Батьківські збори "ЯК ДОПОМОГТИ ДИТИНІ СТАТИ УВАЖНИМ". 1 клас (інтелектуальна майстерня)

Про матеріал

ЯК ДОПОМОГТИ ДИТИНІ СТАТИ УВАЖНИМ.

1 клас (інтелектуальна майстерня)

Ц ели:

- познакомить родителей с понятием «внимание» и его основ­ными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;

-дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей;

- показать родителям приемы, упражнения и игры по развитию внимания.

Участники : классный руководитель, родители первокласс­ников, школьный психолог.

Перегляд файлу

Тема: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. 1 класс

(интеллектуальная мастерская)

Ц ели:

 - познакомить родителей с понятием «внимание» и его основ­ными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;

-дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей;

 - показать родителям приемы, упражнения и игры по развитию внимания.

Участники : классный руководи гель, родители первокласс­ников, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1.Диагностика уровня развития произвольного внимания младших школьников. (Проводит школьный психолог.)

2.Предварительное анкетирование родителей но следующим вопросам:

 - Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения зада­ний?

а) Да;

б) нет;

в) трудно сказать.

 - Можете ли вы назвать своего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

а) Да;

б) нет;

       - Читают ли в вашей семье книги вслух?

а) Читают;

б) трудно сказать.

         - Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?___________________

3.Анализ результатов анкетирования родителей, проведенного ранее классным руководителем.

4.Подготовка выставки книг о внимании и других познава­тельных процессах.

5.Составление листов и карточек с описанием игр и упражне­ний по развитию внимания.

6.Оформление приглашений родителям на собрание.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  •     выставка литературы о внимании, познавательных процессах личности ребенка и других разделах психологии.
  •   запись на доске темы собрания, эпиграфа:

Внимание есть именно та дверь,

пе­ред которой проходит все,

что входит в душу человека из внешнего мира.

К. Д. Ушинский

  •     Листы и карточки с описанием игр и упражнений по разви­тию внимания.

Ход собрания

1.Организационная часть. Введение в тему собрания.

Родители занимают места за тремя столами, в результате чего обра­зуются три рабочие группы участников собрания.

Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.

Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок - это...».

Представители каждой группы читают вслух коллективно продол­женную фразу.

Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.

Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования, школьный психолог - с результатами диагностики произвольного внимания учащихся класса.

2.Сообщение классного руководителя на тему «Особенно­сти внимания младшего школьника».

             Сообщение составлено по пособию А. А. Люблинской «Учителю о психологии младшего школьника».

Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имею­щих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?

Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафикси­рованы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его вни­мание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроиз­вольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его сла­бая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - воз­никло и прошло. При таком виде внимания не затрачивается ника­ких волевых усилий.

Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше не­интересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке ра­зовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправ­ленность.

У внимания, как и у других психических процессов, есть свои свойства, которые нужно знать родителям.

У детей объем внимания невелик, поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы пришли с ребенком в зоопарк, то нельзя по­казывать ему сразу слишком много зверей, разумнее показать толь­ко самых ярких, интересных, на ваш взгляд, и дать о них подроб­ную и увлекательную информацию. Вот тогда ваш поход пройдет не зря. А если вы увлечетесь и обойдете с ним весь зоопарк, то ре­бенок быстро забудет все увиденное. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом: новым правилом на­писания незнакомых букв, цифрами, рисунками и т. д.

            Следующее свойство внимания - распределение. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельно­сти: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слы­шат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать не­сколько дел сразу - задача очень трудная. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл только что проговоренное. Вот начинает ваш ре­бенок читать: произнес первый слог, второй, а слово собрать не может. И родители начинают метаться: он глупый, неспособный. А  все дело в том, что у него маленький объем внимания и, пока он читал второй слог, он уже забыл первый. В это время нельзя горя­читься, нужно спокойно дать ребенку возможность повторить, ведь сам процесс чтения для него и очень трудный, и одновременно он его увлекает. Это бывает не только при чтении, но и на других за­нятиях.  В математике нужно разрешать детям записывать проме­жуточные ответы в задачах, а то они, отвлекая свое внимание на последующие действия, забывают ранее решенное. Л есть дети, у которых уже распределено внимание, они 5ти действия держат в голове.

Еще одно свойство внимания - устойчивость или неустойчи­вость. Это тоже связано с физиологией ребенка. Процессы возбуж­дения и торможения у младшего школьника неустойчивы. Процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребенок не может се­бя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятель­ностью, на одном объекте его внимание может задерживаться не­долго. И не надо требовать, чтобы он долго себя посвящал одному делу, так как ребенок переутомляется, у него наступает торможе­ние, апатия. Из всего этого следует еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обруши­ваться на детей, они должны чередоваться с некоторыми проме­жутками, отвлечениями. Еще нужно помнить о последовательности подачи материала: от легкого - к сложному, от знакомого - к неиз­вестному, нужно уметь опираться на маленький опыт ваших детей. При начальном изучении нужно всегда дать ребятам время запом­нить неизвестный предмет. Если это возможно, то его нужно по­трогать, понюхать, погладить рукой, взвесить, даже попробовать. Вот тогда сложится наиболее полная информация о предмете; ре­бенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.

Связь с эмоциями имеет большое значение для ребенка. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать. Всегда нужно затраги­вать детские чувства, нужно суметь растрогать ребенка, вызвать его собственное отношение к чему-либо: проявление радости, со­страдания или гнева. Внимание в этом случае будет более устойчи­вым, и процесс познания пройдет успешнее. Не забудьте о радостной и доброжелательной обстановке: дома должны царить только понимание и терпение!

3.Практическая работа родителей «Игры, задания и уп­ражнения, развивающие внимание младших школьников».

Классный руководитель. Часто мы сетуем на своих де­тей: «Ты совсем невнимательный!». А ведь внимание можно тре­нировать.

Существуют игровые упражнения и задания, которые способ­ствуют развитию внимания. Сегодня с некоторыми из них мы по­знакомимся, чтобы затем применять их, помогая своим детям.

Группы родителей получают листы с описанием трех игр, или зада­ний, для развития внимания. Каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр можно продемонстрировать. В ней могут принимать участие представители группы или все участники родитель­ского собрания.

Предлагаются игровые упражнения и задания для развития внимания, описание которых представлено в книгах «Развитие внимания детей», «Занимательное азбуковедение», «От игры к знаниям».

•Игра «Что изменилось?» (для тренировки объема внимания).

Задание. Внимательно посмотри на рисунок 1 (рисунок де­монстрируется в течение 30 секунд).

Посмотри теперь на рисунок 2 и скажи, что изменилось.

Дорисуй недостающие элементы так, чтобы картинки получи­лись одинаковыми.

•Игра «Сколько чего?» (для тренировки объема внимания).

Задание. Внимательно осмотрите комнату (можно предло­жить рисунок).

Назовите как можно больше предметов, начинающихся на бук­ву «к», или «т», или «с» и т. д.

Назовите как можно больше круглых предметов, затем - квад­ратных и прямоугольных.

Назовите как можно больше предметов из стекла, дерева, пла­стика и т. д.

Назовите как можно больше предметов красного цвета, зелено­го, синего и т. д.

• Игра «Веселый счет» (на тренировку способностей к пере­ключению и распределению внимания).

Задание. Необходимо назвать и одновременно показать чис­ла от 1 до 10 (от 10 до 1), записанные на белом фоне.

Затем назвать и показать числа от 1 до 10 (от 10 до 1), записан­ные на черном фоне.

Далее называть и показывать числа от 1 до 10 (от 10 до 1) в следующем порядке: нечетные показывать на черном фоне, а чет­ные - на белом фоне.

• Игра «Одинаковые квадраты» (на тренировку объема вни­мания и наблюдательности, развитие способностей к концентрации внимания).

Задание. Найди одинаковые квадраты.

  •                           Игра «Выполни уговор строго» (на развитие способностей распределять и переключать внимание).

Задание. Ведущий встает напротив играющих и договарива­ется с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топ­нут.

Перед началом игры можно провести «репетицию». Самый внимательный тот, кто дольше других не собьется в игре и строго выполнит уговор.

  •                           Игра «Повтори» (на развитие объема внимания, способно­стей распределять и переключать внимание).

Задание. В течение первой минуты синим карандашом вы­черкивай каждую первую букву и подчеркивай каждую третью.

В течение второй минуты, наоборот, красным карандашом под­черкивай каждую первую букву и вычеркивай каждую третью.

Ф  с   я   а   б   н   у   ы   а   в   н  т   р   ч   п   т   о   р   к   г   н   л   я   э   ю   и   т   ь   ю   е   а   п   е  н   о   л   д ж и т м е ч я ц у м рк е п р н ц у к е н  г ш щ э х з ж д з б ю н и ф ы  ъ ч ф з д ж р п н ф ы в а н р г д з ш щ э з ы в н т ф е о п н е и м э ю э п  а  д р  н   м   к   б   в   п   в   р   н   п   н   о   р   3   ъ   ч   ф   3   д   ж   р   п   н   ф   н   э   я   н   р   п   г   о   ъ   ь  т и м ч я ф ы в а п р о л п р м п р и о в б в о д з р п ы и ж з д ц э х д р м п р и о в б в о д з р п ы и ж з д ц у б в з л д ц э х д р м д б л м т д з

р   п   ы   и  ж  з   д   ц   у   б  в   з   л   д   ц   э  х   д   р   м   д   б   л   м  л д ц э х д р м д

  •                            Игра «Точный счет» (на развитие способностей распреде­лять и переключать внимание).

Задание. Ты должен одновременно пересчитать яблоки на картинке и слушать стихотворение, которое я тебе прочитаю.

Сколько яблок у ребят –

Солнышком в руках горят!

 У Наташи и у Ромы,

 У Сережи и у Ромы.

На столе еще одно,

Солнышком напоено.

Ну-ка, сколько яблок, братцы?

 Кто сумеет догадаться?

 - Сколько яблок на картинке?

 - Сколько яблок у ребят, о которых говорится в стихотворении?

  •                         Игра «Названия деревьев» (для тренировки объема внимания)

 Задание. На этом рисунке спрятаны названия трех деревьев.

Прочитай эти слова.

• Игра «Кто внимательный?» (для тренировки объема внима­ния и развития устойчивости внимания).

Задание. Необходимо внимательно прослушать отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К. И. Чуковского и подсчитать в нем количество слов со звуком «л», или «у», или «с» и т. д.

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка - в печку!

Я за книжку.

Та – бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

По пузатый от меня

Убежал, как от огня...

    4.Обзор литературы по теме собрания, представленной на выставке.

     5.Решение родительского собрании.

Приобретать и использовать книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».

Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.

Объявить соревнования на лучших игроков в шахматы и в шашки. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.

     6.Заключительное слово классного руководители.

Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и же­лает успехов в воспитании детей.

 

 

doc
Додано
31 серпня 2018
Переглядів
807
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку