20 травня о 18:00Вебінар: Формування комунікативних навичок у дітей шкільного віку

Конспект урока"Так ли безответна его любовь? Элементы модернизма в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"

Про матеріал

Нетрадиционный взгляд на традиционную тему и давно изученное произведение помогает учащимся лучше усвоить знания о литературных направлениях и их сосуществовании в творчестве одного писателя. Рисунок к тесту размещен в презентации. Урок проводился в незнакомом классе, поэтому начинается с анкеты, которая проводится с помощью программы "Plickers"

Перегляд файлу

C:\Users\Маркус\Desktop\София.png

 

 

Так ли уж безответна его любовь?

 

(Элементы модернизма в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

 

 

 

 

Урок, проведённый учителем русского языка и

зарубежной литературы СОШ №30 г.Днепродзержинска

Скурихиной Тамарой Петровной

на Международном конкурсе педагогического мастерства

«Юрмальская осень – 2016»

 

 

 

 

 

 

2016

1 слайд

Тема: «Так ли уж безответна его любовь?»

(Элементы модернизма в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

Цель: на примере повести Куприна «Гранатовый браслет» проанализировать элементы модернизма в творчестве писателя, закрепить умения практически различать реалистические и модернистские элементы в произведении, обогащать речь учащихся лексикой, характеризующей музыку и чувства; развивать образное мышление, эмоции учащихся, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать готовность отстоять и защитить своё чувство, бережное отношение к людям.

Оборудование: презентация, иллюстрации разных художников к повести, две розы, аудиозаписи отрывков из сонаты №2 Бетховена, романса и отрывка из повести (последнего письма Желткова) в исполнении М. Аверина.

Ход урока

І Знакомство с учащимися. Анкетирование

1. Где вы любите отдыхать:

А. в лесу

Б. у моря

В. в мегаполисе

Г. дома

2. Какой подарок предпочли бы вы подарить (получить)?

А. украшение с жемчугом

Б. украшение с драгоценными камнями

В. изделие из слоновой кости

Г. что-нибудь практичное

3. Какое украшение вы предпочли бы подарить (получить)?

А. браслет

Б. серьги

В. кольцо

Г. не люблю украшения

4. По вашему мнению, любовь

А. существует

Б. не существует

В. большая редкость

Г. затрудняюсь ответить

5. С вашей точки зрения, любовь должна быть

А. тайной

Б. трагедией

В. радостью

Г. должна быть

 

2 слайд

ІІ Подготовка к восприятию

Учитель без комментариев читает отрывок из последней главы «Гранатового браслета» (с начала до слов: «так оно и было»)

– У каждого из читателей этих строк возникает в душе, звучит внутри описанная в повести музыка. Подумайте над вопросом: важна ли для понимания произведения эта музыка? Нужно ли читателю её слышать?

(Безусловно, ибо её название содержится в эпиграфе, а эпиграф, как правило, выражает суть творческого замысла автора.)

     3 слайд

– Вам не кажется, что, не услышав музыку, которая так важна для автора, что её название используется в качестве эпиграфа, мы не поймём и самого произведения?

– Читая произведение, какой представляли музыку, чего от неё ожидали?

(Ждали гармоничной, возвышенной музыки, способной очистить душу.)

– Слушаем музыку.

(прослушивание аудиозаписи – отрывка из сонаты Бетховена - учитель продолжает читать)

– Совпадает ли музыка с вашей, соответствует ли вашим ожиданиям? Услышали вы в ней то, что услышала Вера? И писатель услышал? И рассказал словами? Помогла ли вам музыка лучше понять повесть? На какие-то мысли натолкнула? Какой же вывод следует?

(Очевидно, для писателя важно было передать свои ощущения, своё впечатление – которыми наделяет и героиню, – а не реальную музыку.)

 

ІІІ Сообщение цели урока

– А это уже не реалистический метод изображения действительности. Какой же?

Попробуем сегодня несколько иначе прочитать произведение, которое традиционно считается реалистическим, понятным, не содержащим в себе никаких загадок и «тёмных мест».

Тема урока -  «Так ли уж безответна его любовь?» Элементы модернизма в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

  4 слайд

ІV Восприятие учебного материала

   5 слайд

  1. Из данного перечня выберите эпитет, наиболее соответствующий музыке, которая  заявлена в качестве эпиграфа: умиротворяющая, дисгармоничная, гармоничная, очищающая, возвышенная, сладостная, надрывная, трагическая.

– К чьей жизни из героев «Гранатового браслета» можно отнести тот же эпитет? Желткова? Веры? (Желтков как раз живёт в гармонии с собой: его любовь даёт ему надежду и силу. Это потом надежду убьют…)

– А вот Вера… Можно ли назвать её семейную жизнь счастливой, гармоничной? (Мужа не любит, доверия между ними нет, детей тоже нет. Брак ничем не скреплён.)

– На чём же он держится? (На правилах приличия, на чувстве долга.)

– Докажем, что жизнь Веры не гармонична. (Себя считает гостьей в своём доме, страдает от непонимания мужа, от насмешек в адрес Желткова.)

– Отсутствие гармонии в музыке проецируется на жизнь Веры и, очевидно, загадки повести связаны, прежде всего, с этой героиней.

  1. Постановка проблемного вопроса.

– То, что Желтков любит Веру, поклоняется ей, безусловно. Но неужели столь пылкое, постоянное святое чувство оставило Веру совершенно равнодушной? Обратимся к тексту и попытаемся отыскать там доказательства того, что Вера не столь безразлична к Желткову, как кажется.

 6 слайд

  1. Анализ сцены получения браслета. Комментированное чтение

(чтение отрывка из главы 5 от слов «Вера, не принимавшая участия в игре…»)

– Какие несообразности в поведении Веры вы подмечаете?

(Вместо того чтобы играть, она зачем-то хотела выйти на террасу, где накрывали к чаю, хотя срочной необходимости в этом не было: до чая оставалось ещё много времени.)

– Горничной Вера говорит: «Что у вас за глупый вид?» Таинственный вид вовсе не глупый. Недовольство Веры непонятно, ведь Даша могла прийти с хозяйственным вопросом.

Непонятно, зачем Вера идёт в кабинет, если всё можно выяснить на месте.

Конечно, если бы кто-нибудь узнал о подарке Желткова, это могло поставить Веру в неловкое положение. Но откуда Вера знала, что предмет, который Даша вертела в руках, – подарок именно от него?

Но вот если предположить, что Вера, привыкшая получать послания Г.С.Ж. «на Пасху, на Новый год и в день её именин», с самого утра ожидала поздравления от него, то всё становится понятным.

– Найдите подобные странности в поведении Веры днём.

(Сначала торопившаяся в дом, чтобы посмотреть, «что там делается», Вера на вопрос повара, какой подавать соус, заявила: «Делай, как знаешь. Ступай». Вполне возможно, что Вера спешила в дом, чтобы узнать, не пришло ли письмо. Не удивительно, что ей не до карт, а увидев Дашу, она мгновенно обо всём догадывается и прячет непонятное для себя самой волнение за неудовольствием.)

– То, что Вера, даже не взглянув, от кого пакет, велит Даше: «Догоните посыльного», – красноречивей некуда. Либо Вера Николаевна хочет вернуть подарок, либо что-то спросить у него. Но ясно одно: Вера знает, от кого этот подарок, а это значит, что Желтков постоянно присутствует в её мыслях (хоть и в подсознании). Если не помнишь о человеке, ни за что не догадаешься, что неожиданно присланный подарок от него.

– Вера так нервничает и торопится, что вместо того, чтобы развязать «тщательно завязанную ленточку», перерезает её ножницами.

Открыв футляр, первой берёт записку, причём явно волнуется: «Она быстро (медлительная, спокойная Вера!) развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет».

Во-первых, если бы Веру интересовал именно браслет как украшение, она и взяла бы первым браслет.

Во-вторых, логика подсказывает: если хочешь узнать, от кого подарок, то посмотри на подпись, а не на почерк.

– Почему Вера этого не делает?

(Да потому, что в глубине души знает и боится признаться в этом самой себе. Потому и хватается то за письмо, то за браслет).

– Кроме того, узнав точно имя дарителя, она уже не имеет права (по её мнению) любоваться браслетом, а ей этого хочется, рассматривает она его внимательно, не пропустив ни единой детали.

Показательно и то, что, увидев «прелестные густо-красные живые огни», Вера с неожиданной тревогой подумала: «Точно кровь».

– Все человеческие ассоциации не случайны. Почему, например, огни ассоциируются с кровью? Что между ними общего, кроме цвета? Какие ассоциации у вас вызывает слово «огни»? С чем логичнее было бы сравнивать гранаты?

(С кострами, звёздочками, фонарями)

Очевидно, дело не во внешнем сходстве, а в глубоком психологическом подтексте образов «огонь» и «кровь». Соединить их может не произнесённое Верой, но скрывающееся слово «любовь». Вспомним, например, пушкинские строки,  которых отображено именно такое восприятие этих образов:

В крови горит огонь желанья,

Душа тобой уязвлена.

Таким образом, сравнение Веры выдаёт её страх перед любовью, подсознательное ожидание трагической развязки. Прочитав только несколько стандартных строк письма, она догадалась, от кого оно. Прочитав его один раз, Вера Николаевна запомнила его и почти дословно передала  генералу Аносову.

Таким образом, Вера была далеко не равнодушна, но не признавалась себе в этом. И целый ряд доказательств этого мы нашли в одном только эпизоде.

(Мы не говорим о том, что Вера любит, но видим, что она готова ответить на чувства Желткова).

  1. Анализ образов-символов

– Так в жизни Веры и в повести Куприна появляется гранатовый браслет, который часто называют образом-символом. Что же он символизирует, каков его скрытый смысл?

  7 слайд

Такое банальное, ничем не выдающееся украшение? Может быть, увидим в нём что-то необычное?

(Странный зелёный камешек, такой же редкий, как и любовь Желткова)

Почему же трагически закончились взаимоотношения Желткова и женщины, казалось бы, созданной для него? Иными словами, кто виноват в этом?

(Прежде всего, виновата Вера.)

  8 слайд

– Что символизирует в повести красная роза? Разве ничем не отличается этот образ от традиционного?

(Символ погубленной Верой любви – красная роза, живой цветок, который она сорвала, смяла, засунув в маленький карман, то есть убила, и принесла мертвецу)

Виноват ли сам Желтков в трагедии?

 Песня в исполнении М. Аверина и отрывок из письма - аудиозапись

(Часть вины лежит на нём. Ведь он не решился до конца поверить в чувства Веры. Почему он отступает, почему позволяет другим распоряжаться его жизнью? Какое право имеет кто бы то ни было, даже сама Вера, запрещать ему видеть её? Разве на это нужно спрашивать разрешение?)

– Человек рождается для того, чтобы видеть, слышать, любить. Но этого-то никто и не понимает. Обратим внимание на яркий образ-символ – молитвенник, переделанный Анной в дамскую записную книжку.

  9 слайд

В чём святотатство?

(Не в этой переделке, как может показаться на первый взгляд. Анна лишь довела до логического завершения «дело», начатое другими. Зачем, например, молитвенник украсили золотом, вместо того, чтобы поделиться лишними деньгами с нуждающимися? Из уважения к Богу? А для чего вообще предназначается молитвенник? Не являются ли молитвы лицемерием, чисто эгоистическим действием, совершаемым из страха или ради награды на земле или на небесах, а вовсе не проявлением любви к Богу и людям?

Не случайно автор заставляет Веру сказать, что, может быть, молитвенника касались руки маркизы де Помпадур, чей образ жизни хорошо известен).

– А люди 20-го века?

Эта же Анна, живущая с человеком, которого терпеть не может, но преспокойно развлекается на его деньги. И другие персонажи, люди её круга, ни во что не ставящие любовь, не умеющие ценить истинные чувства, более того, смеющиеся над ними.

Как ни кощунственно на первый взгляд звучит, и Желтков слишком много думает о себе. Он мечтает о Вере, восемь лет она заполняет все его мысли, потому что ему это приятно, любовь к Вере для него является единственной радостью, единственным утешением в жизни, но подумал ли он о Вере, попытался ли понять, что она чувствует, чего хочет? Спросил ли её об этом хоть раз?

Почему-то он не попросил: «Скажите мне, что лучше для вас, – и я сделаю это». Нет, он просил о том, что нужно было ему: ответить на его любовь, разрешить её видеть. Конечно, Желтков любил Веру, но любовь не заполняла всю душу героя, если там осталось место для эгоизма.

– Почему читателю любовь героя кажется идеальной?

А знаем ли мы, что такое любовь? Умеем ли отличать ее от других чувств и состояний: влюбленности, увлеченности, желания обладать,  эмоциональной зависимости, наконец?

V Осмысление учебного материала

– Как видим, в понятном, хорошо знакомом, изученном произведении настоящего писателя, всегда есть тайна, загадка, невидимая на первый взгляд. В «Гранатовом браслете» они связаны, как мы попытались доказать, с элементами модернизма.

  10 слайд

– Давайте обобщим наши знания при помощи таблицы. Назовите реалистические черты в повести. А теперь найдём черты модернизма.

Подчеркнуть в таблицах

– Самая яркая примета модернизма?

(Необычный, уникальный эпиграф, озвучив который, читатель понимает, что в повести передано не только содержание трагической истории любви, но и отражение авторского отношения к ней, эпиграф заставляет нас искать скрытый смысл, разгадывать загадки).

   11 слайд

– Кто из художников-иллюстраторов, по-вашему, передал в своей работе не только определённый момент содержания повести, но и модернистский дух, модернистскую идеологию?

Что является идеологией модернизма?

(Декаданс – идеология, в основе которой кризисное мировоззрение, восприятие мира в дисгармонии)

– Какую из иллюстраций вы выбрали бы в качестве эпиграфа к уроку? (Якубич, Кофанов, Рудаков)

– Кто хотел бы подвести окончательный итог нашего урока, говорить не придётся. Поменяйте, пожалуйста, оформление урока в соответствии со своей точкой зрения: есть в «Гранатовом браслете» элементы модернизма или нет?

 

VI Рефлексия (свободное письмо)

І группа. Сможете ли вы теперь ответить на вопрос: “Что такое любовь?”

ІІ группа. Какие задания показались вам сегодня самыми сложными?

ІІІ группа. Какие чувства сменялись в вашей душе? О чём пришлось задуматься?

 

VII Заключительное слово учителя

-Гранатовый браслет Желтков завещал повесить на икону. Подарок, преподнесенный  Вере, от которого она отказалась, теперь предназначен Божьей матери. Т. е. Вера в глазах Желткова приравнивается к иконе, которой можно только поклоняться: «Да святится Имя Твоё» - это правильно, хорошо или плохо?

Каждое время, рождающее усталое разочарование, нуждается в идеале.

Нет любви идеальной, но зато есть любовь настоящая. Та, которая превращает обыденность в поэзию. Когда умирают не для того, чтобы его память почтили вставанием, а чтобы другой жил вечно.

 

Графический тест «Умеете ли вы любить» 
Здесь нарисованы река и лодка. Завершите картину, придайте этому рисунку законченный вид. Обязательное условие: вам надо нарисовать людей в лодке! Остальное остается на ваше усмотрение. 
Ключ к ТЕСТУ 
Интересный момент — как правило, все тестируемые делают упор на людей в лодке, рисуя влюбленную парочку. На эту мысль их наводит название теста и желание правильно выполнить задание. Но дело совсем не в людях, и в этом изюминка данного теста. Самое важное на этой картинке — ФОН, именно на него следует обратить особое внимание при расшифровке теста. 
ВОДА — это сама любовь, ваше видение любви. Вы нарисовали бурное море с огромными волнами — любовь для вас нечто непостижимое, это страсть, буря чувств, которая может сбить вас с ног и утянуть в пучину. Вода тихая, без волн — ваша любовь представляет собой ровное и спокойное чувство сродни дружеской привязанности, родственным отношениям. В реке кишат акулы или крокодилы — вы боитесь любви, вам страшно отдаться этому чувству, вы считаете любовь опасной. 
ЛОДКА — это ваше умение любить. Если лодка дырявая и старая, готовая вот-вот пойти ко дну, то это говорит о вашей неспособности строить любовные отношения. Возможно, вы еще очень молоды и потому совершаете глупые ошибки. Если же возраст тут не при чем, то, наверное, проблема кроется в вашем неудачном прошлом опыте, вы когда-то обожглись и теперь боитесь снова связать свою жизнь с кем бы то ни было. Если же лодка крепкая, то это хороший знак, вы умеете и хотите любить. 
ПАРУСА на лодке — это ваша готовность развивать отношения. Если парусов нет, то можно предположить, что вы не очень-то знаете, что делать с любовью, это чувство скорее мешает, чем помогает вам жить. Паруса же говорят о том, что любовь никогда не будет лишней в вашей жизни. 
НЕБО — символ вашей романтичности (практичности). Истинные романтики обязательно нарисуют на небе звезды и луну, ночь или же хотя бы закат и чаек. Люди практического склада предпочтут солнце (чтобы легче было плыть) и ветер, дующий в паруса. 
И последний штрих — ЛЮДИ. Это не самая важная деталь, но все же обратите внимание на то, чем занимаются сидящие в лодке. Если держатся за руки, то это прямое свидетельство... неготовности человека к любви. Как это ни странно. Человек, умеющий любить, нарисует людей (и даже не обязательно двоих), слаженно работающих веслами или осматривающих окрестности. Хороший знак — человек на носу лодки, указывающий путь. 

 

docx
Додано
14 січня 2018
Переглядів
473
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку