"В гостях у Госпожи Фонетики" (урок-концерт в 5 классе)

Про матеріал
Обобщить и систематизировать знания учащихся в разделе «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» развивать умение учащихся применять навыки и умения в нестандартных ситуациях;и развивать устную и письменную речь; воспитывать эстетический вкус, стремление совершенствовать речевые навыки.
Перегляд файлу

<В гостях у Госпожи Фонетики>

(урок-концерт в 5 классе)

Тема. Гласные после шипящих

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся в разделе «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» развивать умение учащихся применять навыки и умения в нестандартных ситуациях;и развивать устную и письменную речь; воспитывать эстетический вкус, стремление совершенствовать речевые навыки.

 Оборудование: расположение парт в форме буквы «П», таблицы «33 родных сестрицы», занимательная грамматика «Лесенки-горы», «Фонетическая ро- машка», портреты А. Пушкина, И. Лeвитана, репродукция картины «Золотая осень», музыкальная композиция «Осенняя песнь» Чайковского из цикла «Времена года». Тип урока: урок обобщения знаний, навыков, умений учащихся.

Форма урока: урок-концерт.

ХОД УРОКА

  • Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок необычен. Мы побываем в гостях у Госпожи Фонетики. В ee честь мы разместились в форме буквы «П». Наш уютный и праздничный дом полон гостей. Хозяйка праздника серьезная и чопорная Госпожа Фонетика встречает друзей. К ней

 Пришли умный, в черной мантии

 Букваринск, строгий Магистр Наук, грамотная и исполнительная мисс Орфография, веселый и забавный Знайкин, Semper tiro (ученик во всем и везде), Слуга ее величества Орфографии, яркая, удивительная Королева Осени со своими любимицами Хризантемками и Чернобривчиками, представители масс-медиа.

А все вы за партами-Любознатели, те, кто не устает постоянно узнавать что-то новое. Поэтому встречайте гостей с пониманием и уважением.

II.Актуализация опорных знаний

  • Ролевая игра

 Госпожа Фонетика. Ребята! Сегодняшний урок мы начнем с конкурса чтецов, которые напомнят вам обо мне, удивительной Госпоже Фонетике. Прослушайте стихотворения и задайте вопросы по их содержанию.

Ученица

Сколько букв у алфавита?

Это знает каждый:

Тридцать три родных сестрицы             

Смелых и отважных.

 Ученик

Буквы пишем и читаем,

Их запомнить нужно все.

А живут они, ребята,

На страничках, в букваре.

Ученица

Если буква зазвучала Необыкновенно,

То, что слышим-это звук,

Говорим- фонема.

Ученик

Они бывают разные:

Гласные, согласные,

Звонкие, глухие,

Вот они какие!

Ученица

 Мягкие, как в слове НЕС,

Твердые, как в слове НОС.

Долгие и краткие,

Вот такой секрет!

3найкин. Я вездесущий Знайкин! У меня есть вопросы по тексту стихотворений к вам, Любознательные. Но помните:отвечать будете по сигналу «Зелёный цвет». А на «Красный цвет»-думать.  •Если буквы пишем и читаем, то звуки— …(слышим).

•Сколько в алфавите гласных звуков, на- зовите их…

•А согласных?...И почему?...

•Какие буквы смягчают согласные зву- ки? (и, е, ё, ю, я, ь)

•Время пошло. «Красный цвет!»

•А теперь «Зелёный цвет!» Отвечаем!.. Ответы учащихся выслушиваются. Госпожа Фонетика. А сейчас наши умные Любознатели ознакомят вас с азбукой. А вы, слушая её, думайте, какие буквы опоздали к нам и после каких букв в алфавите они стоят. Ученица

Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

Ученик

К вам сейчас они спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними Подружиться!

Ученик

А, Б, В, Г, Д, Е, Е, Ж

Прикатили на еже.

Ученица 3, И, Й, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно.

Ученица

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха.

Ученик

Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Э, Ю, Я

Все теперь мои друзья!

Ученица

Пять сестренок опоздали-

Заигрались в прятки,

А теперь все буквы

Встали в азбучном порядке.

Знайкин. Так какие буквы опоздали? Ученик (расставляя съёмные буквы). Е, Й, Ъ, Ы, Ь.

Ученик

 Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком,

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком.

 Госпожа Фонетика. Интересный рас- сказ о буквах алфавита подготовил нам умный Букваринск. Но все ли буквы на- званы в его стихотворении? Вопрос к вам. Отвечайте на вопрос после встречи с ним.

Букваринск. Я живу в тихом Букварин- ске, а сегодня со своими друзьями пожа- ловал к вам.

Есть на речке на Чернильной

 Город маленький, непыльный.

С незапамятных времён

«Букваринск» зовётся он.

 В этом городе живёт

Удивительный народ,

 Хлебосольный, незлобивый, Дружный и трудолюбивый:

А- аптекарь,

 Б — бочар,

В-валяльщик,

Г— гончар.

Д – дробильшик здоровенный,

 Е-ефрейтор он, военный,

Ё-

Ж- жестянщик-простачок,

3-закройшик-старичок,

И – историк бородатый,

Й-

К- красильшик франтоватый,

Л- лудильшик,

M – маляр,

H. носильщик,

 О— овчар,

П – писатель,

Р- радист,

С — cапожник,

Т-турист,

У — бесстрашный укротитель,

Ф-чудак-фотолюбитель,

X— художник-баталист,

Ц – известный цимбалист,

Ч— чудесный часовщик,

Ш – шофёр, большой шутник,

Щ- щенок его, Букетик,

Ъ, Ы, Ь —

Э – электрик-энергетик,

Ю — юрист, а дальше

Я – это Я, мои друзья.  

(Прикрепляет свою фотографию)

 Входят четверо учащихся со своими фотографиями:

 1-й ученик. А это я и мои добрые друзья.

2-й ученик. А это я и мои верные друзья.

 3-й ученик. И я со своими надёжными друзьями.

4- й ученик. А вот я и мои незаменимые друзья!

 Знайкин. Так какие же буквы Букваринск не назвал в алфавите? (е, й, ъ, ы, ь)

•Я предлагаю осуществить путешествие в мир слов. Откуда произошли слова «алфавит», «азбука»?..

•Как по-другому называется славянская азбука? (Кириллица) Назовите несколько букв кириллицы. Ученица.

Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, Живёте, Земля, Иже, Како, Люди, Мыслите, Наш, Покой и т. Д.

Знайкин. Самые умные могут назвать буквы греческого алфавита. Я знаю их. Но знает и Госпожа Фонетика. Госпожа Фонетика (называет буквы греческого алфавита). Альфа, Бета, Вита, Гамма, Дельта, Эпсилон, Дзета. Магистр Наук. Мне они тоже известны: Диаграмма, Йота, Каппа, Лямбда, Ми, Ни, Пи, Ро, Таy.

Госпожа Фонетика. Прослушайте, друзья, сообщение о слоге и ударении. Назовите слова из стихотворения, в которых 1, 2, 3 слога. Ученица

На листья делится листва,

На слоги делятся слова.

Мы в слове слог ударный

Найдём элементарно..

 Тот слог ударным мы зовём, Запомни, если хочешь,

Который мы произнесём

Сильнее всех и громче.

3найкин. А вот и я! Думайте, друзья! «Красный цвет!» (Учащиеся называют слова на, мы, листва, слоги, запомни, сильнее.)

Алфавитная разминка продолжается. Назовите буквы, стоящие между: А…Е, К… П, T…Щ.

Учитель. А сейчас напишем фонетический диктант, который назван в честь Госпожи Фонетики. Диктант состоит из не- законченных предложений, и вам нужно их завершить. Запись в тетради будет чередоваться с устной работой.

Учитель. Фонетика изучает.. (звуки а речи).

Звуки речи,-это звуки.. (из которых со- стоят слова).

 Bce Звуки делятся на… (гласные и согласные).

 Гласные звуки образуются с помощью… (голоса).

Согласные звуки образуются с помощью… (шума или шума и голоса). Гласные в зависимости от ударения находятся… (в сильных и слабых позициях).

 Подсчитайте количество гласных и согласных в слове фонетика. (4 гласных, 4 согласных)

Безударный гласный в корне проверяет- ся… (подбором однокоренных слов, в которых гласный становится ударным, т. Е. слабая позиция становится сильной). В природе различают такие звуки:… (пение птиц, шум дождя, шёпот листвы, гудок автомобиля). Согласные тоже имеют как и гласные… (сильную и слабую позицию).

Чтобы проверить написание согласного звука, необходим. (изменить слово). Появляется Semper tiro. Se mper tiro. Ух, я Semper tiro (ученик всегда и во всём).

Мне забавы и развлеченья по душе, Но грызть гранит науки тоже по мне. Я уверен, что учиться- это жить!

Могу сказать, что поэт Маршак был прав. Когда писал эти строки: Дыханье свободно в каждой гласной, В согласной прерывается на миг,

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь,

 А гласные даны тебе для пенья.

 И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье. После этих строк так и хочется пропеть любимую песенку (поёт). Госпожа Фонетика. Моя ближайшая подруга Госпожа Орфоэпия передала вам чудесный цветок «Фонетическую ромашку», Она растёт в удивительной стране Знаний. С ней мы и проведём игру «Сорви лепесток». Срываете лепесток под ним слово,которое вы должны прочитать и произнести верно. (Слова для «ромашки»: отель, тент, декор, стенд, интерьер, тезис, интерпол, теннис, интернет, штепceль, торшер, термос, туннель, пюре, кафе, модель, купе, антенна, ателье.)

 II. Мотивация обучения

Учитель. Сегодня нам ещё предстоит поближе познакомиться с шипящими ж, ч, щ, ш. В русский алфавит они пришли поз- же всех, поэтому с ними больше всего проблем. Некоторые сочетания гласных после шипящих нужно просто запомНИТь. И по- может нам в повторении этой орфограммы строгий умный Магистр Наук.

Магистр Наук. Приглашаю всех принять участие в турнире «Самый умный». Отвечаем у микрофона. •Вспомните, Любознатели, какие звуки пишутся после шипящих? (и, у, а) -нет? (ы, ю, я)

•Какие вы знаете слова-исключения из правил? (Жюри, брошюра, парашют)

Выполним словарную работу, выделяя орфограмму:

Широко, шиповник, жизнь, часто, чуть-чуть, чай, тишина, чудеса, пушинка. Друзья мои, а после шипящих в корне мы пишем какую букву на месте слышимого о и когда? А когда пишем о? запишем и запомним написание заимствованных слов с о после шипящих: Мажорный, жокей, шофёр, шоколад, шорты, крюшон, мажордом, шорник, боржоми.

•Хочу отметить одаренность следующих Любознателей и пожелать каждому из вас:

Ищи свою дорогу с малых лет, Уверенно вперед иди сквозь годы, Оставь на этой лучшей из планет

Свой лучший след, свои живые всходы.

Знайкин. Путешествие в мир слов продолжается. Что обозначают слова: жокей, мажорный, мажордом, боржоми, крюшон?

Ученики объясняют.

Учитель. Вы с помощью Магистра Наук вспомнили правила написания гласных после шипящих. А сейчас исполнительная и любящая язык мисс Орфография проверит ваши знания на практике.

Мисс Орфография. Ребята, попробуем cпуститься по лесенке, подбирая примеры на изученные правила.В каких словах встречаются следующие бувосочетания?

              ч а

                 щ а

                         ч у

                               щ у

                                      ж и

                                            ш и

(Чай,чайник,чаща.

   Роща,щавель.

     Чудеса,чудный,чуть-чуть.

         Щука,щуриться.

            Жизнь,жираф,жирный.

                Широта,шиповник,пушинка.)

Учитель.И еще совершим восхождение на гору, вспоминая правила:

В слове...мы пишем...(о,е,е)

                                                               шепот

                                                    шорох

                                         шоссе

                                жоке

                        шов

              шелк

черный

Мисс Орфография. Ребята, вы прекрасно дружите с орфографией. И помните: Ошибка в слове граничит с преступленьем,

Пускай запомнит это млад и стар.

Не зная орфографии

Во всём её великолепии,

Не ощутишь её великолепных чар. Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

А теперь, Любознатели, скажите, обижаются ли буквы, когда мы пишем их неправильно?

Выходит Слуга Её Величества Орфографии. Слуга Её Величества Орфографии. Я слуга Вашего Величества. Служу вам верой и правдой. Зубрю все правила, ибо не хочу быть Тяпкиным-Ляпкиным. Знаю: буквы обидчивы.

Буква А и буква О

Обижаются давно:

- Нас, ни в чем не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин Издевается над нами

 Изуродует он слово

Пишет через А - «карова»…

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из-под пера

То какая-то «трова»,

То какие-то «драва».

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!

Учитель. Жизнь прекрасна и удивительна не только приобретёнными знаниями, но и красками, запахами, звуками, которыми так богата щедрая осень. Многие поэты, художники, композиторы просто обо- жали осень, утверждая:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Любовью к осени проникнута картина известного русского художника И. Левитана «Золотая осень». Рассмотрите внимательно картину и подберите для её описания те слова с гласными после шипящих, которые были использованы вами в практических заданиях с Магистром Наук и мисс Орфографией.

А также соедините их с другими словами, создавая словосочетания, и запишите.

Знайкин. Я догадался и готов дать образец: осенняя роща; листья как пушинки; ветерок чуть-чуть прохладный.

А теперь, Любознатели, запишем некоторые словосочетания: трава жухнет; шёпот листвы; чудесный день; широкие просторы; вокруг тишина-дополнив ваши примеры.

Учитель. Эти словосочетания вы сможете использовать при описании картины или для работы над сочинением-миниатюрой об осени. А к нам пожаловала в гости Королева Осени. Встречайте ее.

ИГРАЯ, ПОЗНАЕМ

 Королева Осени. Я подруга Госпожи Фонетики и обладаю не только великолепными красками природы, но и её чудесными звуками. Со мной связан мир слышимый, видимый, звучащий. Кто не слышал звона пастушьего колокольчика, пения дрозда на рассвете, нежного шёпота листвы и грустной песни ветра, а также ласкового трепета поздних цветов? Это мои звуки! Их услышал известный композитор П. И. Чайковский и передал в музыкальном произведении «Времена года» под названием «Осенняя песнь». Послушаем её.

Звучит произведение Чайковского. Королева Осени. Несу я всем и велико- лепные краски! Потому здесь мои любимые сестрички, нежные и прекрасные Хризантемки и великодушные братики Чернобривчики. Им не страшны холода и заморозки, они вечны, как сама жизнь. Они несут людям запах осени, радость, тепло лепестков и выражают это в своём танце. Исполняется танец.

IV. Итоги урока Учитель. Сегодня на уроке, на нашей встрече с гостями мы повторили материалы из раздела русского языка «Фонетика», приобрели новые знания, порадовались прекрасному, и все вы заслуживаете по- хвалы. Я всегда вместе с вами, вы мои верные друзья, поэтому моя фотография тоже занимает место среди вас на стенде. А ещё я дарю вам своё сердце, пусть оно согревает вас на дороге Знаний, (Прикрепляется на стенд и символ «сердце»)

Вы прекрасно подготовились к уроку. Гости получают по 12 баллов. Это Госпожа Фонетика, Букваринск, Знайкин, Магистр Наук, Semper tiro, мисс Орфография, Слуга её Величества, Королева Осени со сво- ими Хризантемками и Чернобривчиками. Остальные – по 11 баллов.

Любознатели! На нашем празднике присутствуют представители массмедиа и журналисты различных изданий. Вижу представителей журналов «Знайкины друзья», «Omnia meo melum porto», «Умный Буква- ринск», «Начинать с азов», «Подданные Фо- нетики», «Фонетический вернисаж». Один из них хочет взять у вас интервью. Журналист. Я журналист телепередачи «Сперва аз да буки, а там и науки». Хочу узнать: вы побывали в гостях у Госпожи Фонетики. Понравилась ли вам встреча с ней? Какие пожелания вы хотите высказать по поводу этого праздника? Я также сотрудничаю в журнале «Оmnia meo melum рorto», что в переводе означает: «Настоящее

Богатство человека -его ум». Как вы дума- сте: умным быть трудно или легко?

V. Интервью у микрофона 1-й ученик. Фонетика -удивительная страна, и я хочу, чтобы в ней все побывали.

2-й ученик. Я довольна собой и друзьями. Они просто супер!

3-й учени к. Мне понравились все гости урока, а самым прикольным был Знай- Кин.

4- й учен ик. Я понял, что хочу быть Semper tiro.

5-й учен ик. Я счастлива, что у меня хорошие умные друзья.

6-й ученик. Спасибо всем за удивительную встречу.

7-й ученик. Общение и познание всегда на пользу каждому. Урок обогатил меня многим.

8-й ученик. Магистру Нaук желаю быть хорошим учителем.

9-й ученик. Госпожа Фонетика рождена, чтобы побеждать. Она лучше всех.

10-й ученик. Встреча с друзьями всегда радость.

11-й ученик. Я горжусь друзьями и учительницей

12-й ученик. Я хочу, чтобы встреча не кончалась.

13-й учен и к. Мне урок понравился. Дальнейшей удачи всем!

14- й ученик. Сегодняшний урок праздник. А праздники всегда радуют.

15-й ученик. Спасибо всем за встречу! 16-й ученик. Я так волновалась. Но ни- чего страшного не произошло.

17-й ученик. Я люблю осень. А теперь полюблю её ещё сильнеe.

 

docx
Додано
10 березня 2020
Переглядів
674
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку