Зарянская специализированная школа І-ІІІ ступеней
имени Героя Советского Союза Дубривного Петра Савельевича
Что значит быть патриотом?
(диспут)
Разработка мероприятие для воспитанников
пришкольного лагеря отдыха «Росинка»
Подготовили:
Панченко П.Н.
учитель русского языка
и мировой литературы
Евдокимова Н.Г.
учитель начальных классов
с.Зоря
2014
Мероприятие для воспитанников
пришкольного лагеря отдыха «Росинка»
с использованием мультимедийного
проектора, экскурсии в школьный музей,
экскурсии к памятнику погибшим воинам.
Цели:
Рассмотреть понятия «патриотизм», «патриот», личностные качества патриота.
Содействовать воспитанию национального самосознания, патриотизма, гражданской сознательности.
Выявить исторические особенности патриотизма.
Описать пример патриотизма из жизни конкретного человека.
Провести социологический опрос среди школьников.
Разработать практические рекомендации по воспитанию патриотизма. Воспитывать чувство патриотизма.
Способствовать развитию речи, памяти, выразительности чтения.
Патриотами не рождаются,
патриотами становятся.
Ход мероприятия
Чтец:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём в букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…
Ведущий:
Кто знает, как называется человек, который любит свою родину? (Ответы зрительного зала) Такой человек носит звание «патриот». Слово пришло к нам из греческого языка, имеет греческую основу — «патрио», что в переводе значит — родина. Вот и объяснение смысла слова «патриот»: тот, кто любит свою родину. Еще древние греки считали, что любовь к родине выше всего на свете: любви к родителям, братьям и сестрам, мужьям и женам, даже к собственным детям. У греков считалось большой честью погибнуть, защищая свою родину. И мы гордимся людьми, которых называем «патриотами», кто погиб, защищая нашу родину от врагов. В каждом городе есть улицы, носящие именами тех, кто погиб, защищая город, край, страну, тех, кто прославил нашу родину.
Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила от хамства и грубости.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Чтец:
Родина...
Слова прекраснее нет. В нем —
Над рекой серебристой рассвет,
Шепчут колосья в просторе полей,
В зарослях ивы поет соловей...
Шелест деревьев,
Журчанье ручья...
Милая Родина, радость моя!
Ведущий:
Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?
Считаете ли себя патриотом? Почему?
Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?
Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
Хотели бы вы уехать из своей страны?
Идет дискуссия по данным вопросам.
Ведущий: Давайте попробуем сформулировать основные понятия, о которых мы сегодня говорим: Родина и патриотизм
(Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.
Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.)
Ведущий:
В какие именно моменты вы испытываете национальную гордость?
Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны?
Испытываете ли вы горечь за поражения и ошибки?
Какие эмоции вызывает у вас гимн нашей страны?
Идет дискуссия по данным вопросам.
В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое своей страны, кричать о покаянии.
Ругать свою историю – все равно, что придавать анафеме своих родителей.
Ведущий: Сейчас мы с вами проведем анкетирование.
Раздаются анкеты, учащиеся отвечают на вопросы анкеты.
Ведущий: Пока наши результаты будут обрабатываться, давайте еще немного порассуждаем:
Нужны ли стране профессиональные военные?
Кто из вас хочет поступить в военные училища?
Престижна ли профессия офицера?
Вы за или против службы в армии?
В древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.
Еще недавно служба в рядах советской армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В настоящее время в армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого армия недостаточно оснащена современной военной техникой. А Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.
Считаете ли вы себя патриотом?
Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию родины?
Хотели бы вы уехать из своей страны?
Хотели бы вы родиться и жить в другой стране? Почему?
Престижна ли профессия офицера?
Вы за или против службы в армии?
Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
Читаете ли вы периодические издания?
Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
Есть ли у вас пример для подражания? Кто?
Чтец 1:
Тебе не раз враги грозили,
Тебя сметали - не смели,
Любовь моя, Земля моя
Тебя порушить не могли!
Тебя топтали — не стоптали,
Тебя сжигали - не сожгли.
Мы все с тобою испытали,
И даже больше, чем могли.
Чтец 2:
Если память о каждом собрать,
Сила духа великая грянет,
Чтоб Отчизну-красу защищать,
Когда время лихое настанет.
Коль беда, преступленье, позор,
С ними враг, воровски и трусливо
На заклание, словно в костер,
Бросит Родину нашу;
Поднебесная воинов рать,
Вдохновляясь заветами чести,
Воззовет: «Мы готовы тебя защищать!
Вот наш совести путь, путь наш крестный».
Ведущий: Чтобы вспомнить о тех, кого мы можем с полной ответственностью назвать патриотами, мы с вами сейчас посетим наш школьный музей и памятник погибшим воинам.
Старшие учащиеся проводят экскурсии.
Возле памятника «на привале» дети рассказывают о своих родственниках, принимавших участие в боевых действиях.
Воспитанники возвращаются в школу, обсуждают результаты анкетирования, приходят к выводу: изменилось ли их мнение о патриотизме.
Ведущий:
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ведущий: На свободных ватманах продолжите высказывание:
Патриот – это…
(Тот, кто любит то место, где родился и вырос.
Знает историю своей страны, гордится своими предками.
Знает и бережет свой родной язык.
Готов встать на защиту Отечества.
Отстаивает престиж свой страны.
Готов отдать своей Родине все силы и способности.
Строит своё будущее, связывая его со своим Отечеством.)
Быть патриотом - это
(Это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить её интересы выше своих собственных, это желание сделать всё возможное, чтобы сохранить её саму, её народ и её культуру, желание защищать её интересы и границы)
Ведущий:
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики наших матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью нашего народа,
Которую не смог никто подмять.