Внеклассное чтение по рассказам В. А. Осеевой "Жизнь дана на добрые дела"

Про матеріал

Тема: Внеклассное чтение по рассказам В.А.Осеевой «Жизнь дана на добрые дела».

На примерах произведений В.А. Осеевой обобщить знания учащихся об общечеловеческих ценностях; сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания учащихся о доброте и ее роли в жизни каждого человека; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать память, мышление; воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.

Перегляд файлу

Литературное чтение в 3 классе

Тема: Внеклассное чтение по рассказам В.А.Осеевой «Жизнь дана на добрые дела»

Цель: раскрыть идейное содержание произведений В.А.Осеевой; обобщить знания учащихся об общечеловеческих ценностях; сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания учащихся о доброте и ее роли в жизни каждого человека; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать память, мышление; воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.

Оборудование: портрет В.А.Осеевой, книжная выставка; «лучики», рисунки к рассказам, кроссворды.

Ход урока

1. Организационно-психологическая минутка.

Жило-было на свете Солнышко. Рано утром оно просыпалось и открывало пошире двери своего домика, а его детки, Солнечные лучики, отправлялись в гости на лесные полянки, луга, поля, в города и села, чтобы принести радость их жителям. Теперь Солнышко свои лучики посылает вам. Под ними мы становимся добрее, терпеливее, заботливее, внимательнее к людям. А сейчас мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, своим друзьям, соседям, знакомым, пожелайте им добра.

2. Вступительное слово по теме урока.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в волшебный мир произведений В.А. Осеевой. Мы узнаем из ее произведений, в чем волшебная сила не только слов, но и поступков маленьких и взрослых героев.

Короткие, написанные с тонким юмором рассказы легко читаются и заставляют задуматься над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо».

3.Работа с выставкой книг В.А.Осеевой

- Что можно рассказать о книгах В.А.Осеевой по заголовкам, иллюстрациям?

- Кто главный герой рассказов, которые вы читали? (выступления детей с сообщениями о биографии и творчестве В.А.Осеевой) с.33

4. Актуализация опорных знаний. Разминка «Подбери слово».

а) разгадывание кроссвордов;

           -Я убедилась, что вы хорошо подготовились к уроку, прочитали много рассказов, знаете их названия.

           - А сейчас обратимся к теме нашего урока «Жизнь дана на добрые дела»

            -Так о чем же пишет в своих произведениях В.А.Осеева?

( О человеческой доброте и милосердии).

- Как исправили свои ошибки мальчики?

- Вам бы хотелось дружить с такими детьми? Почему?

- Чему учат нас эти рассказы?

Вывод. Уважать старших, любить их, уметь вовремя прийти на помощь.

  1. Рассказы о любви к животным

- Вы, наверное, помните поговорку «Доброе слово и кошке приятно». Добрые слова применимы не только к людям, но и к животным. Она считала, что нельзя причинять даже самого незначительного страдания ни одному животному.

- В каких рассказах об этом сказано?

(«Плохо», «Кто хозяин?», «Почему?» , « Рыжий кот», «Добрая хозяюшка».)

-Как относились дети к животным?

-Достойны ли они осуждения?

-Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

- Кто не понравился? Почему?

-Кого бы вы взяли себе в друзья?

-Что бы вы посоветовали героям этих рассказов?

Вывод: любить животных, не обижать их, защищать, помогать им в трудную минуту.

Физкультминутка

Прослушивание песни «Доброта».

  1. Рассказы о дружных, трудолюбивых ребятах.

- Какие рассказы вы читали на эту тему?

(«Три товарища», «На собственном примере», «Мишины друзья», «В лагере», «У костра», «Синие листья», «Волшебное слово».)

а) Чтение рассказа «Три товарища» - по ролям.

       - Кто из героев вам понравился и чем?

        - Кого из героев вы осуждаете? Почему?

б) Чтение рассказа «Синие листья».

        - Как вы думаете, что могла сказать учительница?

Вывод: надо так давать, чтобы можно было взять.

Работа в группах.

1-я группа – инсценировка рассказа «Хорошее».

2-я группа – игра «Узнай героя из рассказа».

3-я группа – игра- прогулка по иллюстрациям к произведениям В.Осеевой.

-Какие произведения отражены на этих иллюстрациях?

-Кто из героев вам понравился и чем?

-Кого из героев вы осуждаете? Почему?

-Какой бы совет вы дали бы Юрке из рассказа «Хорошее»?

7. Работа над рассказом В.А.Осеевой «Навестили».

а) словарная работа

Флюс - нарыв, вызванный больным зубом.

Грелка - прибор для согревания (резиновый мешок, наполненный горячей водой).

Галоши - низкая резиновая обувь.

б) чтение рассказа

в) анализ содержания

-Что случилось с Валей?

-Кто пришел ее навестить?

-Какое настроение было у Муси и Вали?

-Осуждаете ли вы Мусю?

-Могла ли Муся поступить по-другому?

-Узнаете ли вы себя и своих друзей в Мусе?

-А как вы бы поступили?

-Навещаете ли вы своих друзей?

г) самостоятельная работа.

-Составление характеров главных героев Муси и Вали.

д) чтение по ролям

е) подбор пословиц к рассказу

ж) определение главной мысли рассказа, соотнесение с пословицами

-Чему учит рассказ?

-Что вы взяли для себя из этого рассказа?

-Доброта – самое ценное нравственное качество нашего народа.

            Пословицы о доброте

- С какими рассказами В.А.Осеевой можно соотнести эти пословицы? Почему?

-Живи для людей, поживут и люди для тебя.

-Не одежда красит человека, а его добрые дела.

-Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

-Добрые слова дороже богатства.

-Злой заплачет от зависти, а добрый от радости.

8. Подведение итогов.

  - Если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он состоялся как человек. Ведь доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей является основой человеческого счастья.

А.Н.Толстой писал: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

Ребята, я призываю Вас: спешите делать добро, украшайте свою жизнь и жизнь своих близких добрыми делами.

       Тест «Ты умница»

10. Рефлексия.

      Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»

Нарисуйте в своем воображении цветок добра  и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее слушать.

Мысленно поместите все доброе и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

 Урок хочется закончить словами А.Толстого:

                «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

 

 


 

 

docx
Додано
31 січня 2019
Переглядів
3619
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку