Познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью
А.М. Бутлерова. Показать значение теории химического строения.
А.М. Бутлеров - великий русский ученый
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и научной деятель
ностью А.М. Бутлерова. Показать значение теории
химического строения.
Оборудование: Портрет А.М. Бутлерова. Плакаты.
« Для чего толь многие учинены опыты по физике и химии? Для чего
толь великих мужей были трудны и жизни опасные испытания? Для
того ли только, чтобы, собрав множество разных веществ и материй
в беспорядочную кучу, глядеть и удивляться их множеству, не размы-
шляя о их расположении и приведении их в порядок?...
М.В. Ломоносов
«А.М. Бутлеров - один из замечательнейших русских ученых. Он русс-
кий и по ученому образованию, и по оригинальности трудов. Направ-
ление ученых трудов А.М. не составляет продолжение или развитие
идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии
существует бутлеровская школа, бутлеровское направление»
Д.И. Менделеев
Учитель : На арене мировой химии в 19 столетии появились две фигуры, сумевшие выполнить завет великого предшественника М.В. Ломоносова и «из беспорядочной кучи разных веществ и
материй» создать стройные, научно обоснованные и опытным путем доказанные теории, послу-
жившие для дальнейшего развития неорганической и органической химии. Это были великие
корифеи русской и мировой науки Александр Михайлович Бутлеров и Дмитрий Иванович Мен-
делеев.
Александр Михайлович Бутлеров принадлежит к славной плеяде тех выдающихся представи-
телей науки, блестящая деятельность которых оставила глубокий след в истории человеческого
знания. С его именем неразрывно связано направление в развитии химической науки, знаменую-
щее собой новый этап, новую эпоху.
1-й ученик. А.М. Бутлеров родился 25 августа 1828 г в городе Чистополе Казанской губернии. Детство он провел в деревне Подлесной Шатале среди лесной девственной природы.
А в восемь лет его отдали сначала в частный пансион Топорнина в Казани, а потом перевели в 1-ю Казанскую гимназию.
С детства маленький Саша начал увлекаться химией. В пансионе, он часто прятался в подвальном помещении и усердно экспериментировал, таинственно переливал из одного пузырька в другой, перемешивал, нагревал. В один прекрасный весенний день, когда воспитанники мирно и весело играли в лапту на просторном дворе, а «неистовый Роланд» дремал на солнечном припеке, в кухне раздался оглушительный взрыв… все ахнули, а Роланд прыжком тигра очутился подвальном этаже, где помещалась кухня. Затем снова показался «тигр», безжалостно влачивший Бутлерова с опаленными волосами, бровями, а за ним, понуря голову, шел дядька, привлеченный в качестве сообщника ,тайком доставляющего материалы, необходимые для производства опытов.
К чести пансиона Топоркова следует заметить, что розги никогда не употреблялись в этом заведении, но так как преступление Саши выходило из ряда вон, то педагоги на общем совете придумали новое, небывалое наказание. Раза два или три «преступника» выводили из темного
карцера в общую обеденную залу, с черной доской на груди, на доске крупными буквами красо-
валось: «великий химик».
2-й ученик: Никто и не подозревал, что это звание останется за ним не как ирония и нака-
зание, а как оценка его последующей научной деятельности. Конечно это наказание не убило
интереса будущего большого ученого в химии. Занятия химией, вернее говоря, химические опы-
ты, продолжались и в гимназии. Наряду с химией маленький Алеша интересовался собиранием коллекций растений, бабочек и др. Он выкармливал белых мышей, черепах, вывезенных из Оренбургского края, выводил бабочек. Много лет хранившаяся в казанском университете коллекция бабочек, собранная Бутлеровым в молодости, удивляла всех тщательностью обработки.
Гимназию А.М. Бутлеров окончил шестнадцати лет. Отец хотел, чтобы сын поступил на мате-матическое отделение Казанского университета, Но его влекло изучение естественных наук.
Как не достигший семнадцати лет, он был условно зачислен студентом на камеральное отделе-ние юридического факультета, которое до некоторой степени соответствовало естественному
отделению физико-математического факультета по уставу университета 1881г.
3 ученик: Занятия химией он начал с первого года обучения в университете. Сначала его привлекала главным образом внешняя сторона химических явлений и опытов. Не довольствуясь работой в университетской лаборатории, Александр завел домашнюю лабора-торию, в которой добывал и с гордостью приносил в лабораторию университета полученные им препараты кофеина, изатина. аллоксантина. В то время в университете не было систематических
практических работ. Молодой Бутлеров с первого года своих студенческих занятий обратил на себя внимание знаменитых профессоров химии К.К. Клауса и Н.Н. Зинина.
Под руководством Н.Н. Зинина и К.К. Клауса Александр Бутлеров овладел полностью искус-
ством тонкого экспериментатора, заразился у них любовью к химическим исследованиям. К со-
жалению, системы теоретических представлений от своих учителей он получить не мог, так как
сами руководители А.М. Бутлерова не сходились в теоретических взглядах. В те годы только на
чали складываться теоретические представления химической науки.
4 ученик: Александр Михайлович был общительным человеком. Все в его семье любили и понимали музыку. Когда А. Бутлеров работал дома, он с удовольствием слушал , как в соседней комнате играет тетушка на пианино. А когда собирались гости, он с удовольствием слушал их пение под аккомпанимент тети. Особенно он любил слушать отрывки из оперы А.Г. Рубинштейна «Демон
/ Звучит фрагмент из оперы А.Г. Рубинштейна «Демон» /
5 ученик: 1849 год. А.М. Бутлеров окончил университет, удостоен степени кандидата и остав-лен при университете для научно педагогической деятельности.
11 апреля 1850 г К.К. Клаус вошел в факультет с представлением об оставлении А.М. Бутлеро-ва при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре химии. Постанов-ление факультета по этому поводу во многих отношениях является замечательным. Вот оно:
«Факультет со своей стороны совершенно уверен, что Бутлеров своими познаниями, даро-
ванием, любовью к наукам и химическим исследованиям сделает честь Университету и
заслужит известность в ученом мире, если обстоятельства будут приятствовать его ученому
призванию. Вследствии этой уверенности факультет считает своей обязанностью ходатай-
ствовать о причислению Бутлерова к Университету в каком бы то ни было качестве…»
Едва достигнув двадцати лет, Бутлеров приступил к педагогической и научной деятельности.В результате научной деятельности появляется докторская диссертация на тему »Об эфирных маслах».
1857 год. А.М. Бутлеров отправляется в первую научную командировку за границу. Там он знакомится с ведущими химическими лабораториями, работой химических заводов, с известны-ми учеными. Большую часть времени Бутлеров провел во Франции, работая в лаборатории Ме-
дицинской школы под руководством А.Вюрца. Во время пребывания во Франции, он был избран членом Парижского химического общества.
Возвратившись в Казань, Александр Михайлович усовершенствует химическую лабораторию
Университета.
В 1860 г. А.М. Бутлеров открыл уротропин,а через год- метиленитан,первое синтетическое са-
харистое вещество, приготовленное из простейшего органического соединения. Все эти работы
стояли в тесной связи с разрабатывавшейся А.М. Бутлеровым в то время теории химического строения органических веществ.
6 ученик. Исследуя тесный мир молекулы, стараясь увидеть и понять ее строение, взаимную связь и расположение атомов, АМ. Бутлеров все глубже проникал «во внутреннее нечувстви-
тельное частиц строение»
К концу 1860 г. А.М. Бутлеров на основании практических данных и теоретически обобщен- ных материалов пришел к выводу, что свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, а также от пространственного расположения атомов в молекуле. Эту
теорию он называет структурной теорией органических соединений.
Смелость и ясность ума, с какой А.М. Бутлеров подошел к вопросу предсказания новых орга-
нических соединений и изомеров на основе теории строения, можно сравнить лишь с той решительностью, с которой впоследствии Д.И. Менделеев предсказал на основе периодическо-
го закона существование и свойства неизвестных химических элементов. Это были годы огром-
ного напряженного труда.
В апреле 1860 г. Александр Михайлович едет за границу, на 36 съезд врачей и естествоиспы- тателей в г Шпеер, чтобы познакомить европейских ученых со своей теорией. Его доклад был
принят прохладно.
Но в 1863-1864 гг. А.М. Бутлеров получает триметилкарбинол- простейший и исторически первый третичный спирт. Да и в других лабораториях были синтезированы первичный и вторичный бутиловые спирты. Предсказания А.М. Бутлерова, основанные на теории химичес-кого строения подтвердились.
7 ученик Большая научная работа, обязанности ректора Университета позволяли лишь изредка
отдыхать. А.М.Бутлеров с удовольствием посещает концерты, где с наслаждением песни А.Е.Варламова, А.А.Алябьева, К. Вильбоа ( звучит музыка А.А.Алябьева )
В имении А.М. Бутлерова часто собираются гости, интересы которых различны. Гости читали
произведения любимых писателей и поэтов, особенно любили поэму М.Ю. Лермонтова «Боро-
нино» (звучит отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино» )
В летнее время А.М. Бутлеров любил заниматься научным пчеловодством. По этому вопросу он напечатал много статей, которые послужили развитию пчеловодства в России.
8 ученик : В 1867-1868 гг. А.М. Бутлеров снова за границей. На различных совещаниях и при личных встречах он убедительно доказывает свое первенство в создании структурной теории
органических веществ.
Весной 1868 г Совет Петербургского университета, по предложению Д.И. Менделеева, избрал
А.М. Бутлерова ординарным профессором на кафедру химии. Уже через год он был избран адъ-
юнктом Академии наук, в следующем году экстроардинарным академиком, а в 1874г ординар-
ным академиком. Его эрудиция и красноречие, манеры, удивительное умение быстро овладевать
вниманием аудитории- все это содавало ему популярность среди студентов.
В 1879 г А.М. Бутлерова избирают президентом Русского химического общества, которое сейчас носит имя Д.И. Менделеева.
9 ученик: В Петербурге А.М. Бутлеров общается с крупнейшими учеными –Н.Н. Зининым, Д.И. Менделевым , А.П. Бородиным и др.Они проводят своё время в беседах, спорах, слушают
музыку и литературные произведения. С особым удовольствием слушают произведения итальянского композитора Г. Доницетти (звучит музыка Г.Доницетти).
С удовольствием посещал Александр Михайлович «менделеевские среды», на которых прису-
тствовали многие великие музыканты, композиторы, художники. Здесь можно было встретить
И.Е. Репина, И.Н. Крамского, А.И. Куинжи.
10 ученик: В последние годы своей жизни А.М. Бутлеров проявлял большой интерес к вопро-
сам строения атома. В 1885 г., задолго до открытия рентгеновских лучей и радия, когда неде -лимость атома была само собой разумеющейся, он высказал утверждение, что атомы «не неде-
лимы по своей природе, а неделимы только доступными нам средствами, и …могут быть раз-
делены в новых процессах, которые будут открыты впоследствии»
Выдающаяся научная и общественная деятельность создала А.М. Бутлерову огромный авто-
ритет.Бутлеров является основоположником и главою многочисленной школы химиков-орга –ников.
Такой успех его деятельности объясняется не только качеством ученого, но и исключительно
его качествами как человека. «Живое добродушие –писал Густавсон,-общительность,замечател-
ная деликатность привлекали к нему всех» Надо подчернуть еще один момент. «Бутлеров все-
гда работал открыто, на виду у всех окружающих..У него не было секретов ни в идеях, ни в по-
пытках их осуществления» - Г.Г. Густавсон.
Учитель: Подведя итоги урока, можно сказать словами Д.И. Менделеева:
«Все открытия А.М. Бутлерова истекали из одной общей идеи: она-то и сделала школу, она-то и позволяет утверждать, что имя его навсегда останется в науке «