Данное воспитательное мероприятие проводится в условиях группы продленного дня 1-4 классов. Так же его можно использовать на уроках классным руководителям и учителям младшего звена.
Час общения: «Коллектив начинается с меня»
Цель: сформировать позицию, что коллектив начинается с самого себя.
Задачи:
Основные понятия, изучаемые на занятии: дружба, коллектив, успешность.
Материал: клубочек нити; басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», толковый словарь Ожегова; телевизор; флеш-носитель с видеозаписью физкультминутки.
Ход занятия:
І. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на работу – игра «Волшебный клубочек»
По цветовому свойству учащиеся делятся на группы (4 цвета – 4 группы). Участники занятия становятся в круг. Ведущий предлагает, передавая друг другу клубочек нити и наматывая часть нити на запястье, говорить следующее: «Здравствуй, Даша. Мне приятно с тобой общаться, потому что…» Педагог также активно увлечен в игру.
После того, как высказались все участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный»! Почему я так решила? (Ответы детей).
– Он смог нас объединить! Зачем я это сделала? (Ответы детей)
– Что вы сейчас чувствуете и почему? Когда вы также себя чувствовали? (Ответы детей)
Подвести детей к мысли, что это напоминает семью, общество, группу, коллектив.
ІІ. Основная часть занятия. Упражнения на усвоение материала.
Упражнение 1
Попробуйте подвигать руками. Что вы чувствуете, испытываете? Почему? Когда вы испытывали такие же чувства? На что это похоже? (Ответы детей)
Подвести детей к мысли, что это похоже на взаимодействие людей, действия могут зависеть не только от самого себя, но и от других.
Упражнение 2
(Ведущий тянет нитку, ниточка затягивает запястья детей и уменьшает пространство между участниками группы, заставляет детей невольно двигать руками).
– Что происходит? Как вы себя ощущаете и почему? Зачем я это сделала? На что это похоже? (Ответы детей)
Подвести детей к мысли, что это похоже на взаимодействие людей, одним комфортно – другим нет и надо быть острожным, т.к. твои действия могут привести к нежелательным последствиям в действиях другого.
Упражнение 3
– Сейчас вы можете принять такое положение, чтоб вам было комфортно (кто-то освободится, кто-то ослабит нитку, кто-то останется в исходном положении).
– Кто хочет пояснить, что он сделал и почему? Какой вывод можем сделать?
Подвести детей к мысли, что каждый человек по-разному себя чувствует в группе, обществе, у каждого своя дистанция, некоторые себя комфортно чувствуют, когда он вместе с кем-то, другие наоборот – им нужна свобода действий.
– Ребята, вы можете освободиться от ниточки и продолжить нашу беседу.
– Какие выводы вы сделали для себя во время упражнений?
Взаимодействия людей могут для одних быть комфортными, для других нет; у каждого человека есть своя дистанция общения; иногда действия одних ведут к действиям других, поэтому надо быть осторожными, чтобы другим не причинить вред
– На какую тему мы сегодня будем рассуждать? (Ответы детей: о коллективе, дружбе).
– Зачем важно обсудить эту тему? (Ответы детей)
ІІІ. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.
– В своих рассуждениях вы часто использовали слова коллектив и группа, а как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей)
– Мы в данный момент коллектив или группа? Почему? (Ответы детей)
Могут быть разные ответы и мнения.
(Педагог дает формулировку по словарю Ожегова)
КОЛЛЕКТИВ – группа лиц объединенных общей работой, учебой, общими интересами.
ГРУППА – несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг от друга соединенных вместе.
– Теперь, как вы ответите на мой вопрос? Мы коллектив или группа в данной ситуации? (Ответы детей)
– Сейчас я прочитаю известное произведение, которое доказывает, что не каждая группа является коллективом. (Чтение басни И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак»):
Басня «Лебедь, щука и рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
– Что должны сделать герои басни, чтобы воз сдвинулся с места? (Договориться).
– Почему у одних это получается, а у других нет? Какие выводы можем из этого сделать?
Главная мысль, что коллектив начинается с каждого из нас.
IV. Физкультминутка.
(Педагог включает видеозапись на телевизоре)
V. Работа в группах: «Составление портрета коллектива».
– Ребята на каждой парте лежит жетон, займите свои места за партами в соответствии с цветом. Так учащиеся делятся по группам.
– Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой, не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь мы все разные, непохожие друг на друга, но все по–своему интересны и неповторимы. И будучи очень разными, каждый из вас привносит в наш коллектив что–то свое, и из этого складывается общая атмосфера в нем.
– Попробуйте составить коллективный портрет своей группы, чтобы стало понятно, какие вы и не забудьте отметить самое яркое положительное качество каждого.
VІ. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Выставка работ и рассказ о коллективном портрете.
– Какими же качествами должен обладать человек, чтоб стать членом коллектива? (Ответы детей)
VIІ. Подведение итогов.
– На какую тему рассуждали? К каким выводам пришли? (Ответы детей)
– Кто из вас может сказать: «Коллектив начинается с меня»? (Ответы детей)
VIІІ. Рефлексия:
– Я буду зачитывать фразу, а ваша задача ее закончить. Итак:
Сегодня я узнал(а)…
Я понял(а)…
Я почувствовал(а)…
Я научился(лась)…
Я смог (смогла)…
Было интересно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
1