Завдання, які можна використовувати як на уроці узагальнення знань, так і під час контрольної роботи перевіряють не тільки фактичні знання учнів за програмою, а й мають на меті виявлення учнями уміння аналізувати, порівнювати, робити висновки під час аналізу незнайомих текстів - тобто одинадцятикласники вчаться застосовувати отримані знання на практиці.
Завдання для повторення та узагальнення
ЗАВДАННЯ І
Знайдіть ознаки певного літературного напряму «Срібної доби» в даних уривках, доведіть свою думку.
1.Я не знаю мудрости, годной для других.
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой, радужной игры.
2.Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на ты.
3. Улыбнулась и вздохнула,
Догадавшись о покое,
И последний раз взглянула
На ковры и на обои.
Красный шарик уронила
На вино в узорный кубок
И капризно помочила
В нём кораллы нежных губок.
Відповіді:
1.Символізм (К. Бальмонт «Я не знаю мудрости» )
2.Футуризм (В. Хлєбников «Свобода приходит нагая»)
3.Акмеїзм (М. Гумільов «Самогубство»)
ЗАВДАННЯ ІІ
Знайдіть ознаки певного літературного напряму «Срібної доби» в даних уривках, доведіть свою думку.
1.Мы встретились с нею случайно,
И робко мечтал я об ней,
Но долго заветная тайна
Таилась в печали моей.
2.В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси, -
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
3.Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие берёзы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Відповіді:
1.Символізм (В. Брюсов «Мы встретились с нею случайно»)
2.Акмеїзм (М. Гумільов «Старые усадьбы» )
3.Футуризм (В. Хлєбников «Усадьба ночью, чингисхань!)
ЗАВДАННЯ ІІІ
Знайдіть ознаки певного літературного напряму «Срібної доби» в даних уривках , доведіть свою думку.
1.Мгновенье…и в весёлой и шумной
Все стихли и встали испуганно с мест,
Когда я вошёл, воспалённый, безумный,
И молча на карту поставил мой крест.
2.В этих раскидистых клёнах мы наживёмся всё лето,
В этой сиреневой даче мы разузорим уют!
Как упоённо юниться! Ждать от любви амулета!
Верить, что нам в услажденье птицы и листья поют!
3.Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза…
Відповіді:
1.Акмеїзм(М. Гумільов «Крест»)
2.Футуризм(І. Северянін «В клёнах раскидистых»)
3.Символізм(О. Блок «Есть минуты…»)
ЗАВДАННЯ IV
Знайдіть ознаки певного літературного напряму «Срібної доби» в даних уривках, доведіть свою думку.
1.Ещё струится холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.
2.И когда блеснули звёзды дальние,
И когда туман вставал в глуши,
Лебедь пел всё тише, всё печальнее,
И шептались камыши.
3.Его душа – заплёванный Грааль,
Его уста – орозенная язва…
Так: ядосмех сменяла скорби спазма,
Без слёз рыдал иронящий Уайльд.
Відповіді:
1.Акмеїзм(А.Ахматова )
2.Символізм(К.Бальмонт «Лебедь»)
3.Егофутуризм(І. Северянін «Оскар Уайльд»)
ЗАВДАННЯ V
Знайдіть ознаки певного літературного напряму «Срібної доби» в даних уривках, доведіть свою думку.
1.Ни умолять, ни плакать не способный,
Я запер дверь и проклял наши дни.
И вот тогда, в таинственной тени,
Явился мне фантом женоподобный.
2.Улица корчится безъязыкая –
ей нечем кричать и разговаривать.
3.Я не радости предвзятой,
Подчас природа – серое пятно.
Мне, в опьяненьи лёгком, суждено
Изведать краски жизни небогатой.
Відповіді:
1.Символізм(В. Брюсов «Сонет к мечте»)
2.Футуризм(В. Маяковський «Облако в штанах»)
3.Акмеїзм(О. Мандельштам «Казино»)
ЗАВДАННЯ VI
Знайдіть ознаки певного літературного напряму «Срібної доби» в даних уривках, доведіть свою думку.
1.Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная,
Как последний вздох души.
2.Эсмерами, вердоми труверит весна,
Лисилея полей элилой алиелит.
Визизами визами снуёт тишина,
Поцелуясь в тишенные вереллоэ трели.
3.Я – попугай с Антильских островов,
Но я живу в квадратной келье мага.
Вокруг – реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.
Відповіді:
1.Символізм (К. Бальмонт «Лебедь»)
2.Кубофутуризм (К. Большаков «Городская весна»)
3.Акмеїзм (М. Гумільов «Попугай»)