Міні-зошит для учнів 5 класу

Про матеріал

Пропонований посібник - інтенсивний курс російської мови з розділу «Морфологія». Він допоможе учням п'ятих класів оволодіти на високому рівні даною темою


Перегляд файлу

КЗ «Республіканська ЗОШ І-ІІІ ступенів»

 

 

Міні-зошит

 

з російської мови для 5 класу

(за програмою для загальноосвітніх навчальних закладів

з українською мовою навчання)

з теми «Морфологія. Іменник»

E:\фото\ВК\HzzYy-Hambk.jpg«Дивовижна частина мови – іменник»

 

 

 

 

 

Автор

вчитель російської мови

Броднюк Олена Миколаївна

 

с. Республіка-2018


Броднюк Елена Николаевна. Русский язык:

Мини-тетрадь для 5 класса по теме: «Морфология. Имя существительное»

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\9.jpgПредлагаемое пособие – интенсивный курс русского языка из раздела «Морфология». Оно поможет ученикам пятых классов овладеть на высоком уровне данной темой.

Дорогие пятиклассники!

Перед вами новая мини-тетрадь, которая станет вам надежным помощником в изучении темы «Морфология. Имя существительное». Основное внимание мы будем уделять науке, изучающей части речи, а именно, темы - имя существительное.

Конечно, эта часть речи вам уже знакома, но она вновь приоткроет вам свои секреты, обогатив вас новыми знаниями, а герои из фантастического фильма «Алиса в стране чудес» познакомят с выразительными средствами языка, будут формировать навыки правильного письма.

Рисунки помогут лучше понять и запомнить сложные понятия. Головоломки, кроссворды, ребусы будут развивать вашу сообразительность.

Все в ваших руках, в вашей воле и целеустремленности.

C:\Users\‎-PC\Desktop\001.jpgУдачи вам!

Условные обозначения:

C:\Users\‎-PC\Desktop\alice in wonderland.jpg

- запомни

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\2.jpg

- это интересно

 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\19125872.jpg

- подумай

 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\inner.jpg

- учимся играя

C:\Users\‎-PC\Desktop\alice in wonderland.jpgМорфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\2.jpg

А это значит, что морфология изучает общие значения и изменения слов. Слова могут изменяться по родам, падежам, числам, лицам и т. д.

Например, существительное стол обозначает предмет и изменяется по падежам и числам, прилагательное письменный обозначает признак и изменяется по родам, числам и падежам. Но есть слова, которые не изменяются, например союзы, предлоги, наречия.

Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой.

Морфология тесно связана с орфографией, поэтому изучение морфологии связано с изучением орфографических правил.

Знаете ли вы, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, а это значит, что всего в языке 40% существительных и это самая многочисленная часть речи по количеству слов.

В некоторых языках специфический набор частей речи. Например, в очень большом количестве языков нет прилагательных. 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\alice in wonderland.jpg

 

Части речи

Части речи – группы слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов).

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\2.jpgЧастями речи называют группы слов, имеющие:

- одно и то же обобщённое лексическое значение;

- одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков;

- одни и те же синтаксические функции.

Сколько же существует частей речи? В современном русском языке насчитывают 10 частей речи, которые делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи называют предметы и их признаки, действия и их признаки, состояния и являются членами предложения. К ним относят: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Служебные части речи не называют явлений действительности и не являются членами предложения. К ним относятся: предлог, союз, частица.

Также в русском языке существует независимая часть речи – междометие, выражающая эмоциональные и волевые решения, но не называющая их. В предложении обычно не является членом предложения.


C:\Users\‎-PC\Desktop\19125872.jpgОпредели слова к самостоятельным

или служебным частям речи:

 

Птица - ___________________

    Тетрадь - ______________________________

Под - ___________________________________

И - _______________________________________

Полетели - _______________________________

Плыть - __________________________________

Мой - ____________________________________

Я - ______________________________________

C:\Users\‎-PC\Desktop\alice in wonderland.jpg

Имя существительное

Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\19125872.jpg

Выбери имена существительные:

Лечу, сосна, клен, писать, идти, тетрадь, ручка, машина, школа, школьный, ворота, собака, лаять, лететь, дверь, мышь.

C:\Users\‎-PC\Desktop\inner.jpg

 

Игра «Разгадаем ребусы»

 

rus01.jpg

______________________________________

rus06.jpg

 

 

 

___________________________________

rus08.jpg

 

 

 

___________________________________

C:\Users\‎-PC\Desktop\alice in wonderland.jpg

 

 

Имена существительные могут быть:

- Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов.

 - Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных.

C:\Users\‎-PC\Desktop\inner.jpg 

Игра «Арифметическая грамматика» (найти нарицательные имена существительные)

1). Куртка – тка + ица =

2). Кабана – ан + лук =

3). Часть – ь + ушко =

4). До + зарытые в землю ценности =

5). Кар + знак препинания =

C:\Users\‎-PC\Desktop\19125872.jpg

 Подберите к нарицательным именам существительным подходящие имена собственные и запишите их

Историческое событие ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________
Басня __________________________________________
Стихотворение __________________________________
Журнал ________________________________________
Картина _______________________________________
Фабрика _______________________________________

 

Напишите столбиками слова, обозначающие профессию, имя, отчество, фамилию, соедините их между собой по смыслу. Подчеркните орфограммы.

Профессия

Имя

Отчество

Фамилия

 

поэт

Иван

Сергеевич

Толстой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\alice in wonderland.jpg               Имена существительные делятся на две категории:

 -  Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?».

 - Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?».

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\inner.jpgИнтерактивное упражнение «Кто?» или «Что?»

C:\Users\Валерия\Desktop\i (5).jpgC:\Users\Валерия\Desktop\i (2).jpgПеречислить одушевленные и неодушевленные имена существительные, которые изображены на картинках.

 

 

C:\Users\Валерия\Desktop\6.jpg

C:\Users\Валерия\Desktop\1920x1440_354715_[www.ArtFile.ru].jpgC:\Users\Валерия\Desktop\i (3).jpgC:\Users\Валерия\Desktop\koala-branch-lie-spotted-3840x2400.jpg

 

 

 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\2.jpg

 

Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. В форме ед. числа имя существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов. Такой способностью, как правило, обладают конкретные имена существительные: книга – книги, девочка – девочки.

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. 

C:\Users\‎-PC\Desktop\alice in wonderland.jpg

 

Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

Название падежа

Вопросы

Именительный

Кто? Что? (есть)

Родительный

Кого? Чего? (нет)

Дательный

Кому? Чему? (дам)

Винительный

Кого? Что? (вижу)

Творительный

Кем? Чем? (горжусь)

Предложный

О ком? О чем? (думаю)

C:\Users\‎-PC\Desktop\19125872.jpg

 

Определите число имен существительных. Просклоняйте по падежам слова камыши, озеро, земляника.

Ребенок, сосны, озеро, река, ключи, книги, камыши, лестница, земляника, снег, яблоко.

Им.п.

камыши

озеро

земляника

Р.п.

 

 

 

Д.п

 

 

 

В.п.

 

 

 

Т.п.

 

 

 

П.п.

 

 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\19125872.jpgНапишите в скобках падежный вопрос и определите падеж

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

1. Плыть (___________) по реке (________________) на лодке.
Расти (____________) на опушке (_____________) леса.
Уколоть (_____________) палец (____________) иглой.
Идти (___________) по тропинке (___________) к лесу.
Сварить (___________) компот (__________) из яблок.
Работать (__________) учителем (__________) в школе.
Приехать (_______) в деревню (________) к бабушке.
Играть (__________) с другом (___________) во дворе.

2. Съехать(________) на санках (________) с горы.
Построить (______) крепость (__________) из снега.
Попасть (________) снежком (_____________) в окно.
Кататься (________) по лесу (___________) на лыжах.
Поздравить (______) друга (_________) с праздником.
Бежать (________) по льду(________) на коньках.

C:\Users\‎-PC\Desktop\alice in wonderland.jpg

Склоне́ние -  словоизменение по грамматическим категориям числа, рода и падежа

Все существительные можно разделить на семь групп, у которых будут одинаковые окончания (формы) при склонении по падежам и числам, то есть существует семь типов склонения существительных

  •                   I склонение — имена существительные женского, мужского рода, имеющие в именительном падеже единственного числа окончание -а (-я) (страна, земля, армия, голова, дядя, юноша, Петя, плакса, соня, задира).
  •                   II склонение — имена существительные мужского рода с нулевым окончанием или окончанием -о (-е) и имена существительные среднего рода с окончанием -о (-е) в именительном падеже единственного числа (дом, конь, музей, домишко, сараишко, окно, море, ущелье, подмастерье).
  •                   C:\Users\‎-PC\Desktop\19125872.jpgIII склонение — имена существительные женского рода с окончанием -ь в именительном падеже единственного числа, с основой на мягкий знак (тетрадь, дверь, ночь, мать, дочь).

 

Перевести текст. Надписать склонение над выделенными словами

Давня легенда розповідає. На світанку нашої землі Бог оглядав творіння рук Своїх. Натомившись, наказав зробити відпочинок і разом з ангелами Він пустився на землю. Ця земля була багатою на сонце, звіра та пташок. А найбільше сподобались Богові люди того краю. Всюди зустрічали Його хлібом і сіллю.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

C:\Users\‎-PC\Desktop\19125872.jpgМини-тест

  1.               Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:

а) нести, летом, туманы, ребята;

б) звёзды, корзиной,  кораблю, песня;

в) луна, румяные, книги, иллюстрация;

г) лекарство, двойка, они, кузнечик.

  1.               Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные:

а) моряки, царю, динозавр, студентами;

б) дерево, города, кинофильмом, друг;

в) календарь, мостики, мальчишками, лето;

г) каникулы, соревнования, следы, рыбки.

  1.               Укажите ряд, в котором перечислены только неодушевленные имена существительные:

а) друзья, память, недотрога, задачки;

б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;

в) театр, велосипед, юношей, месяц;

г) фонарём, сторож, молодость, трава.

  1.               Укажите ряд, в котором перечислены только собственные имена существительные:

а) Украина, Ивано-Франковск, Байкал, Днепр;

б) украинцы, «Известия», Киев, город;

в) Донбасс, страна, Родина, Отчизна;

г) Шевченко, Отечество, село, журнал.

  1.               Укажите ряд, в котором перечислены только нарицательные имена существительные:

а) бабушка, посёлок, Урал, Маршак;

б) «Колобок», сказочник, Жуковский, Репин;

в) волшебники, башня, газета, теплоходами;

г) Евразия, одноклассники, легенда, Лев.

  1.               Укажите ряд, в котором перечислены имена существительные только мужского рода:

а) рельс, тюль, рояль;

б) роща, путь, сеть;

в) училище, школа, институт;

г) фамилия, седло, квартал.


Дорогой друг!

Надеюсь, данная тетрадь помогла тебе в полной мере освоить тему «Морфология  («Имя существительное»)».       

Удачи!

 

 

1

 

docx
Додано
6 вересня 2018
Переглядів
855
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку