УРР.Говорение: составление монологических высказываний соответствующих стилей и типов; озаглавливание текста; продолжение незаконченной мысли; рассказ. Типы речи

Про матеріал
совершенствовать умения, необходимые для построения устного высказывания по материалу, изученного на уроках языка; совершенствовать умение строить рассуждение в научном стиле.
Перегляд файлу

УРОК № 12

Русский язык 7 класс

 Тема. УРР.Говорение: составление монологических высказываний соответствующих стилей и типов; озаглавливание текста; продолжение незаконченной мысли; рассказ. Типы речи

Цель: совершенствовать умения, необходимые для построения устного высказывания по материалу, изученного на уроках языка; совершенствовать умение строить рассуждение в научном стиле.

Оборудование: учебник, учебные тексты, памятка «Как готовиться к устному высказыванию».

Тип урока: применение знаний и формирование умений.

Нельзя, чтоб тот письмом себя прославил,

кто грамматических не знает свойств и правил.

А. П. Сумароков

ХОД УРОКА

I. Активация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1. Вступительное слово учителя

В учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях и книгах используется научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи — точная передача научных знаний (научной информации).

Для научного стиля характерны термины, сложные предложения и некоторые другие средства языка.

В научной речи для связи предложений чаще всего используются повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль наиболее точно и однозначно.

2. Беседа

• Какие стили речи вам известны?

• Какова цель научного стиля речи?

• Где он используется?

• Какие слова и предложения для него характерны?

• Какие требования предъявляются к высказываниям на лингвистическую тему?

• Как строится высказывание на лингвистическую тему?

 

II. Восприятие учащимися учебного материала

1. Актуализация опорных знаний

По данному плану составьте устное высказывание.

Имя существительное и имя прилагательное как части речи

1) Имя существительное  — самостоятельная часть речи.

2) Значение существительного- вопросы, на которые они отвечают.

3) Постоянные признаки существительного:

а) деление на группы по значению (существительные — одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, прилагательные — качественные, относительные и притяжательные);

б) род имён существительных, типы склонения;

4) Изменение существительных по числам и падежам.

5) К каким частям речи относятся обычно существительные в предложении, какова их синтаксическая роль?

2. Работа в классе

а) Прослушайте высказывание ученика на лингвистическую тему.

ПРЕДЛОГ И СОЮЗ КАК ЧАСТИ РЕЧИ

Предлоги и союзы, наряду с частицами, относятся к служебным частям речи. Они служат только для связи слов в словосочетании и предложении (предлоги) или для связи однородных членов предложения, а также простых предложений в составе сложного (союзы).

По своему строению предлоги и союзы бывают простые и составные. Предлоги, кроме того, делятся на непроизводные и производные. К производным относятся предлоги, образованные от других частей речи. Предлоги в русском языке могут употребляться с разными падежами. Некоторые — только с одним падежом (от, для, о), другие — с несколькими падежами (в, с).

Союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы могут связывать однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного.

Сочинительные союзы в свою очередь по значению делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.

 

б) Скажите о достоинствах и недостатках этой работы, сопоставьте свои выводы с рецензией учителя. Как вы считаете, следовало бы в высказывании на данную тему говорить о правописании предлогов и союзов? Вспомните, что изучается в грамматике, как называется раздел науки о языке, изучающий правописание.

III. Работа над развитием связной речи

1. Ознакомление учащихся со структурой высказывания на лингвистическую тему и с требованиями к устному ответу

Структура высказывания на лингвистическую тему

1) Краткое вступление.

2) Формулировка определения или правила.

3) Примеры.

4) Дополнительные теоретические сведения.

5) Примеры.

6) Обобщение сказанного. 

IV. Домашнее задание

Повторить типы и стили речи.

docx
Додано
11 листопада 2019
Переглядів
1234
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку