Тема ДИФУЗИЯ
Задачи:
Образовательные: закрепить знание понятий молекулы и атома,; рассмотреть особенности процесса диффузии в различных средах; изучить специфику явления диффузии в природе и быту.
Развивающие: развивать интерес к естественным наукам; развивать умение выявлять причинно-следственные связи на примере протекания диффузии в зависимости от физических особенностей агрегатных состояний вещества и температуры
Воспитательные: формирование мировоззрения об объективности проявления законов физики и познаваемости явлений природы; формирование культуры общения;.
Тема ДИФУЗИЯ
Задачи:
Ход занятия
Дети сидят в 3х группах. У каждой на столе: по 2 пластиковых стакана с фасолью разных цветов, 1гр. (тесто белое и желтое), 2 гр. (тарелка «Скитлс»), 3гр. (флакончик духов); ручки и листочки.
Вступительное слово учителя. Здравствуйте уважаемые гости, ученики, я рада приветствовать вас на занятии спецкурса по природовдению. Природа-это огромный и интересный мир, который окружает нас. В ней ни на секунду не останавливается жизнь, все находится в постоянном движении. Именно об одном из таких естественных движений пойдет речь на нашем занятии. А о каком именно узнаем из видео сюжета.
Мотивация
- Посмотрите сюжет и подберите ему название
Видео «Школьная перемена» (перемена, бег, толкотня, движение….)
- Рассмотрите анимацию «Броуновское движение». Как ее можно озаглавить? (атомы, молекулы, частицы, вещества, движение, толкотня)
- что общего между этими рисунками?
2. Оглашение темы
2.1 Мы рассмотрим вопрос о движении самых мелких частиц из которых состоит вещество.
- как называются эти частицы? (молекулы)
2.2 Моделирование темы работа 3-х групп
1 стакан белой фасоли + 1 стакан темной фасоли =
Молекулы 1 вещества + молекулы 2 вещества
Смешиваем фасоль в одной емкости.
- прокомментируйте, что происходит?(проникновение молекул одного вещества, между молекулами другого)
- Как называется этот процесс? (диффузия)
2.3 Тема. Диффузия
II. Целеполагание
III. Планирование
IV. Организация и исполнение плана деятельности
Соответственно молекулы воды будут вести себя по разному, в зависимости от агрегатного состояния
Задания Смарт «Соотнесите»
Подберите к каждому агрегатному состоянию его молекулярную картинку и обснуйте свой ответ.
2.Эксперимент выполняют 3 группы
У вас на столах есть примеры веществ разных агрегатних состояний. 1 группа два вида теста белое и желтое. 2 группа вода и канфеты «Скитлс», 3группа флакончик духов. У каждой группы секундомер, значит будем засекать время и скорость протекания диффузии.
1 группа сколько времени потребуется на то, чтобы смішать тесто и сделать его однородным?
2 группа сколько времени потребуется на то, чтобы вода окрасилась в цвет канфет?
3 группа распылите немного духов из флакона и проследите за сколько времени вы все услышите запах?
Проверка результатов. Формулировка вывода.
Медленнее диффузия проходит твердых веществах, быстрее в жидкостях, еще быстрее в газах.
Посмотрим сюжет и выясним, где еще можно увидеть процесс диффузии.
3.1(00:21) – как вы узнали, что мама приготовила картошку с грибами?(по запаху)
- откуда же берутся запахи?
3.2(01:03) – от чего же появляются запахи? (диффузия, смешение молекул одного вещества с другим)
3.3 (01:45) – Как молекулы двигаются в твердом(медленно), жидком(быстро), газообразном (еще быстрее) состоянии ?
- Почему именно так двигаются молекулы? (все зависит от плотности размещения молекул )
3.4(02.40) – Где диффузия быстрее в горячем или холодном кофе? Чае? Почему?(на скорость движения молекул влияет температура, чем выше температура тем быстрее диффузия
3.5 – Просмотрите и запишите, еще примеры диффузии. (дыхание, проветривание, выхлопы машин, лес, растения при очищении воздуха)
4. Выводы
5.Диффузия в быту «Интервью с родителями»
Диффузия - одно из самых значимых явлений в физике. Оно играет чрезвычайно важную роль в живой природе, его широко применяют в повседневной жизни, а как именно разобраться в этом вопросе нам помогут наши мамы.
6. Рефлексия
На основе проведенных опытов, просмотренных видео-сюжетов мы видим насколько важным является процесс диффузии в жизни человека.
- какой вид работы вам более понятно и наглядно показал что такое диффузия?(поставьте + возле нужного рисунка опыт, видео, интервью)
На следующем занятии мы продолжим работу с этим порнятием на примере самого популярного напитка в мире после воды, который появляется в результате диффузии. Его название происходит от слова «ресницы» , а в его химический состав входят болем 100 различных веществ и микроэлементов.
Відділ освіти
Василівської райдержадміністрації
Районний методичний кабінет
Комунальний заклад Дніпрорудненська гімназія «Софія»
ЗОШ I-III ступенів №1
Заняття мотиваційного спецкурсу
системи АЗІМУТ з природознавства
для учнів 5 класу
спеціаліста
вищої кваліфікаційної категорії
старшого вчителя
Староконь Олени Сергіївни
2017 рік