Заняття спецурсу з природознавства 5 клас "Дифузія"

Про матеріал

Тема ДИФУЗИЯ

Задачи:

Образовательные: закрепить знание понятий молекулы и атома,; рассмотреть особенности процесса диффузии в различных средах; изучить специфику явления диффузии в природе и быту.

Развивающие: развивать интерес к естественным наукам; развивать умение выявлять причинно-следственные связи на примере протекания диффузии в зависимости от физических особенностей агрегатных состояний вещества и температуры

Воспитательные: формирование мировоззрения об объективности проявления законов физики и познаваемости явлений природы; формирование культуры общения;.

Перегляд файлу

Тема ДИФУЗИЯ

Задачи:

  •                  Образовательные: закрепить знание понятий молекулы и атома,; рассмотреть особенности процесса диффузии в различных средах; изучить специфику явления диффузии в природе и быту.
  •                  Развивающие: развивать интерес к естественным наукам; развивать умение выявлять причинно-следственные связи на примере протекания диффузии в зависимости от физических особенностей агрегатных состояний вещества и температуры
  •                  Воспитательные: формирование мировоззрения об объективности проявления законов физики и познаваемости явлений природы; формирование культуры общения;.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети сидят в 3х группах. У каждой на столе: по 2 пластиковых стакана с фасолью разных цветов, 1гр. (тесто белое и желтое), 2 гр. (тарелка «Скитлс»), 3гр. (флакончик духов); ручки и листочки.

Вступительное слово учителя.  Здравствуйте уважаемые гости, ученики, я рада приветствовать вас на занятии спецкурса по природовдению. Природа-это огромный и интересный мир, который окружает нас. В ней ни на секунду не останавливается жизнь, все находится в постоянном движении. Именно об одном из таких естественных движений пойдет речь на нашем занятии. А о каком именно узнаем из видео сюжета.

 Мотивация

- Посмотрите сюжет и подберите ему название

Видео «Школьная перемена» (перемена, бег, толкотня, движение….)

- Рассмотрите анимацию «Броуновское движение». Как ее можно озаглавить? (атомы, молекулы, частицы, вещества, движение, толкотня)

- что общего между этими рисунками?

2. Оглашение темы

2.1 Мы рассмотрим вопрос о движении самых мелких частиц из которых состоит вещество.

- как называются эти частицы? (молекулы)

 

2.2 Моделирование темы работа 3-х групп

1 стакан белой фасоли  + 1 стакан темной фасоли  =

Молекулы 1 вещества + молекулы 2 вещества

Смешиваем фасоль в одной емкости.

- прокомментируйте, что происходит?(проникновение молекул одного вещества, между молекулами другого)

- Как называется этот процесс? (диффузия)

2.3 Тема. Диффузия

II. Целеполагание

  1. Рассмотреть особенности диффузии в веществах различных агрегатных состояний.
  2. Изучить специфику диффузии в природе и быту

III. Планирование

  1. Рассмотреть особенности диффузии в веществах различных агрегатных состояний.
  2. Изучить специфику диффузии в природе и быту

IV. Организация и исполнение  плана деятельности

  1. На доске рисунок воды

Картинки по запросу ВОДА

  • Каное вещество изображено?
  • В каких агрегатних состояниях оно встречается в природе? (твердое , жидкое, газообразное )

Картинки по запросу вода агрегатное состояние АЙСБЕРГ

Соответственно молекулы воды будут вести себя по разному, в зависимости от агрегатного состояния

Задания Смарт «Соотнесите»

Подберите к каждому агрегатному состоянию его молекулярную картинку и обснуйте свой ответ.

 

 

 

 

2.Эксперимент выполняют 3 группы

У вас на столах есть примеры веществ разных агрегатних состояний. 1 группа два вида теста белое и желтое. 2 группа вода и канфеты «Скитлс», 3группа флакончик духов. У каждой группы секундомер, значит будем засекать время и скорость протекания диффузии.

1 группа сколько времени потребуется на то, чтобы смішать тесто и сделать его однородным?

2 группа сколько времени потребуется на то, чтобы вода окрасилась в цвет канфет?

3 группа распылите немного духов из флакона и проследите за сколько времени вы все услышите запах?

Проверка результатов. Формулировка вывода.

Медленнее диффузия проходит твердых веществах, быстрее в жидкостях, еще быстрее в газах.

  1. Работа с видеосюжетом «Диффузия»

Посмотрим сюжет и выясним, где еще можно увидеть процесс диффузии.

3.1(00:21) – как вы узнали, что мама приготовила картошку с грибами?(по запаху)

                  - откуда же берутся запахи?

3.2(01:03) – от чего же появляются запахи? (диффузия, смешение молекул одного вещества с другим)

3.3 (01:45) – Как молекулы двигаются в твердом(медленно), жидком(быстро), газообразном (еще быстрее) состоянии ?

- Почему именно так двигаются молекулы? (все зависит от плотности размещения молекул )

3.4(02.40) – Где диффузия быстрее в горячем или холодном кофе? Чае? Почему?(на скорость движения молекул влияет температура, чем выше температура тем быстрее диффузия

3.5 – Просмотрите и запишите, еще примеры диффузии. (дыхание, проветривание, выхлопы машин, лес, растения при очищении воздуха)

4. Выводы

  • Причина диффузии – беспорядочное движение молекул
  • Скорость движения зависит от того, в каком агрегатном состоянии находится вещество
  • Диффузия быстро протекает в газах, медленнее в жидкостях и еще медленнее в твердых телах
  • Диффузия ускоряется при повышении температуры

5.Диффузия в быту «Интервью с родителями»

Диффузия - одно из самых значимых явлений в физике. Оно играет чрезвычайно важную роль в живой природе, его широко применяют в повседневной жизни, а как именно разобраться в этом вопросе нам помогут наши мамы. 

6. Рефлексия

На основе проведенных опытов, просмотренных видео-сюжетов мы видим насколько важным является процесс диффузии в жизни человека.

- какой вид работы вам более понятно и наглядно показал что такое диффузия?(поставьте + возле нужного рисунка опыт, видео, интервью)

На следующем занятии мы продолжим работу с этим порнятием на примере самого популярного напитка в мире после воды, который появляется в результате диффузии. Его название происходит от слова «ресницы» , а в его химический состав входят болем 100 различных веществ и микроэлементов.

  • Что это за напиток? (ЧАЙ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Відділ освіти

Василівської райдержадміністрації

Районний  методичний кабінет

Комунальний заклад Дніпрорудненська гімназія «Софія»

СоваЗОШ I-III ступенів №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Заняття мотиваційного спецкурсу

                                                                                       системи АЗІМУТ з природознавства

                                                       для учнів 5 класу

                                                                                       спеціаліста

                                                                               вищої кваліфікаційної категорії

                                                      старшого вчителя

                                                                        Староконь Олени Сергіївни

 

                                                                       2017 рік

doc
Додано
9 серпня 2018
Переглядів
919
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку