«Детский вокальный ансамбль»
В современной жизни ансамблевое пение приобрело довольно широкую популярность. Вокальный ансамбль – это эффективная форма работы с детьми. Занятия в ансамбле позволяют ребенку постепенно проникнуть в вокальную культуру и в дальнейшем оценить прелесть хоровой музыки.
Цель занятий в вокальном ансамбле – формирование устойчивых навыков вокального пения и воспитание культуры сценического поведения.
При обучении организуется творческий подход ребят к выполняемой работе. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.
Что же такое – ансамбль?
Анса́мбль (от фр. ensemble «вместе, множество») — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.
Вокальный ансамбль – коллектив академического направления, в котором занимаются дети, обладающие музыкальными, артистическими и физическими данными.
История возникновения вокального ансамбля берет свои корни
в хоровом пении, которое, в свою очередь, является самой древней формой
музыкального исполнительства. Изначально пение имело народный
и религиозный характер, не нуждалось в дидактической подготовке, являлось
способом выражения чувств и эмоций, передачи внутреннего состояния
людей. Исполнение молитв и песнопений под сопровождение примитивных
музыкальных инструментов в храмах отличалось абсолютной спонтанностью
и естественностью. Различные приемы владения голосом появились лишь
к V веку, и только в XVI веке вокальное искусство получило более четкие
представления о владении голосом.
Вокальные методики появились в результате возникновения
национальных вокальных школ в Западной Европе. Первыми
преподавателями были композиторы, владевшие разными техниками
формирования вокального звука, дыхания, развития силы звука. Из своих
учеников они пытались сотворить идеальные «живые инструменты».
Самыми известными были итальянская, французская и немецко-австрийская
вокальные школы.
С вокальным искусством развивались и малые формы исполнительства,
вокальные ансамбли и вокально-инструментальные.
Просуществовав некоторое время на накопленном интонационном
и образном багаже, вокальный ансамбль уступил в новых рамках попкультуры место эстрадным жанрам.
Отечественные вокально-инструментальные ансамбли стали признанной государством официальной формой профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в 1960-е–1980-е годы.
Сегодня популярностью пользуются как вокально-инструментальные
ансамбли, так и вокальные ансамбли без сопровождения.
Технические и художественные возможности ансамбля
Технические возможности детского ансамбля не велики, художественные тоже очень ограниченны, так как в основном характер звучания голосов детей однородный, отличается лёгкостью, прозрачностью, звонкостью и светлостью.
Количественный состав ансамбля
По количеству певцов, составляющих ансамбль, различают дуэт, терцет, квартет, квинтет, сэкстет, сэптет, октет, нонэт, децимет, ундецимет.
Количество людей в коллективе от 12 человек принято считать хором.
Вид ансамбля
Под понятием вид ансамбля подразумевается характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.
Бэк-вокал
Бэк-вокал (англ. backing vocal — дословно «пение на заднем плане»), или подпевка — песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию.
Вокальные ансамбли, являясь малой формой совместного музицирования, занимают значимое место в широкой концертной практике.
При этом они могут быть разными по уровню подготовки исполнителей
и по стилю исполнения.
Развитие исполнительских навыков воспитанников (звукообразования,
дыхания и т.д.), как и успешность творческой деятельности вокального
ансамбля в целом, во многом зависит от профессиональной организации его
работы, позволяющей:
1) грамотно выстроить репетиционную и концертную деятельность
вокального коллектива для достижения высоких исполнительских
результатов;
2) мотивировать стремление детей к систематическим занятиям
по вокалу для совершенствования их исполнительских навыков;
3) оптимально организовать работу каждого участника с учётом его
способностей и потребностей;
4) выстроить творческое взаимодействие участников вокального
ансамбля;
5) научить вокалистов понимать и доносить смысл музыкального
произведения слушателям с помощью различных исполнительских способов
передачи художественного образа.
В современном мире пение является возможностью творческого
самовыражения, демонстрации красоты голоса и проникновенного
исполнения. Вокальный ансамбль считается одной из ярких и интересных
коллективных форм работы с детьми.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Ансамблевое пение – наиболее распространенная форма музыкального воспитания. Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением.
Занятия в ансамбле пробуждают у ребенка интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру, а также формируют общую культуру личности и организуют содержательный досуг.
Процесс вокального воспитания очень трудоемкий и поэтому развитие
каждого певца и ансамбля в целом, зависит от профессионализма
руководителя. Любой руководитель обязан владеть вокальной педагогикой,
знать и понимать развитие вокального аппарата в любом возрасте.
Целостное содержание работы в вокальном ансамбле до сих пор недостаточно широко изучено в отечественной вокальной педагогике.
Вокальная педагогика со временем определила ряд классификаций
вокальных ансамблей.
Вокальные ансамбли можно классифицировать по ряду признаков:
1) по исполнительскому составу (вокальные, вокально-инструментальные,
вокально-хореографические, вокально-инструментально-хореографические);
2) по стилю исполняемой музыки (фольклорные, рок, эстрадные и эстрадноджазовые);
3) по возрастному составу (детские, юношеские и взрослые, молодежные
и старшие возрастные группы);
4) по формам музицирования(без сопровождения (a cappella) и с сопровождением);
5) по количеству участников (дуэт, терцет, квартет, квинтет, секстет и т. д.).
По составу вокалистов ансамбли разделяют на два типа: однородный и смешанный.
В свою очередь однородный ансамбль может быть мужским и женским.
Певец ансамбля должен знать, что звучание его голоса зависит не только от него, но и от звучания остальных голосов ансамбля, так как слушатель воспринимает общее звучание ансамбля.
Причём важно не прислушиваться к исполняемым певцами партиям,
а вслушиваться в них. И очень важно умение чувствовать и соблюдать
коллективный ритмический пульс. При работе над ритмом руководитель
ансамбля должен стремиться найти наиболее художественно-выразительный
ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка, сделать ритм
гибким, живым. Для достижения этой цели необходимо соблюдать точный
темп и владеть упругим, допускающим любые отклонения, естественным
для ансамблистов подвижным ритмом. Здесь применим термин «синхронность
звучания»
Сегодня ансамблевое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности молодёжи, способ эстетического воспитания детей.
Являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности,
ансамблевое пение в условиях музыкального образования и воспитания выполняет несколько функций:
1) освоение различных музыкальных жанров и музыкального языка;
2) знакомство с соотношением музыки и слова в вокальных произведениях;
3) овладение певческими приемами народной, классической и эстрадной музыки;
4) развитие музыкального слуха и голоса;
5) формирование определенного объема певческих умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения;
6) развитие эмоциональной сферы и позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла музыкальных произведений;
7) формирование навыков коллективной деятельности;
8) развитие музыкального вкуса и ценностного отношения к музыке.
Процесс вокального воспитания очень трудоемкий и поэтому развитие
каждого певца и ансамбля в целом, зависит от профессионализма руководителя.
Педагог на занятиях вокального ансамбля с детьми должен при организации
индивидуальных, групповых и коллективных форм работы задействовать методы развития вокально-исполнительских навыков:
− разогрев голосового аппарата поющих через исполнение специально
подобранного комплекса упражнений, имеющего вспомогательный характер
и не сложного в вокально-техническом отношении;
− работу над ансамблевым звучанием (формирование навыков
ансамблевого пения) с помощью вокально-тренировочного материала
(исполнение разного рода мелодико-ритмических упражнений, попевок,
гармонических последовательностей и т. п.) под сопровождение фортепиано
и a cappella;
− отработку штрихов и приемов в различных упражнениях;
− формирование ансамбля и строя при работе над вокальным произведением
(выбор произведения, разучивание мелодического материала, работа над
партитурой, музыкальным образом, драматургией вокального произведения);
− методы постановки концертного номера – работа над сценическим
поведением через мимику, жесты, телодвижения и хореографические
средства.
Репетиция с вокальным ансамблем требует обеспечения необходимого
технического оснащения и наличие звукорежиссера, осуществляющего
работу с данным оборудованием и коллективом.
Отчетный концерт является заключительным этапом на каждой
определенной стадии развития вокального коллектива и его организации.
С точки зрения менеджмента, отчетный концерт является функцией управления,
так как он включает в себя:
- контроль за качеством исполнения и выполнения, приобретённых
участниками ансамбля исполнительских навыков;
- анализ и оценка конечного результата создания художественного
образа;
- разработка перспективы в работе над развитием вокальных ансамблевых
навыков на следующем этапе деятельности коллектива;
- создание организационного проектирования последующего этапа работы.
Отчетное выступление помогает выявить динамику развития вокального ансамбля для развития исполнительских навыков, помогает спланировать дальнейшую деятельность коллектива.
Подготовка к отчетному выступлению носит серьезный характер и для руководителя, и для участников ансамбля.
Выступление будет показателем успешности и итогом работы за определенный период.
Концерт является неповторимым актом творчества, как специфическая
форма художественной деятельности.
Публичное выступление всегда мотивирует и повышает результативность обучения в вокальном ансамбле.
Также помогает концентрировать все возможности и лучшие качества
выступающих.
Сплочение коллектива тоже является неотъемлемой частью концертной деятельности.
Определяющую роль в успехе отчетного выступления играет выбранный репертуар, который должен быть подобран руководителем вокального ансамбля в соответствии: с тематикой концерта, с уровнем развития вокальных исполнительских навыков участников ансамбля.
Понятие «ансамбль» происходит от французского «ensemble», оно
имеет несколько обозначений.
В музыкальном искусстве этот термин обозначает коллектив, состоящий из нескольких исполнителей, которые стремятся воплотить в жизнь единую цель – музыкальное творение.
Я желаю всем, кто занимается детскими вокальными ансамблями творческих успехов и большой концертной деятельности, новых и красивых песен, а самое главное – талантливых учеников!