Розраховано для вчителів російської мови. Використовувати як мультимедійний супровід до уроків при вивченні програмового матеріалу російської мови у 6 класі.
По значению существительные делятся на группы: 1.Конкретные - называют конкретные предметы живой или неживой природы: журнал, самолёт, брат, грач, рыба, комар и т. д 2.Вещественные - называют различные вещества воздух, масло, сахар, бензин, капрон и т.д. 3.Отвлечённые - называют явления, воспринимаемые мысленно: учение, чтение, упрямство и т. Д 4.Собиратнльные - называют множество одинаковых предметов как одно целое: детвора, учительство, листва и т.д. Головне меню
Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными: ученик, страна, река, лес и т.д. Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, что- бы из массы людей выделить этого человека. Головне меню
Одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задается вопрос кто? : дедушка, кошка, щука, муха, червяк и т.д. Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что? : город, мыло, смех, вода, камень, здание и т.д. Головне меню
Существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Род существительного можно определить поставив к существительному мой(м. р), моя (ж.р.), моё(ср. р). Кроме того, у некоторых существительных можно определить род по значению слова, т.к.одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие -женского Головне меню
Существительные имеют два числа- единственное и множественное. По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний. Не изменяются по числам вещественные, отвлеченные, собирательные существительные и некоторые другие. Они имеют ед. и мн. числа. Головне меню
Только форму ед.числа имеют: 1.вещественные: молоко, сметана и т.д. 2.отвлеченные: любовь, дружба и т.д. 3.собирательные: учительство, листва и т.д. 4.собственные: Кавказ, Урал и т.д. Только форму мн.числа имеют: 1.вещественные: чернила, очистки и т.д. 2.отвлеченные: каникулы, именины и т.д. 3.слова,обозначающие парные предметы: очки, сани и т.д. 4. собственные: Альпы, Карпаты и т.д. У существительных, которые имеют только форму мн. Ч., не определяется род и тип склонения. Головне меню
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет своё название и отвечает на определённый вопрос. П. Вопрос. Ед.число. Мн.число. И кто? что? друг, книга. друзья, книги. Р. кого? чего? друга, книги. друзей, книг. Д. кому? чему? другу, книге. друзьям, книгам. В. кого? что? друга,книгу. друзей, книги. Т. кем? чем? другом, книгой. друзьями, книгами П. о ком? о чём? (о)друге, книге. (о)друзьях, книгах. Головне меню
Все падежи кроме именительного, называются косвенными. Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж существительного нужно: 1.найти слово, от которого зависит существительное; 2.задать от этого слова к существительному падежный вопрос. Головне меню
Существительные в единственном числе распределяется по трем типам склонения. К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а(-я),а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а(-я). К второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о(-е). К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы. Головне меню
Разносклоняемые существительные По изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений поэтому они называются разносклоняемыми. К ним относятся: 1)существительные на –мя: бремя, время, знамя, стремя и т.д. 2)существительные мужского рода: путь. Головне меню
ЦЕЛИ УРОКА: Обучающая: познакомить учащихся с относительными прилагательными. Научить отличать относительные прилагательные от качественных; Развивающая: продолжить формирование навыков правильного употребления прилагательных в речи; Воспитывающая: использовать воспитательные возможности для развития чувства прекрасного, интереса к окружающему миру. Головне меню
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1. Нет степеней сравнения, 2. Обозначает материал, из которого сделан предмет: стеклянный стакан - стакан из стекла, 3. Обозначает пространственные, временные признаки: сельская местность, зимний день, 4. Не имеют краткой формы, 5. Не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ. Головне меню
1. Сколько тебе лет? 1. В каком году ты родился? 2. Сколько лет ты учишься в этой школе? 2. Какой год ты посещаешь школу? 3. Сколько предметов вы изучаете? 3. На каком этаже ты живёшь? 4. Сколько этажей имеет здание твоей школы? 4. Какой год был для тебя удачным и памятным? 5. Сколько человек учится в твоем классе? 5. В каком году ты закончишь школу? 6. Из скольких человек состоит ваша семья? 6. В каком году ты поступил в третий ласс? 7. Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу? 7. Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу? Головне меню
-Итак, ребята, какие ответы у вас? ( учащиеся зачитывают ответы). -Вы использовали имена числительные. В первом столбике - количественные, во втором - порядковые числительные. -В чём же отличие числительных друг от друга? ( количественные обозначают количество, порядковые - порядок при счете - название разряда числительных - подсказка). -На какой вопрос отвечают количественные числительные? ( Сколько?). -На какие вопросы отвечают порядковые числительные? ( Какой? Который?). Дополни кластер новой информацией. Головне меню
Найди в стихотворении числительные, укажи их разряд, определи синтаксическую роль. То было много лет назад. Я тоже в первый раз с толпою сверстников-ребят Явился в школьный класс… Умчались школьные года, И не догонишь их. Но я встречаю иногда Товарищей своих. Один – моряк, другой – танкист, А третий – инженер, Четвёртый – доктор-окулист, А пятый – землемер, шестой – полярный капитан, Седьмой – искусствовед, Восьмой – наш диктор , Левитан, Девятый – я, поэт. (С,Михалков) Синквейн. Имя числительное Количественное, порядковое Помогает, считает, определяет Изменяется по падежам. Часть речи. Головне меню
3. В каком предложении употреблено имя числительное? а) Одноэтажный домик на краю маленького города, полузанесенный снегом. б) Жилые комнаты (которых счетом было четыре) все выходили окнами в густой садик по Большому проспекту. 4. К какому разряду относится числительное? Полетели по воде две косматые тени а) Количественные б) Порядковые. Головне меню
5. Если порядковое числительное обозначает порядок предмета при счете, то определите по этому признаку ряд данных числительных. а) 3, 33, 333. б) 1/3, 2/3, 1 2/3. в) Третий, тридцать третий, триста тридцать третий. 6. Какими морфологическими признаками обладают количественные имена числительные? а) Число. б) Род. в) Падеж. Головне меню
7. Сколько слов следует писать в составе имен числительных, переданных цифрами?. 1) 22, 76, 93-й. 2) 103, 216, 340-й. а) Три слова. б) Два слова. 8. Если простым называют имя числительное. В морфемном составе которого один корень. То найдите сложное по строению числительное. а) 5. б) 15. в) 500. Головне меню
9. Если сложным называют имя числительное, в состав которого входит несколько корней, то найдите составное числительное. а) 18. б) 80. в) 88. 10. Укажите разряд имени числительного по морфологическому строению. Возраст преклонный – восемьдесят восемь лет. а) Простое. б) Составное. в) Сложное. Головне меню
13. В каких числительных Ь пишется на конце слова? а) 6, 16, 20. б) 40, 90, 100. в) 50, 70, 700. 14. Если с именами числительными один, два, полтора можно употребить существительные мужского рода, а с формами одна, две, полторы – женского, то говорит ли это о наличии рода у всех количественных числительных? а) Да, утверждение верно. б) Нет, утверждение не совсем верно: это слова-исключения.
15. Определите главное слово в словосочетании и падеж имени числительного, указывая характер связи с именем существительным. 1. При трёх свечах. 2. Нет трёх свечей. 3. Три свечи на столе. а) Главное слово – имя числительное в именительном падеже. Управляет именем существительным и требует родительного падежа. б) Главное слово – имя существительное, имя числительное. Имя числительное согласуется с ним в родительном падеже. в) Главное слово – имя существительное, имя числительное согласуется с ним в предложном падеже.
18. Какую совокупность можно обозначить с помощью собирательных имен числительных? а) С – совокупность лиц мужского пола. б) Совокупность лиц женского пола. в) Совокупность детей и детенышей животных. г) Совокупность парных по строению предметов, состоящих из симметричных частей. Головне меню
19. Порядок предметов при счете называют порядковые числительные. Количественные называют число, в состав дробных входит как количественное (числитель дроби), так и порядковое (знаменатель). Укажите такие слова а) Седьмая. б) Одна седьмая. в) Семь. г) Ноль целых одна седьмая. Головне меню
Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он, она, оно, они). Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежам:
Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? и др. Употребляются в вопросительных предложениях. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют. Пример: Почему ты грустишь? Головне меню
Кто, Что, Какой, Чей, Который, Сколько, Где, Когда, Куда, Откуда, Почему и др. Используются для присоединения придаточного предложения к главному. При этом они становятся союзными словами и выполняют роль союза, являясь при этом членом предложения. Пример: Спроси, какая у него оценка. Головне меню
Некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, кто-нибудь, когда-то, где-то, кое-что и др. Указывают на неопределенные, неизвестные или малоизвестные лица или предметы. Замечание: Неопределённые местоимения содержат ударную частицу не, с которой пишутся слитно. Пример: Я ждал несколько минут. Головне меню
Никто, ничто, никакой, нисколько, некого и др. Формируют отрицание наличия какого-либо предмета, признака, количества; усиливают отрицательный смысл всего предложения. Замечание: В отрицательных местоимениях ни всегда является безударным, а не стоит под ударением. Пример: Ничто не забыто, никто не забыт. Никогда не вернется. Головне меню