Тема: Внеклассное чтение по рассказам В.А.Осеевой «Жизнь дана на добрые дела».
На примерах произведений В.А. Осеевой обобщить знания учащихся об общечеловеческих ценностях; сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания учащихся о доброте и ее роли в жизни каждого человека; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать память, мышление; воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
Литературное чтение в 3 классе
Тема: Внеклассное чтение по рассказам В.А.Осеевой «Жизнь дана на добрые дела»
Цель: раскрыть идейное содержание произведений В.А.Осеевой; обобщить знания учащихся об общечеловеческих ценностях; сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания учащихся о доброте и ее роли в жизни каждого человека; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать память, мышление; воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
Оборудование: портрет В.А.Осеевой, книжная выставка; «лучики», рисунки к рассказам, кроссворды.
Ход урока
1. Организационно-психологическая минутка.
Жило-было на свете Солнышко. Рано утром оно просыпалось и открывало пошире двери своего домика, а его детки, Солнечные лучики, отправлялись в гости на лесные полянки, луга, поля, в города и села, чтобы принести радость их жителям. Теперь Солнышко свои лучики посылает вам. Под ними мы становимся добрее, терпеливее, заботливее, внимательнее к людям. А сейчас мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, своим друзьям, соседям, знакомым, пожелайте им добра.
2. Вступительное слово по теме урока.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в волшебный мир произведений В.А. Осеевой. Мы узнаем из ее произведений, в чем волшебная сила не только слов, но и поступков маленьких и взрослых героев.
Короткие, написанные с тонким юмором рассказы легко читаются и заставляют задуматься над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо».
3.Работа с выставкой книг В.А.Осеевой
- Что можно рассказать о книгах В.А.Осеевой по заголовкам, иллюстрациям?
- Кто главный герой рассказов, которые вы читали? (выступления детей с сообщениями о биографии и творчестве В.А.Осеевой) с.33
4. Актуализация опорных знаний. Разминка «Подбери слово».
а) разгадывание кроссвордов;
-Я убедилась, что вы хорошо подготовились к уроку, прочитали много рассказов, знаете их названия.
- А сейчас обратимся к теме нашего урока «Жизнь дана на добрые дела»
-Так о чем же пишет в своих произведениях В.А.Осеева?
( О человеческой доброте и милосердии).
- Как исправили свои ошибки мальчики?
- Вам бы хотелось дружить с такими детьми? Почему?
- Чему учат нас эти рассказы?
Вывод. Уважать старших, любить их, уметь вовремя прийти на помощь.
- Вы, наверное, помните поговорку «Доброе слово и кошке приятно». Добрые слова применимы не только к людям, но и к животным. Она считала, что нельзя причинять даже самого незначительного страдания ни одному животному.
- В каких рассказах об этом сказано?
(«Плохо», «Кто хозяин?», «Почему?» , « Рыжий кот», «Добрая хозяюшка».)
-Как относились дети к животным?
-Достойны ли они осуждения?
-Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
- Кто не понравился? Почему?
-Кого бы вы взяли себе в друзья?
-Что бы вы посоветовали героям этих рассказов?
Вывод: любить животных, не обижать их, защищать, помогать им в трудную минуту.
Физкультминутка
Прослушивание песни «Доброта».
- Какие рассказы вы читали на эту тему?
(«Три товарища», «На собственном примере», «Мишины друзья», «В лагере», «У костра», «Синие листья», «Волшебное слово».)
а) Чтение рассказа «Три товарища» - по ролям.
- Кто из героев вам понравился и чем?
- Кого из героев вы осуждаете? Почему?
б) Чтение рассказа «Синие листья».
- Как вы думаете, что могла сказать учительница?
Вывод: надо так давать, чтобы можно было взять.
Работа в группах.
1-я группа – инсценировка рассказа «Хорошее».
2-я группа – игра «Узнай героя из рассказа».
3-я группа – игра- прогулка по иллюстрациям к произведениям В.Осеевой.
-Какие произведения отражены на этих иллюстрациях?
-Кто из героев вам понравился и чем?
-Кого из героев вы осуждаете? Почему?
-Какой бы совет вы дали бы Юрке из рассказа «Хорошее»?
7. Работа над рассказом В.А.Осеевой «Навестили».
а) словарная работа
Флюс - нарыв, вызванный больным зубом.
Грелка - прибор для согревания (резиновый мешок, наполненный горячей водой).
Галоши - низкая резиновая обувь.
б) чтение рассказа
в) анализ содержания
-Что случилось с Валей?
-Кто пришел ее навестить?
-Какое настроение было у Муси и Вали?
-Осуждаете ли вы Мусю?
-Могла ли Муся поступить по-другому?
-Узнаете ли вы себя и своих друзей в Мусе?
-А как вы бы поступили?
-Навещаете ли вы своих друзей?
г) самостоятельная работа.
-Составление характеров главных героев Муси и Вали.
д) чтение по ролям
е) подбор пословиц к рассказу
ж) определение главной мысли рассказа, соотнесение с пословицами
-Чему учит рассказ?
-Что вы взяли для себя из этого рассказа?
-Доброта – самое ценное нравственное качество нашего народа.
Пословицы о доброте
- С какими рассказами В.А.Осеевой можно соотнести эти пословицы? Почему?
-Живи для людей, поживут и люди для тебя.
-Не одежда красит человека, а его добрые дела.
-Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
-Добрые слова дороже богатства.
-Злой заплачет от зависти, а добрый от радости.
8. Подведение итогов.
- Если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он состоялся как человек. Ведь доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей является основой человеческого счастья.
А.Н.Толстой писал: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Ребята, я призываю Вас: спешите делать добро, украшайте свою жизнь и жизнь своих близких добрыми делами.
Тест «Ты умница»
10. Рефлексия.
Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее слушать.
Мысленно поместите все доброе и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Урок хочется закончить словами А.Толстого:
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».