Дидактический материал «Комплексный анализ текста на уроках русского языка»

Про матеріал

Работа способствует достижению коммуникативной, речевой, деятельностной компетенций учащихся, учит видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, развивать свои умения по созданию связных текстов.

Комплексный анализ текста становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным, работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок.

Перегляд файлу

 Требования к комплексному анализу  текста:

 

  • текст должен соответствовать требованию «текстуальности»;
  •  текст должен учитывать возрастные особенности ученика;
  •  содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного,     читательского и жизненного опыта;
  • текст должен проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому он не должен быть слишком простым с точки зрения коммуникативного замысла автора и его реализации;
  • содержание  текста должно давать возможность неоднозначной трактовки школьником той или иной проблемы, поставленной в тексте;
  • текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у учащихся желание высказать свое мнение по поводу прочитанного;
  • текст может принадлежать к  любому стилю и типу речи;
  • текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, фактами и цифровыми данными

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\5169842839241028.jpg

Море гудело грозно, выд…ляясь из всех шумов этой тревожной и со…ой ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и бе…порядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выр…ставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ноч… поз…ней осени и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброше…остью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытит…ся его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

    Потом, скользя по мокрым глинистым тр…пинкам и остаткам деревя…ых лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отск…чили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высились и гудели ч…рные тополи, а под ними, как бы в ответ им, жадным и беше…ым прибоем играло море. Высокие, дол…тающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и св…ркали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спута…ые водор…сли, ил и гравий, который гремел и скр…жетал в их влажном шуме. И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, все вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бл…днела, и море уже ясно видно было на далекое пр…странство.

 

 Вопросы и задания:

 

  1.                  Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте.  К какому стилю и типу речи он принадлежит, почему?
  2.                  Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных признаков.
  3.                  Определить тему и основную мысль текста.
  4.                  Какие средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?
  5.                  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните орфограммы.
  6.                  Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и действительные причастия, сделайте разбор по составу. Расскажите о спряжении глаголов, приведите примеры из текста.
  7.                  Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Объясните их написание
  8.                  Подчеркните в тексте все обособленные обстоятельства и определения, укажите, чем они выражены, и объясните, почему их нужно обособлять.
  9.                  Найдите в тексте сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях и составьте их схемы
  10.              Сделайте синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
  11.              Сконденсируйте  содержание текста.

 

 

 

 

 Текст «Святые горы»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\f_18750226.jpg

 

                Донец под Святыми Горами быстр и узок. Правый берег его возвышается почти отвесной стеной и тоже щетинится лесной чащей. Под ним-то и стоит белокаменная обитель с величавым, грубо раскрашенным собором посреди двора. Выше, на полугоре, белея в зелени леса, висят два меловых конуса, два серых утеса, за которыми ютится старинная церковка. А еще выше, уже на самом перевале, рисуется в небе другая.

               С юга надвигалась туча, но весенний вечер был еще ясен и тепел. Солнце медленно уходило за горы; широкая тень стлалась по Донцу от них. По каменному двору обители, мимо собора, я пошел к крытым галереям, что ведут в гору. В этот час пусто было в их бесконечных переходах. И чем выше подымался я, тем все более веяло на меня суровой монастырской жизнью - от этих картинок, изображающих скиты и кельи отшельников с гробами вместо ночных лож, от этих печатных поучений, развешанных на стенах, даже от каждой стертой и ветхой ступеньки. В полусумраке этих переходов чудились тени отошедших от мира сего иноков, строгих и молчаливых схимников...

               Меня тянуло туда, к меловым серым конусам, к месту той пещеры, где в трудах и молитве, простой и возвышенный духом, проводил свои дни первый человек этих гор, та великая душа, которая полюбила горный гребет над Малым Танаисом. Дико и глухо было тогда в первобытных лесах, куда пришел святой человек. Лес бесконечно синел под ним. Лес глушил берега, и только река, одинокая и свободная, плескала и плескала своими холодными волнами под его навесом. И какая тишина царила кругом! Резкий крик птицы, треск сучьев под ногами дикой козы, хриплый хохот кукушки и сумеречное уханье филина - все гулко отдавалось в лесах. Ночью величавый мрак простирался над ними. По шороху и плеску воды угадывал инок, что вплавь переходят Донец люди. Молчаливо, как рать дьяволов, перебирались они через реку, шуршали по кустам и исчезали во мраке. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. А утром, изнуренный ночными ужасами и бдением, но со светлым лицом, выходил он на божий день, на дневную работу, и опять кротко и тихо было в его сердце...

              Глубоко внизу подо мною все тонуло в теплых сумерках, мелькали огни. Там уже начиналась сдержанно радостная тревога приготовлений к светлой заутрене. А здесь, за меловыми утесами, было тихо и еще брезжил свет зари. Птицы, живущие в трещинах скал и под карнизами церковки, реяли вокруг, визжа, как старый флюгер, и всплывали снизу и неслышно падали вниз, в сумрак, на своих мягких крыльях. Туча с юга заволокла все небо, вея теплотой дождя, весенней душистой грозы, и уже содрогалась от вспышек молний. Сосны горного обрыва сливались в темную опушку и чернели, как горб спящего зверя...

          Я успел сходить и на вершину горы, в верхнюю церковку, нарушил шагами ее гробовую тишину. Монах, как привидение, стоял за ящиком со свечами. Два-три огонька чуть потрескивали... Поставил и я свою свечу за того, кто, слабый и преклонный летами, падал ниц в этом маленьком храме в те давние грозные ночи, когда костры осады пылали под стенами обители...

 

        Вопросы и задания:

 

  1.         Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
  2.         Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие - на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок.)
  3.         Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
  4.         Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст.)

5. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите. Составьте план текста, подготовиться к пересказу.

6. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)?
Каков  способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная    связь, их сочетание)?

7. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

 8. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

  1.         Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначны.
  2.    Найдите в тексте синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении, слова, стилистически окрашенные. Какова их роль в тексте?
  3.    Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
  4.    Произведите на материале текста разные виды разбора.
  5.    Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Gökkuşağı-Resimleri7-800x600.jpg

 

   Сколько пр…восходных существует слов в русском языке для небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и заваливаются за г…ризонт. В народе говорят что туча не  прошла  а свалилась.

Молнии то бьют в землю прямым ударом то полыхают на черных тучах как вырва…ые с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги св…ркают над далекой сырой далью. Гром перекатывается гр…хоч…т  ворчит  р…коч…т  встряхивает землю…

   З…рницы чаще всего бывают в июле когда созревают хлеба. Рядом с з…рницей стоит слово з…ря одно из пр…краснейших слов русского языка. З…ря бывает не только утре…яя но и вечерняя. Вечерняя з…ря начинается  когда солнце уже зайдет за край земли. Она разливает по небу множество красок и медленно переходит в сумерки и ноч…

Но вот быстро светает. В этот з…ревой утре…ий час воздух чист как родниковая вода. Трава омыта росой.  Бревенчатые стены заг…раются как слоистый янтарь. Восходит солнце.

 

Вопросы и задания:

 

           -Чтение вслух;

-озаглавить текст;

-определить стиль, тип речи, тему, основную мысль;

-расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы;

-выписать ключевые слова, отражающие тему текста;

-выполнить синтаксический разбор предложений: простого и сложного;

-определить способ связи в тексте;

-проанализировать орфографию и пунктуацию текста;

-сконденсировать содержание текста;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\151889.jpg

 

 Ноч… давно  а я все ещ… бреду по горам к перевалу  бреду под ветром  среди холодного тумана  и безнадежно  но покорно идет за мной в поводу мокрая  усталая лошадь  звякая пустыми стр…менами.

 В сумерки  отдыхая у подножия сосновых лесов  за которыми начинается этот голый  пусты…ый под…ем, я смотрел в( не)об…ятную глубину подо мною с тем особым чу…ством гордости и силы  с которым всегда смотриш… с большой высоты. Еще можно было различить огоньки в т…мнеющей д…лине далеко внизу  на пр…брежье тесного залива  который  уходя к востоку  все ра…ширялся и  поднимаясь туманно(голубой )стеной  обнимал (пол)неба. Но в горах уже наступала ночь. Темнело быстро  я ш…л  пр..ближался к лесам   и горы выр...стали все мрачней и вел…чавее  а в пролеты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми  дли…ыми облаками густой туман гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья  которое окутывал гиган…ской рыхлой грядой  и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес  надвигаясь на меня вместе с глухим  глубоким и( не)людимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью  понесло снегом и ветром... Наступила ноч…  и я долго ш…л под темными  гудящими в тумане сводами горного бора  склонив голову от ветра.

 Скоро перевал  говорил я себе.   Скоро я буду в затиш…е  за горами  в светлом  людном доме... 

 Но проходит (пол)часа  час... Каждую минуту мне кажет…ся  что перевал в двух шагах от меня  а голый и каменистый под…ем не кончается. Уже давно остались внизу сосновые леса  давно прошли ни…корослые  искривле…ые  кустарники  и я начинаю уставать и дрогнуть. Мне вспоминает…ся (не)сколько могил среди сосен (не)далеко от перевала где похороне…ы какие(то) дровосек, сброше…ые с гор зимней бурей. Я чувствую  на какой дикой и безлюдной высоте я нахожусь  чувствую  что вокруг меня только туман  обрывы  и думаю  как пройду я мимо одиноких камней памятников  когда они  как человеческие фигуры  зачернеют среди тумана? хватит ли у меня сил спустит…ся с гор  когда я уже и теперь теряю представление о времени и месте?

  Впереди что (то) смутно чернеет среди бегущего тумана... какие(то) темные холмы  похожие на спящих медведей. Я проб…раюсь по ним  с одного камня на другой  лошадь срываясь и лязгая подковами по мокрым голышам  с трудом влезает за мною и вдруг я замечаю  что дорога снова начинает медле…о поднимат…ся в гору!  Тогда я останавливаюсь  и меня охватывает отчаяние. Я весь дрожу от напряжения и усталости  одежда моя вся промокла от снега  а ветер так и пронизывает ее (на)сквозь. Не крикнуть ли? Но теперь даже чабаны забились в свои гомеровские хижины вместе с козами и овцами   кто услышит меня? И я с ужасом озираюсь.

 

Вопросы и задания:

 

1.Выразительно прочитать текст.

2.Определить тему, основную мысль, озаглавить.

3.Определить стиль и тип речи.

4.Выписать ключевые слова.

5.Какие художественные средства использует автор в тексте.

   Подобрать синонимы к слову ночь.

6.Расставить знаки препинания, охарактеризовать обособленные члены  предложения.

7.Сделать морфемный  анализ деепричастий отдыхая, поднимаясь, склонив.

7.Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание приставок и корней

8.Сделать синтаксический разбор выделенного предложения

9.Составить план

        10.Устно изложить текст

        11.Передайте содержание текста развернутой метафорой

 

 

“О памяти”.

Память - одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода. Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно, путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки. Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято делить время па прошедшее, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память - преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. “Беспамятный” - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Совесть-это память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. У Пушкина роль памяти в поэзии огромна. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее - “Воспоминания в Царском Селе”, но и в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике, но и в романе “Евгений Онегин”. Когда Пушкину необходимо внесение лирического момента, он прибегает часто к воспоминаниям. Память - основа совести и нравственность, основа культуры, память - одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей.

                                                                                                                 ( Д.Лихачев)

 

Вопросы и задания:

1.Объясните смысл названия. Подберите свои варианты заголовка.

2. Определите стиль, тип речи. Обоснуйте свое мнение.

3.Объясните постановку тире в тексте.

4.Подчеркните грамматические основы сложных предложений. Составьте схему сложноподчиненного предложения.

5.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

6. Сделайте разбор слов по составу  накапливается, важнейших, механична совершенного.

7.Назовите слова, образованные способом перехода  одной части речи в другую.

8. Сделайте морфологический разбор слова соединенным.

9.  Что такое инверсия? Какова ее роль в тексте?

10. Укажите предложение, заключающее в себе основную мысль.

11.Напишите сочинение на основе прочитанного текста, продолжив мысль текста, выражая при этом свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1098.jpg

 

          Но вот начинает см…ркат…ся. На кухне опять трещит огонь, опять  раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.

 А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом  лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как  тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.

           Предметы теряли свою форму; всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.

           Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг  плеснул кто-то ещё в последний раз, и она  стала неподвижна.

           Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно:  там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит  под его ногой.

           На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.

           Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

 

 

    Вопросы и задания:

 

  1. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте. Определите  стиль, тип речи.
  2. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
  3. С какой целью автор использует  безличные предложения?
  4. Какие тропы использованы для создания картины природы?
  5. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
  6. Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.
  7. Сделайте морфемный анализ глаголов раздается, сливалось, встрепенулась.
  8. Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.
  9. Сделайте фонетический разбор слов совсем, ярко, первая, вдруг.
  10. Объясните написание приставок в тексте.
  11. Найдите в тексте слова, образованные суффиксальным способом.

 

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\7224_1 (1).jpg

 

 

Вчера я приехал в Пятигорск, нан…л квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы обл…ка будут спускат…ся до моей кровли. Нын…че в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн…лась зап…хом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письмен…ый стол их белыми лепестками.

 Вид с трех сторон у меня чудес…ный. На запад пят…главый Бешту сине…т, как «последняя туча рас…еян…ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрыва…т всю эту часть неб…склона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестре…т чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит  разн…язычная   толпа, а там, дальше, амфитеатром гром…здятся горы всё синее и туман…ее, а на краю горизонта тян…тся серебр…ная цепь снеговых вершин, нач…наясь Казбеком и окан…ч…ваясь двуглавым Эльборусом…

 Весело жить в такой земле! Какое(то)  отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж…, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего (бы), кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сож…ления?.. Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром соб…рает…ся всё вод...ное общество.

 

 

  Вопросы и задания:

 

 1.Выразительно прочитайте текст.  К какому стилю он принадлежит,  дайте характеристику его признаков.

2.Какие средства художественной выразительности использовал автор?

3.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните орфограммы.

4.Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные причастия с безударной гласной перед суффиксами –Л- и –Н-НН-. Какое правило вы использовали  при написании этих слов?

7.Расскажите о спряжении глаголов, приведите примеры из текста.

    8.Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными.       Объясните их   написание.

9.Укажите в тексте обособленные обстоятельства

  10.Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения (БСП), в которых использованы двоеточие и точка с запятой. Объясните постановку знаков препинания.

  11.Найдите предложение с несколькими придаточными, определите тип придаточных, средства связи, составьте схему.

  12.Составьте диалог сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

  13.Выполните творческую работу на тему: «Весна, весна! Как воздух чист!»

 

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\0_693e5_8b51aa0_XL.jpg

 

    Человеческие страдания – основа основ всего творчества Достоевского. Нет другого  художника в мировой литературе, который (бы) с большей остротой и глубиной передал всё мног…образие (не)счастий, горестей, соц…ального зла, которые испытало человечество. Во…приимч…вость к страданиям людей подавляла самого художника. Тем не менее он не уст…вал нагром…ждать сцены страданий, находя всё новые  формы их  художествен…ого выр…жения. Им двигала бе…мерная жалость и любовь к людям, боль за поруган…ое человеческое досто…нство. Но  к великому ужасу Достоевского, развитие обществен…ых противоречий, какое он мог наблюдать в 60-70-е годы, (не) только (не) улучшало жизнь людей, но безмерно увелич…вало их страдания. Достоевский ясно вид…л, что в пореформен…ой России к старым формам эксплуатац… народа пр…бавляются всё новые, всё более бе…пощадные и бе…жалос…ные. Капиталистическая  эксплуатац…я, денежный рас…чёт влекли за собой (не)вида…ную раньше нищету масс, ещё большее порабощение человеческой личности. И…чезали всякие патриархальные и м…ральные основы отношений людей. За деньги покупалось всё: ум, чу…ства, здоровье, красота, человеческая (не)завис…мость, гордость, женская честь, любовь, материнская пр…вязанность, семейный уют.

 По силе разоблачения того, как деньги извр…щали все нормальные отношения людей, Достоевский ср…вним лиш… с великим француз…ким реалистом Бальзаком, которого он ещ… в молодости переводил на русский язык.

 Наибольшего реализма в изображени… власти денег как движущей силы человеческих отношений в эксплуататорском обществе Достоевский достиг в романах «Пр…ступление и нак…зание», «Идиот», «Подросток». Роман «Пр…ступление и нак…зание» в художествен…ом отношени… наиболее совершенен и закончен.

 

            Вопросы и задания:

 

  1. Выразительно прочитайте текст, определите его тему и идею.
  2. Вставьте пропущенные буквы.
  3. Найдите ключевые слова в тексте.
  4. К какому стилю принадлежит  данный текст. Почему?
  5. Какие виды и средства связи предложений использовал автор в 1-м абзаце?
  6. Найдите в тексте предложения с однородными членами.
  7. Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения.
  8. Выпишите из текста слова, в суффиксах которых всегда пишется буква И.
  9. Расскажите о правописании И/Ы после Ц .Приведите   примеры  из текста.
  10. Расскажите о правописании приставок на З/С и приставок ПРЕ- / ПРИ- Приведите примеры из текста..
  11. Докажите, что данный отрывок является текстом. Назовите его основные признаки.
  12. Написать творческую работу на тему: «Я не люблю…»

 

 

 

 

 

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\astrahanzevavartanian_ann.JPG

 

О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, –  он страшно пил, – и на несчастье  я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, – это было первое наказание, удар прямо в голову, – вот тут, на реке… утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки… Я закрыла глаза, бежала,  себя не помня, а он за мной… безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться… Так глупо, так стыдно… И потянуло вдруг на родину, к девочке моей… (Утирает слёзы.) Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше!  (Достает из кармана телеграмму.)  Получила сегодня из Парижа… Просит вернуться… (Рвёт телеграмму.)  Словно где-то музыка. (Прислушивается.)

 

 Вопросы и задания:

 

1.Доказать, что данный отрывок является текстом. Назовите его основные признаки.

2.Выразительно прочитать текст, определить его тип.

3.Какой порядок слов преобладает в тексте?

4.Подобрать синонимы к слову без удержу.

5. Какие синтаксические средства использует автор в монологе, чтобы передать внутреннее эмоциональное состояние героини?

6.Что такое инверсия? Какова ее роль в тексте?

7.Сделать морфемный анализ глаголов пробовала, сошлась, сорила.

8.Какие члены предложения называются уточняющими? Для чего они служат в предложении? Выделить уточняющие члены предложения в тексте.

9.Какие типы сказуемых встречаются в тексте?

10.Написать творческую работу на тему: «А счастье было где-то рядом»

 

doc
Додано
5 січня 2018
Переглядів
2983
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку