Урок з російської мови з валеокомпонентом, який включає три різнопланові фізкультчвилинки. Здоров'язберігаючий аспект уроку допомагає учням формувати культуру здоров'я.
Тема: Гласные е , и в приставках пре- , при-
Цель:
Тип урока: интегрированный
Ход урока
Здоровье – это ещё не всё ,
но всё без здоровья -ничто
Сократ
1 Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.
5. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
II. Развитие речи.
Рассыпанные слова. Составить предложение из слов трудно, привычки, плохие, расстаться, легко, приобрести.
Приобрести плохие привычки легко – расстаться трудно.
Вопрос к классу:
Какие вы знаете вредные привычки?
Нужно ли их приобретать ?
1
При- или пре-? Пре- или при-? -
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри -Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной -
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил - не совсем откусил.
Пригорело - не значит горит.
Помни: что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкою при-.
2 При- или пре -? Пре - или при -?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри -
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой -
Пре- мы напишем об этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь - не преграда.
Где очень похожи пере- и пре -,
Там только пре- ставить надо.
Сформулируйте правила, о которых напомнила песенка, и, если в этом есть необходимость, расскажите их сами себе или друг другу.
У доски два ученика записывают правила:
1 – при , 2 – пре
Вывод: По смыслу ПРЕ |
= |
очень |
= |
ПЕРЕ |
Вывод: (покажите жестом с помощью ладоней) Она все делает “ чуть-чуть” – неполное действие. У нее есть такие значения:
Значений приставок много – шесть. Часто ошибаются в написании слов с этими приставками. Поэтому воспользуемся алгоритмом.
Чтение алгоритма (ранее уже работали с ним):
IV. Закрепление изученного материала
1.Распределительный диктант
Предлинная дистанция , большое преимущество , прибавить скорость , преодолеть препятствия , прибежать первым , прекрасный результат.
2.Групповое задание: составьте текст на тему ‘’Удачный финиш‘’ , используя данные словосочетания
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
V. Разминка.
1.Выборочный диктант
Отдохнем. Веселые стихи. На слух определить слово с приставкой, записать, проговаривая, объяснить (смотри алгоритм).
1.
Грач качался в гамаке, |
2.
Грустный клоун – |
3.
В лес дремучий я пойду, |
4.
Приходили к мухе блошки |
2.Задание на развитие орфографической зоркости.
Запишите предложения парами . Найдите слова с приставками пре- , при-.Объясните разницу в написании, основываясь на разнице лексического значения слова.
Мы сделали приемник, принимающий звуковые сигналы.
Этот скрипач – настоящий преемник своего учителя.
Поезд прибывает без опоздания.
В настоящее время наш класс пребывает на экскурсии в музее.
Слабые люди предают друзей.
Художник придал портрету большую выразительность.
VI. Обобщение.
1.Работа с карточкой Е-И. (Кто ошибается, обращается к алгоритму).
Карточка Е-И
Привинтить, прибить, приморский, предлинный, престарелый, |
|
Карточка Е-И
Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый, |
|
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
2.Чтение стихотворения ученицей класса.
Пре и При - правила написания
На пенёчках, у опушки
Две приставки - две подружки
Разговор вели за жизнь.
Он не клеился кажись
- Я важнее!
- Я сильнее!
- Я умнее!
- Я взрослее!
Две приставки “Пре” и “При“
От зари и до зари
спорили о смысле жизни,
Уж поставили пари,
Но на их горячий спор
Притащил Глагол бобёр.
И Глагол, такой мудреный,
Неженатый, не влюбленный,
Разобравшись, что к чему,
Стал прикидывать в уму:
-ПРИхожу. ПРИнёс. ПРИлёг –
Всё ПРИходит, всё мне в прок,
Действие в пол – силы «ПРИ»
Нам приносит : ПРИлегли.
Или ПРИсоединяет. Например :
Они ПРИшли.
Разберёмся с «ПРЕ» теперь.
ПРЕзабавный,
ПЕРЕзрел,
ПРЕвозмочь,
ПРЕодолеть,
ПЕРЕделать,
ПРЕуспеть.
«ПРЕ» приставка нас бодрит,
«Всё прекрасно,» - говорит,
Или говорит, что слишком
Перебрал наш внешний вид.
В общем, обе вы нужны
Для оттенков, глубины,
С важным дядюшкой Глаголом
Обе вы дружить должны.
Посему : берём бобра
И гуляем до утра!
А про наши написанья
Спорят пусть профессора!
3.Морфологическая шарада “Собери слово” (составить слово , взяв указанные морфемы из других слов)
Корень мой находится в цене ,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали ,
Вся же в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
Выставления оценок
4.Рефлексия
Вы прекрасно поработали. Приобрели новые звания.Преодалели трудности . Призадумались над ошибками. Я получила преогромное удовольствие от общения с вами и сделала вывод, что ри изучении языка для вас нет преград.
VII. Домашнее задание.
Найти в художественном тексте и выписать 8 предложений, в которых есть слова с приставками пре- и при-.