Разработка урока для учащихся 5 класса на тему:«Что за прелесть эти сказки!» (по сказкам А.С.Пушкина).
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Литературные сказки. А.С.Пушкин»; создать условия для усвоения нравственных идей прочитанных сказок; формировать умения и навыки формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развивать эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рисунки детей на тему «Моя любимая сказка», иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина, выставка книг, медиапроектор, экран, компьютер.
Тема. Урок внеклассного чтения. «Что за прелесть эти сказки!» (по сказкам А.С.Пушкина).
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Литературные сказки. А.С.Пушкин»; создать условия для усвоения нравственных идей прочитанных сказок; формировать умения и навыки формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развивать эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рисунки детей на тему «Моя любимая сказка», иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина, выставка книг, медиапроектор, экран, компьютер.
Тип урока: обобщение изученного.
Форма урока: урок – игра.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и целей урока.
Слово учителя.
С самого раннего детства А.С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: пословицам, поговоркам, сказкам.
Рассказы бабушки, сказки няни — все это глубоко запало в память и душу великого поэта и стало могучим источником его творчества.
Велик и разнообразен сказочный мир А.С. Пушкина: царь Салтан, царь Дадон, Царевна – Лебедь и Золотая рыбка, отважный королевич Елисей и работник Балда.
Выразительное чтение учащимися стихотворений о сказках.
1. Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала.
2. Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала.
3. Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи,
И взрослым, и ребятам – всем близки!
4. Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять!
Слово учителя.
А.С. Пушкин восхищённо говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня на уроке. Устроим соревнование между двумя командами.
Внимательно слушайте задания, поднимайте руку для ответа. За ходом нашего соревнования будет следить справедливое жюри. Итак, можно начинать.
Представляю вам команду «Лукоморье». Капитан команды - (Команда «Лукоморье». Девиз…)
Мы отличная команда
И сегодня победим.
В этом Пушкин нам поможет,
Ведь читали сказки мы.
Представляю капитана второй команды - …(Команда «Сказочники». Девиз…)
Мы любим сказки сочинять,
И, конечно же, читать,
Сказочники – суперкласс!
Голосуйте все за нас!
III. Восприятие учащимися учебного материала.
Учитель:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Мы никогда не перестанем
Верить в чудеса:
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Кот: Кто это к нам пожаловал?
Учитель: Ребята 5 – А класса.
Кот: Здравствуйте, ребята! Угадайте, из какой сказки отрывок?
Вопросы учёного кота (видеовикторина)
Оценивание – за каждый правильный ответ 1 балл.
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. («Сказка о царе Салтане…»)
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару.
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Это врешь ты мне на зло…» («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
добрым молодцам урок!» («Сказка о золотом петушке»)
Кот: Молодцы! Видите этот дуб? Так вот, на нём висят листочки, на которых написаны вопросы. Если вы правильно на них ответите, так и быть, пущу вас в наше царство.
Учитель: Ну что, ребята, ответим?
(Уч-ся отвечают. За правильный ответ — 1 балл)
Блиц - турнир по сказкам А.С.Пушкина
1) Как звали королевича, который спас царевну? (Елисей).
2) Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)
3) Почему «…ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят -
Четырьмя все три глядят»? (Бабариха смотрит двумя глазами, повариха левым, а ткачиха правым.)
4) Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
5) Какое приданое приготовил царь дочери? (Семь торговых городов да сто сорок теремов.«Сказка о мертвой царевне...»)
6) И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был... (Мед, пиво пил, да усы лишь обмочил. «Сказка о мертвой царевне…»)
7) В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
8) Назовите кличку собаки у семи богатырей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?» (Соколко)
9) Назовите жилище старика со старухой. (Землянка)
10) Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды? (Попадья говорит: «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь. А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».)
11) Есть ли в сказках Пушкина Кощей бессмертный? (Нет)
12) Назовите чудеса из «Сказки о царе Салтане»? (белка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь)
13) Что отвечало зеркальце царице, пока царевна была ребёнком?
14) Кого подарил мудрец царю Дадону? (петушка)
15) В чем совершили своё первое путешествие князь Гвидон и его мать? (в бочке)
16) Сколько сказок написал А.С. Пушкин? (7)
17) К кому обращался Елисей во время поисков царевны? (ветер, месяц, солнце)
18) Чем занимались семь богатырей? (охраняли государство)
19) Сколько сыновей было у Дадона? (2)
20) Кто увёл в лес царевну? (Чернавка)
21) Определите исполнителя песни «Во саду ли, в огороде» (Белка)
22) Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)
Кот: Молодцы! Милости прошу в наше царство!
Конкурс «Сказочные объявления»
В газете «Волшебные вести» кто – то разместил объявления, но не оставил своих координат.
Давайте попробуем угадать, кто автор объявления и название сказки.
1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу: запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу; нянчить детей.
Мой адрес: («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2. Торговая фирма предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, орехи в золотой скорлупе, чистое серебро, злато. Все по доступным ценам.
Адрес фирмы: («Сказка о царе Салтане…»)
3. Сдаем на лето горницу в тереме за умеренную плату. В ней имеются:
- кругом лавки, крытые ковром;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Наш адрес: («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4.Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Обращаться по адресу: («Сказка о золотом петушке»)
5. Кто желает обменять старое на новое, землянку на дворец, обращайтесь по адресу: («Сказка о рыбаке и рыбке»)
6. Модники и модницы!
Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…
(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
7. Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы, излечиваются такие заболевания, как укусы правого и левого глаза, волдыри на носу.
Обращаться по адресу: («Сказка о царе Салтане…»)
8. Требуется новая партия орешков, да не простых, чтоб скорлупки были золотые, а ядра — чистый изумруд.
Обращаться по адресу: («Сказка о царе Салтане…»)
Физминутка.
Конкурс капитанов.
За 2 минуты капитаны должны дать ответ на вопрос: «Сказка — ложь, да в ней намек...».
Какой намек содержит:
Команда №1 «Сказка о мертвой царевне...»?
Команда №2 «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Конкурс «Собери героев сказки»
Капитаны команд выбирают один из трёх конвертов. В каждом конверте находятся имена героев сказок:
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о попе и работнике его Балде».
Задача команд отобрать героев только означенной сказки, убрав лишних. Конкурс оценивается в три балла.
Конверт 1 «Сказка о царе Салтане…» мачеха Царевна Лебедь Салтан три девицы дядька Черномор Шамаханская царица семь богатырей белка зеркальце сватья бесёнок гонец попадья коршун |
Конверт 2 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» мачеха царевна Царевич Елисей Чернавка дядька Черномор Шамаханская царица семь богатырей Солнце зеркальце Соколко бесёнок Ветер Месяц коршун |
Конверт 3 «Сказка о попе и работнике его Балде» мачеха Балда зайка три девицы поп Шамаханская царица семь богатырей конь зеркальце старый бес бесёнок гонец попадья коршун |
Конкурс «Шляпа мудреца»
На шляпу прикрепить табличку с именем сказочного героя. С помощью вопросов к своей команде участник должен догадаться, кто он такой. Команда может отвечать только «Да» или «Нет».
(Просмотр видеофрагмента)
Вовка (кричит): Эй, Золотая рыбка! Золотая рыбка! Ты что, не слышишь, что ли?
(Появляется Рыбка. Потягивается).
Рыбка: Ах, кто меня разбудил?
Вовка: Здорово, Золотая рыбка!
Рыбка: Ой, кто это такой невежа?
Вовка: Это я – Вовка. Я хочу, чтобы ты…
Рыбка: Что? А ты сплёл невод, ты меня поймал? Палец об палец не ударил, а туда же. Эй, слуги мои морские! Накиньте на этого невоспитанного мальчика сети да выбросьте в море!
Вовка: Ой, что же мне делать? Не хочу я в море. Ребята, спасите меня!
Учитель: Помилуй, государыня Рыбка, он больше не будет.
Рыбка: Я согласна. Только ребятам надо пройти испытания. Эй, слуги! (видео).
(Уч.-ся вносят аквариум, внутри которого – вырезанные из бумаги «золотые рыбки». На каждой написан вопрос.)
Вопросы от золотой рыбки
Конкурс «Музей сказочных вещей» (презентация)
· Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
· петушок («Сказка о золотом петушке»)
· заяц («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
· орех /белочка («Сказка о царе Салтане…»)
· невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)
лук и стрела(«Сказка о царе Салтане…»)
- Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.
Конкурс «Угадай сказку по иллюстрации»
Конкурс проводится во время выполнения капитанами второй части заданий. Командам предлагаются иллюстрации к сказкам Пушкина. Участники должны отгадать, к какой сказке относится иллюстрация. Оценивание – за каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс «Инсценирование сказки»
(Команды инсценируют наиболее понравившийся отрывок сказки А.С. Пушкина. Одна команда выступает, вторая - определяет из какой сказки эта сцена.
Жюри оценивает актёрское мастерство, знание текста, костюмы. Максимальная оценка – 5 баллов.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание.
- Что мы планировали сделать на уроке?
- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?
- Что у нас получилось, а что нет?
Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)
V. Домашнее задание.
Одно задание по выбору учащегося:
1. Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина.
2. Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?»
Приложение
Физминутка
Дружно встали — раз, два, три.
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!