Урок по окружающему миру в 3- А класс "Росток"
Дата: 16.12.2019
Тема урока: «Зимние изменения в растительном мире . Зимний лес. Деревья зимой.»
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни
растений.
Интеграция: литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, русский язык.
Задачи урока:
- показать связь изменений в неживой природе и в мире растений, в жизни животных с приходом зимы;
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
-развивать речь обучающихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;
-продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;
-продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;
- воспитывать эмоциональное восприятие зимней природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование:тетрадь-учебник " Окружающий мир" 3 класс Пушкарёва Т.А.,подборка картин украинских художников,аудиозапись,задания для групп,фрагмент мультфильма "Смешарики", тестовая работа, карточки растений,коллекция гербария, задания для групповой рабты, кроссворд,тексты для чтения,яблочки и дерево для рефлексии.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
А) Организация рабочего места.Создания позитивного настроения.
- Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.
Б) Ожидания от урока.
- Посмотрите на ваши столы. На них находится то, что сейчас падает с неба. Что же это? (Снежинки). Напишите на снежинках какие ожидания у вас от урока.Давайте прикрепим их к юбке нашей красавице зиме.
В) Создания эмоционального настроения .
-Давайте послушаем песню "Серебристые снежинки"
2. Актуализация опорных знаний.
- Какие по форме бывают снежинки? (Снежинки шестилучевые, симметричные, разной формы).
- Бывают ли абсолютно одинаковые снежинки?(Нет).
-Как образуются снежинки?(В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается высоко, где попадает в холодные слои воздуха. Там превращается в крошечные кристаллики льда. Кристаллы соединяются между собой). -Когда мы наблюдаем снегопад в виде снежных хлопьев?(Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.)
- А когда снегопад в виде снежной крупы?(Если морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие лучики снежинок и образуется снежная крупа).
- А где можно наблюдать морозные узоры? (Их можно наблюдать на стёклах в транспорте, в домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар).
- Что напоминают морозные узоры? (Они напоминают сказочный лес, растения).
- Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? (Изменения связаны с Солнцем, его положением на небе).
Возьмите листчек с тектом. Давайте вставим нужные слова и вспомним какие изменения происходят в неживой природе.
Задание: «Допиши недостающие слова». Ообратить внимание на написание слов: метель(словароное слово),гололедица(образуется из двух слов: голый+лёд),иней (словарные слово),снегопад(снег+падать),оттепель(двойные согласные).
С изменением высоты солнца дни становятся ______________, температура воздуха ____________, стоят _____________. Вместо дождей идёт ____________. Когда снег идёт густо, мы говорим об этом явлении - ____________. Снег не всегда падает тихо. Снегопад при сильном ветре называется ____________. Иногда температура воздуха резко повышается – говорят: наступила ____________. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка - ____________, на дорогах - __________. На деревьях образуется пушистая снежная бахрома - ____________.
3. Постановка учебной задачи.
Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока (на листочках).
Учитель загадывает загадки и показывает листочек с дерева или кустарника (гербарий, фото)
1.Зелена, а не луг, 3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки,
Бела, а не снег, Очень прямо я расту в высоту.
Кудрява, а не голова ( берёза) Если я не на опушке,
Ветви только на макушке (сосна)
2. Какое дерево мёдом богато? (обращаю внимание на сосну,
(липа) выросшую на открытом
месте и в густом лесу)
4.У родственницы ёлки Б Е Р Ё З А
Неколючие иголки. Л И П А
Но в отличие от ёлки С О С Н А
Опадают те иголки Л И С Т В Е Н Н ИЦ А
(лиственница) Л Е Щ И Н А
5. Очень густо он растёт, О С И Н А
Незаметно он цветёт, М А Л И Н А
А когда проходит лето, З Е М Л Я Н И К А
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке-
Берегите, детки, зубки! (лещина)
6. Что за дерево стоит, 7.Бусы красные висят,
Ветра нет, а лист дрожит? (осина) Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
(малина)
8. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут из меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица (земляника)
-Итак, мы будем говорить о растениях зимой.
Тема урока: "Зимние изменения в растительном мире . Зимний лес. Деревья зимой.»
Приглашаю вас на прогулку в зимний лес.
А) слушание аудиостихотворения " Чародейкою зимой "А.Фет (учебник с.74)
Б) посещение виртуального вернисажа (подборка картин украинских художников озиме)
1. «Зимова хата» Василя Непийпива
2. Карлович Євгеній "Зима"
3. Олег Васянович " Зимовий ліс"
4. Оксана Безсмертна " Взимку у лісі"
5. Роман Агієнко " Фантастичний ліс"
6. Анна Доброва " Дерева взимку"
В) Работа с учебником с.75 (выполнения задания №4 : подбери слова для описания зимнего леса)
Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.
Кроссворд поможет вспомнить. (на доске развешены таблички с названиями растений)
Ученики. деревья кустарники травянистые
берёза лещина земляника
липа малина
лиственница
сосна
осина
4.Построение проекта выхода из затруднения.
А) Работа на блоком " Кустарники и травянистые растения зимой"
-Итак, как же зимуют растения?
-Что происходило с травянистыми растениями и
кустарниками перед наступлением зимы?
-Какие кустарнички зимуют под снегом, не сбрасывая
листьев?
- Что делают люди для сохранения озимых посевов?
Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.
- Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на вопросы?
У нашей команды "Умники", которая подготовила для нас текст о том как зимуют травянистые растения и кустарники.( У каждого листочек с текстом о там как зимуют травянистые растения и кустарники).
Б) Читаем текст методом " Чтение с пометками"
В) Беседа:
-Что узнали? О каких растениях идёт речь?
Ученики. Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.
- Как зимуют травянистые растения?
Ученики. Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это
однолетние растения. У многолетних травянистых растений
сохраняются в почве луковицы и корневища.
- Что происходит с кустарниками?
Ученики. Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых
кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и
не опадают. Это вечнозелёные растения.
У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от
мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под
снегом вкусные ягоды.
- Так какое же значение снегового покрова для растений?
Ученики. Снеговой покров помогает растениям пережить суровую
зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.
- Что делают люди для сохранения озимых посевов?
Ученики На полях ставят специальные
заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров.
Динамическая пауза.
Подведение к формулированию правил безопасного поведения зимой на улице.( Фрагмент м/ф «Смешарики» Правила поведения зимой.)
Г) Работа над блоком" Деревья зимой"
- Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья?
Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям.
1. А зимой? Опираясь на собственный опыт и наблюдения. - Вспомните и скажите, как изменились лиственные и хвойные деревья?
2.Работа с текстом в учебнике с. 77
3. Работа с гербарием " Отгадай дерево"
- Сейчас я буду показывать вам листки с деревьев из коллекции гербария. Буду читать вам описание дерева откуда слетел этот листок. Угадайте,что это за деревья.
*Легче всего дерево узнать по белой коре. Крупные ветки
отходят от ствола под острыи углом, а молодые веточки
свисают. Почки мелкие, есть серёжки. (Берёза)
* Ветки толстые, с крупными блестящими почками. (Каштан)
* Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких
бороздах тёмно- коричневого цвета. (Дуб)
*У дерева светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до
земли.(Ива)
* Дерево можно легко узнать по семенам- вертолётикам.
Видов дерева насчитывается около 150 видов. (Клен)
4."Чтение с пометками". Чтение текста у каждого работа группы " Умник".
Работа над материалом текста.
- Чем покрыт ствол любого дерева?
Ученики. Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие
растительные клетки, по ним уже не поступает вода и
питательные вещества.
- Какая функция коры?
Ученики. Кора имеет защитную функцию.
Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве
тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за
оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит
кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины.
Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых
деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и
верхние слои слабо нагреваются.
5.Первичное закрепление.
Работа в группах ( по 6человека)
Учитель. Объединитесь в группы. На парте у каждой группы находятся листки с заданиями.
Образец заданий:
1. На дубе зимой сохраняются … По ним его легко узнать.
А. семена
Б. плоды
В. сухие листья
2. Определи, где шишка сосны, а где шишка ели.
___________ ______________
3. На зиму под снегом остаются зелёными травы:
А. копытень
Б. крапива
В. земляника
Г. подорожник
4. Как зимой в лесу или в парке легко узнать берёзу?
А. по оставшимся семенам
Б. по цвету коры
В. по оставшимся плодам
Г. по оставшимся сухим листьям
5.Собери правильно строки и получишь стихотворение( найди кто из команд имеет продолжение), а у другой команды следующее четверостишие)
Стозвоном сосняка.
Мохнатый лес баюкает
Поет зима — аукает, (Есенин С.)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
А) Работа с карточками-тестами.
Учитель. А теперь работаем с карточками-тестами.
Читайте вопросы и отмечайте правильные ответы.
Самопроверка. Дети сравнивают результат с эталоном.
7. Рефлексия деятельности.
-Вам понравился урок?
- Что было легко? Что было трудно?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений
зимой?
-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?
Выберите каждый своё яблочко и закрепти его на ещё спящее дерево. Так к нам быстре прийдёт лето с яблоками.
Информация о домашнем задании.
с.77-78 (придумать сон дерева с опрой на материал учебника"