Пропонований посібник - інтенсивний курс російської мови з розділу «Морфологія». Він допоможе учням п'ятих класів оволодіти на високому рівні даною темою
КЗ «Республіканська ЗОШ І-ІІІ ступенів»
Міні-зошит
з російської мови для 5 класу
(за програмою для загальноосвітніх навчальних закладів
з українською мовою навчання)
з теми «Морфологія. Іменник»
«Дивовижна частина мови – іменник»
Автор
вчитель російської мови
Броднюк Олена Миколаївна
с. Республіка-2018
Броднюк Елена Николаевна. Русский язык:
Мини-тетрадь для 5 класса по теме: «Морфология. Имя существительное»
Предлагаемое пособие – интенсивный курс русского языка из раздела «Морфология». Оно поможет ученикам пятых классов овладеть на высоком уровне данной темой.
Дорогие пятиклассники!
Перед вами новая мини-тетрадь, которая станет вам надежным помощником в изучении темы «Морфология. Имя существительное». Основное внимание мы будем уделять науке, изучающей части речи, а именно, темы - имя существительное.
Конечно, эта часть речи вам уже знакома, но она вновь приоткроет вам свои секреты, обогатив вас новыми знаниями, а герои из фантастического фильма «Алиса в стране чудес» познакомят с выразительными средствами языка, будут формировать навыки правильного письма.
Рисунки помогут лучше понять и запомнить сложные понятия. Головоломки, кроссворды, ребусы будут развивать вашу сообразительность.
Все в ваших руках, в вашей воле и целеустремленности.
Удачи вам!
Условные обозначения:
- запомни
- это интересно
- подумай
- учимся играя
Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.
А это значит, что морфология изучает общие значения и изменения слов. Слова могут изменяться по родам, падежам, числам, лицам и т. д.
Например, существительное стол обозначает предмет и изменяется по падежам и числам, прилагательное письменный обозначает признак и изменяется по родам, числам и падежам. Но есть слова, которые не изменяются, например союзы, предлоги, наречия.
Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой.
Морфология тесно связана с орфографией, поэтому изучение морфологии связано с изучением орфографических правил.
Знаете ли вы, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, а это значит, что всего в языке 40% существительных и это самая многочисленная часть речи по количеству слов.
В некоторых языках специфический набор частей речи. Например, в очень большом количестве языков нет прилагательных.
Части речи
Части речи – группы слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов).
Частями речи называют группы слов, имеющие:
- одно и то же обобщённое лексическое значение;
- одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков;
- одни и те же синтаксические функции.
Сколько же существует частей речи? В современном русском языке насчитывают 10 частей речи, которые делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы и их признаки, действия и их признаки, состояния и являются членами предложения. К ним относят: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи не называют явлений действительности и не являются членами предложения. К ним относятся: предлог, союз, частица.
Также в русском языке существует независимая часть речи – междометие, выражающая эмоциональные и волевые решения, но не называющая их. В предложении обычно не является членом предложения.
Определи слова к самостоятельным
или служебным частям речи:
Птица - ___________________
Тетрадь - ______________________________
Под - ___________________________________
И - _______________________________________
Полетели - _______________________________
Плыть - __________________________________
Мой - ____________________________________
Я - ______________________________________
Имя существительное
Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Выбери имена существительные:
Лечу, сосна, клен, писать, идти, тетрадь, ручка, машина, школа, школьный, ворота, собака, лаять, лететь, дверь, мышь.
Игра «Разгадаем ребусы»
______________________________________
___________________________________
___________________________________
Имена существительные могут быть:
- Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов.
- Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных.
Игра «Арифметическая грамматика» (найти нарицательные имена существительные)
1). Куртка – тка + ица =
2). Кабана – ан + лук =
3). Часть – ь + ушко =
4). До + зарытые в землю ценности =
5). Кар + знак препинания =
Подберите к нарицательным именам существительным подходящие имена собственные и запишите их
Историческое событие ______________________
Басня __________________________________________
Стихотворение __________________________________
Журнал ________________________________________
Картина _______________________________________
Фабрика _______________________________________
Напишите столбиками слова, обозначающие профессию, имя, отчество, фамилию, соедините их между собой по смыслу. Подчеркните орфограммы.
Профессия |
Имя |
Отчество |
Фамилия |
|
поэт |
Иван |
Сергеевич |
Толстой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имена существительные делятся на две категории:
- Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?».
- Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?».
Интерактивное упражнение «Кто?» или «Что?»
Перечислить одушевленные и неодушевленные имена существительные, которые изображены на картинках.
Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. В форме ед. числа имя существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов. Такой способностью, как правило, обладают конкретные имена существительные: книга – книги, девочка – девочки.
Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам.
Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.
Название падежа |
Вопросы |
Именительный |
Кто? Что? (есть) |
Родительный |
Кого? Чего? (нет) |
Дательный |
Кому? Чему? (дам) |
Винительный |
Кого? Что? (вижу) |
Творительный |
Кем? Чем? (горжусь) |
Предложный |
О ком? О чем? (думаю) |
Определите число имен существительных. Просклоняйте по падежам слова камыши, озеро, земляника.
Ребенок, сосны, озеро, река, ключи, книги, камыши, лестница, земляника, снег, яблоко.
Им.п. |
камыши |
озеро |
земляника |
Р.п. |
|
|
|
Д.п |
|
|
|
В.п. |
|
|
|
Т.п. |
|
|
|
П.п. |
|
|
|
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
1. Плыть (___________) по реке (________________) на лодке.
Расти (____________) на опушке (_____________) леса.
Уколоть (_____________) палец (____________) иглой.
Идти (___________) по тропинке (___________) к лесу.
Сварить (___________) компот (__________) из яблок.
Работать (__________) учителем (__________) в школе.
Приехать (_______) в деревню (________) к бабушке.
Играть (__________) с другом (___________) во дворе.
2. Съехать(________) на санках (________) с горы.
Построить (______) крепость (__________) из снега.
Попасть (________) снежком (_____________) в окно.
Кататься (________) по лесу (___________) на лыжах.
Поздравить (______) друга (_________) с праздником.
Бежать (________) по льду(________) на коньках.
Склоне́ние - словоизменение по грамматическим категориям числа, рода и падежа
Все существительные можно разделить на семь групп, у которых будут одинаковые окончания (формы) при склонении по падежам и числам, то есть существует семь типов склонения существительных
Перевести текст. Надписать склонение над выделенными словами
Давня легенда розповідає. На світанку нашої землі Бог оглядав творіння рук Своїх. Натомившись, наказав зробити відпочинок і разом з ангелами Він пустився на землю. Ця земля була багатою на сонце, звіра та пташок. А найбільше сподобались Богові люди того краю. Всюди зустрічали Його хлібом і сіллю.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мини-тест
а) нести, летом, туманы, ребята;
б) звёзды, корзиной, кораблю, песня;
в) луна, румяные, книги, иллюстрация;
г) лекарство, двойка, они, кузнечик.
а) моряки, царю, динозавр, студентами;
б) дерево, города, кинофильмом, друг;
в) календарь, мостики, мальчишками, лето;
г) каникулы, соревнования, следы, рыбки.
а) друзья, память, недотрога, задачки;
б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;
в) театр, велосипед, юношей, месяц;
г) фонарём, сторож, молодость, трава.
а) Украина, Ивано-Франковск, Байкал, Днепр;
б) украинцы, «Известия», Киев, город;
в) Донбасс, страна, Родина, Отчизна;
г) Шевченко, Отечество, село, журнал.
а) бабушка, посёлок, Урал, Маршак;
б) «Колобок», сказочник, Жуковский, Репин;
в) волшебники, башня, газета, теплоходами;
г) Евразия, одноклассники, легенда, Лев.
а) рельс, тюль, рояль;
б) роща, путь, сеть;
в) училище, школа, институт;
г) фамилия, седло, квартал.
Дорогой друг!
Надеюсь, данная тетрадь помогла тебе в полной мере освоить тему «Морфология («Имя существительное»)».
Удачи!
1