17 липня о 18:00Вебінар: Чи може наука сформувати підприємницьку компетентність?

Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания

Про матеріал

Интересный текстовый материал в интеграции с заданиями по русскому языку помогает закрепить знания детей о видах предложений по цели высказывания. Задания способствуют на основе текстового материала определять грамматическую основу предложений.

Перегляд файлу

Предложение

1.Понятие о предложении.

                           ГДЕ РОЖДАЕТСЯ СНЕГ

                                              По М. Гумилевской

   Что такое снег? Это много, очень много красивых сн__жинок. Они падают и падают с высоты на землю, на д__ревья, на крыши д__мов – чистые, хрупкие, сверкающие.

   Они тоже падают из туч, как дождь, но только образуются не совсем так, как дождь!

   Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот недавно узнали, что снег никогда не родится из капелек

воды. Была разгадана тайна рождения снежинок. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые пятиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.

   В__дяные п__ры поднимаются высоко над з__млей. Там царит сильный хол__д. И здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те сн__жинки, какие падают на землю, они еще очень м__лы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается. И наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

                                             ЗАДАНИЯ

1.Определи тему и главную мысль текста.

Тема: ______________________________________________

Гл. мысль:________________________________________________________________________________________________

 

2.Укажи  верное утверждение.

Предложение – это:

tatu34слова, связанные между собой по смыслу

tatu34словосочетания, связанные между собой

tatu34 слова, связанные между собой по смыслу и 

       грамматически.

 

 

3.В первом и последнем абзаце вставь пропущенные буквы в словах, устно подбирая проверочные слова к ним.

 

4.Выбери правильное утверждение.

   Грамматическая основа предложения – это:

tatu34подлежащее

tatu34сказуемое и второстепенный член предложения

tatu34подлежащее и сказуемое

 

5.Выпиши из текста выделенные предложения, подчеркни в них грамматическую основу.

 

6.Прочитай предложение из текста и выбери правильное утверждение.

 

Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

 

tatu34Это одно простое предложение.

tatu34Это два простых предложения, которые объединены в 

       одно.

7.Составь из слов текста предложения, запиши их.

Шестиугольный, растет, время, все, кристаллик, но, развивается.

______________________________________________________________________________________________________

 

Становится, и, удивительно, наконец, звездочкой, красивой.

______________________________________________________________________________________________________

 

8.Найди и подчеркни в тексте предложения с однородными членами предложения.

Обогащаем устную речь.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

 

   2.Виды предложений  по цели высказывания.

                      ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ

                                                              Л. Квитко

 Мама уходит. Спешит в магазин.            

   - Лемеле, останешься один?

   - Останусь, - ответил Лемеля.

Мама сказала:

   -Ты мне услужи:

Вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь, мой сынок.

Поймай петуха и запри на замок.

Сестренка, тарелки, петух и дрова…

У Лемеле только одна голова!

Схватил он сестренку и запер в сарай.

Сказал он сестренке:

   - Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно помыл кипятком.

 

Четыре тарелки разбил молотком.

Но долго пришлось с петухом воевать –

Ему не хотелось ложиться в кровать.

 

                                  ЗАДАНИЯ

1.Объясни, почему произошла путаница? Найди и прочитай, какие задания нужно было выполнить Лемеле.

2.Найди в тексте и подчеркни вопросительное предложение.

3.Переделай данные вопросительные предложения в побудительные. Запиши их.

Лемеле, останешься один?

_________________________________________________

 

Вымоешь тарелки, уложишь сестру?

__________________________________________________

 

Наколешь дрова?

__________________________________________________

 

4. Укажи, какими по цели высказывания являются предложения, выделенные в стихотворении:

 

tatu34побудительными

tatu34вопросительными

tatu34повествовательными

 

 

5.Укажи, какой разделительный знак может стоять в конце побудительного предложения:

tatu34восклицательный знак

tatu34вопросительный знак

tatu34точка

6.Найди в тексте предложение с обращением, выпиши его.

_________________________________________________

 

Обогащаем устную речь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.(Прежде, чем что-то окончательно сделать, хорошо подумай. )

 

 

 

docx
Додано
29 жовтня 2018
Переглядів
139
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку