Подобраны задания для интегрированного урока русского языка и чтения. Интересные задания способствуют развитию языковых умений и навыков, расширяют кругозор ребенка.
Типы текстов.
1) ПЕРЕДВИЖЕНИЕ КОМОДА
В. Голявкин
Маше семь лет. Она ходит в школу в первый класс и учится на ”отлично”. Ее ставят в пример как лучшую ученицу.
А однажды вот что случилось. Она не выучила урока и вообще ничего не могла ответить. Весь класс пришел в удивление, и все мальчики и девочки подумали: ”Вот это да!”
Учитель строго взглянул на нее:
- Объясни мне, что это значит?
Маша заплакала и объяснила все по порядку.
- У нас большое несчастье. Мама передвигала комод. А братик сидел на полу. Он крутил волчок. Волчок закатился под комод. Братик полез за волчком. И мама ему прищемила живот. Братика увезли в больницу. Все плакали очень сильно, и я не могла учить урок.
Мальчики и девочки подумали: ”Вот это да!”
А учитель сказал:
- Раз такое дело, это совсем другое дело. – И погладил Машу по голове.
Прошло несколько дней.
Учитель встретил Машину маму. Он ей говорит:
У вас такое несчастье. Вы придавили сына комодом. Мы все вам сочувствуем.
- Что вы, что вы! – сказала мама. – У меня нет ни комода, ни сына.
У меня только дочка.
ЗАДАНИЯ
1.Определи и запиши тему и главную мысль текста.
Тема:____________________________________________
Гл. мысль:________________________________________
2.Укажи, к какому типу текста относится данный текст:
текст-описание
текст-повествование
текст-рассуждение
3.Подели текст на части, составь и запиши план к тексту.
ПЛАН
1._________________________________________________
2._________________________________________________
3._________________________________________________
4._________________________________________________
5._________________________________________________
4..Перескажи текст по составленному тобой плану.
2) ЖЕЛТАЯ ЗЕМЛЯ
Н. Сладков
Пустыня – это желтое и голубое. Пески и небо. Земля, опаленная солнцем.
Всюду сугробы золотого песка – барханы. Топкие болота, засыпанные белою солью, - солончаки. Кусты, похожие на мотки колючей проволоки. Цветы, протыкающие пальцы шипами. Камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары.
В пустыне все непривычно и непонятно.
Озера без воды. Реки никуда не впадают. Дожди высыхают, не долетев до земли. Под деревьями нету тени.
Воздух цедишь сквозь зубы, как обжигающий кипяток. Хорошей погодой тут называют пасмурную и сырую. Даже зонтиком защищаются не от дождя, а от солнца!
Земля без земли. Текучее море песков, зыбкие волны песков, зыбкие волны песчаных барханов.
Страна солнечного огня.
ЗАДАНИЯ
1.Определи и запиши тему и главную мысль текста.
Тема:____________________________________________
Гл. мысль:________________________________________
2.Укажи, к какому типу текста относится данный текст:
текст-описание
текст-повествование
текст-рассуждение
3.Подчеркни в тексте глаголы, устно поставь к ним вопрос от главного слова.
4.Выпиши выделенное в тексте предложение, подчеркни в нем главные и второстепенные члены предложения.
3) ДОЖДЕВИК
По Ю. Дмитриеву
У гриба должна быть но__ка и шляпка, а тут просто белый шарик. Гриб ли это?
Называется он д__ждевиком, потому что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в
траве. Но куда же исчезает потом? Видишь: на месте тугого
белого шарика темно-коричневый сморщенный к__мочек? Это тот самый дождевик. Только теперь он созрел. Скоро его тонкая сморщенная оболочка лопнет, и из нее высыплется мельчайшая коричневая пыль – споры гриба. При помощи спор гриб размножается, расселяется. Ветер подхватит споры и разнесет далеко вокруг. А в будущем г__ду, после какого-нибудь теплого дождика, на з__леной полянке забелеют шарики м__лодых д__ждевиков.
И все-таки это гри__.
ЗАДАНИЯ
1.Определи и укажи тип данного текста, устно докажи, что ты не ошибся.
текст-описание
текст-повествование
текст-рассуждение
2.Подчеркни в тексте прилагательные.
3.Вставь в тексте пропущенные буквы.
Обогащаем устную речь.
Земля – матушка, солнце - батюшка.