Буквы е, и в корнях слов.

Про матеріал

Научить учащихся находить в тексте слова с чередованием гласных и—е в корнях, познакомить учащихся с группой слов, в корнях которых происходит чередование; способствовать отработке и применению навыков при написании корней с чередованием; развивать навыки применения теоретических знаний на практике, монологическую речь, воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу

Перегляд файлу

Дата__________

6 класс, рус.яз.

Тема. Буквы е, и в корнях слов.  (слайд 1)

Цель: научить учащихся находить в тексте слова с чередованием гласных и—е в корнях, познакомить учащихся с группой слов, в корнях которых происходит чередование; способствовать отработке и применению навыков при написании корней с чередованием; развивать навыки применения теоретических знаний на практике, монологическую речь, воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу. (слайд 2)

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Фронтальный опрос. (слайд 3-4)

- Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке? (Деревья,

растения)

- Все вы знаете из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей

самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы? (С корня, корневой системы)

- Что же общего между растениями и словами?( В словах главной частью

является корень. Именно в корне заключено лексическое значение слова)

— Что называют корнем слова?

— Какие слова называют однокоренными? Приведите примеры однокоренных слов.

— Какие слова называют сложными? Приведите примеры сложных слов.

— Как найти корень слова?

2) Тренировочное упражнение. (слайд 5)

Запишите предложения. В выделенных словах обозначьте корни. Подберите к выделенным словам однокоренные слова, запишите их.

Вдалеке виден лесок. Ребята пропололи грядку с луком. Сторож посветил нам фонариком.

3. Создание проблемной ситуации. (слайд 6)

- Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

Соб..ру – соб..рать , уд..ру – уд..рать , зам..реть – за          м..рать , зап..реть – зап..рать, прот..реть – прот..рать

-Обозначьте корни слов. Определите, какие буквы в корнях пропущены.(Ученики обозначают корни слов, вставляют пропущенные буквы в слова (произносят разные варианты ответов).

- Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова:

безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне?(К орфограмме «Чередующиеся гласные е-и в корне слова».)

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение нового материала.

При изменении слов в некоторых корнях происходит чередование гласных, например: везу — возит (чередуются е—о); забросить — забрасывать (чередуются о—а); стереть — стирать (чередуются е—и). В некоторых корнях чередуются и—е.

Алгоритм. (слайд 7)

  1.   Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.
  2.   Вспомнить корни с чередованием.
  3.   Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. Графически выделить условие выбора гласной

Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить это правило.

 (слайд 8)

Жили-были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки-побегушки,

Буква И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались,

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

-Здесь за корнем суффикс –а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.

3. Работа с теоретическим материалом учебника с. 91

2. Практическое упражнение.

Запишите слова, обозначьте корни и условия выбора гласной в корне.

Соб..ру — соб..раю,

выб..ру — выб..раю,

разд..ру — разд..раю,

расст..лю — расст..лаю,

ум..рать — ум..реть,

зам..рать — зам..реть,

раст..рать — раст..реть,

зап..рать — зап..реть,

заж..гать — заж..чь,

бл..стать — бл..стеть.

3. Физкультминутка

4.Работа у доски. Диктант с грамматическим заданием

Запишите под диктовку следующие пословицы , найдите слова с изучаемой

орфограммой, обозначьте её графически :

Мягко стелет, да жёстко спать. Добрые умирают, да дела их живут.

Прежде смерти не умереть. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Ешь горькое, доберешься и до сладкого. 

Выходят по одному к доске, записывают пословицы, комментируют написание гласной в корне.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Выборочный диктант.

Прослушайте предложения. Найдите в каждом из них слово с чередованием и—е. Ученики первого варианта записывают предложения, в которых есть слово с чередующейся гласной и в корне, ученики второго — с гласной е.

Обжегся на молоке — дует и на воду. Перед нами расстилалась степь. Большая площадь и глухие переулки словно вымерли. Мальчик старательно оттирал гарь на дне котелка. Снега на вершине блестят, как алмаз. Счастье тому бывает, кто ума набирает.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 Беседа с учащимися

1. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке

2. Когда пишем и в корнях с чередованием?

3. Когда пишем е в корнях с чередованием?

4. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?

Оценивание учебных достижений

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§20, упр.83

docx
Додано
18 грудня 2018
Переглядів
1424
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку