Урок російської мови в 9 класі
Значение, употребление частиц
Хруленко Тетяна Володимирівна
учитель російської мови
та зарубіжної літератури
Первомайської загальноосвітньої
школи І-ІІІ ступенів №17
ім. Миколи Вінграновського
Урок російської мови в 9 класі
( 5-ий рік навчання. Підручник:
Самонова Е.И. , А. М Приймак, І.В. Гайдаєнко )
Тема: Значение, употребление частиц
Цель урока: ( формировать компетентности) предметные: повторить изученные сведения о частицах; формировать знания о значении, употреблении и правописании частиц ;
научить различать частицы в высказываниях, правильно употреблять их в речи и указывать на неуместное использование
в письменной и устной речи, воспитывать культуру учебного труда
Ключевые: умение учиться: критическое мышление и навыки
активной познавательной деятельности; коммуникативную: навыки работы
в паре; информационную: умение работать с текстами разных стилей и жанров; культурологические: стремление к овладению русским языком; формирование эстетического вкуса; развитие кругозора .
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока.
І. Оргмомент.
ІІ.Актуализация опорных знаний
1. Какой раздел науки о языке мы изучаем в настоящее время? (морфология)
5.С какими служебными частями речи мы уже познакомились?
III. Изучение нового материала.
Учитель: Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу.
Слайд №1
Учитель: К данным словам подберите антонимы и запишите их в столбик.
Родной – чужой
неряшливый –аккуратный
горький – сладкий
светлый – темный
ложный – истинный
разбитый – целый
пассивный – активный
Проверка Слайд №2
Учитель: Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика
Так, о какой части речи мы будем сегодня говорить? ( Частица)
Слайд №3
Запишите тему урока :« Значение, употребление некоторых частиц»
Выскажите ваши ожидания.Что бы вы хотели узнать на уроке?
Формулирование цели урока
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Морфология – огромная страна, где живут части речи. И есть там небольшой край частиц. Частицы входят в группу служебных слов. И у них с союзами и предлогами много общего.
-Что вы уже знаете об этой части речи?
Составим кластер к понятию «Частица как часть речи»
1.Служебная часть речи.
2. Не имеет грамматического значения
3. Не изменяется
4.Не является членом предложения
5.Происходит от слова часть
6.Не отвечает на вопросы
7.Пишется со словами раздельно и через дефис.
8.Служат для образования форм слов.( Сравнительной степени прилагательных, повелительного, условного наклонения глагола)
Обратимся к учебнику.
Прочитаем предложение упражнения 269.
Учитель: -Можно ли утверждать, что выделенное слово служит для усиления выразительности словосочетания драгоценная вещь.? Как вы думаете, какой частью речи является это слово?
Слово единственно подчёркивает, что именно время - очень драгоценная вещь и нельзя его растрачивать попусту. Да, оно усиливает выразительность словосочетания.
Сравните свой вывод с правилом в рамке.
Дополните кластер новой информацией.
- частицы вносят различные оттенки значения словам, предложениям, делятся на несколько смысловых групп.
Модальные частицы выражают вопрос, указание, сомнение, смягчение, требования.
Для любознательных
Учитель: Термин «частица» совсем молодой. Он появился лишь в XIX веке. Первоначально он употреблялся как наименование всех служебных частей речи, а затем как название одной из них.
Микровывод: что мы узнали о частице? (Сравнительно молодая часть речи, участвует в образовании форм слов).
Слайд №4
Добавим кластер
Учитель: Частицам долго пришлось доказывать свою значимость в мире служебных частей речи. Вот мы и должны помочь частицам доказать, что они занимают важное место в речи. Для этого проведём ряд исследований.
Работа с учебником
Упражнение 270.
-Определить смысловые группы частиц. В каких стилях употребляются частицы?
Микровывод: Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи
Учитель:
Запишем предложение, произведём синтаксический разбор.
Каждый человек не раз вспоминает тот день, когда он впервые переступил порог школы.
-Определите роль частицы в предложении.
Индивидуальная работа по карточкам
Выполнение задания.
Включите в предложение «Я призёр олимпиады» частицы, принадлежащие к различным разрядам. ( учащиеся записывают, обозначают частицы, определяют их роль в предложении).
-Какое значение приобретает каждое новое предложение?
Я не призёр олимпиады. (отрицание)
Именно я призёр олимпиады.( уточнение)
Неужели я призёр олимпиады?! (сомнение)
Даже я призёр олимпиады. (усиление, ограничение)
Я все-таки призёр олимпиады.(удовлетворение)
Микровывод: Частицы вносят различные оттенки в предложение.
Полезно знать : частицы разве, ли используются в риторических вопросах, не требующих ответов. Они часто употребляются в публицистической речи, чтобы привлечь внимание слушателей, вызвать их сочувствие, согласие и пр.
3)Наблюдение: Представьте, что из предложений исчезли частицы.
Учащиеся делают вывод о том, что использование частиц в речи делает её ярче, эмоциональнее, точнее.
Вывод: Роль частиц в художественном произведении очень велика. Они придают тексту экспрессивность, ёмкость, выразительность
Главная роль частиц – вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений, выражать отношение говорящего к сказанному.
Учитель:
Но в языке часто встречаются омонимичные (одинаково звучащие) частицы и союзы, частицы и наречия.
Вопрос: Что такое омонимы?
Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению.
Как их различать, прочитаем об этом в упражнении 271
Учитель:
Давайте сравним предложения и выясним синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий.
Слайд№5
1) В тесноте, да не в обиде. (– Да здравствует мир на планете! (В первом предложении союз да в значении но связывает сочинительной связью однородные члены; во втором – частица да средством связи не является, она придаёт высказыванию торжественность, возвышенность, является формообразующей).
2) Командир говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света. (В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (как говорил?), в предложении является обстоятельством образа действия, т. е. наречием; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставит вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица.
Подсказка: (частицу можно опустить.)
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
(Слайд № 6)
Работа в группах
Учитель:
Учитель: На слайде вы видите цитаты из известных басен. Вставьте пропущенные частицы. Назовите, из каких басен эти строки, а также их авторов. Объясните написание этих частиц.
1.Чем кумушек считать, трудиться, ... лучше ... на себя. Кума, оборотиться. 2. Смотри ..., кумушка, что, буду ... я с него? 3. Вон видишь ... через реку тот мост, куда нам путь лежит? 4. Уселись чинно в ряд и всё ... квартет ... йдёт на лад. 5. Хотел ... очень я сам посудить, твоё услышав пенье: велико ... подлинно твоё уменье? 6. кумушка, мне странно это: да работала ... ты лето. 7. Ну, что ... .на взгляд-... он хорош, да зелен, ягодки нет зрелой.
Самопроверка.Слайд №7
Учитель. Проверим , можно ли поменять местоположение частиц в предложении.
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Чтение текста упражнения 272 «Время- твой друг»
Ответы на вопросы по тексту
Выписать из текста предложения с частицами.
Учитель : Как в украинском языке называется изучаемая нами часть речи?
( Частка).
Сейчас мы поработаем над переводом предложений с украинского языка на русский Отметьте соответствие уточняющих, выделительных, восклицательных частиц, выделенных в предложениях, в украинском и русском языках.
Выполнение упражнения 273.
Учитель : укажите неуместное использование частиц, выполнив упражнение 274.
Сообщение заранее подготовленного ученика
Творческая работа.
Придумайте предложение или текст используя частицы на тему:
«Твой друг-время»
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Фронтальная беседа9 интерактивный приём «Микрофон»
– О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
– Что нового вы узнали?
– В чём отличие частиц от других служебных частей речи?
– Какова роль частиц в тексте?
– Давайте вернёмся к постановке нашей цели. Достигли ли мы её?
Выполнение тестового задания
Слайд №8,9
1.Частица является:
а)самостоятельной частью речи; б) служебной частью речи; в) междометием.
2. Частицы со словами пишутся:
а) слитно; б) раздельно; в)раздельно, через дефис.
3. Частица изменяется:
а) по лицам, числам; б) по падежам, числам; в)не изменяется.
4. В предложении частица является:
а) подлежащим; б) дополнением; в)не является членом предложения.
5.Какая частица чаще всего встречается в произведениях Пушкина?
а) вот; б).даже; в) ещё.
6.В каком веке появилась частица как служебная часть речи?
а). ХVІІІ; б)XІX; в)ХХ
Взаимопроверка
Слайд №10
Список використаних джерел
1.https://stud.com.ua/44146/literatura/urok_rosiyskoyi_movi
2.https://naurok.com.ua.
3.https://osvita-bsh.pp.ua/.../Rosiyska-mova-rosiyska-ta-zarubi.
4.https://mon.gov.ua/.../ros-mova-pochatok-vivchennya-z-1kl-5-9-dlya-znz-z-ukrayins