Дидактичні ігри на уроках російської мови

Про матеріал
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса, расширяет кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только обучающие и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
Перегляд файлу

 

 Занимательные материалы по русскому языку.

I «Аналогия»

 

  1Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.

Пароход – пристань = поезд -_____________(депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция).

Нога – костыль = глаза - _______________(зрение, очки, слезы, веки, ресницы)

Игла – острие = бритва - _______________(сталь, металл, лезвие, резать, рукоятка)

Музыка – оркестр = пение -_____________(хор, солист, сцена, певец, концерт)

Гора – пещера = дерево - _______________(корень, дупло, крона, ствол, листья)

Болезнь – лечение = поломка -___________(мастер, ремонт, деталь, смазка)

Бежать – стоять = кричать - _____________(молчать, шептать, звать, говорить)

Железо – кузнец = дерево _______________( доски, пила, лесник, столяр, мастер)

Рожь – поле = яблоня -__________________(сажать, яблоки, урожай, сад, садовник)

Дом – этажи = лестница -________________(перила, лифт, подъем, ступени, человек)

Число – цифры = слово -________________(фраза, буквы, читатель, рассказ, книга)

Растение – семя = утка -_________________(мясо, перо, лететь, яйцо, гнездо)

Плакать – рыдать = бежать - _____________(лететь, стоять, мчаться, идти, прыгать)

 

 2 Вставь пропущенное слово в каждом ряду. Оно по смыслу должно быть связано со своей парой так же, как в предыдущей паре этого ряда второе слово связано с первым.

Труд – награда;   лень -________________.

Шум – толпа;       тишина -_____________.

Чтение – книги;   пение -______________.

Волки – лес;         люди - ______________.

Телефон – ухо;     кино - ______________.

Двор – ворота;     дом -________________.

Весна – осень;      рассвет -____________ .

Человек – платье; дерево - ____________.

Строитель – дом; художник - __________.

Белый – черный;  быстрый - ___________.

Самолет – пилот;  поезд - _____________.

Старик – стирка;   валик - _____________.

Море – вода;         пустыня -___________.

Автомобиль – руль; самолет -__________.

Конфета – фантик;   тетрадь -__________.

Начало – старт;      конец - ____________.

Гольфстрим – течение; цунами -_______.

 

3 Слова, образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Надо понять принцип этой аналогии и составить по ней пару из слов второй группы.

 

Ложка

Каша

                                               Вилка

Масло, нож, тарелка, мясо, посуда.

Пробка

Плавать

                                               Камень

Пловец, гранит, тонуть, возить, каменщик.

Ухо

Слышать

                                               Зубы

Говорить, жевать, глотать, смотреть, искать.

Дождь

Зонтик

                                            Мороз

Палка, холод, сани, зима, шуба.

 Рыба

Сеть

Муха

Решето, комар, комната, жужжать, паутина.

Коса

 Трава

Бритва

Сено, волосы, острая, сталь, инструмент.

 

     II «Найди лишнее слово»

Какое слово в каждой строке является лишним? Найди это слово и подчеркни.

Окунь, дельфин, карась, сом.

Сорока, трясогузка, канарейка, стриж.

Заяц, беляк, кролик, русак.

Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.

Орел, страус, гриф, сокол.

Альбатрос, чайка, ворона, буревестник.

Колли, болонка, собака, такса.

Тигр, рысь, леопард, волк.

Дождь, снег, осадки, иней, град.

Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир.

Секунда, час, год, неделя, вечер.

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

Снег, иней, дождь, зима, лед.

Треугольник, квадрат, отрезок, длина, круг.

Агроном, тракторист, поле, овощевод, электрик.

Землетрясение, ураган, бомбежка, наводнение, грибной дождь.

Газета, радио, книга, журнал, бумага.

Василий, Иванов, Федор, Николай, Джон.

 

III «Составь слова»

 

1 Перед тобой набор букв, ты должен составить из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

 

      кибку _____________                  набкло _____________

            лвосыо_____________                фенотел ____________

            таислв_____________                  прокода____________

      кытав______________                  нокефат____________

      китпа______________                  ижаккн_____________

 Ответ

 (Кубик, волосы, листва, тыква, тапки, балкон, телефон, подарок, конфета, книжка)

2 Вставь любые буквы так, чтобы получились новые слова.

_ _ бра, - - - очки, - - ребро, - - тон, - - тара, - - бочка, -ива -, - блок -, - - беда, - - - тон, - - сок, - - ива, - беда, - кран.

Ответы:

(Зебра, биточки, серебро, гитара, бабочка, диван, батон, победа, картон, носок, яблоко, слива, ябеда, экран)

3 Соедини линиями части слов и прочитай получившиеся слова.

 

А)

кара                           каз

от                              на

сор                            мер

пери                           мель

воро                           бор

за                                ока

при                             скоп 

 

Б)

грома             да

дом                та

колон             кет

бра                 на

па                   ишко

при                 тья

пар                  бой

 

Ответы:

А) кара-мель, от-каз,  сор-ока, пери-скоп, воро-на, за-бор, при-мер.

Б) грома-да, дом-ишко, колон-на, бра-тья, па-кет, при-бой, пар-та.

 

IV Фонетика.Графика.

1 Назовите пять сестричек, которые опоздали и не встали в азбучном порядке.

Тридцать три родных сестрички,

Писаных красавицы,

На одной живут страничке,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Же

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О

Дружно вылезли в окно

Пэ, Эр, Эс,Тэ, У, Эф, Ха

Оседлали петуха,

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья!

Пять сестричек опоздали,

Заигрались в «прятки»,

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

                   Б.Заходер. Ответ: (Е, Ь, Ъ, Й, Ы)

2 Какое правило спрятано в стихотворении?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

(Проверка безударной гласной в корне слова ударением)

3 Отгадайте метаграммы:

а) С К в полях меня найдете,

     С Г – романсы запоете,

     С В – в косички заплетете.   (Колос – голос – волос)

б) С Л я остров в океане,

    С Р растаю вмиг в стакане. (Сахалин – сахарин)

4 Анаграмма

а)Отгадайте анаграммы:

Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник. (Карп – парк)

б) Составь анаграмму из данных слов и запиши слова, которые у тебя получились.

 Барон - _____, корсет -_____, мазок -____, сосна -____, крот -____, стук -___, влага -___, шкала -____, банка -____, атлас - ____, ласка -___, корма -____, отвар -___, рост -__, колба -___, мошкара - ____.

Ответы: набор, сектор, замок, насос, корт, куст, глава, шакал, кабан, салат, скала, комар, автор, сорт, бокал, ромашка.

  

5 Волшебные строчки.

а) Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «волшебной»?

  Ответ: (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед которыми приставки пишутся с буквой С: чересполосица, истечь, восстать, расплести, бесформенный).

б) В каждом четверостишии этого стихотворения есть буква, которая встречается во всех словах, кроме одного (предлоги не в счет).

                                                  Ералаш

 Три розовых гориллы                           К малиновой лягушке                          

 Сварили бутерброд,                              Подплыл зеленый лев.

 А ежик чернокрылый                            Слон лает на игрушки,

 Раскрасил пароход.                                Ползет акула в хлев.

Ответ: (Буквы Р нет в слове «ежик». Заменить на «рыжик».

             Буквы Л нет в слове «игрушка». Заменить словом «галушки»).              

 V Морфемика.

1 Отгадайте шарады.

а) Корень и приставка – что в слове «склоняться»; суффикс что в слове «обращение»; окончание – существительного среднего рода в им. падеже. Целое – грамматический термин. Ответ. (Склонение)

б) Корень – что в слове «полагать», приставка – из слова «приложение», суффикс – из слова «восклицательный», окончание – из слова «числительное». Целое – слово, обозначающее признак предметов. Ответ. (Прилагательное).

в) Приставка, как в слове «подруга». Корень, как в слове «игрушка», Суффикс, как в слове «читал». (Поиграл)

г) Корень ,как в слове «летчик». Приставка, как в слове «перепрыгнул». Суффикс – одинаковый с глаголом «слышать». (Перелететь).

2. Найди лишнее слово:

Сыр, сырник, сырный, сырость.

Соль, солончак, солить, солист.

Горняк, горный, горка, горе.

Пол, половичок, половой, поле.

(Последние слова каждой строчки –«лишние»)

3. Найди корень.

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корни выделять.

Определите корни в словах: дальневосточный, жизнеописание, каменотес, кашевар, сороконожка, газопровод, луноход.

 

VI Лексика

1 «Узнай слова»

а) Шкаф для одежды; вся одежда человека;

б) боковая пристройка здания; орган для полета у птиц;

в) небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды;

г) дробленое зерно; снег в виде мелких зерен;

д) большая тарелка; вкусная еда.

Ответ: (гардероб, крыло, ерш, крупа, блюдо)

2 Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

а) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

б) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

в) Волков бояться - друга обмануть.

г) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

д) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

е) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ответы: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

3 «Посчитай-ка!» Сколько фразеологизмов в этом тексте?

                                           С ног до головы.

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

 - Да, веден он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

- Спору нет – горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом) , но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею!

                                                        А.Шибаев. (20 фразеологизмов)

4 «Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы

- Куда Макар телят не гонял. 
- Как в воду канул. 
- Ветер свистит в карманах. 
- На языке вертится. 
- В ежовых рукавицах.

5 «Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

6 «Доскажите пословицу или поговорку».

     Ученица  называет начало пословицы, ученики договаривают. Самопроверка по слайду.

1)Аз, буки, веди, страшны как медведи.

2) Азбуку учат на всю избу кричат.

3) Ум без книги, как птица без крыльев.

4) Что написано пером, не вырубишь топором.

5) Грамоте учиться всегда пригодится.

6) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

7) Век живи – век учись.

8) Повторенье – мать ученья.

- Какие пословицы о грамоте, о пользе учения знаете вы?

 

VII Орфография.

а)Кроссворд «Словарные слова»

1 Надпись на конверте, указывающая на место, куда послано письмо.                                    2 Разговор.

3 Судно, плавающее по воде.                                                                                                              4 Группа людей, имеющая общие интересы, либо работающие вместе.                                  5 Мера веса.                                                                                                                                      6 «Дом» для книг, книгохранилище.

 

1

а

д

р

е

с

 

2

б

е

с

е

д

а

 

3

к

о

р

а

б

л

ь

4

к

о

л

л

е

к

т

и

в

5

к

и

л

о

г

р

а

м

м

6     б

и

б

л

и

о

т

е

к

а

 

 

Б)Игра «По щучьему велению»

   Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

   Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др.

 

VIII Словообразование.

1 Игра «Потерялось слово»

Рыдают слоги в каждой строчке:                                                                                                   - От наших слов – одни кусочки!                                                                                               Но если части слов найдете,                                                                                                        То быстро вы слова прочтете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: бессердечный, бессловесный, задержать, пропитание.

2 Игра «Транспорт».

Ответь одним словом:

- межгалактический транспорт,                                                                                                       - лунный транспорт,                                                                                                                        - речной транспорт,                                                                                                                          - железнодорожный транспорт,                                                                                                      - дорожный наземный транспорт.                                                                                         Ответ: звездолет, луноход, пароход, тепловоз, панелевоз.

3. «Приласкай словечки».                                                                                                             Составь новые слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения (-ок-, -ик-, -чик-, -щик- и др.)                                                                                                                             - Стол, гвоздь, карандаш;                                                                                                                 - сын, голос, ветер, флаг;                                                                                                                 - карман, костюм, диван;                                                                                                                    - рыба, корзина, картина;                                                                                                                           - кисть ,ваза, кофта;                                                                                                                            - свежий, алый, желтый, красный.

3. Игра «Кто больше?»                                                                                                            Придумайте слова:                                                                                                                               - с 1 приставкой ( зашел, приехал )                                                                                                    - с 2 приставками (преувеличить, приоткрыть)                                                                                 - с 3 приставками (суперпредположение).

IX Морфология.

  1.Тест по теме «Имя существительное»                                                                                            1 Нужны ли кавычки в словосочетаниях?                                                                                   А) Улица Горького, проспект Мира.                                                                                                   Б) Станция метро Алексеевская, былина Садко.

2. Определите существительные 2-го склонения.                                                                         А) Каталог, Замоскворечье, конь.                                                                                                      Б) Рояль, мебель, вуаль.

3 Укажите разносклоняемые существительные.                                                                           А) Под зданием.  Б) Со временем.  В) Над пламенем.

4 Выберите правильную форму слов в родительном падеже.                                                    А) Падежов, теленков.  Б) Падежей, телят.

2. Игра «Чей предмет?»                                                                                                                   Подберите притяжательные прилагательные к данным словам: нора, перо, лапа, след, конура, молоко, шапка, хвост, мордочка, песня, шубка, дом, одежда, гнездо, квартира.

3 Игра «Выбирай». С выбранными словосочетаниями составить предложения юмористического характера.                                                                                                                                                                          Кого  выбираешь?                                                                                                                                Конь вороной или хомут золотой?                                                                                                Хитрую лису или Марью-красу?                                                                                                         Колокольчик голубой или желтый зверобой?                                                                                            Ландыш душистый или одуванчик пушистый?                                                                                   Волка злого или отца родного?                                                                                                          Сахарный кусочек или красненький платочек?

4.Отгадай загадку.                                                                                                                                    Интересная часть речи                                                                                                                               В русском языке живет:                                                                                                                          Кто что делает, расскажет:                                                                                                                    Вяжет, лижет иль поет.                                                                                                                               Может плакать и смеяться,                                                                                                                         Или забивает гол,                                                                                                                                 Начинаем удивляться -                                                                                                                     Растолкует все … (глагол).

X Веселые рифмы.

1 О так сходно с калачом,                                                                                                                 По нашим наблюденьям,                                                                                                                    В окончаньях пишем О                                                                                                                     Всегда под удареньем.

2 Перед корнем есть приставка,                                                                                                         Слитно пишется она,                                                                                                                               И при помощи приставки                                                                                                                           Образуются слова.

 

XI Лингвистические сказки.

   Возвращающееся действие.

Жила-была частица СЯ. Никто не хотел с ней иметь дела. Лишь добрый Глагол пожалел её и стал дружить с частицей СЯ. Глагол изменился под воздействием частицы, действие возвратилось к деятелю: умывал – умывался (т.е. умывал самого себя). Так стал Глагол к себе внимательным.

 

 

 

1

 

doc
Додано
25 листопада 2019
Переглядів
961
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку