Интегрированный материал дает возможность развития навыков чтения, расширения читательского познавательного кругозора ребенка, закрепление знаний по имени числительному, изменению количественных и порядковых числительных по падежам.
Имя числительное как часть речи.
____________________________
По И. Ивченко
Красавицей русских лесов называют березу.Стройная,
белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение, радость…
Ежегодно береза засевает большие просторы миллионами своих маленьких, невзрачных семян-орешков. Мелкие, нежные, всего с двумя, тремя листочками молодые березки напоминают проростки травянистых растений. Даже не верится, что из этих небольших тонких травинок вырастут белокорые стройные деревья.
С наступлением устойчивого тепла растения начинают усиленно тянуться и довольно быстро растут на протяжении пятнадцати – двадцати пяти лет. Это их расцвет. Пройдет еще лет десять, и под пологом березового леса поселятся молодые ели…
В старину о березе пели в народе как о дереве, которое может делать четыре дела.
Первое дело – мир освещать.
Второе дело – крик утешать.
Третье дело – больных исцелять.
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
ЗАДАНИЕ
1.Озаглавь текст, запиши заголовок вначале текста.
2.Подчеркни в тексте имена числительные.
3.Укажи правильный ответ.
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает:
названия предметов
признаки предметов
число, количество или порядок при счете
4.Укажи количественные имена существительные из текста:
десять, пятнадцать, двадцать пять
Первое, второе, третье, четвертое
5.В каком падеже употреблены выделенные в тексте имена числительные:
в творительном падеже
в родительном падеже
в винительном падеже
6.Вставь пропущенные буквы в словах текста, устно объясни их написание:
Л__сов, в__твями, л__сточки, тр__вянистых, т__пла, д__ревья, м__лодые, дер__во.
7.Составь предложение из слов текста, запиши его, подчеркни имя числительное в предложении:
Еще, десять, пройдет, и, еще, березового, леса, пологом, под, ели, молодые, поселятся, лет.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Перескажи текст.
2.Изменение количественных и порядковых числительных по падежам
ЩИ-ТАЛОЧКА
М. Бородицкая
Чищу овощи для щей,
Сколько нужно овощей?
Первое – три картошки, второе – две морковки,
Третье – лука полторы головки,
Четыре- петрушки корешок,
Пять – капустный кочанок.
Потеснись-ка, ты капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз, два, три, огонь зажжен,
Кочерыжка, выйди вон!
ЗАДАНИЯ
1.Замени слово щи подходящим синонимом из данных вариантов:
суп
борщ
2.Имя числительное – это:
член предложения
часть речи
слово
3.Имена числительные, которые обозначают количество предметов, называются:
порядковыми
количественными
4. Имена числительные, которые обозначают порядок предметов при счете, называются:
порядковыми
количественными
5.Выпиши из текста в два столбика количественные и порядковые числительные.
порядковые |
количественные |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Измени числительное три из текста по падежам.
И.(кто? что?)___три_______
Р.(кого? чего?)____________
Д.(кому? чему)____________
В.(кого? что?)_____________
Т.(кем? чем?)_____________
П.(о ком? о чем?)__________
6.Измени числительное второе из текста по падежам.
И.(кто? что?)___второе________
Р.(кого? чего?)_______________
Д.(кому? чему)_______________
В.(кого? что?)________________
Т.(кем? чем?)________________
П.(о ком? о чем?)_____________
7.Определи ту группу слов, в которой записаны только имена числительные:
второе, первое, блюдо
один, два, три
корешок, капуста, петрушка
8.Укажи, в каком падеже употреблены числительные из текста.
Три картошки, две морковки:
в именительном падеже
в винительном падеже
Лука полторы головки:
в родительном падеже
в винительном падеже
Обогащаем устную речь.
На дороге грязь – так овес князь.(Влага способствует росту растений.)