Дидактичний матеріал з російської мови (5 клас) для шкіл з українською мовою навчання "Правила у віршах "Графіка. Орфоепія" допоможе учням в ігровій формі опановувати програму предмету
Дидактический материал по русскому языку
для 5 класса школ с украинским языком обучения
(В помощь учителю)
Задания к текстам разработаны с учётом опоры на знания, полученные на уроках украинского языка или ранее изученного школьниками материала. Упражнения требуют от учеников посильного внимания и логического мышления. С помощью данных упражнений осуществляется обучение пятиклассников всем видам речевой деятельности.
Упражнение № 1
І. - Прочитайте стихотворение. Для чего нужны словари?
- Прочитайте слова, в которых есть буква О, и поставьте в них ударение.
- Объясните, как нужно читать букву О в выделенных словах.
К нам сорока прилетела.
- Ой! – трещит. – Плохое дело!
Буква О от нас сбежала.
Время трудное настало.
Соловей уж не поёт,
Крот под липой не живёт,
Сказки грустные все стали,
Детям сниться перестали.
Как писать без буквы слово?
Все искать её готовы.
Мы помочь в беде решили.
Словари ей подарили,
Чтобы всех могла учить,
Как писать и говорить.
ІІ. - Выпишите выделенные слова, разбивая их на слоги.
- Как правильно переносить эти слова?
ІІІ.- Запишите транскрипцию слов живёт, её, ей, поёт, беда, время.
Упражнение № 2
І. - Прочитайте стихотворение. Расскажите, что вы учили на уроках
украинского языка об орфографии.
- Перепишите стихотворение.
Хочешь грамотно писать? Значит, не ленись.
С нами орфографией поскорей займись!
Интересно написать сможешь ты письмо.
Обязательно найдёт адресат оно.
ІІ. - Объясните значение выделенных слов.
ІІІ.- Расскажите, кому вы пишете письма.
Упражнение № 3
І. - Прочитайте стихотворение.
- Выучите его наизусть.
После букв Жэ, Ша, Че, Ща
Пишем буквы И, У, А.
И не пишем ы, ю, я.
Навсегда запомню я.
Упражнение № 4
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание гласных после шипящих.
Пишем грамотно слова:
Чашка чаща , - с буквой а,
Чудо, щука – с буквой у.
Я запомнить всё смогу.
Жир, машина –с и напишем.
Хоть и твёрдый ы мы слышим.
Парашют, брошюра и жюри -
Исключения! Запомни! Повтори!
ІІ. - Составьте с выделенными словами предложения.
ІІІ.- Перепишите стихотворение, выучите его наизусть.
Запомните слова – исключения!
Упражнение № 5
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание гласных после шипящих.
Ж...л ш...карный ж...лобок.
Он имел ж...стяный бок.
Мама ж...сть в тиш... ш...птала:
- Нам ж...тья с тобой не стало.
Вот ш...стой уж день подряд
Капли дождика стучат
Нам по спинкам. Солнца мало.
Я за летом заскуч...ла.
ІІ. - Выпишите слова с пропущенными гласными после шипящих.
Упражнение № 6
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание выделенных слов.
Заявила Ц всем гордо:
- Говорюсь всегда я твёрдо -
Если слово начинаю,
Или дальше продолжаю.
Да! В словах гонцы, бойцы
Допущу я букву Ы.
Всё же в середине слова
Ы писать я не готова.
Цирк и циркуль пишем с И.
Не забудь и повтори.
Но к тому ж, без огорченья,
Я имею исключенья.
Циган на цыпочках идёт.
Цыплёнка в сумке он несёт.
Цыц! Тихо! Поспешите...
Цыплёночка спасите.
ІІ. - Запишите выделенный текст, запомните написание слов - исключений.
- Запишите подчёркнутые слова. Назовите в них звуки и буквы.
Упражнение № 7
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание выделенных слов.
- Перескажите, о чём говорится в стихотворении.
Тиш...на в глуш... скучала.
Одиноко вдруг ей стало:
Пчёлка в листьях не жужж...т,
Ветер в травах не шумит,
Речка к морю не беж...т,
Тучка в поле не спеш...т.
С ней не друж...т лес большой.
А ты друж...шь с тиш...ной?
ІІ. - Перепишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы в словах.
ІІІ.- Расскажите, кто живёт в лесу?
Упражнение № 8
І. - Прочитайте стихотворение.
- Объясните написание выделенных слов.
- Составьте вопросы по содержанию стихотворения и предложите друзьям
ответить на них .
Поздно вечером, в ненастье,
Мне взгрустнулось: «Где же счастье?
Честно! Стало очень интересно:
Есть ли счастье? Неизвестно...»
Ночь беззвёздная сгустилась,
Неизвестно, что случилось,
Но в окно вдруг постучали.
«Здравствуй!» - радостно сказали.
Я безмолвно дверь открыла,
Луч надежды в дом впустила.
Лучик поздний был, но нежный
Вестник радостной надежды.
Чувства добрые проснулись
И надежде улыбнулись.
Солнце утром я встречала
И о госте вспоминала.
ІІ. - Запишите под диктовку выделенные слова.
ІІІ. - Переведите на украинский язык слова счастье, здравствуй, радостный,
солнце, вестник, поздний и запишите их попарно.
Упражнение № 9
І. - Прочитайте стихотворение. Объясните написание выделенных слов.
Верю: всем знать интересно
И, конечно же, уместно,
Что наш ум должен трудиться.
И не поздно всем учиться.
Станет радостным ненастье,
В сердце расцветёт вдруг счастье,
Если сможешь ты узнать,
Что писать и как писать.
ІІ. - Перепишите стихотворение.
- Запишите звуко – буквенный состав выделенных слов.
ІІІ. - Выучите стихотворение наизусть.
1