Тема: Сложные предложения с разными видами связи.
Цель: Систематизировать и обобщать знания, умения и навыки по теме урока;
Задачи:
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности.
Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва;
но если обогатить ее учением – она оживет,
словно заброшенная земля, на которую пролился дождь.
Абу-ль-Фарадж
Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства;
голова должна воспитать сердце.
Ф. Шиллер
Образованный человек тем и отличается от необразованного,
что продолжает считать свое образование незаконченным.
К. Симонов
Перед вами записаны три замечательных высказывания знаменитых людей, каждое из которых можно взять за основу как для сегодняшнего урока, так и на будущее. Наверняка, вы согласитесь со мной, когда вчитаетесь внимательнее в эти строки.
(Ребята читают высказывания).
- Как вы понимаете смысл данных высказываний?
- Какова структура предложений, использованных в эпиграфах к уроку?
(СПП, БП, СКП)
- Запишите себе в тетрадь то высказывание, которое больше понравилось.
…. … …
Какова, по вашему мнению, цель нашего сегодняшнего урока?
(Дети озвучивают цель урока)
Я думаю…
Мне кажется…
Я уверен…
Это нужно для того, чтобы…
а) взаимопроверка домашнего задания ;
………………………………………………………………………………….
б) графический слуховой диктант:
1) Дети стали большими – им надо серьезно учиться.
[ ] ― [ ].
2) Наша юность тем хороша, что мечтой в поднебесье взлетела, и ничья
молодая душа от заботы не очерствела.
[ ], (что…), и [ ].
( если…), [ ] .
[ ] ― [ ].
[ = — ].
[ ], [ ], ( что…).
в) орфографическая разминка:
Записать не менее десяти слов:
1) с удвоенными согласными;
2) с приставками пре- , при- ;
3) с разделительными Ь и Ъ знаками ;
4) с приставками, оканчивающимися на з- или с- ;
(Проверка выполненных работ)
Учащиеся задают друг другу вопросы по проверке теоретических знаний и выставляют оценки за ответы.
(Активная и продуктивная деятельность учащихся, направленная на включение полученных и закрепленных знаний в систему ранее изученного)
а) Интерактивный диктант.
(Индивидуальная работа учащихся по карточкам, которая включает в себя):
Текст.
Вы хотите поправит..ся и закалит..ся? Послушайте с..веты мудрого человека.
Ранн.. летн.. утром отправ..тесь в лес, к речке, которая струит..ся меж деревьев, в зелен.. и прохлад..! Позабот..тесь о еде возьмите с собой побольше хлеба с маслом. Около речк.. присяд..те на мшистый береж..к спряч..те ваш завтрак под камуш..к чтобы ветром не сдуло разден..тесь и сразу брос..тесь прямо в холодную воду.
Вы боитесь простудит..ся? Остав..те ваши страхи. Обнаруж..те силу воли.
Вас обдаст здоров.. холодом в первую минуту но не трус..те направ..тесь вплавь к другому берегу и через несколько минут ваше тело заг..рит..ся радос..ным теплом. После купания отыщите открытое местечко лягте на горяч..м солнышк.. .
Представ..те себе что вы это проделыва..те ежедневно.
В короткое время вы не узна..те себя, и, когда наступит х..лодная осень, вам не будут страшны пр..студа или грипп. (126)
Обменяйтесь работами и проверьте друг друга. (Комментарии)
Физминутка для глаз: откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь, закройте глаза, представьте себе яркое солнце, теплый ветерок, ласковое журчание воды. Помечтайте о том времени, когда сможете расслабиться и отдохнуть по-настоящему. Откройте глаза, поищите глазами предмет в нашем классе, которого раньше здесь не было. Угадайте, что это такое? Достаньте его. Прочитайте.
Вопросы в конверте :
(правописание ь в глагольных формах)
б) Двигательная разминка у доски:
К записанным предложениям подобрать соответствующую схему, прикрепить ее на доску.
1. Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…
2. Мелькнула мысль: может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?
3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.
(Схемы начерчены отдельно)
4. Работа по развитию речи.
(Дописать недостающие слова в карточке, прочитать полученный текст. Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)
Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей, посаженной вместе с друзьями за околицей.
[ ], ( что..) ; [ …(где…), ..( ..которой…), … ].
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.
Состоит из двух блоков, соединенных бессоюзной связью. Ведущая связь – бессоюзная. 1-й блок - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;
2-й блок – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – , с речкой какой?- тоже определительная. Между блоками складываются перечислительные отношения.
Высказывания учащихся. Комментарий учителя о проведенном анализе предложения.
Из художественного текста выписать три предложения с разными видами связи и составить их схемы. Устно объяснить постановку знаков препинания в предложениях.
В дневник: СП с разными видами связи из худ.пр. (3).
- С какими результатами мы подошли к завершению нашего урока?
Можете ли вы утверждать, что поставленные цели нами выполнены?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Ученики: знаю, что…
знаю, как…
знаю, зачем…
7. Слово учителя.
Я благодарю вас за активную работу на уроке. Давайте оценим нашу работу .
(высказывания учащихся о работе на уроке)
В заключение хочу рассказать вам одну историю.
( притча «Строительстве храма»).