ЯК ДОПОМОГТИ ДИТИНІ СТАТИ УВАЖНИМ.
1 клас (інтелектуальна майстерня)
Ц ели:
- познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;
-дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей;
- показать родителям приемы, упражнения и игры по развитию внимания.
Участники : классный руководитель, родители первоклассников, школьный психолог.
Тема: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. 1 класс
(интеллектуальная мастерская)
Ц ели:
- познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;
-дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей;
- показать родителям приемы, упражнения и игры по развитию внимания.
Участники : классный руководи гель, родители первоклассников, школьный психолог.
Подготовительная работа:
1.Диагностика уровня развития произвольного внимания младших школьников. (Проводит школьный психолог.)
2.Предварительное анкетирование родителей но следующим вопросам:
- Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?
а) Да;
б) нет;
в) трудно сказать.
- Можете ли вы назвать своего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
а) Да;
б) нет;
- Читают ли в вашей семье книги вслух?
а) Читают;
б) трудно сказать.
- Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?___________________
3.Анализ результатов анкетирования родителей, проведенного ранее классным руководителем.
4.Подготовка выставки книг о внимании и других познавательных процессах.
5.Составление листов и карточек с описанием игр и упражнений по развитию внимания.
6.Оформление приглашений родителям на собрание.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Внимание есть именно та дверь,
перед которой проходит все,
что входит в душу человека из внешнего мира.
К. Д. Ушинский
Ход собрания
1.Организационная часть. Введение в тему собрания.
Родители занимают места за тремя столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.
Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок - это...».
Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу.
Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.
Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования, школьный психолог - с результатами диагностики произвольного внимания учащихся класса.
2.Сообщение классного руководителя на тему «Особенности внимания младшего школьника».
Сообщение составлено по пособию А. А. Люблинской «Учителю о психологии младшего школьника».
Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?
Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - возникло и прошло. При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.
Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность.
У внимания, как и у других психических процессов, есть свои свойства, которые нужно знать родителям.
У детей объем внимания невелик, поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы пришли с ребенком в зоопарк, то нельзя показывать ему сразу слишком много зверей, разумнее показать только самых ярких, интересных, на ваш взгляд, и дать о них подробную и увлекательную информацию. Вот тогда ваш поход пройдет не зря. А если вы увлечетесь и обойдете с ним весь зоопарк, то ребенок быстро забудет все увиденное. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом: новым правилом написания незнакомых букв, цифрами, рисунками и т. д.
Следующее свойство внимания - распределение. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел сразу - задача очень трудная. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл только что проговоренное. Вот начинает ваш ребенок читать: произнес первый слог, второй, а слово собрать не может. И родители начинают метаться: он глупый, неспособный. А все дело в том, что у него маленький объем внимания и, пока он читал второй слог, он уже забыл первый. В это время нельзя горячиться, нужно спокойно дать ребенку возможность повторить, ведь сам процесс чтения для него и очень трудный, и одновременно он его увлекает. Это бывает не только при чтении, но и на других занятиях. В математике нужно разрешать детям записывать промежуточные ответы в задачах, а то они, отвлекая свое внимание на последующие действия, забывают ранее решенное. Л есть дети, у которых уже распределено внимание, они 5ти действия держат в голове.
Еще одно свойство внимания - устойчивость или неустойчивость. Это тоже связано с физиологией ребенка. Процессы возбуждения и торможения у младшего школьника неустойчивы. Процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью, на одном объекте его внимание может задерживаться недолго. И не надо требовать, чтобы он долго себя посвящал одному делу, так как ребенок переутомляется, у него наступает торможение, апатия. Из всего этого следует еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться на детей, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями. Еще нужно помнить о последовательности подачи материала: от легкого - к сложному, от знакомого - к неизвестному, нужно уметь опираться на маленький опыт ваших детей. При начальном изучении нужно всегда дать ребятам время запомнить неизвестный предмет. Если это возможно, то его нужно потрогать, понюхать, погладить рукой, взвесить, даже попробовать. Вот тогда сложится наиболее полная информация о предмете; ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.
Связь с эмоциями имеет большое значение для ребенка. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать. Всегда нужно затрагивать детские чувства, нужно суметь растрогать ребенка, вызвать его собственное отношение к чему-либо: проявление радости, сострадания или гнева. Внимание в этом случае будет более устойчивым, и процесс познания пройдет успешнее. Не забудьте о радостной и доброжелательной обстановке: дома должны царить только понимание и терпение!
3.Практическая работа родителей «Игры, задания и упражнения, развивающие внимание младших школьников».
Классный руководитель. Часто мы сетуем на своих детей: «Ты совсем невнимательный!». А ведь внимание можно тренировать.
Существуют игровые упражнения и задания, которые способствуют развитию внимания. Сегодня с некоторыми из них мы познакомимся, чтобы затем применять их, помогая своим детям.
Группы родителей получают листы с описанием трех игр, или заданий, для развития внимания. Каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр можно продемонстрировать. В ней могут принимать участие представители группы или все участники родительского собрания.
Предлагаются игровые упражнения и задания для развития внимания, описание которых представлено в книгах «Развитие внимания детей», «Занимательное азбуковедение», «От игры к знаниям».
•Игра «Что изменилось?» (для тренировки объема внимания).
Задание. Внимательно посмотри на рисунок 1 (рисунок демонстрируется в течение 30 секунд).
Посмотри теперь на рисунок 2 и скажи, что изменилось.
Дорисуй недостающие элементы так, чтобы картинки получились одинаковыми.
•Игра «Сколько чего?» (для тренировки объема внимания).
Задание. Внимательно осмотрите комнату (можно предложить рисунок).
Назовите как можно больше предметов, начинающихся на букву «к», или «т», или «с» и т. д.
Назовите как можно больше круглых предметов, затем - квадратных и прямоугольных.
Назовите как можно больше предметов из стекла, дерева, пластика и т. д.
Назовите как можно больше предметов красного цвета, зеленого, синего и т. д.
• Игра «Веселый счет» (на тренировку способностей к переключению и распределению внимания).
Задание. Необходимо назвать и одновременно показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1), записанные на белом фоне.
Затем назвать и показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1), записанные на черном фоне.
Далее называть и показывать числа от 1 до 10 (от 10 до 1) в следующем порядке: нечетные показывать на черном фоне, а четные - на белом фоне.
• Игра «Одинаковые квадраты» (на тренировку объема внимания и наблюдательности, развитие способностей к концентрации внимания).
Задание. Найди одинаковые квадраты.
Задание. Ведущий встает напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.
Перед началом игры можно провести «репетицию». Самый внимательный тот, кто дольше других не собьется в игре и строго выполнит уговор.
Задание. В течение первой минуты синим карандашом вычеркивай каждую первую букву и подчеркивай каждую третью.
В течение второй минуты, наоборот, красным карандашом подчеркивай каждую первую букву и вычеркивай каждую третью.
Ф с я а б н у ы а в н т р ч п т о р к г н л я э ю и т ь ю е а п е н о л д ж и т м е ч я ц у м рк е п р н ц у к е н г ш щ э х з ж д з б ю н и ф ы ъ ч ф з д ж р п н ф ы в а н р г д з ш щ э з ы в н т ф е о п н е и м э ю э п а д р н м к б в п в р н п н о р 3 ъ ч ф 3 д ж р п н ф н э я н р п г о ъ ь т и м ч я ф ы в а п р о л п р м п р и о в б в о д з р п ы и ж з д ц э х д р м п р и о в б в о д з р п ы и ж з д ц у б в з л д ц э х д р м д б л м т д з
р п ы и ж з д ц у б в з л д ц э х д р м д б л м л д ц э х д р м д
Задание. Ты должен одновременно пересчитать яблоки на картинке и слушать стихотворение, которое я тебе прочитаю.
Сколько яблок у ребят –
Солнышком в руках горят!
У Наташи и у Ромы,
У Сережи и у Ромы.
На столе еще одно,
Солнышком напоено.
Ну-ка, сколько яблок, братцы?
Кто сумеет догадаться?
- Сколько яблок на картинке?
- Сколько яблок у ребят, о которых говорится в стихотворении?
Задание. На этом рисунке спрятаны названия трех деревьев.
Прочитай эти слова.
• Игра «Кто внимательный?» (для тренировки объема внимания и развития устойчивости внимания).
Задание. Необходимо внимательно прослушать отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К. И. Чуковского и подсчитать в нем количество слов со звуком «л», или «у», или «с» и т. д.
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку.
Та – бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
По пузатый от меня
Убежал, как от огня...
4.Обзор литературы по теме собрания, представленной на выставке.
5.Решение родительского собрании.
Приобретать и использовать книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».
Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.
Объявить соревнования на лучших игроков в шахматы и в шашки. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.
6.Заключительное слово классного руководители.
Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.