Интересный текстовый материал в интеграции с заданиями по русскому языку помогает закрепить знания детей о видах предложений по цели высказывания. Задания способствуют на основе текстового материала определять грамматическую основу предложений.
Предложение
1.Понятие о предложении.
ГДЕ РОЖДАЕТСЯ СНЕГ
По М. Гумилевской
Что такое снег? Это много, очень много красивых сн__жинок. Они падают и падают с высоты на землю, на д__ревья, на крыши д__мов – чистые, хрупкие, сверкающие.
Они тоже падают из туч, как дождь, но только образуются не совсем так, как дождь!
Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот недавно узнали, что снег никогда не родится из капелек
воды. Была разгадана тайна рождения снежинок. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые пятиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.
В__дяные п__ры поднимаются высоко над з__млей. Там царит сильный хол__д. И здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те сн__жинки, какие падают на землю, они еще очень м__лы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается. И наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
ЗАДАНИЯ
1.Определи тему и главную мысль текста.
Тема: ______________________________________________
Гл. мысль:________________________________________________________________________________________________
2.Укажи верное утверждение.
Предложение – это:
слова, связанные между собой по смыслу
словосочетания, связанные между собой
слова, связанные между собой по смыслу и
грамматически.
3.В первом и последнем абзаце вставь пропущенные буквы в словах, устно подбирая проверочные слова к ним.
4.Выбери правильное утверждение.
Грамматическая основа предложения – это:
подлежащее
сказуемое и второстепенный член предложения
подлежащее и сказуемое
5.Выпиши из текста выделенные предложения, подчеркни в них грамматическую основу.
6.Прочитай предложение из текста и выбери правильное утверждение.
Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
Это одно простое предложение.
Это два простых предложения, которые объединены в
одно.
7.Составь из слов текста предложения, запиши их.
Шестиугольный, растет, время, все, кристаллик, но, развивается.
______________________________________________________________________________________________________
Становится, и, удивительно, наконец, звездочкой, красивой.
______________________________________________________________________________________________________
8.Найди и подчеркни в тексте предложения с однородными членами предложения.
Обогащаем устную речь.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
2.Виды предложений по цели высказывания.
ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ
Л. Квитко
Мама уходит. Спешит в магазин.
- Лемеле, останешься один?
- Останусь, - ответил Лемеля.
Мама сказала:
-Ты мне услужи:
Вымой тарелки, сестру уложи.
Дрова наколоть не забудь, мой сынок.
Поймай петуха и запри на замок.
Сестренка, тарелки, петух и дрова…
У Лемеле только одна голова!
Схватил он сестренку и запер в сарай.
Сказал он сестренке:
- Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно помыл кипятком.
Четыре тарелки разбил молотком.
Но долго пришлось с петухом воевать –
Ему не хотелось ложиться в кровать.
ЗАДАНИЯ
1.Объясни, почему произошла путаница? Найди и прочитай, какие задания нужно было выполнить Лемеле.
2.Найди в тексте и подчеркни вопросительное предложение.
3.Переделай данные вопросительные предложения в побудительные. Запиши их.
Лемеле, останешься один?
_________________________________________________
Вымоешь тарелки, уложишь сестру?
__________________________________________________
Наколешь дрова?
__________________________________________________
4. Укажи, какими по цели высказывания являются предложения, выделенные в стихотворении:
побудительными
вопросительными
повествовательными
5.Укажи, какой разделительный знак может стоять в конце побудительного предложения:
восклицательный знак
вопросительный знак
точка
6.Найди в тексте предложение с обращением, выпиши его.
_________________________________________________
Обогащаем устную речь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.(Прежде, чем что-то окончательно сделать, хорошо подумай. )