«Путешествие в осенний лес»
.
ЦЕЛЬ: Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям. Совершенствовать грамматический строй речи. Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени и ее приметах.Закрепить знания детей одеревьях,листьях и плодах,о лесных грибах и ягодах.
Учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет.Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Расширить и активизировать словарь по теме. Развивать связную речь, зрительное внимание,память,воображение, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику рук через игры и игровые упражнения.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе,заботливое отношение к животным,любознательность через видение удивительного в простых и обыденных вещах (предметах) нашей жизни, в природе. Воспитывать интерес к занятию, и навык сотрудничества в игре и на занятии.
ПРЕДВАРИТЕЛНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций,репродукций картин,открыток с изображением осени,просмотры видеороликов,беседы, наблюдения за осенними явлениями природы на прогулках и экскурсиях , чтение художественной литературы,загадывание загадок о лесных жителях,заучивание стихов,пословиц,песен об осени,проведение дидактических и подвижных игр,а также многочисленные работы по рисованию,лепке,аппликации.Изготовление детьми поделок из природного материала совместно с родителями.
ОБОРУДОВАНИЕ :Осенние листья,ширмы,коробка с письмом,мяч, картинки кукол с одеждой,ноутбук,осенняя картинка – пазлы,картинки с изображением примет ранней и поздней осени,деревьев,листьев и плодов,ягод,грибов,маска ёжика.Лисичка.Для аппликации - по количеству детей листы бумаги с изображением деревьев, .кисточки,ёмкости с перетёртой листвой,клеёнки для примакивания,клейстер.В : Ребята,я получила письмо от лесных жителей.Они приглашают нас в гости.В путь!
(Дети проходят в зал,украшенный осенними листьями.)
В: Круг настроения – «Возьмитесь дети за руки, станьте в круг. У меня сегодня хорошее настроение и я хочу его подарить Вам (Улыбаюсь). А теперь улыбнитесь друг –другу и подарите хорошее настроение гостям»
(Дети стоят в кругу)
Ребёнок :
Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
На зов ответит зовом,
На слово тем же словом
На смех ответит смехом
Нам отвечает … эхо
В:Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.
В:
Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра ра-ра
Да ладошек не жалей лей-лей
Бей в ладошки веселей лей-лей
Сколько времени сейчас час-час
Сколько будет через час час-час
И неправда: будет два два-два
Думай, думай голова ва-ва
Вы хорошие всегда да-да
Или только иногда да-да
Не устали отвечать чать-чать
Разрешаю помолчать.
В:Вот какое веселое эхо с нами играло. А теперь ребятки отгадайте мою загадку.
Плащ золотистый она надевает,
Тёплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы.
О чем моя загадка?
Дети :-Об осени!
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
Дети:Осенью.
В:Поглядите вокруг какое время года в нашем лесу?
Дети:Осень.
В:Давайте вспомним, Какие приметы осени вы знаете:
В : Дети,а какая погода бывает осенью : Когда идёт дождь – дождливая; Когда дует ветер – ветреная ; Холодно – холодная ; Пасмурно – пасмурная ; Сыро – сырая ; Хмуро – хмурая ; Сыро – сырая.
В :Посмотрите слайды с красивым осенним лесом. (показ слайдов).
В :Пришла осень, похолодало, Маша решила пойти в парк погулять, но не знает, что же ей надеть. Подберите для нее осеннюю одежду, обувь и головной убор. (Дети стилосом «одевают» девочку в осеннюю одежду.А теперь и Катю оденьте.
В:Что не подходит для осени. Почему?
В :Я несла вам показать картину, но она упала и рассыпалась на части. Помогите поставить части картины на своё место.(Собрали картину).
В :Какое время года на ней изображено?
Как догадались?
Танец с листочками.(Танцуют все дети).
В: Какие периоды осени вы знаете? (ранняя,поздняя)
В : А давайте мы с вами соберем осеннюю картину. Сначала ранней осени…
(На фланелеграфе выложить дерево + листок к нему, пенек + гриб рядом, тучи синие + дождь, капли, птицы улетают) В:Расскажите мне стихи про осень
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.
Осень наступила высохли цветы
И глядят уныло голые кусты
Туча небо кроет солнце не блестит
Ветер в поле воет, дождик моросит
В : А давайте мы с вами соберем осеннюю картину поздней осени . (собираем) В: Какое у нас красивое дерево получилось. А мы сейчас расскажем и покажем про наши деревья в лесу.
Пальчиковая игра:
Деревья в лесу росли (руки вверх, кисти раскрыть
И с ветром дружили они кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок (встряхивают кистями)
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит (быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш… (опускать руки, кисти плавно
вправо – влево)
Воспитатель: Туча набежала, капельки закапали, листики упали с деревьев. Верните листья на деревья, с которых они упали.
Образуй новое слово.
Дети возвращают листики на свои деревья, называя их.
Лист дуба (какой?) дубовый,
Лист клёна (какой?) кленовый,
Лист берёзы (какой?) ….
Лист рябины (какой?) ….
Воспитатель:Давайте вспомним пальчиковую гимнастику про листики.
Раз, два, три, четыре, пять | Дети загибают пальчики, начиная с большого |
Будем листья собирать | Сжимают и разжимают кулачки |
Листья берёзы, | Загибают пальцы по одному, начиная с большого |
Листья рябины, | |
Листики тополя, | |
Листья осины, | |
Листики дуба мы соберем, | |
Маме осенний букет отнесем. | Пальчики одной руки «шагают» по другой руке |
В:Что ещё можно увидеть на деревьях осенью?
Молодцы! Да, осенью на деревьях появляются плоды.
Подберите к каждому дереву свои плоды.
Дети распределяют (перетаскивая) плоды, объясняя свои действия (дуб - жёлудь, рябина – гроздья рябины, ель - еловая шишка, сосна - сосновая шишка,каштан-плод-каштана). В: Молодцы! Но,мы знаем,что осенью и на кустарниках появляются плоды. (подбираем к малине – ягода малина,ежевике – ежевика,землянике –земляника ).
Игра с ёжиком.
В : - Ребята, отгадайте ещё загадку:
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашёл. (гриб)
Воспитатель: Ребята, Маша отправилась собирать грибы, но запуталась. Какие грибы положить в корзину? Давайте ей поможем. В корзину можно класть только съедобные грибы.
В:Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого не видели?
Дети:Звери готовятся к зиме
В:А как готовятся к зиме Миша-медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)
В:А про ежика что расскажите? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)
В:Что делает белочка в лесу? (Cобирает орехи,жёлуди, грибы, несет в дупло)
В:Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)
В:Пойдем по лесной тропинке, может встретим зверей в лесу.
Навстречу белка?
- Здравствуйте,ребята!Я вас давно жду в гости.Мы,лесные жители ,пригласили вас посмотреть красоту осеннего леса.А пословицы про осень вы знаете?
Дети (пословицы) :
Коли ясно,то и осень прекрасна. Осень идёт,и дождь за собою ведёт. Красна весна цветами,а осень пирогами. От осени к лету,поворота нету. Лето со снопами.осень с пирогами. (Приметы). Осенью паутина на ясную погоду. Гром в сентябре – тёплая осень. Если орехов много.а грибов нет – зима будет снежная,суровая. Большие муравьиные кучи- к мягкой зиме.
Белка : Молодцы!А загадки отгадывать умеете :
1.Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.. Кто в дупле орехи прячет.сушит на зиму грибы.
2.Через поле напрямик скачет белый воротник.
3.кто осенью ложится,а весной встаёт.
4.Кто в лесу голодный рыщет.
Белка :Молодцы!У меня для вас – угощенья!!
В: Спасибо за угощенья!Мы сейчас вернёмся в детский сад и сделаем подарок лесным жителям – аппликация осеннего леса.(Робота выполняется из сухих осенних листьев.)
«Путешествие в осенний лес»
.
ЦЕЛЬ: Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям. Совершенствовать грамматический строй речи. Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени и ее приметах.Закрепить знания детей одеревьях,листьях и плодах,о лесных грибах и ягодах.
Учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет.Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Расширить и активизировать словарь по теме. Развивать связную речь, зрительное внимание,память,воображение, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику рук через игры и игровые упражнения.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе,заботливое отношение к животным,любознательность через видение удивительного в простых и обыденных вещах (предметах) нашей жизни, в природе. Воспитывать интерес к занятию, и навык сотрудничества в игре и на занятии.
ПРЕДВАРИТЕЛНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций,репродукций картин,открыток с изображением осени,просмотры видеороликов,беседы, наблюдения за осенними явлениями природы на прогулках и экскурсиях , чтение художественной литературы,загадывание загадок о лесных жителях,заучивание стихов,пословиц,песен об осени,проведение дидактических и подвижных игр,а также многочисленные работы по рисованию,лепке,аппликации.Изготовление детьми поделок из природного материала совместно с родителями.
ОБОРУДОВАНИЕ :Осенние листья,ширмы,коробка с письмом,мяч, картинки кукол с одеждой,ноутбук,осенняя картинка – пазлы,картинки с изображением примет ранней и поздней осени,деревьев,листьев и плодов,ягод,грибов,маска ёжика.Лисичка.Для аппликации - по количеству детей листы бумаги с изображением деревьев, .кисточки,ёмкости с перетёртой листвой,клеёнки для примакивания,клейстер.
В : Ребята,я получила письмо от лесных жителей.Они приглашают нас в гости.В путь!
(Дети проходят в зал,украшенный осенними листьями.)
В: Круг настроения – «Возьмитесь дети за руки, станьте в круг. У меня сегодня хорошее настроение и я хочу его подарить Вам (Улыбаюсь). А теперь улыбнитесь друг –другу и подарите хорошее настроение гостям»
(Дети стоят в кругу)
Ребёнок :
Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
На зов ответит зовом,
На слово тем же словом
На смех ответит смехом
Нам отвечает … эхо
В: Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.
В:
Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра ра-ра
Да ладошек не жалей лей-лей
Бей в ладошки веселей лей-лей
Сколько времени сейчас час-час
Сколько будет через час час-час
И неправда: будет два два-два
Думай, думай голова ва-ва
Вы хорошие всегда да-да
Или только иногда да-да
Не устали отвечать чать-чать
Разрешаю помолчать.
В: Вот какое веселое эхо с нами играло. А теперь ребятки отгадайте мою загадку.
Плащ золотистый она надевает,
Тёплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы.
О чем моя загадка?
Дети :-Об осени!
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
Дети: Осенью.
В: Поглядите вокруг какое время года в нашем лесу?
Дети: Осень.
В: Давайте вспомним, Какие приметы осени вы знаете:
В : Дети,а какая погода бывает осенью : Когда идёт дождь – дождливая; Когда дует ветер – ветреная ; Холодно – холодная ; Пасмурно – пасмурная ; Сыро – сырая ; Хмуро – хмурая ; Сыро – сырая.
В :Посмотрите слайды с красивым осенним лесом. (показ слайдов).
В :Пришла осень, похолодало, Маша решила пойти в парк погулять, но не знает, что же ей надеть. Подберите для нее осеннюю одежду, обувь и головной убор. (Дети стилосом «одевают» девочку в осеннюю одежду.А теперь и Катю оденьте.
В:Что не подходит для осени. Почему?
В :Я несла вам показать картину, но она упала и рассыпалась на части. Помогите поставить части картины на своё место.(Собрали картину).
В :Какое время года на ней изображено?
Как догадались?
Танец с листочками.(Танцуют все дети).
В: Какие периоды осени вы знаете? (ранняя,поздняя)
В : А давайте мы с вами соберем осеннюю картину. Сначала ранней осени…
(На фланелеграфе выложить дерево + листок к нему, пенек + гриб рядом, тучи синие + дождь, капли, птицы улетают) В: Расскажите мне стихи про осень
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.
Осень наступила высохли цветы
И глядят уныло голые кусты
Туча небо кроет солнце не блестит
Ветер в поле воет, дождик моросит
В : А давайте мы с вами соберем осеннюю картину поздней осени . (собираем) В: Какое у нас красивое дерево получилось. А мы сейчас расскажем и покажем про наши деревья в лесу.
Пальчиковая игра:
Деревья в лесу росли (руки вверх, кисти раскрыть
И с ветром дружили они кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок (встряхивают кистями)
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит (быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш… (опускать руки, кисти плавно
вправо – влево)
Воспитатель: Туча набежала, капельки закапали, листики упали с деревьев. Верните листья на деревья, с которых они упали.
Образуй новое слово.
Дети возвращают листики на свои деревья, называя их.
Лист дуба (какой?) дубовый,
Лист клёна (какой?) кленовый,
Лист берёзы (какой?) ….
Лист рябины (какой?) ….
Воспитатель: Давайте вспомним пальчиковую гимнастику про листики.
Раз, два, три, четыре, пять |
Дети загибают пальчики, начиная с большого |
Будем листья собирать |
Сжимают и разжимают кулачки |
Листья берёзы, |
Загибают пальцы по одному, начиная с большого |
Листья рябины, |
|
Листики тополя, |
|
Листья осины, |
|
Листики дуба мы соберем, |
|
Маме осенний букет отнесем. |
Пальчики одной руки «шагают» по другой руке |
В:Что ещё можно увидеть на деревьях осенью?
Молодцы! Да, осенью на деревьях появляются плоды.
Подберите к каждому дереву свои плоды.
Дети распределяют (перетаскивая) плоды, объясняя свои действия (дуб - жёлудь, рябина – гроздья рябины, ель - еловая шишка, сосна - сосновая шишка,каштан-плод-каштана). В: Молодцы! Но,мы знаем,что осенью и на кустарниках появляются плоды. (подбираем к малине – ягода малина,ежевике – ежевика,землянике –земляника ).
Игра с ёжиком.
В : - Ребята, отгадайте ещё загадку:
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашёл. (гриб)
Воспитатель: Ребята, Маша отправилась собирать грибы, но запуталась. Какие грибы положить в корзину? Давайте ей поможем. В корзину можно класть только съедобные грибы.
В: Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого не видели?
Дети: Звери готовятся к зиме
В: А как готовятся к зиме Миша-медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)
В: А про ежика что расскажите? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)
В: Что делает белочка в лесу? (Cобирает орехи,жёлуди, грибы, несет в дупло)
В: Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)
В: Пойдем по лесной тропинке, может встретим зверей в лесу.
Навстречу белка?
- Здравствуйте,ребята!Я вас давно жду в гости.Мы,лесные жители ,пригласили вас посмотреть красоту осеннего леса.А пословицы про осень вы знаете?
Дети (пословицы) :
Коли ясно,то и осень прекрасна. Осень идёт,и дождь за собою ведёт. Красна весна цветами,а осень пирогами. От осени к лету,поворота нету. Лето со снопами.осень с пирогами. (Приметы). Осенью паутина на ясную погоду. Гром в сентябре – тёплая осень. Если орехов много.а грибов нет – зима будет снежная,суровая. Большие муравьиные кучи- к мягкой зиме.
Белка : Молодцы!А загадки отгадывать умеете :
1.Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.. Кто в дупле орехи прячет.сушит на зиму грибы.
2.Через поле напрямик скачет белый воротник.
3.кто осенью ложится,а весной встаёт.
4.Кто в лесу голодный рыщет.
Белка :Молодцы!У меня для вас – угощенья!!
В: Спасибо за угощенья!Мы сейчас вернёмся в детский сад и сделаем подарок лесным жителям – аппликация осеннего леса.(Робота выполняется из сухих осенних листьев.)