Выступление на педсовете «Пути повышения эффективности современного урока»
Шевченко О.А., учитель биологии
Урок – есть открытие истины,
поиск и осмысление ее
в совместной деятельности
учителя и ученика.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Сегодня я приглашаю вас на необычный урок-обед с размышлениями.
Нет плохих блюд, есть плохо приготовленные.
Подготовка и проведение урока сродни приготовлению вкусного обеда: аперитив для разогрева, возбуждения аппетита (мотивация и актуализация знаний), основное блюдо (проблема и ее решение), десерт (сладкий вкус победы от осознания успешной деятельности – закрепление и результат), а на последок чашечка кофе с легкой горчинкой (рефлексия с анализом). И как мы тщательно продумываем сбалансированный рацион питания, так и для урока подбираем методы, приемы и формы работы, которые помогут достичь поставленных целей и получить эффективный результат.
Так же, как поглощение пищи без удовольствия
превращается в скучное питание, так занятие наукой
без страсти засоряет память, которая становится
неспособной усваивать то, что она поглощает.
Леонардо да Винчи
Скажите, пожалуйста, зависит ли качество приготовления обеда от настроения, с которым мы готовим? Да! А качество усвоения его от настроения за столом? Да! Итак, этап эмоционального настроя на урок, , на котором формируется и развивается эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Посмотрите на слайд и скажите, что, по вашему, объединяет людей.
Они известны своими открытиями у разных отраслях. Нас удивляют они. А знаете ли вы, что каждый из вас имеет возможность совершать для себе открытия каждый день. Я предлагаю вам такую возможность, потому что верю в ваши силы и успех совместной деятельности.
Жизнь - это почти непрерывная цепь собственных открытий.
Герхарт Иоганн Роберт Гауптман
Любой ученик ответит на вопрос «Зачем нужно питаться?» Это важно для самого человека, т.к. дает энергию для всех процессов. А вот ответ на вопрос «Зачем тебе нужны знания по этой конкретной теме?» вызывает затруднение.
Мы с вами знаем, как важно настроить учеников на предстоящую деятельность. Значит нужно убедить, что им эти знания и деятельность нужна. Хочется, чтобы ученики уходили с осознанием важности в их жизни происходящего на уроке.
Познание начинается с удивления
Аристотель
Итак, аперитив перед обедом или этап мотивации. Аперитив - (фр. Apéritif, от лат. aperīre «открывать») — как правило, коктейли, которые традиционно пьют перед едой для повышения аппетита. То есть на этом этапе вызываем интерес, а чем выше интерес, тем активнее будет деятельность.
Нам, учителям, сложно удивляться материалу, который столько лет не меняется. Но, во-первых, мы – артисты, а во-вторых, интернет нам в помощь, и мы можем найти новую неординарную информацию, а может ребенок задаст нестандартный вопрос, который удивит и класс, и нас.
Создание ситуации новизны актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической и международной жизни повысят аппетит перед принятием информации и настроят на активную деятельность.
Например, в крови человека такое количество эритроцитов, что, выстроив их в одну линию можно опоясать Землю по экватору почти 3 раза (рисунок-плакат). Зачем их столько и как такое количество помещается в 5 л крови? О чем скажет этот показатель (а это не что иное как количество гемоглобина) в анализе крови доктору?
Значимость основного блюда в обеде неоспорима. Так же и в уроке. Бывает, что новая тема перегружена теорией, новой терминологией. Основная задача учителя в данном случае — это снять терминологический барьер и стимулировать узнавание, т. е. минимизировать незнакомые слова и объекты и максимизировать знакомые.
В случае, если это учителю удастся, возможен взрывообразный эффект инсайта. Архимед ощутил это в ванной, Менделеев во сне, Ньютон под яблоней. Благодаря кратковременным эмоциональным озарениям, выдающиеся учёные сделали открытия, навсегда перевернувшие мир. Наука называет эти озарения инсайтами и, благодаря ни с чем несравнимому яркому эмоциональному сопровождению, часто относят к области чуда. Увы, но магии в этом явлении нет — одна лишь наука.
Вообще многие и многие знания уже сокрыты в каждом субъекте на уровне неявных представлений, и стимулирование инсайта — один из наиболее продуктивных ходов учителя. Инсайт имеет то потрясающее преимущество, что в момент озарения мгновенно устанавливаются связи сразу между всей теорией и всей практикой, взаимное соответствие между которыми было распознано в этот момент.
Ребенок –холерик даже выскочит со своего места в момент озарения, ученик более спокойного темперамента просто удовлетворенно откинется на спинку стула, но и у того и у другого глаза выражают ликование. Не факт, что на каждом уроке каждый ученик испытает эффект инсайта (бывает и так:
но…отрицательный результат – это тоже опыт). А как здорово, когда вот так:
А потом так:
и наконец вот так:
Не секрет, что часть детей на уроке пассивные слушатели (особенно быстро привыкают к голосу учителя и одноклассников). Вообще по статистике аудиалов всего 10%, визуалов – 40%, кинестетиков -40%, дигиталов -10%. Учитывая это, меняю слуховое восприятие на визуализацию, и предлагаю самим по видео поставить проблему и решить ее.
Постановка проблемы видео (корова)
Какую проблему увидели вы? (высказывания)
Моя версия: корова ест траву (углеводы) и пьет воду, откуда появляется молоко, содержащее белки и жиры?
Обсуждаем, ищем ответы, приводим другие примеры.
Когда на обеде с основным блюдом закончено, получаем десерт. На уроке это этап Обобщения, закрепления, оформления результата. Например, в виде составления карты памяти (интеллект-карты)
Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Представляется очень полезным составление таких карт выпускникам для подготовки к ЗНО, т.к. на одном листе помещается вся тема, занимающая несколько параграфов в учебнике. (пример 9 кл. «Обобщение «Органические вещества»)
Это тот этап урока, на котором можно применить метапредметный подход в образовании.
Углубляя собственную предметную специализацию, мы порой очень плохо ориентируемся в информационном пространстве другого учебного предмета (исключение – учителя начальной школы). Межпредметной интеграции недостаточно. Метапредметные образовательные технологии разработаны для того, чтобы решить проблему оторванности друг от друга разных учебных предметов.
Осуществление метапредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.
Метапредметное понятие - цикл
Задание: по картинкам определить к каким областям науки и жизни относятся представленные циклы (усложненный вариант – дать только понятие и предложить самим определить область применения)
Биология смена дня и ночи (сон и бодрствование), деление клеток
Химия цикличное производство (синтез аммиака), круговорот веществ в природе
Физика работа двигателей
Математика фигуры
География смена времен года, приливы и отливы
История цикл развития цивилизаций, календарь
Философия развитие по спирали (Геккель)
Литература рифма в стихотворениях
Экономика оборачиваемость капитала
Астрономия движение планет по орбите, планет вокруг Солнца
Фен-шуй разные стихии, связанные между собой
Музыка цикл произведений
Уфология круги на поле
Бизнес цикл управления
Архитектура строения
Ландшафтный дизайн устройство сада
Назовите любой неодушевленный предмет, объясните, почему его можно назвать циклической структурой.
Метапредметные понятия: время, событие, система, модель (этот список можно продолжать)
Метапредметный результат в отличие от предметного отсрочен во времени. Не секрет, что ко многим выпускникам переосмысление себя и своих действий приходит спустя несколько лет после окончания школы. Вопросов по поводу метапредметного подхода остаётся не мало, но радует то, что теперь чаще задаешься вопросом «как это реализовать?», а не «зачем это надо?».
Безусловно, такие задания требуют много времени на подготовку и проведение. Но по экспертным оценкам в ближайшее время наиболее успешными на рынке труда будут специалисты, которые умеют критично мыслить, работать в команде, общаться в многокультурной среде и применять знания при решении жизненных проблем. И кто как не мы заложим фундамент в образовании такого специалиста. Именно такую цель ставит новая концепция развития образования.
И наконец заканчивается обед чашечкой кофе – мы пьем и анализируем, насколько удался обед. На уроке – этап рефлексии (опять возвращаемся к развитию эмоционального интеллекта)
Рефлексия: Познание начинается с удивления (Аристотель)
Я знаю, что ничего не знаю (Мольер)
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму (Конфуций)
Я не люблю работать, - никто не любит, - но мне нравится то, что можно найти в работе - шанс найти себя (Джозеф Конрад)
Никогда человек не бывает более счастлив, чем в процессе творчества. Заметьте: именно в процессе, потому что результат может принести только удовлетворение, хотя и оно не лишено приятности (Игорь Акимов)
Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании (Гете)
Подойдите к листочку с той фразой, которая характеризует вашу деятельность на уроке и ваше состояние сейчас, объясните выбор.
Подошел к концу наш необычный урок-обед.
Поэт и писатель, философ и фантаст Вадим Шефнер написал такие строки:
Не привыкайте к чудесам - дивитесь им, дивитесь!..
Не привыкайте к небесам, глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так через одно мгновенье.
Для меня каждый год одна и та же тема звучит на уроке по- разному, потому что дети другие, примеры из жизни другие, да и я сама уже другая. И как каждый обед из одного набора продуктов у каждой хозяйки специфичен благодаря только ее секрету, ее специям, так и каждый урок учителя уникален, потому что в не такой уж широкий спектр методов и приемов он привносит свою изюминку. Я желаю вам экспериментов, приготовления вкусных уроков и получения удовольствия как от самого процесса, так и от результата.
Если ты способен видеть прекрасное,
то только потому, что носишь прекрасное внутри себя.
Ибо мир подобен зеркалу, в котором
каждый видит собственное отражение.
Пауло Коэльо
Выступление на педсовете «Пути повышения эффективности современного урока»
Шевченко О.А., учитель биологии
Урок – есть открытие истины,
поиск и осмысление ее
в совместной деятельности
учителя и ученика.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Сегодня я приглашаю вас на необычный урок-обед с размышлениями.
Нет плохих блюд, есть плохо приготовленные.
Подготовка и проведение урока сродни приготовлению вкусного обеда: аперитив для разогрева, возбуждения аппетита (мотивация и актуализация знаний), основное блюдо (проблема и ее решение), десерт (сладкий вкус победы от осознания успешной деятельности – закрепление и результат), а на последок чашечка кофе с легкой горчинкой (рефлексия с анализом). И как мы тщательно продумываем сбалансированный рацион питания, так и для урока подбираем методы, приемы и формы работы, которые помогут достичь поставленных целей и получить эффективный результат.
Так же, как поглощение пищи без удовольствия
превращается в скучное питание, так занятие наукой
без страсти засоряет память, которая становится
неспособной усваивать то, что она поглощает.
Леонардо да Винчи
Скажите, пожалуйста, зависит ли качество приготовления обеда от настроения, с которым мы готовим? Да! А качество усвоения его от настроения за столом? Да! Итак, этап эмоционального настроя на урок, , на котором формируется и развивается эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Посмотрите на слайд и скажите, что, по вашему, объединяет людей.
Они известны своими открытиями у разных отраслях. Нас удивляют они. А знаете ли вы, что каждый из вас имеет возможность совершать для себе открытия каждый день. Я предлагаю вам такую возможность, потому что верю в ваши силы и успех совместной деятельности.
Жизнь - это почти непрерывная цепь собственных открытий.
Герхарт Иоганн Роберт Гауптман
Любой ученик ответит на вопрос «Зачем нужно питаться?» Это важно для самого человека, т.к. дает энергию для всех процессов. А вот ответ на вопрос «Зачем тебе нужны знания по этой конкретной теме?» вызывает затруднение.
Мы с вами знаем, как важно настроить учеников на предстоящую деятельность. Значит нужно убедить, что им эти знания и деятельность нужна. Хочется, чтобы ученики уходили с осознанием важности в их жизни происходящего на уроке.
Познание начинается с удивления
Аристотель
Итак, аперитив перед обедом или этап мотивации. Аперитив - (фр. Apéritif, от лат. aperīre «открывать») — как правило, коктейли, которые традиционно пьют перед едой для повышения аппетита. То есть на этом этапе вызываем интерес, а чем выше интерес, тем активнее будет деятельность.
Нам, учителям, сложно удивляться материалу, который столько лет не меняется. Но, во-первых, мы – артисты, а во-вторых, интернет нам в помощь, и мы можем найти новую неординарную информацию, а может ребенок задаст нестандартный вопрос, который удивит и класс, и нас.
Создание ситуации новизны актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической и международной жизни повысят аппетит перед принятием информации и настроят на активную деятельность.
Например, в крови человека такое количество эритроцитов, что, выстроив их в одну линию можно опоясать Землю по экватору почти 3 раза (рисунок-плакат). Зачем их столько и как такое количество помещается в 5 л крови? О чем скажет этот показатель (а это не что иное как количество гемоглобина) в анализе крови доктору?
Значимость основного блюда в обеде неоспорима. Так же и в уроке. Бывает, что новая тема перегружена теорией, новой терминологией. Основная задача учителя в данном случае — это снять терминологический барьер и стимулировать узнавание, т. е. минимизировать незнакомые слова и объекты и максимизировать знакомые.
В случае, если это учителю удастся, возможен взрывообразный эффект инсайта. Архимед ощутил это в ванной, Менделеев во сне, Ньютон под яблоней. Благодаря кратковременным эмоциональным озарениям, выдающиеся учёные сделали открытия, навсегда перевернувшие мир. Наука называет эти озарения инсайтами и, благодаря ни с чем несравнимому яркому эмоциональному сопровождению, часто относят к области чуда. Увы, но магии в этом явлении нет — одна лишь наука.
Вообще многие и многие знания уже сокрыты в каждом субъекте на уровне неявных представлений, и стимулирование инсайта — один из наиболее продуктивных ходов учителя. Инсайт имеет то потрясающее преимущество, что в момент озарения мгновенно устанавливаются связи сразу между всей теорией и всей практикой, взаимное соответствие между которыми было распознано в этот момент.
Ребенок –холерик даже выскочит со своего места в момент озарения, ученик более спокойного темперамента просто удовлетворенно откинется на спинку стула, но и у того и у другого глаза выражают ликование. Не факт, что на каждом уроке каждый ученик испытает эффект инсайта (бывает и так:
но…отрицательный результат – это тоже опыт). А как здорово, когда вот так:
А потом так:
и наконец вот так:
Не секрет, что часть детей на уроке пассивные слушатели (особенно быстро привыкают к голосу учителя и одноклассников). Вообще по статистике аудиалов всего 10%, визуалов – 40%, кинестетиков -40%, дигиталов -10%. Учитывая это, меняю слуховое восприятие на визуализацию, и предлагаю самим по видео поставить проблему и решить ее.
Постановка проблемы видео (корова)
Какую проблему увидели вы? (высказывания)
Моя версия: корова ест траву (углеводы) и пьет воду, откуда появляется молоко, содержащее белки и жиры?
Обсуждаем, ищем ответы, приводим другие примеры.
Когда на обеде с основным блюдом закончено, получаем десерт. На уроке это этап Обобщения, закрепления, оформления результата. Например, в виде составления карты памяти (интеллект-карты)
Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Представляется очень полезным составление таких карт выпускникам для подготовки к ЗНО, т.к. на одном листе помещается вся тема, занимающая несколько параграфов в учебнике. (пример 9 кл. «Обобщение «Органические вещества»)
Это тот этап урока, на котором можно применить метапредметный подход в образовании.
Углубляя собственную предметную специализацию, мы порой очень плохо ориентируемся в информационном пространстве другого учебного предмета (исключение – учителя начальной школы). Межпредметной интеграции недостаточно. Метапредметные образовательные технологии разработаны для того, чтобы решить проблему оторванности друг от друга разных учебных предметов.
Осуществление метапредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.
Метапредметное понятие - цикл
Задание: по картинкам определить к каким областям науки и жизни относятся представленные циклы (усложненный вариант – дать только понятие и предложить самим определить область применения)
Биология смена дня и ночи (сон и бодрствование), деление клеток
Химия цикличное производство (синтез аммиака), круговорот веществ в природе
Физика работа двигателей
Математика фигуры
География смена времен года, приливы и отливы
История цикл развития цивилизаций, календарь
Философия развитие по спирали (Геккель)
Литература рифма в стихотворениях
Экономика оборачиваемость капитала
Астрономия движение планет по орбите, планет вокруг Солнца
Фен-шуй разные стихии, связанные между собой
Музыка цикл произведений
Уфология круги на поле
Бизнес цикл управления
Архитектура строения
Ландшафтный дизайн устройство сада
Назовите любой неодушевленный предмет, объясните, почему его можно назвать циклической структурой.
Метапредметные понятия: время, событие, система, модель (этот список можно продолжать)
Метапредметный результат в отличие от предметного отсрочен во времени. Не секрет, что ко многим выпускникам переосмысление себя и своих действий приходит спустя несколько лет после окончания школы. Вопросов по поводу метапредметного подхода остаётся не мало, но радует то, что теперь чаще задаешься вопросом «как это реализовать?», а не «зачем это надо?».
Безусловно, такие задания требуют много времени на подготовку и проведение. Но по экспертным оценкам в ближайшее время наиболее успешными на рынке труда будут специалисты, которые умеют критично мыслить, работать в команде, общаться в многокультурной среде и применять знания при решении жизненных проблем. И кто как не мы заложим фундамент в образовании такого специалиста. Именно такую цель ставит новая концепция развития образования.
И наконец заканчивается обед чашечкой кофе – мы пьем и анализируем, насколько удался обед. На уроке – этап рефлексии (опять возвращаемся к развитию эмоционального интеллекта)
Рефлексия: Познание начинается с удивления (Аристотель)
Я знаю, что ничего не знаю (Мольер)
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму (Конфуций)
Я не люблю работать, - никто не любит, - но мне нравится то, что можно найти в работе - шанс найти себя (Джозеф Конрад)
Никогда человек не бывает более счастлив, чем в процессе творчества. Заметьте: именно в процессе, потому что результат может принести только удовлетворение, хотя и оно не лишено приятности (Игорь Акимов)
Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании (Гете)
Подойдите к листочку с той фразой, которая характеризует вашу деятельность на уроке и ваше состояние сейчас, объясните выбор.
Подошел к концу наш необычный урок-обед.
Поэт и писатель, философ и фантаст Вадим Шефнер написал такие строки:
Не привыкайте к чудесам - дивитесь им, дивитесь!..
Не привыкайте к небесам, глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так через одно мгновенье.
Для меня каждый год одна и та же тема звучит на уроке по- разному, потому что дети другие, примеры из жизни другие, да и я сама уже другая. И как каждый обед из одного набора продуктов у каждой хозяйки специфичен благодаря только ее секрету, ее специям, так и каждый урок учителя уникален, потому что в не такой уж широкий спектр методов и приемов он привносит свою изюминку. Я желаю вам экспериментов, приготовления вкусных уроков и получения удовольствия как от самого процесса, так и от результата.
Если ты способен видеть прекрасное,
то только потому, что носишь прекрасное внутри себя.
Ибо мир подобен зеркалу, в котором
каждый видит собственное отражение.
Пауло Коэльо