«Детский вокальный ансамбль»

Про матеріал
Методический материал вмещает в себя рекомендации руководителю по работе с детьми в ансамбле и исторические данные о вокальном ансамбле.
Перегляд файлу

«Детский вокальный ансамбль»

 

В современной жизни ансамблевое пение приобрело довольно широкую популярность. Вокальный ансамбль – это эффективная форма работы с детьми. Занятия в ансамбле позволяют ребенку постепенно проникнуть в вокальную культуру и в дальнейшем оценить прелесть хоровой музыки.

Цель занятий в вокальном ансамбле – формирование устойчивых навыков вокального пения и воспитание культуры сценического поведения.

При обучении организуется творческий подход ребят к выполняемой работе. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

Что же такое – ансамбль?

Анса́мбль (от фр. ensemble «вместе, множество») — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.

Вокальный ансамбль – коллектив академического направления, в котором занимаются дети, обладающие музыкальными, артистическими и физическими данными.

История возникновения вокального ансамбля берет свои корни

в хоровом пении, которое, в свою очередь, является самой древней формой

музыкального исполнительства. Изначально пение имело народный

и религиозный характер, не нуждалось в дидактической подготовке, являлось

способом выражения чувств и эмоций, передачи внутреннего состояния

людей. Исполнение молитв и песнопений под сопровождение примитивных

музыкальных инструментов в храмах отличалось абсолютной спонтанностью

и естественностью. Различные приемы владения голосом появились лишь

к V веку, и только в XVI веке вокальное искусство получило более четкие

представления о владении голосом.

 

Вокальные методики появились в результате возникновения

национальных вокальных школ в Западной Европе. Первыми

преподавателями были композиторы, владевшие разными техниками

формирования вокального звука, дыхания, развития силы звука. Из своих

учеников они пытались сотворить идеальные «живые инструменты».

Самыми известными были итальянская, французская и немецко-австрийская

вокальные школы.

 

С вокальным искусством развивались и малые формы исполнительства,

вокальные ансамбли и вокально-инструментальные.

Просуществовав некоторое время на накопленном интонационном

и образном багаже, вокальный ансамбль уступил в новых рамках попкультуры место эстрадным жанрам.

 

Отечественные вокально-инструментальные ансамбли стали признанной государством официальной формой профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в 1960-е–1980-е годы.

 

Сегодня популярностью пользуются как вокально-инструментальные

ансамбли, так и вокальные ансамбли без сопровождения.

 

Технические и художественные возможности ансамбля

Технические возможности детского ансамбля не велики, художественные тоже очень ограниченны, так как в основном характер звучания голосов детей однородный, отличается лёгкостью, прозрачностью, звонкостью и светлостью.

Количественный состав ансамбля

По количеству певцов, составляющих ансамбль, различают дуэт, терцет, квартет, квинтет, сэкстет, сэптет, октет, нонэт, децимет, ундецимет.

 Количество людей в коллективе от 12 человек принято считать хором.

Вид ансамбля

Под понятием вид ансамбля подразумевается характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.

Бэк-вокал

Бэк-вокал (англ. backing vocal — дословно «пение на заднем плане»), или подпевка — песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию.

Вокальные ансамбли, являясь малой формой совместного музицирования, занимают значимое место в широкой концертной практике.

При этом они могут быть разными по уровню подготовки исполнителей

и по стилю исполнения.

 

Развитие исполнительских навыков воспитанников (звукообразования,

дыхания и т.д.), как и успешность творческой деятельности вокального

ансамбля в целом, во многом зависит от профессиональной организации его

работы, позволяющей:

1) грамотно выстроить репетиционную и концертную деятельность

вокального коллектива для достижения высоких исполнительских

результатов;

2) мотивировать стремление детей к систематическим занятиям

по вокалу для совершенствования их исполнительских навыков;

3) оптимально организовать работу каждого участника с учётом его

способностей и потребностей;

4) выстроить творческое взаимодействие участников вокального

ансамбля;

5) научить вокалистов понимать и доносить смысл музыкального

произведения слушателям с помощью различных исполнительских способов

передачи художественного образа.

 

В современном мире пение является возможностью творческого

самовыражения, демонстрации красоты голоса и проникновенного

исполнения. Вокальный ансамбль считается одной из ярких и интересных

коллективных форм работы с детьми.

 

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Ансамблевое пение – наиболее распространенная форма музыкального воспитания. Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением.

Занятия в ансамбле пробуждают у ребенка интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру, а также формируют общую культуру личности и организуют содержательный досуг.

Процесс вокального воспитания очень трудоемкий и поэтому развитие

каждого певца и ансамбля в целом, зависит от профессионализма

руководителя. Любой руководитель обязан владеть вокальной педагогикой,

знать и понимать развитие вокального аппарата в любом возрасте.

 

Целостное содержание работы в вокальном ансамбле до сих пор недостаточно широко изучено в отечественной вокальной педагогике.

 

Вокальная педагогика со временем определила ряд классификаций

вокальных ансамблей.

 

Вокальные ансамбли можно классифицировать по ряду признаков:

1) по исполнительскому составу (вокальные, вокально-инструментальные,

вокально-хореографические, вокально-инструментально-хореографические);

2) по стилю исполняемой музыки (фольклорные, рок, эстрадные и эстрадноджазовые);

3) по возрастному составу (детские, юношеские и взрослые, молодежные

и старшие возрастные группы);

 4) по формам музицирования(без сопровождения (a cappella) и с сопровождением);

 5) по количеству участников (дуэт, терцет, квартет, квинтет, секстет и т. д.).

По составу вокалистов ансамбли разделяют на два типа: однородный и смешанный.

В свою очередь однородный ансамбль может быть мужским и женским.

 

Певец ансамбля должен знать, что звучание его голоса зависит не только от него, но и от звучания остальных голосов ансамбля, так как слушатель воспринимает общее звучание ансамбля.

Причём важно не прислушиваться к исполняемым певцами партиям,

а вслушиваться в них. И очень важно умение чувствовать и соблюдать

коллективный ритмический пульс. При работе над ритмом руководитель

ансамбля должен стремиться найти наиболее художественно-выразительный

ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка, сделать ритм

гибким, живым. Для достижения этой цели необходимо соблюдать точный

темп и владеть упругим, допускающим любые отклонения, естественным

для ансамблистов подвижным ритмом. Здесь применим термин «синхронность

звучания»

 

Сегодня ансамблевое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности молодёжи, способ эстетического воспитания детей.

 

Являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности,

ансамблевое пение в условиях музыкального образования и воспитания выполняет несколько функций:

1) освоение различных музыкальных жанров и музыкального языка;

2) знакомство с соотношением музыки и слова в вокальных произведениях;

3) овладение певческими приемами народной, классической и эстрадной музыки;

4) развитие музыкального слуха и голоса;

5) формирование определенного объема певческих умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения;

6) развитие эмоциональной сферы и позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла музыкальных произведений;

7) формирование навыков коллективной деятельности;

8) развитие музыкального вкуса и ценностного отношения к музыке.

Процесс вокального воспитания очень трудоемкий и поэтому развитие

каждого певца и ансамбля в целом, зависит от профессионализма руководителя.

 

Педагог на занятиях вокального ансамбля с детьми должен при организации

индивидуальных, групповых и коллективных форм работы задействовать методы развития вокально-исполнительских навыков:

− разогрев голосового аппарата поющих через исполнение специально

подобранного комплекса упражнений, имеющего вспомогательный характер

и не сложного в вокально-техническом отношении;

− работу над ансамблевым звучанием (формирование навыков

ансамблевого пения) с помощью вокально-тренировочного материала

(исполнение разного рода мелодико-ритмических упражнений, попевок,

гармонических последовательностей и т. п.) под сопровождение фортепиано

и a cappella;

− отработку штрихов и приемов в различных упражнениях;

− формирование ансамбля и строя при работе над вокальным произведением

(выбор произведения, разучивание мелодического материала, работа над

партитурой, музыкальным образом, драматургией вокального произведения);

− методы постановки концертного номера – работа над сценическим

поведением через мимику, жесты, телодвижения и хореографические

средства.

Репетиция с вокальным ансамблем требует обеспечения необходимого

технического оснащения и наличие звукорежиссера, осуществляющего

работу с данным оборудованием и коллективом.

Отчетный концерт является заключительным этапом на каждой

определенной стадии развития вокального коллектива и его организации.

С точки зрения менеджмента, отчетный концерт является функцией управления,

так как он включает в себя:

- контроль за качеством исполнения и выполнения, приобретённых

участниками ансамбля исполнительских навыков;

- анализ и оценка конечного результата создания художественного

образа;

- разработка перспективы в работе над развитием вокальных ансамблевых

навыков на следующем этапе деятельности коллектива;

- создание организационного проектирования последующего этапа работы.

 

Отчетное выступление помогает выявить динамику развития вокального ансамбля для развития исполнительских навыков, помогает спланировать дальнейшую деятельность коллектива.

Подготовка к отчетному выступлению носит серьезный характер и для руководителя, и для участников ансамбля.

Выступление будет показателем успешности и итогом работы за определенный период.

Концерт является неповторимым актом творчества, как специфическая

форма художественной деятельности.

 Публичное выступление всегда мотивирует и повышает результативность обучения в вокальном ансамбле.

Также помогает концентрировать все возможности и лучшие качества

выступающих.

 Сплочение коллектива тоже является неотъемлемой частью концертной деятельности.

Определяющую роль в успехе отчетного выступления играет выбранный репертуар, который должен быть подобран руководителем вокального ансамбля в соответствии: с тематикой концерта, с уровнем развития вокальных исполнительских навыков участников ансамбля.

 

Понятие «ансамбль» происходит от французского «ensemble», оно

имеет несколько обозначений.

 В музыкальном искусстве этот термин обозначает коллектив, состоящий из нескольких исполнителей, которые стремятся воплотить в жизнь единую цель – музыкальное творение.

 

Я желаю всем, кто занимается детскими вокальными ансамблями творческих успехов и большой концертной деятельности, новых и красивых песен, а самое главное – талантливых учеников!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
19 січня 2022
Переглядів
769
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку