букваринск» зовётся он.
В этом городе живёт
Удивительный народ,
Хлебосольный, незлобивый, Дружный и трудолюбивый:
А- аптекарь,
Б — бочар,
В-валяльщик,
Г— гончар.
Д – дробильшик здоровенный,
Е-ефрейтор он, военный,
Ё-
Ж- жестянщик-простачок,
3-закройшик-старичок,
И – историк бородатый,
Й-
К- красильшик франтоватый,
Л- лудильшик,
M – маляр,
H. носильщик,
О— овчар,
П – писатель,
Р- радист,
С — cапожник,
Т-турист,
У — бесстрашный укротитель,
Ф-чудак-фотолюбитель,
X— художник-баталист,
Ц – известный цимбалист,
Ч— чудесный часовщик,
Ш – шофёр, большой шутник,
Щ- щенок его, Букетик,
Ъ, Ы, Ь —
Э – электрик-энергетик,
Ю — юрист, а дальше
Я – это Я, мои друзья.
(Прикрепляет свою фотографию)
Входят четверо учащихся со своими фотографиями:
1-й ученик. А это я и мои добрые друзья.
2-й ученик. А это я и мои верные друзья.
3-й ученик. И я со своими надёжными друзьями.
4- й ученик. А вот я и мои незаменимые друзья!
Знайкин. Так какие же буквы Букваринск не назвал в алфавите? (е, й, ъ, ы, ь)
•Я предлагаю осуществить путешествие в мир слов. Откуда произошли слова «алфавит», «азбука»?..
•Как по-другому называется славянская азбука? (Кириллица) Назовите несколько букв кириллицы. Ученица.
Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, Живёте, Земля, Иже, Како, Люди, Мыслите, Наш, Покой и т. Д.
Знайкин. Самые умные могут назвать буквы греческого алфавита. Я знаю их. Но знает и Госпожа Фонетика. Госпожа Фонетика (называет буквы греческого алфавита). Альфа, Бета, Вита, Гамма, Дельта, Эпсилон, Дзета. Магистр Наук. Мне они тоже известны: Диаграмма, Йота, Каппа, Лямбда, Ми, Ни, Пи, Ро, Таy.
Госпожа Фонетика. Прослушайте, друзья, сообщение о слоге и ударении. Назовите слова из стихотворения, в которых 1, 2, 3 слога. Ученица
На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно..
Тот слог ударным мы зовём, Запомни, если хочешь,
Который мы произнесём
Сильнее всех и громче.
3найкин. А вот и я! Думайте, друзья! «Красный цвет!» (Учащиеся называют слова на, мы, листва, слоги, запомни, сильнее.)
Алфавитная разминка продолжается. Назовите буквы, стоящие между: А…Е, К… П, T…Щ.
Учитель. А сейчас напишем фонетический диктант, который назван в честь Госпожи Фонетики. Диктант состоит из не- законченных предложений, и вам нужно их завершить. Запись в тетради будет чередоваться с устной работой.
Учитель. Фонетика изучает.. (звуки а речи).
Звуки речи,-это звуки.. (из которых со- стоят слова).
Bce Звуки делятся на… (гласные и согласные).
Гласные звуки образуются с помощью… (голоса).
Согласные звуки образуются с помощью… (шума или шума и голоса). Гласные в зависимости от ударения находятся… (в сильных и слабых позициях).
Подсчитайте количество гласных и согласных в слове фонетика. (4 гласных, 4 согласных)
Безударный гласный в корне проверяет- ся… (подбором однокоренных слов, в которых гласный становится ударным, т. Е. слабая позиция становится сильной). В природе различают такие звуки:… (пение птиц, шум дождя, шёпот листвы, гудок автомобиля). Согласные тоже имеют как и гласные… (сильную и слабую позицию).
Чтобы проверить написание согласного звука, необходим. (изменить слово). Появляется Semper tiro. Se mper tiro. Ух, я Semper tiro (ученик всегда и во всём).
Мне забавы и развлеченья по душе, Но грызть гранит науки тоже по мне. Я уверен, что учиться- это жить!
Могу сказать, что поэт Маршак был прав. Когда писал эти строки: Дыханье свободно в каждой гласной, В согласной прерывается на миг,
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье. После этих строк так и хочется пропеть любимую песенку (поёт). Госпожа Фонетика. Моя ближайшая подруга Госпожа Орфоэпия передала вам чудесный цветок «Фонетическую ромашку», Она растёт в удивительной стране Знаний. С ней мы и проведём игру «Сорви лепесток». Срываете лепесток под ним слово,которое вы должны прочитать и произнести верно. (Слова для «ромашки»: отель, тент, декор, стенд, интерьер, тезис, интерпол, теннис, интернет, штепceль, торшер, термос, туннель, пюре, кафе, модель, купе, антенна, ателье.)
II. Мотивация обучения
Учитель. Сегодня нам ещё предстоит поближе познакомиться с шипящими ж, ч, щ, ш. В русский алфавит они пришли поз- же всех, поэтому с ними больше всего проблем. Некоторые сочетания гласных после шипящих нужно просто запомНИТь. И по- может нам в повторении этой орфограммы строгий умный Магистр Наук.
Магистр Наук. Приглашаю всех принять участие в турнире «Самый умный». Отвечаем у микрофона. •Вспомните, Любознатели, какие звуки пишутся после шипящих? (и, у, а) -нет? (ы, ю, я)
•Какие вы знаете слова-исключения из правил? (Жюри, брошюра, парашют)
Выполним словарную работу, выделяя орфограмму:
Широко, шиповник, жизнь, часто, чуть-чуть, чай, тишина, чудеса, пушинка. Друзья мои, а после шипящих в корне мы пишем какую букву на месте слышимого о и когда? А когда пишем о? запишем и запомним написание заимствованных слов с о после шипящих: Мажорный, жокей, шофёр, шоколад, шорты, крюшон, мажордом, шорник, боржоми.
•Хочу отметить одаренность следующих Любознателей и пожелать каждому из вас:
Ищи свою дорогу с малых лет, Уверенно вперед иди сквозь годы, Оставь на этой лучшей из планет
Свой лучший след, свои живые всходы.
Знайкин. Путешествие в мир слов продолжается. Что обозначают слова: жокей, мажорный, мажордом, боржоми, крюшон?
Ученики объясняют.
Учитель. Вы с помощью Магистра Наук вспомнили правила написания гласных после шипящих. А сейчас исполнительная и любящая язык мисс Орфография проверит ваши знания на практике.
Мисс Орфография. Ребята, попробуем cпуститься по лесенке, подбирая примеры на изученные правила.В каких словах встречаются следующие бувосочетания?
ч а
щ а
ч у
щ у
ж и
ш и
(Чай,чайник,чаща.
Роща,щавель.
Чудеса,чудный,чуть-чуть.
Щука,щуриться.
Жизнь,жираф,жирный.
Широта,шиповник,пушинка.)
Учитель.И еще совершим восхождение на гору, вспоминая правила:
В слове...мы пишем...(о,е,е)
шепот
шорох
шоссе
жоке
шов
шелк
черный
Мисс Орфография. Ребята, вы прекрасно дружите с орфографией. И помните: Ошибка в слове граничит с преступленьем,
Пускай запомнит это млад и стар.
Не зная орфографии
Во всём её великолепии,
Не ощутишь её великолепных чар. Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
А теперь, Любознатели, скажите, обижаются ли буквы, когда мы пишем их неправильно?
Выходит Слуга Её Величества Орфографии. Слуга Её Величества Орфографии. Я слуга Вашего Величества. Служу вам верой и правдой. Зубрю все правила, ибо не хочу быть Тяпкиным-Ляпкиным. Знаю: буквы обидчивы.
Буква А и буква О
Обижаются давно:
- Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин Издевается над нами
Изуродует он слово
Пишет через А - «карова»…
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «трова»,
То какие-то «драва».
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!
Учитель. Жизнь прекрасна и удивительна не только приобретёнными знаниями, но и красками, запахами, звуками, которыми так богата щедрая осень. Многие поэты, художники, композиторы просто обо- жали осень, утверждая:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.
Любовью к осени проникнута картина известного русского художника И. Левитана «Золотая осень». Рассмотрите внимательно картину и подберите для её описания те слова с гласными после шипящих, которые были использованы вами в практических заданиях с Магистром Наук и мисс Орфографией.
А также соедините их с другими словами, создавая словосочетания, и запишите.
Знайкин. Я догадался и готов дать образец: осенняя роща; листья как пушинки; ветерок чуть-чуть прохладный.
А теперь, Любознатели, запишем некоторые словосочетания: трава жухнет; шёпот листвы; чудесный день; широкие просторы; вокруг тишина-дополнив ваши примеры.
Учитель. Эти словосочетания вы сможете использовать при описании картины или для работы над сочинением-миниатюрой об осени. А к нам пожаловала в гости Королева Осени. Встречайте ее.
ИГРАЯ, ПОЗНАЕМ
Королева Осени. Я подруга Госпожи Фонетики и обладаю не только великолепными красками природы, но и её чудесными звуками. Со мной связан мир слышимый, видимый, звучащий. Кто не слышал звона пастушьего колокольчика, пения дрозда на рассвете, нежного шёпота листвы и грустной песни ветра, а также ласкового трепета поздних цветов? Это мои звуки! Их услышал известный композитор П. И. Чайковский и передал в музыкальном произведении «Времена года» под названием «Осенняя песнь». Послушаем её.
Звучит произведение Чайковского. Королева Осени. Несу я всем и велико- лепные краски! Потому здесь мои любимые сестрички, нежные и прекрасные Хризантемки и великодушные братики Чернобривчики. Им не страшны холода и заморозки, они вечны, как сама жизнь. Они несут людям запах осени, радость, тепло лепестков и выражают это в своём танце. Исполняется танец.
IV. Итоги урока Учитель. Сегодня на уроке, на нашей встрече с гостями мы повторили материалы из раздела русского языка «Фонетика», приобрели новые знания, порадовались прекрасному, и все вы заслуживаете по- хвалы. Я всегда вместе с вами, вы мои верные друзья, поэтому моя фотография тоже занимает место среди вас на стенде. А ещё я дарю вам своё сердце, пусть оно согревает вас на дороге Знаний, (Прикрепляется на стенд и символ «сердце»)
Вы прекрасно подготовились к уроку. Гости получают по 12 баллов. Это Госпожа Фонетика, Букваринск, Знайкин, Магистр Наук, Semper tiro, мисс Орфография, Слуга её Величества, Королева Осени со сво- ими Хризантемками и Чернобривчиками. Остальные – по 11 баллов.
Любознатели! На нашем празднике присутствуют представители массмедиа и журналисты различных изданий. Вижу представителей журналов «Знайкины друзья», «Omnia meo melum porto», «Умный Буква- ринск», «Начинать с азов», «Подданные Фо- нетики», «Фонетический вернисаж». Один из них хочет взять у вас интервью. Журналист. Я журналист телепередачи «Сперва аз да буки, а там и науки». Хочу узнать: вы побывали в гостях у Госпожи Фонетики. Понравилась ли вам встреча с ней? Какие пожелания вы хотите высказать по поводу этого праздника? Я также сотрудничаю в журнале «Оmnia meo melum рorto», что в переводе означает: «Настоящее
Богатство человека -его ум». Как вы дума- сте: умным быть трудно или легко?
V. Интервью у микрофона 1-й ученик. Фонетика -удивительная страна, и я хочу, чтобы в ней все побывали.
2-й ученик. Я довольна собой и друзьями. Они просто супер!
3-й учени к. Мне понравились все гости урока, а самым прикольным был Знай- Кин.
4- й учен ик. Я понял, что хочу быть Semper tiro.
5-й учен ик. Я счастлива, что у меня хорошие умные друзья.
6-й ученик. Спасибо всем за удивительную встречу.
7-й ученик. Общение и познание всегда на пользу каждому. Урок обогатил меня многим.
8-й ученик. Магистру Нaук желаю быть хорошим учителем.
9-й ученик. Госпожа Фонетика рождена, чтобы побеждать. Она лучше всех.
10-й ученик. Встреча с друзьями всегда радость.
11-й ученик. Я горжусь друзьями и учительницей
12-й ученик. Я хочу, чтобы встреча не кончалась.
13-й учен и к. Мне урок понравился. Дальнейшей удачи всем!
14- й ученик. Сегодняшний урок праздник. А праздники всегда радуют.
15-й ученик. Спасибо всем за встречу! 16-й ученик. Я так волновалась. Но ни- чего страшного не произошло.
17-й ученик. Я люблю осень. А теперь полюблю её ещё сильнеe.