На уроке дети знакомятся с названиями компонентов действия умножения,вырабатывать навыки чтения и записи выражений на умножение.Формируют умение заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения и наоборот умножение-сложением одинаковых слагаемых, развивают умения решать задачи на умножение, формируют вычислительные навыки, развивают логическое мышление,память,внимание.
Тема: «Чтение примеров на умножение.Название чисел при умножении. Задачи на умножение.»
Цель: ознакомить учеников с названиями компонентов действия умножения,вырабатывать навыки чтения и записи выражений на умножение, формировать умение заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения и наоборот:умножение-сложением одинаковых слагаемых, развивать умения решать задачи на умножение, формировать вычислительные навыки, развивать логическое мышление,память,внимание, совершенствовать умения работать коллективно, уважать друг друга, воспитывать аккуратность, эстетические чувства, взаимопомощь.
Оборудование: перзентация урока, карточки , смайлики, сундучок с подарками, вазон с цветком, цветы.
ХОД УРОКА
Организационный момент слайд 1
Теперь глазки все на меня. Дорогие детки, уважаемые гости, так радостно и приятно на душе, я всем вам говорю доброе: « Здравствуйте!»
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Математика сейчас.
-А вы любите математику? Я тоже.
2.Тренинг-настрой на урок.
- У вас хорошее настроение? - Радость, улыбка помогают нам жить, учиться и справляться с трудностями, быть здоровым. Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей? Тогда улыбнитесь друг другу. Поделитесь своим хорошим настроением. Вам будут помогать на партах весёлые смайлики. Я желаю вам успеха на уроке. Присаживайтесь.
А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-А сюрпризы вы любите? У меня что-то для вас есть. Что это?(сундучок)А знаете кто мне его передал? Я так спешила к вам ,так хотела с вами поближе познакомиться. По дороге к вам я встретила саму Царицу математики. Она то мне и рассказала, что в этом классе учатся детки умные, хорошие, воспитанные, старательные, активные, всё выполняют, отвечают, пишут домашние задания. Это правда?
Проверка домашнего задания. слайд 2
-Прочитайте ,как вы решили задачу сначала сложением, а потом умножением.(7∙6=42)
Молодцы,ребята! А сундучок мы откроем в конце урока, вы докажите мне, что царица Математики была права.
Как вы красиво написали. Значит правду мне сказала царица М.(стук)
А кто это просится к нам на урок ?( Маша) Пустим к себе в класс поучиться?
Запись числа слайд 3
-Давайте тогда вы мне покажете, как вы пишете буквы и цифры. Запишем число. А какое сегодня число.(6 декабря)
Каллиграфическая минутка слайд 4,5
Найдите лишнее число 15,18,20,6,45,37
Опять пропишем нашу цифру 6, то вижу непослушная она, не у всех красиво получилась.
Давайте пропишем 6 раз. У цифры 6 есть сестрица акробатка, если на голову станет, то другой цифрой станет. Какой же цифрой? (9)А если мы припишем к 6 ещё одну 9, то какое число получиться-69.
До конца строчки пропишем 69. Разложим на разрядные слагаемые.69=60+9
Что вы можете сказать про ч.6? 69?(однозначное-двузначное, соседи)
Увеличте 6 на 1 дес,3 дес,8 дес., а 69 – на 2 дес.,Уменьши на 1,увеличь на 1.
Найдите сумму этих чисел и разность?
Устный счёт слайд 6,7,8
Знаете, а молва идёт по всему царству Килийскому, что считаете вы быстро и правильно.
30+50,45+5,32-2,60-30.
А что это за число, кот. имеет 1 дес. и 4 ед., 7 дес. и 8 ед., 2 дес.
В корзине сидят котята. Но котят не видно, а видно 6 хвостиков. Сколько котят в корзине? (Шесть)
- Сколько глаз у 3 котят? (Шесть)
Актуализация знаний (развитие внимания, зрительной памяти)
- Посмотрите на доску. Как всё это можно назвать? Фигуры) слайд 9
- Каким по счёту слева является ромб? (шестым)
- А справа, какая фигура является шестой? (треугольник)
- Какая фигура находится между кривой и квадратом? (круг)
- Какая фигура следует за треугольником? (ломаная)
- Какая фигура стоит перед кругом? (кривая)
- Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Мы проведём игру на внимание «День-ночь». Запомните расположение фигур. Сфотографируйте глазками. Ночь (переставляю). День.
- Что изменилось?
Ночь (переставляю). День. - Что изменилось?
Ночь (переставляю). День. - Что изменилось? (появилась новая фигура)
Как называется эта фигура? (шестиугольник)
- Почему вы так её назвали? (шесть углов)
- А ещё чего шесть в этой фигуре? (шесть сторон)
- Продолжаем дальше учиться? Отвечайте хором. (Да).
Назовите фигуру у которой все углы прямые.Вот он к нам заглянул в гости. Давайте его поприветствуем.
Физминутка «Робот»
Такие молодцы!!! слайд 10
III. Формулирование темы урока и постановка учебных задач.
− На прошлом уроке вы учились сложение заменять умножением и наоборот .
Напишите в воздухе знак сложения, умножения. слайд 11
Что такое умножение?(сложение одинаковых слагаемых)
− Сегодня у нас новая тема. Какая, выясним чуть позже. С новой темой мы познакомимся через сказку, где нас ждёт много испытаний.
− Итак, сказка начинается. слайд 12
− Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста-Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: « Не плачь, добрый молодец, найдёшь ты свою невесту в невиданной стране, если пройдёшь все испытания. Всё там подчинено законам математики.»
Взял своего златогривого коня и отправился Иван-Царевич в далёкий путь. Долго он шёл и на пути ему встретилась речка, а моста - нет. Только верёвка с одного берега на другой протянута, а на верёвке той - задание. Справится с ним Иван-Царевич – значит, удержится на верёвке и перейдёт через реку. слайд 14
6∙5, 2∙3(по 6 взяли 5 раз) Надо заменить умножение сложением. Какое число берётся одинаковым слагаемым в каждом выражении? Сколько раз повторяется слагаемое?
Надо заменить сложение умножением.
2+2+2+2+2+2+2, 10+10+10, 9+9-9-9+9
Все ли выражения можно записать умножением? Почему вы так считаете?
− Посмотрите на экран. Как будете считать? Какое это действие?(сложение)
Как называются числа при сложении?
Во первых выражениях какое действие?(умножение)
− А вы знаете как называются числа при умножении?
− Как вы считаете, какая тема урока? (Название чисел при умножения.) слайд 15
− Какие вопросы возникают? Что мы должны узнать на уроке? слайд 16
1.Узнать названия компонентов и результата умножения.
2. Научиться читать выражения на умножение с использованием новых названий.
3. Учиться решать выражения и задачи на умножение.
IV. Работа над новым материалом. слайд 17
Рассказывает учитель на примере 7∙3=21
− Откройте учебник на стр.67. Рассмотрите схему. Прочитайте правило.
− Как называются компоненты при умножении? (Множители.)
− Как называется результат умножения? (Произведение.)
− Прочитайте последнее выражение на доске, используя новые знания. (1 множитель- 7, 2 множитель-3, произведение-21; или произведение чисел 7 и 3 равно 21.) слайд 18
V. Закрепление.
-С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избушку и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: « Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги разобраться с примерами на умножение, никак не пойму.» слайд 19
Учебник, № 414, стр.68.устно
− А сейчас я проверю, как вы запомнили названия компонентов при умножении.
Игра с кубиками. Запишите примеры:
1) Первый множитель 4, второй 3, найдите произведение.
2) Найдите произведение чисел 6 и 3.
− «Спасибо, вот теперь, − говорит Баба Яга, − дам я тебе за помощь скатерть-самобранку. Когда проголодаешься, развернёшь её и прежде чем перекусить, решишь задачу.
-А чтобы быстрее добраться до места , дам тебе свою ступу.
Да только вместо топлива она у меня работает на математическом ускорителе. Если развеселишь меня, то взлетишь.»
Физминутка. (В тёмном лесу есть избушка…) слайд 20
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Грозят пальцем)
Нос крючком, (Показывают пальчиком)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
слайд 21
− « Долетел Иван до камня и думает по какой дороге дальше лететь. Видит на камне записана задача..Кто правильно решит, узнает верный путь.» слайд 22
Открывает скатерть, а там задача про чашки. Надо подумать как её решить и помочь Царевичу… слайд 23
№ 415, стр. 68. 3+3+3+3=3∙4=12(грн.)
-Помогли мы царевичу решить задачу, напился он чая, перекусил и дальше в путь дорогу пустился. слайд 24
Замок уже виднеется впереди, а как идти к царевне без подарка, без цветочка, ведь она его принцесса, а девочкам надо дарить цветы. Свернул Иван на полянку ,а там красота неописуемая. Там живёт Цветочная фея. Она дала за цветы Ивану задание. Мы поможем Ивану решить задачки . слайд 25
Работа в парах.(сколько всего цветков ?(3∙3=9); Сколько всего бабочек?(2∙3=6))
Но всё равно не отпускает фея Цветов нашего Ивана, ещё хочет дать ему задание на внимание . слайд 26
Разомнём наши пальчики:
Наши руки сжались тесно,
Что такое,интересно,
В руки мы бинокль возьмём,
А потом их развернём.
Раз,два,три,четыре,пять,
Будем с лёгкостью писать.
Графический диктант. слайд 28
1 клетка вниз, 1 по диагонали влево вверх, 1 по диагонали вправо вверх, 1 по диагонали вправо вниз, 1 по диагонали влево вниз, 1 вниз, 1 по диагонали влево вверх, 1 влево, 2 по диагонали вправо вниз, 2 по диагонали вправо вверх, 1 влево, 1 по диагонали влево вниз.
1 клетка вниз, 1 по диагонали вправо вверх, 1 по диагонали влево вверх, 1 по диагонали влево вниз, 1 по диагонали вправо вниз, 1 вниз, 1 по диагонали влево вверх, 1 вниз, 1 по диагонали вправо вниз, 1 по диагонали вправо вверх, 1 вверх, 1 по диагонали влево вниз, 2 вниз.
− Наш герой благополучно добрался до замка с огромным букетом цветов , где ждала его Елена Прекрасная . слайд 29
Восхитилась она Иваном и спросила, может ли он выполнить ещё её задание – трудное, на смекалку. Иван-Царевич согласился.
Задача. На сколько больше лапок у 3 цыплят, чем ног у одной златогривой лошади? (на 2)
Брату 12 лет, а сестре-9.Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится столько, сколько ему сейчас? (15 лет)
− Похвалила она его, посадил он Елену Прекрасную на златогривого коня и отправились они домой, в своё королевство. слайд 30
Дом. задание: слайд 31
№ 417,418, правило
VI. Итог. (формирование самооценки, самоконтроля). слайд 32
– А нам надо подвести итоги.
«Интервью» с микрофоном.
-Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
− Какие задачи мы ставили? Справились со всеми задачами?
Все ли получали смайлики за свои ответы? Посчитайте их.
Рефлексия
- Как вы себя чувствуете? - О чём бы вы хотели рассказать родителям? - Какие задания вам понравились больше всего? - Какое задание для вас было трудным?
-Поднимите руку у кого веселое настроение. - Объясните, почему у вас весёлое настроение? У меня всё получилось. Я хорошо отвечал. Я правильно выполнил все задания.
- А у кого грустное настроение? Почему? У меня не все получилось. Я не смог выполнить все задания правильно.
- Не нужно грустить, если что-то не получилось. На следующем уроке вы будете успешнее. Я в это верю. Ваше хорошее настроение- залог успеха в любом деле. Я желаю вам хорошего настроения на следующем уроке. - Урок окончен. Вы славно потрудились!
Ребята, вы очень старались, отвечали, были большие умнички. слайд 33
Вам, детки, я хочу подарить вот этот вазон с цветком. Ухаживайте за ним ,лелейте его и вспоминайте обо мне. Возможно мы ещё встретимся и вы мне расскажете и покажете наш с вами цветок. Я вам желаю ,чтоб в вашем классе царила доброта, дружба, мир и понимание.
Пришло время сюрприза. Открываем сундучок.Что там? Злотогривая лошадка на которой ездил Иван царевич. Это вам на память о нашем уроке и сказке, в которой мы побывали.
А цветы, который сорвал Иван, он решил подарить не только своей принцессе, но и справедливым, сторогим, обаятельным жюри и вашей Любови Алексеевне. Пожелаю им
красоты внешней, душевной, нежности и доброты. Всегда цвести, радоваться жизни. А сувениры вам будут об этом напоминать.
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.