Навчити дітей контролювати свої дії, слухати і розуміти інструкції дорослих, коригувати свою поведінку; розвивати уяву, мислення, творчі здібності; зняття емоційного напруження, створення позитивного емоційного клімату.
Дидактические игры по русскому языку
1.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»
Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
2.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1.Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное , живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
3.Игра «Бумеранг»
Цель: воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.
Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
Найди антоним.
Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).
4.«Фразеологический зверинец».
Цель: расширение словарного запаса учащихся.
Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).
5. «Сколько точек — столько звуков»
Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.
Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.
6.Дидактическая игра: «Одним словом».
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.
1. Обрубок дерева - …(чурбан).
2. Шестьдесят минут-…(час).
3. Густой частый лес- …(чаща).
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).
6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
7.Дидактическая игра: « Все наоборот».
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.
Игрушка для елки-…(елочная игрушка)
Герой сказки- … (сказочный герой)
Сок яблока-… (яблочный сок)
Суп из молока -…(молочный суп)
Варенье из клубники-… (клубничное варенье)
Каша из гречки-… (гречневая каша)
Вода из речки-… (речная вода)
Скважина в замке -…(замочная скважина)
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
8.Дидактическая игра: « Замени букву».
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка
9.Дидактическая игра « Найди ошибку».
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.
Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.
10.Дидактическая игра «Найди пару».
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.
11. Дидактические задания и упражнения.
Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.
1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине.
2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д.
3. Выпишите слова с разделительным Ь:
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежание
Не пример для подражания.
(Б. Заходер)
Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!
Вот тебе, косой, да рысьи когти!
-Э-э, что мне клыки да когти?
Душа – то у меня все равно заячья.
4.Шарады.
Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене
Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне),
А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,
В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.
(Уголь-угол) (Полька-полка).
Без М – в лесу мне красоваться;
С М – суда меня боятся.
(Ель-мель).