Данная презентация является вспомогательным материалом языковеду для работы на уроке, так как содержит материал и для объяснения темы, и для работы с учащимися.
Цель урока: научить учащихся находить в тексте слова с чередованием гласных и—е в корнях, применять правило выбора гласной в корнях с чередованием и—е; развивать навыки применения теоретических знаний на практике; развивать монологическую речь, умение переводить слова и небольшие тексты, навыки выразительного чтения наизусть.
Номер слайду 3
Номер слайду 4
Фронтальный опрос. Что называют корнем слова?Какие слова называютоднокоренными? Приведите примеры однокоренных слов.3. Какие слова называют сложными? Приведите примеры сложных слов.4. Как найти корень слова?
Номер слайду 5
Тренировочное упражнение. Запишите предложения. В выделенных словах обозначьте корни. Подберите к выделенным словам однокоренные слова, запишите их. Вдалеке виден лесок. Ребята пропололи грядку с луком. Сторож посветил нам фонариком.
Номер слайду 6
ее. Давайте прочитаем записанные слова: Соб..ру – соб..рать , уд..ру – уд..рать , зам..реть – зам..рать , зап..реть – зап..рать, прот..реть – прот..рать-Обозначьте корни слов. Определите, какие буквы в корнях пропущены?- Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова: безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне? Создание проблемной ситуацииеиеиеиеиеи
Номер слайду 7
1. Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.2. Вспомнить корни с чередованием.3. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.4. Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. 5. Графически выделить условие выбора гласной. Алгоритм
Номер слайду 8
Жили-были две подружки,Симпатичные вполне,Две подружки-побегушки,Буква И и буква Е. Корни нескольких глаголов. Рады были их принять,Только нужно было знать,Как в них встать без лишних споров. Но подружки не ругались,Меж собой чередовались. Скажет буква Е едва:-Здесь за корнем суффикс –а-!И без лишней кутерьмы. Примет корень букву И. Если суффикс где-то бродит,В корне место Е находит. До сих пор живут согласно. Чередующиеся гласные.
Номер слайду 9
Алгоритм. Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.2. Вспомнить корни с чередованием. 3. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. Графически выделить условие выбора гласной. Запишите слова, обозначьте корни и условия выбора гласной в корне. Соб..ру — соб..раю,выб..ру — выб..раю,разд..ру — разд..раю,расст..лю — расст..лаю,ум..рать — ум..реть,зам..рать — зам..реть,раст..рать — раст..реть,зап..рать — зап..реть,заж..гать — заж..чь,бл..стать — бл..стеть. Практическое упражнение
Беседа с учащимися1. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке2. Когда пишем и в корнях с чередованием?3. Когда пишем е в корнях с чередованием?4. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА