«Я ВЕРЮ, ВЕРЮ В ДРУЗЕЙ» (МОТИВЫ ДРУЖБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ВЫСОЦКОГО)

Про матеріал

«Я ВЕРЮ, ВЕРЮ В ДРУЗЕЙ» (МОТИВЫ ДРУЖБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ВЫСОЦКОГО)

Урок литератури 11 класс

Цель: познакомить учащихся с жанром авторской песни, как уникального явления в русской культуре на примере песен В. Высоцкого; раскрыть перед старшеклассниками одну из важнейших сторон дарования поэта-гражданина – умение дружить и быть верным дружеским узам; развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных» философских вопросов бытия; воспитывать через песни В. Высоцкого толерантное, гуманное отношение к людям.

Перегляд файлу

«Я ВЕРЮ, ВЕРЮ В ДРУЗЕЙ» (МОТИВЫ ДРУЖБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ВЫСОЦКОГО)

Урок литератури 11 класс

Цель: познакомить учащихся с  жанром авторской песни, как уникального явления в русской культуре на примере песен  В. Высоцкого; раскрыть перед старшеклассниками одну из важнейших сторон дарования поэта-гражданина – умение дружить и быть верным дружеским узам; развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных» философских  вопросов  бытия; воспитывать через песни В. Высоцкого толерантное, гуманное отношение к людям.

                                      ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей!Как настроение?

Готовы к диалогу со мной?Я прошу отбросить лишние мысли на 45 минут и окунуться в мир литературы

2.Актуализация опорных знаний

Слово учителя Прежде, чем начать урок хочу спросить у вас.

??? Какие песни вы любите слушать?

В основном – это советская или зарубежная эстрада.

??? А с какими жанрами песен вы знакомились в 5-8 классах?

(народные песни, лирические, исторические, календарные песни, колыбельные)

3. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

Сегодня я хочу вместе с вами окунуться в мир авторской песни. Об этих песнях в период «оттепели» говорили так:

Эти песни не горят

Они в воздухе парят

Чем им делают больнее -

Тем они сильнее.

На рубеже шестидесятых годов этот жанр стал чрезвычайно популярен,  ранее он всегда занимал весьма скромное место в русской литературе.

  Людям хотелось свободно высказать то, о чем нельзя было говорить раньше.

Я хочу, чтобы вы поняли различие между песней развлекательной, где вместо слов можно вставить тра-ля-ля, и песней авторской - песней размышлением, слова из которой не выкинешь. Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства. Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня – прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей.

Ярким представителем авторской песни на рубеже шестидесятых были Булат Окуджава и Владимир Высоцкий.

К песням этих поэтов можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. Но мимо них нельзя пройти; и сделать вид, что их нет, тоже нельзя – сами песни не дадут этого сделать.

Сегодня мы познакомимся с песнями Владимира Высоцкого о дружбе, умении дружить и быть верным дружеским узам.

Темой урока я взяла строчки из стихотворения В. Высоцкого – «Я верю, верю в друзей»

                                                                Эпиграф  к уроку          Я верю, верю в друзей!

                                                                            Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и мечтах,

                                                                                                                        Я, конечно, спою…

                                                                                                                                  В. Высоцкий

Запишите в тетрадь тему и эпиграф к уроку

4. Работа над новым материалом

Слово учителя Высоцкий – это целая эпоха в стихах и песнях, оставленная потомкам для размышления о времени и о себе.

Я просила у вас дома спросить у родителей, знакомых и близких, что они помнят о Высоцком

Игра «Родительский стул»

Учащиеся садятся на стул и делятся воспоминаниями своих родителей

Слово учителя

Я думаю, что после таких воспоминаний ваших родных и близких, каждый из вас залез в Интернет, чтобы узнать больше об этом барде.

Что же вы узнали о нем?

Орудие каждого барда – это конечно же гитара. И сегодня мы тоже ею воспользуемся.

Игра «Гитара Высоцкого»

Учащиеся, передавая гитару, рассказывают о жизни Высоцкого

Во время беседы по рядам передаются фото Высоцкого, последняя парта вешает их на доску

Слово учителя

Я думаю, что настало время послушать самого Высоцкого. Говорят, что песня «Я не люблю» является своего рода песней-кредо, песней-исповедью.

Вслушайтесь, ребята, в слова этой песни  и постарайтесь ответить на вопрос: «Что чуждо поэту-барду?»

 - Слушаем песню    «Я не люблю»

??? Что не любит поэт?          Что ненавидит?                       

       Искренен ли он в своей песне?

(Учащиеся делают вывод о необычайной искренности поэта. Для Высоцкого невозможен компромисс со злом, с ложью, с насилием. Он не приемлет лживую лесть. Отвергал насилие и подозрительно относился к людям, накачивающим мышцы: “Мне кажется, что они готовятся кого-то бить. Скорее всего, слабых”)

 

??? - Опираясь на свой небольшой жизненный опыт, скажите, пожалуйста,  можно ли прожить жизнь без друзей?

( Без настоящих друзей  наша жизнь была бы неполноценной.

 Дружба - это святое  понятие во взаимоотношениях людей.)

 

??? Давайте посмотрим. Что об этом думает Высоцкий

 

Слушаем песню«Песня о друге»

 

 ??? Каким видится настоящий друг В.С. Высоцкому?

( Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять)

(Дружеское отношение нужно заслужить своими личными качествами)

Слово учителя

Высоцкий о дружбе

-  У меня много друзей. Меня Бог наградил. И я без них сдохну, это точно. Больше всего боюсь кого-то из них разочаровать. Это-то и держит все время в нерве и на сцене, и в песнях, и в бахвальстве моем.

- Дружба - это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли: Это просто желание узнавать друг о друге, что - то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что вот мой друг здоров, и пускай себе здравствует.

Много песен у Владимира Высоцкого о его друзьях

Кому из своих друзей посвящал песни В. Высоцкий? Обратимся к вашим  небольшим исследовательским работам.

А перед тем, как предоставить вам слово, давайте немножко разомнемся

Физкультминутка

Под песню Высоцкого «Утренняя гимнастика…»

Размялись? Продолжаем дальше урок

Работа 1 группы

Песня «Пока вы здесь в ванночке с кафелем» - посвящена Леониду Рогозову

(Эта история произошла в 1961 году в Антарктиде. 27-летний доктор Леонид Рогозов участвовал в антарктической экспедиции. 29 апреля Леонид заболел. Как опытный хирург, он определил, что у него острый аппендицит. Но так как он был единственным врачом на станции, а погода была нелетной, он решил делать операцию сам. При помощи метеоролога, подававшего инструменты и водителя, державшего зеркало и направлявшего свет от настольной лампы, врач произвел себе местную анестезию и начал операцию, которая продлилась около двух часов и прерывалась на время, когда он терял сознание)

Просмотр видео песни «Пока вы здесь…»

 

Работа 2 группы

Песня «Памяти Шукшина»

(песня написана на смерть замечательного писателя, актера и кинорежиссера. Высоцкий восхищался фильмами Шукшина «Калина красная», «Печки-лавочки». Его герои были близки по духу Высоцкому.

Шукшин любил песни Высоцкого, мечтал снять Высоцкого в одном из своих фильмов.

Исследователи говорили: «Кроме того, что они были большими друзьями, их объединяло еще число 25 – 25 июля – это дата рождения Шукшина и день смерти Высоцкого»

 

 

Работа 3 группы

Песня «Канатаходца»

 

(Эта песня посвящена  клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене цирка, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Высоцкого, имевшего репутацию “клоуна”, “шута” среди значительного числа своих современников.)

 

5. Рефлексия. Подведение итогов

Свободный микрофон»

???  Вы на пороге взрослой жизни.

Вы слушали песни Высоцкого на уроке, знакомились с ними в Интернете. Мне интересно сейчас послушать, какие строчки из песен вы возьмете во взрослую жизнь, какие советы вы бы дали своим товарищам  строчками Владимира Высоцкого

 

Слово учителя

Я хочу от себя пожелать вам тоже строчками Высоцкого

Дай бог вам жизни две,

И друга одного,

И света в голове,

И доброго всего!!!

Добро остается добром –

В прошлом, будущем и настоящем          1                                     

Нет на свете преград для талантов!          2

Человек человечеству – друг, товарищ и брат!     3

Не тащиться по жизни убого –

А дышать ею, петь ее, пить!       4

Время мало – торопись и не жди конца пути!      5

Очень просто в прошлом заблудиться –

И назад дороги не найти!                               6

 

В мире нет таких вершин,

Что взять нельзя                           7                           

Без любви и жизни нет, и воздух тяжек        8

Какой бы ни была дорога, важно лишь то, куда она ведет     9

Становясь капитаном, храните матроса в себе      10

Среди непройденных дорог – одна моя      11

 

 

И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель – всегда презираем!       12

 

Надеюсь я – под масками зверей

Бывают человеческие лица                 13

 

Не знаю, как другие, а я верю,

Верю в друзей                                         14                      

 

 

 

 

docx
Додано
21 лютого 2018
Переглядів
768
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку