Урок "Головні та другорядні члени речення».

Про матеріал
 Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.  Дать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов).  Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 «Главные и второстепенные члены предложения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Урок-путешествие «Главные и второстепенные члены       предложения»

Цели:

  • Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.
  • Дать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов).
  • Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.

Тип урока: Урок-путешествие.

Оборудование: наглядность героев лесной школы, иллюстрации леса; карточки; карта с остановками.

Ход урока

I. Организация класса

Из всех земних сукровищ и чудес

Нежней всего люблю дремучий лес.

Не то люблю, что ягоды дарит,

А то, что он о тайнах говорит.

И шум лесной, и шёпот тишины –

Загадочными знаками полны…

Кусты, деревья, травы и цветы

Хранят в лесу разгадку красоты.

А красота для всех земних людей –

Учитель жизни до заката дней… (И. Кобзев)

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

- Наверное, нет среди вас ни одного человека, который хотя бы один раз не побывал в лесу и не полюбил бы его.

- Сегодня мы будем путешествовать по лесу, вместе с героями лесной школы.

Сделаем несколько привалов, чтобы вспомнить, над чем мы сейчас работаем, узнаем что-то новое и интересное.

- Над какой темой мы сейчас работаем?

Что мы знаем о тексте? о предложении?

- Сегодня мы вспомним, какие члены предложения являються главными, а какие – второстепенными, будем учиться находить грамматическую основу в предложении, разбирать предложение по членам предложения, раз личать распространённые и нераспространённые предложения.

- Мы стоим около школы. Чтобы идти в лес сначала надо выполнить задание. Это поможет нам определить тему урока.

   1. Остановка «Неизвестная». Игра «Найдите лишнее слово» (Белка).

Докажите, что именно это слово лишнее.

Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.         

  Лишнее слово – «подлежащее».

    Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.

II. Актуализация опорных знаний

1. Нас ждет первый привал «Чистописание»(Сова)

- Пропишите заглавную букву Ж  в соединении со строчной буквой и слоги: жи,  же.

- На другой строчке запишите  слова  «жёлтый,   ежи,  предложение. Запомните написание словарних слов  пред-ло-же-ни-е, жёл-тый.

- Укажите цифрой количество слогов в словах.

В словах «жёлтый» и «ежи» объясните написание выделенных букв. Составьте с этими словами предложения.

2. Следующая остановка «Словарная» (Заяц).

а) Работа с кроссвордом.

Здесь ждут наши друзья. Чтобы узнать, вам придется отгадать слова. (Вывешивается кроссворд, или заранее написать на доске).

http://festival.1september.ru/articles/504203/img1.gif

- Как назвать одним словом? (Животные).

- На какие группы можно разделить? (Птицы и звери, домашние и дикие).

- В каком слове букв меньше, чем звуков? (В слове заяц).

- В каком слове букв больше, чем звуков? (В слове медведь).

- В нашем лесу водятся эти животные? Кто видел?

- Мы с ними разговариваем?

2. Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?

(Грамотной, интересной, правильной, живой).

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- Что такое предложение? (Законченная мысль).

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов).

IІІ. Изучение нового материала

1. Остановка «Лесная» (Ёжик).

- Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

- Это главные члены предложения    подлежащее и сказуемое.

- Что такое подлежащее? (Подлежащее обозначает,  о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что?  Подчёркивается одной чертой).

- Что такое сказуемое? (Сказуемое  обозначает, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает?  что делал?  что сделает?  что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами).

- Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

 

а) Рассмотрим предложения:

Ежи шуршали.

В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями.

- Сравните предложения.

- Что в них общего? Чем они различаются?

- С помощью каких членов предложения мы узнали,  о каких ежах идёт речь и чем они шуршат?

- Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым,  какое – распространённым?

Делаем вывод: предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

- Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

- Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, –  это распространённые предложения.

 

б) Распознавание распространенных и нераспространенных предложений.

- Придумайте к тексту заголовок.

Утро.

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.

- Найдите нераспространенные предложения. Почему вы так думаете.

Запишите их.

 

- Возвращаемся к нашим ежам. Запишите распространённое предложение.

Разберем его по членам предложения.

- О ком говорится в предложении? В этом предложении говорится о ежах.  Кто? ежи – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

- Что говорится о ежах? Ежи что делали? шуршали – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Обратите внимание!

- Одно и то же можно назвать по-разному (таблица):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А как называются другие члены предложения,  кроме подлежащего и сказуемого?

- Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются  второстепенными членами предложения.

- Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.

 

в) Разбор предложения по членам предложения.

Рассуждайте так (объяснение учителя на доске):

- Ставим вопрос от подлежащего:

ежи (какие?) весёлые. Слово весёлые – второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

- Ставим вопросы от сказуемого:  шуршали (где?) в лесу,  шуршали (чем?) листьями.

- Слова  в лесу и  листьями – это второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое.

- Ставим вопрос от второстепенного члена предложения листьями (какими?) сухими.

- Слово – сухими – второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения.

- Это образец разбора предложения по членам предложения.

Ежи (какие?) хлопотливые,

шуршали (где?) в лесу,

шуршали (чем?) листьями,

листьями (какими?) сухими.

- Запишите по образцу  словосочетания вместе с вопросами.

 

Обратите внимание!

1. Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и второстепенные члены.

2. Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо:

а) Определить грамматическую основу предложения.

б) Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.

в) Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.

д)Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.

 

 

2. Привал «Спортивный» Физминутка. (Волк)

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывем, плывем, плывем,

Дно ногами достаем.

Мы выходим из речушки,

Направляемся к опушке.

Там садимся на пенек.

И опять у нас урок.

ІV. Закрепление изученного материала

1. Подходим к привалу «Книжная» (Лиса).

- Откройте учебники стр. 54-55. Прочитайте правила.

- Выполните упражнение 107, с. 54.

- Спишите предложения, подчеркнув главные и второстепенные члены предложения. (Проверка выполненного).

2. Остановка «Самостоятельная» (упр. 109) (Медведь).

- Добавьте в предложения второстепенные члены предложения, отвечая на вопросы в скобках. 

- Запишите и разберите составленные предложения по членам предложения.

V. Итог урока. Остановка «У лесной речки. Итоговая»

1. Вот мы в лесу, а лес хочет проверить, чему вы научились.

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Было ли оно полезным для вас?

- Что нового открыли о предложении?

- Из чего состоит грамматическая основа?

- Какая из остановок вам особенно запомнилась?

- Что нужно делать, чтобы лес нас радовал? (Беречь его.)

- Лес очень доволен, и ваши друзья (звери и птицы) тоже довольны. Как хорошо в лесу, дышите свежим воздухом. В предложении есть главные и второстепенные члены. Лес тоже главный, без него мы не можем жить.

Когда вы приходите в лес, не забывайте о том, что вы у него в гостях. Лес легко раним. Он страдает от вмешательства людей в его жизнь. Не причиняйте ему вреда!

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется всё это,

Давайте же любить её всегда!

 

!!! Работа по карточкам.  (Дополнительное задание, если останется время, см. Приложение).

VI.  Домашнее задание.

Упражнение 110 (с. 55) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Ф. И. ученика _________________________________________________

Карточка 1

  1.      Яркое, солнечное утро разбудило ребят.
  2.            Коровы лежали в густой траве.
  3.            Светлана гуляла между домами.
  • Определи главные и второстепенные члены предложения, подчеркни их, укажи стрелками связь слов в предложениях.

 

 

Ф.И. ученика ________________________________________________________

Карточка 2

  1. Дети во дворе играли в футбол.
  2.            Танюша пришла домой с золотым венком на голове.
  3.            Бабушка ходит в лес за грибами.
  • Определи главные и второстепенные члены предложения, подчеркни их, укажи стрелками связь слов в предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект уроку

з  української мови

в 2 класі на тему:

 «Питальні речення. Розділові знаки в кінці питальних речень».

 

 

 

 

 

 

 

Підготувала:

вчитель поч. класів

Дорош І.М.

 

 

 

 

 

docx
Додано
27 листопада 2019
Переглядів
1330
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку