23 липня о 18:00Вебінар: STEM-освіта без гендерних стереотипів – запорука успішного майбутнього школярів

Части речи. Имя прилагательное

Про матеріал

На основе прочтения текста закрепляются навыки работы над именем прилагательным, как частью речи. Упражнения закрепляют навыки работы над изменением слов по падежам, правописанию падежных окончаний имен прилагательных.

Перегляд файлу

Имя прилагательное

1.Имя прилагательное как часть речи.

 

                                    ПЕРВЫЙ СНЕГ

                                                               По Г. Скребицкому

   Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.

   Если выйти в сумерки и снегопад за околицу – такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.

   У наутро все белое кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.

   Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена. Перелетая с дерева на дерево, попискивают хлопотливые синицы.

                                        ЗАДАНИЯ

1.Определи тип текста:

tatu34текст описание

tatu34текст повествование

tatu34текст рассуждение

2.Укажи, какой частью речи являются выделенные в тексте слова:

tatu34именем существительным

tatu34именем прилагательным

tatu34глаголом

 

2.Подчеркни в данном тексте все имена прилагательные.

 

3.Правильно согласуй слова из текста между собой, запиши получившиеся словосочетания.

Снег (мягкого), крупными (хлопья), пушистые (рукавиц), тихий (деньки), по узкой (тропинка), мохнатые (ветвь).

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Укажи, что такое имя прилагательное:

tatu34член предложения

tatu34часть речи

 

4.Укажи, на какие вопросы отвечает имя прилагатедьное:

tatu34кто? что?

tatu34какой? какая? какое? какие?

tatu34что делать? Что делал? что будет делать?

 

5.Укажи ряд слов из текста, являющихся именами прилагательными:

tatu34мягкий, крупные, крыши

tatu34одевает, пушистые, белый

tatu34мохнатые, лесная, узкая

 

6.Укажи, как определяется род имен прилагательных:

tatu34по окончанию

tatu34по роду имени существительного, с которым 

        прилагательное связано

7.Подбери к словам из текста антонимы, запиши их.

Крупные - ____________________

живое - ______________________

узкая - _______________________

белая - _______________________

хлопотливые - _________________

 

8.Укажи, могут ли изменяться имена прилагательные во множественном числе:

tatu34да          tatu34нет

 

Обогащаем устную речь.

Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому*.(Суди о людях по их поступках.)

Закрома - храниище

 

2.Изменение имен прилагательных по падежам

(склонение).

                             СВИНЬЯ И СЛОН

                                                      Сказка народов бауле    

   Пришла раз свинья к слону и спрашивает:

   - Скажи, что надо есть, чтобы стать таким огромным слоном, как  ты?

   - О, это секрет, - ответил добродушный слон. – Впрочем, ладно. Если хочешь, я достану тебе этого волшебного средства.

   Он скрылся в чаще и вскоре принес откуда-то листья гбань-иги, вкусного растения, служащего кормом для слона. Конечно, он не сказал свинье, где нарвал их.

   -Каждый день я буду давать тебе немного таких зеленых листьев, и в конце концов ты станешь такой же большой, как я, - сказал мудрый слон. С тех пор свинья ежедневно приходила к слону, получала у него несколько волшебных листьев и пожирала их. Через некоторое время она действительно начала расти и делаться похожей на слона. Она стала толстой, появились небольшие клыки, удлинилась морда, глаза и уши стали напоминать слоновьи.

   ”Все идет отлично! – подумала свинья. – Скоро я сделаюсь такой же большой, как слон. Я всем покажу, что значит быть большим зверем! ”

   Она задрала нос и перестала узнавать знакомых зверей.

Однажды слон услышал в чаще странный шум и спросил:

   - Эй, кто там в чаще?

   - Тот, кто больше самого слона! – прохрюкала в ответ свинья.

  -Ого! – воскликнул слон. –Я сроду не видел зверя больше меня. Надо хоть взглянуть на него. – Он шагнул через кусты и увидел маленькую уродливую свинью, которая ковырялась в грязи.

   -Так-так, - промолвил слон Вот ты, оказывается, какая! Я помогаю тебе расти, а ты…. Стоило тебе прибавить в весе, как ты стала корчить из себя большого зверя? За это я не дам тебе больше волшебных листьев, и ты на всю жизнь останешься такой, как теперь. – Так он и сделал. Вот почему морда у свиньи вытянутая, а когда она ест, то топчется на месте, как слон.

                                       ЗАДАНИЯ

 

1.Сбылась ли мечта свиньи? Почему?

 

2.Определи и запиши тему и главную мысль текста.

Тема: _________________________________________

Гл. мысль: _____________________________________

_______________________________________________

 

3.Найди и подчеркни в тексте имена прилагательные.

 

4.Определи род и число имен прилагательных в словосочетаниях из текста, надпиши их.

                       ж. р. ед. ч.

Например:    плакучая     ива.

 

Добродушный слон, зеленых листьев, большим зверем,

 

странный шум, маленькую свинью, морда вытянутая.

 

5.Разбери по составу имена прилагательные из текста:

 

зеленые, волшебные, большой.

6.Измени по падежам прилагательные из текста, выдели в них окончания:

 

И.(кто? что?)___большой_______большая_______________

Р.(кого? чего?)______________________________________

Д.(кому? чему)______________________________________

В.(кого? что?)_______________________________________

Т.(кем? чем?)_______________________________________

П.(о ком? о чем?)____________________________________

 

7.Укажи, как определить падеж имени прилагательного:

tatu34по падежу имени существительного

tatu34по окончанию имени прилагательного

8.Выпиши из текста выделенные прилагательные вместе с именем существительным, к которому они относятся, надпиши падеж имен прилагательных.

Обогащаем устную речь.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

 

3. Правописание падежных окончаний имен   

    прилагательных мужского и среднего рода.

               ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ

                                                           И. Горский

   На Урале, возле города Кунгура, есть удивительная пещера.

   Войдешь в нее по узкому лазу* - и дохнет в лицо холодом. Там, как в большом леднике, на стенах даже летом лежит серебрящийся иней.

   Спустишься еще через одну лазейку – откроется диковинный подземный дворец – Бриллиантовый грот*.

   Искрится крупный иней на его стенах, с потолка свисают гирлянды ледяных кристаллов, и кажется, что весь дворец сделан из одной громадной льдины. А когда в руках туристов горят факелы, весь дворец пылает зеленовато-синим огнем.

   Идешь дальше – диву даешься. На пути колонны изо льда, а на них затейливые рисунки и узоры.

   Проходишь еще немного – кончается царство льдов, на мокрых стенах висят крупные капли воды, стекают в крохотные ручейки. Теплом начинает веять из черной глубины пещеры. Там озеро – тихое, таинственное, мрачное. Нет на нем волн. Горят факелы, а  на черной бархатной воде мелькают фантастические тени. А по берегам, как глаза волка, светятся зелеными огнями острые камни.

   Все это сделала вода, отточила гроты и лазейки, колонны, коридоры, затейливые карнизы и кружева.

   Под нашими ногами идет тонкая работа воды, какую нелегко и представить.

Словарик:

лаз – узкий вход, щель

грот – подземная пещера.

 

                              ЗАДАНИЯ

1.Подчеркни в тексте предложение, в котором выражена главная мысль текста.

 

2.Подчеркни в первых четырех абзацах текста имена  прилагательные, устно определи их число.

 

3.Вставь окончания прилагательных в словосочетаниях из текста, устно докажи, что окончания прилагательных написаны тобой правильно.

 

В больш___     леднике, по узк_____  лазу,   гирлянды ледян_____  кристаллов, из громадн____  льдины, зеленовато-син____  огнем, озеро мрачн___.

 

4.Выпиши выделенные имена прилагательные с  именами существительными, к которым они относятся, определи и надпиши их падеж .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Поставь и запиши данные имена прилагательные из текста в родительном падеже, окончания прилагательных выдели.

Например: зеленый – зеленого.

 

   Ледяной - __________________

   бархатный - _________________

   глубокое - __________________

   зеленый - ___________________

   свежее - ____________________

 

6.Укажи, в каком падеже употреблены данные имена прилагательные:

             На черной бархатной воде.

 

tatu34в родительном падеже

tatu34в творительном падеже

tatu34в винительном падеже

7.Составь план к данному рассказу.

                                       ПЛАН

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

 

8.Перескажи рассказ по составленному тобой плану.

Обогащаем устную речь.

Лишнее говорить – себе вредить.

 

 

4.Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

                                БАНЬКА ПТИЧЬЯ

                                                                          По. Н. Сладкову

    Увидел Ванятка у снеговой лужи три незнакомые птички. Ростом с воробья, но одна – черная, другая – коричневая, третья – рыжая.

   Птички прыгнули в лужу – и ну купаться. Выскочили из лужи, перелетели на ребячью песчаную горку, и давай барахтаться в песочке. Песок к перьям прилип, взлететь не могут, назад к луже скачут.

   Снова в лужу, выкупались, и выскочили на бережок. Вся троица – воробьи!

   Серенькие, чистенькие. А вода в луже стала грязной… Воробьи в весенней луже зимнюю грязь смывали, песочком терли! Черный воробей сажу смывал: зиму в трубе ночевал. Коричневый в дупле трухлявом спал. А рыжий в кирпичной стене устроился в маленькой дырочке.

   -С легким паром! – крикнул Ванятка воробьям.

 

                                   ЗАДАНИЯ

1.Кем оказались незнакомые птицы?

2.Подчеркни в тексте имена прилагательные.

3.Укажи, к какому склонению относятся данные 

  прилагательные из текста:

ребячья, грязная, маленькая

tatu34к 1 склонению

tatu34ко 2 склонению

tatu34к 3 склонению

 

4.Подбери  и запиши необходимые имена прилагательные к словам из текста, выдели окончания прилагательных, устно объясни написание падежных окончаний:

одна (какая?)_______________________

другая (какая?)______________________

третья (какая?)______________________

горку (какую?)______________________

вода стала (какой?)___________________

в луже (какой?)______________________

грязь (какую?)_______________________

в стене (какой?)______________________

в дырочке (какой?)___________________

 

5.Замени близкими по смыслу прилагательными выражения из текста:

ростом с воробья - ___________________________

барахтаться - ________________________________

скоком скачут - ______________________________

6.Измени имена прилагательные из текста по падежам, выдели их окончания.

 

И.(кто? что?)___весенняя______рыжая__________

Р.(кого? чего?)_______________________________

Д.(кому? чему)_______________________________

В.(кого? что?)________________________________

Т.(кем? чем?)________________________________

П.(о ком? о чем?)_____________________________

 

7.Прочитай план к тексту. Правильно ли он составлен?

Пронумеруй пункты плана в соответствии с содержанием рассказа.

                                        ПЛАН

____Незнакомые птички.

____Воробьи грязь смывали.

____Купание.

____Вся троица – воробьи.

 

8.Перескажи текст.

    Обогащаем устную речь.

Хочешь много знать, не ленись рано вставать.

 

 

 

 

5.Изменение имен прилагательных по падежам во множественном числе.

                                   ЧЕРНЫЕ РУКИ

                                                               По. В. Сухомлинскому

   Бабушка замесила белое тесто. Оно пышное, мя__кое.

   Юра попросил испечь ему голубя. Бабушка начала л__пить  птицу из белого теста.

   Юра не мог отвести гла__т бабушкиных рук. Словно впервые увидел он, что руки у бабушки черные, сухие, сморщенные, с тоненькими и подвижными пальцами.

   Видит Юра, как появляется у голубя г__ловка, крылышки. Каждое крылышко ле__кое и хрупкое.

   Достала бабушка голубя из печи. Он белый, нежный. Вот-вот взлетит.

   Юра спросил, почему руки у бабушки черные-черные, а голубь белый-белый.

   -Если бы у меня были белые руки, не было бы ни пышного теста, ни белого голубя, - тихо сказала бабушка.

                                      ЗАДАНИЕ

1. 1.Определи тему и главную мысль текста.

Тема:____________________________________________

Гл. мысль:________________________________________

_________________________________________________

 

2.Укажи число выделенных в тексте имен прилагательных:

tatu34единственное

tatu34множественное

 

3.Выбери правильное утверждение.

tatu34имена прилагательные во множественном числе не 

        изменяются по падежам

tatu34 имена прилагательные во множественном числе  

        изменяются по падежам

 

4.Вставь пропущенные буквы в словах текста, устно подбери проверочные слова к ним.

 

5.Измени имена прилагательные из текста по падежам, 

   выдели окончания в них.

И.(кто? что?)___черные__________сухие________

Р.(кого? чего?)_______________________________

Д.(кому? чему)_______________________________

В.(кого? что?)________________________________

Т.(кем? чем?)________________________________

П.(о ком? о чем?)_____________________________

 

 

6.Подбери имена прилагательные из текста к данным 

   словам, выдели окончания в именах прилагательных.

 

Тесто (какое?)____________________________

из теста (какого?)_________________________

от рук (чьих?)____________________________

с пальцами (какими?)______________________

крылышко (какое?)________________________

голубь (какой?)___________________________

теста (какого?)____________________________

голубя (какого?)___________________________

 

7.Укажи правильное утверждение.

   Имя прилагательное согласуется в роде числе падеже:

tatu34с глаголом

tatu34с именем существительным

tatu34с другим именем прилагательным

 

8.Укажи, как проверить падежные окончания имен прилагательных женского рода:

tatu34по окончанию имени существительного

tatu34по окончанию вопроса падежа

Обогащаем устную речь.

Считать ворон - лениться.

 

docx
Додано
29 жовтня 2018
Переглядів
165
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку