Тема. Однокоренные слова и формы слова
Цель: повторить изученное об однокоренных словах в начальных классах; познакомить с понятием «формы слова»; учить различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; развивать логическое мышление, связную и устную речь, пополнить словарный состав языка; воспитывать любовь к языку.
Ход урока
I. Оргмомент
I I Актуализация опорных знаний
- Что такое морфема?
- Что такое основа слова?
-Что такое окончание?
- Какие слова называются однокоренными?
Проверка упр. 211 стр. 129
Игра , дерево, поле, мечтаю, картина
Отец, читал, тетрадь, телефон, важен
Налево, вкусно, кафе, бра, фойе
III Мотивация учебной деятельности
Можно ли считать однокоренными русские слова карта, картина, картон?
Для современного языка слова карта, картина, картон, конечно, не являются однокоренными. В слове карта корень карт-, в картина — картин-, а картон целиком представляет собой корень (с нулевым окончанием).
Однако в своей глубинной родословной все эти слова действительно восходят к одному источнику — латинскому charta ‘бумага’. (К тому же слову восходят еще и картель, и хартия, и даже халтура.)
I V Объявление темы и цели урока
V. Работа над темой урока
1. Работа над материалом для размышления стр. 129 (устно)
2. Чтение правила стр. 130
— Какие слова называются однокоренными или родственными? ( слова с общим корнем , но разным лекс. значением)
3. Тренировочное упражнение
Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень
А) кашель, каша, кашлять, кошелёк, кашляющий
Б) подосиновик, синий, осина
В) лев, левша, левый, налево
Какая морфема объединяет однокоренные слова? (корень)
4. Можно ли считать записанные слова однокоренными?
Линейка, линять, линючий, линия
Можно ли считать записанные слова однокоренными?
Объедините эти слова в группы по лексическому значению.
Линейка Линять
Линия Линючий
Какое отношение к этим словам имеет слово омонимичный?
КОРНИ ЗВУЧАТ И ПИШУТСЯ ОДИНАКОВО, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОЕ!
Как называются эти корни?
ОМОНИМИЧНЫЕ.
5. Работа в группах. Каждой группе необходимо исключить из каждого ряда ,,лишнее’’ слово.
Почему выбрали именно эти слова?
Объясните их лексическое значение.
Слепок - точная копия какого-л. предмета,
Горе - глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание.
4. Формы слова – это варианты одного и того же слова, выражающие различные грамматические значения (например, значение числа и падежа у существительного, времени, числа и лица у глагола и т. д.).
Чаще всего формы слов образуются с помощью окончаний: ёлочка, у ёлочки, под ёлочкой, на ёлочке; я танцую, ты танцуешь, мы танцуем. Форма прошедшего времени глагола образуется с помощью суффикса -л-: мы танцевали.
5. Выполнение упр. 204 стр.127
6. Тренировочное упражнение
Выписать из каждой строки только формы слова, выделить корни. Обосновать свой ответ.
А) Подосиновик, за осиной, синий, осиновые, осина, к осине, осинка, у осины;
В) Травка, травку, травинка, с травкой, отравить, травяной, на травке;
В) Жёлтую, жёлтый, желуди, желток, желтоватый, жёлтые;
7. Выполнение упр. 216
IV. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
— Что называется корнем?
— Чем отличаются однокоренные слова от форм одного и того же слова?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал стр. 130
2. Выполнить упр. 218 стр. 131