УРОК № 12
Русский язык 7 класс
Тема. УРР.Говорение: составление монологических высказываний соответствующих стилей и типов; озаглавливание текста; продолжение незаконченной мысли; рассказ. Типы речи
Цель: совершенствовать умения, необходимые для построения устного высказывания по материалу, изученного на уроках языка; совершенствовать умение строить рассуждение в научном стиле.
Оборудование: учебник, учебные тексты, памятка «Как готовиться к устному высказыванию».
Тип урока: применение знаний и формирование умений.
Нельзя, чтоб тот письмом себя прославил,
кто грамматических не знает свойств и правил.
А. П. Сумароков
I. Активация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1. Вступительное слово учителя
В учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях и книгах используется научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи — точная передача научных знаний (научной информации).
Для научного стиля характерны термины, сложные предложения и некоторые другие средства языка.
В научной речи для связи предложений чаще всего используются повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль наиболее точно и однозначно.
• Какие стили речи вам известны?
• Какова цель научного стиля речи?
• Где он используется?
• Какие слова и предложения для него характерны?
• Какие требования предъявляются к высказываниям на лингвистическую тему?
• Как строится высказывание на лингвистическую тему?
II. Восприятие учащимися учебного материала
1. Актуализация опорных знаний
По данному плану составьте устное высказывание.
Имя существительное и имя прилагательное как части речи
1) Имя существительное — самостоятельная часть речи.
2) Значение существительного- вопросы, на которые они отвечают.
3) Постоянные признаки существительного:
а) деление на группы по значению (существительные — одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, прилагательные — качественные, относительные и притяжательные);
б) род имён существительных, типы склонения;
4) Изменение существительных по числам и падежам.
5) К каким частям речи относятся обычно существительные в предложении, какова их синтаксическая роль?
а) Прослушайте высказывание ученика на лингвистическую тему.
ПРЕДЛОГ И СОЮЗ КАК ЧАСТИ РЕЧИ
Предлоги и союзы, наряду с частицами, относятся к служебным частям речи. Они служат только для связи слов в словосочетании и предложении (предлоги) или для связи однородных членов предложения, а также простых предложений в составе сложного (союзы).
По своему строению предлоги и союзы бывают простые и составные. Предлоги, кроме того, делятся на непроизводные и производные. К производным относятся предлоги, образованные от других частей речи. Предлоги в русском языке могут употребляться с разными падежами. Некоторые — только с одним падежом (от, для, о), другие — с несколькими падежами (в, с).
Союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы могут связывать однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного.
Сочинительные союзы в свою очередь по значению делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.
б) Скажите о достоинствах и недостатках этой работы, сопоставьте свои выводы с рецензией учителя. Как вы считаете, следовало бы в высказывании на данную тему говорить о правописании предлогов и союзов? Вспомните, что изучается в грамматике, как называется раздел науки о языке, изучающий правописание.
III. Работа над развитием связной речи
1. Ознакомление учащихся со структурой высказывания на лингвистическую тему и с требованиями к устному ответу
Структура высказывания на лингвистическую тему
1) Краткое вступление.
2) Формулировка определения или правила.
3) Примеры.
4) Дополнительные теоретические сведения.
5) Примеры.
IV. Домашнее задание
Повторить типы и стили речи.