Доповідь на міському семінарі "Інтеграція математики в навчальні дисципліни"

Про матеріал
С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. А самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.
Перегляд файлу

Черноморская общеобразовательная школа І-ІІІ ступени №3

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на городском семинаре

на тему:

«Интеграция математики в дисциплины начальной школы. Применение «модели реки» в планировании современного урока»

 

 

 

Учитель начальных классов:

Т.В. Никончук

 

 

 

 

 

 

г. Черноморск 2016 г.

(СЛАЙД 2)

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот:

Сорвешь цветок,

А где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет…

 Л. Куклин

(СЛАЙД 3) Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения.

С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. А самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.           

Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.

В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации.

(СЛАЙД 4) На мой взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».

В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.

(СЛАЙД 5) Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы:

 «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,

 «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников»,

 «развивается умственная деятельность»,

 «появляется желание учиться», «формируются положительные нравственные качества».

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. А мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

(СЛАЙД 6) «Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».

(СЛАЙД 7) Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.

Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.

(СЛАЙД 8) Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

(СЛАЙД 9) Каковы могут быть формы интегрированных уроков? С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные.

На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.

Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

Урок – издание газеты или научного альманаха. Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого и поискового характера по определениям темы. Результаты работы и составляют содержание предполагаемой газеты или альманаха.

Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет-конкурс или аукцион.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.

Он требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.

(СЛАЙД 10) Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка.

За годы работы учителем я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают  к поисковой и исследовательской деятельности. За методикой интегрированного преподавания большое будущее.

(СЛАЙД 11-14)

Урок, реализованный по такой модели, предлагает ученикам знакомство с новыми темами в игровой и доброжелательной форме, способствует запоминанию пройденных тем, помогает связать новое и выученное, и предлагает множество возможностей для упражнений. Ученики могут испытать положительные эмоции от процесса слияния обучения и чувства общности.

(СЛАЙД 15)  „Границы моего языка определяют границы моего мира“

Эта цитата Витгенштейна из «Логико-философского трактата» („tractatus logico-philosophicus“, 1921)  четко показывает, что язык является основой для образования, социального участия и интеграции в общество: „То, чего мы не можем мыслить, того мы мыслить не можем; мы, следовательно, не можем и сказать того, о чем не можем мыслить …  Тот факт, что мир есть мой мир, проявляется в том, что границы языка (единственного языка, который я понимаю) означают границы моего мира“.

Дети с недостаточным знанием языков чувствуют себя в школе одинокими, оказавшимися в своем маленьком индивидуальном мире, они находятся в очень узких границах. Язык математики также является для детей иностранным. Математические термины необходимо учить как иностранные слова, их необходимо наполнить смыслом, дети должны их понять, осознать эти понятия, работая с ними, тренировать их, чтобы добиться устойчивого понимания и умения использовать их. Только тогда математика может быть усвоена и понятна. Языковые барьеры означают границы обучения. Наша цель состоит в том, чтобы расширить их и включить всех детей в группу. Поэтому необходимо подробно рассмотреть учебный процесс и осветить его как дидактически, так и методически. Ритм, мелодия, ударение, темп, паузы и звуковая окраска важны как для музыки, так и для языка, и вместе с тем, являются исходной базой для мышления, обучения, культуры и социальной компетенции.

(СЛАЙД 16) Кооперативное обучение

Кооперативное обучение является особой формой совместного обучения. Основная идея заключается в совместной работе учеников в команде. Учитель тщательно планирует учебное окружение, ответственность за обучение в большей степени передается ученикам. Это - идеальное условие для наблюдения за процессом обучения и дальнейшего планирования собственного обучения.

Также, в основе кооперативного обучения лежат социальные процессы. Изменение социальных и семейных условий делают необходимым, в первую очередь, ознакомление детей с кооперативными процессами. Мы не должны полагать, что любой ученик способен сразу автономно и ответственно работать над заданиями или быть в состоянии работать в группе. Учитель должен быть интегрирован в этот процесс, он должен предлагать формы взаимодействия, помогать, поддерживать и поощрять. И как раз в этом может помочь музыка!

(СЛАЙД 17) Язык, музыка и комплексное обучение

Каждый урок в школе должен служить как развитию социальных навыков, так и получению общего, целостного образования, поэтому таким важным является комплексное обучение. Необходимо избегать абсолютного разделения предметов учебного плана.

Музыка не является панацеей, однако она может улучшить процессы обучения, поскольку восприятие и обработка ощущений происходит по-другому. Музыка "повышает внимание, организует, структурирует, направляет эмоции, стимулирует развитие языка, заставляет выражать себя и думать, знакомит с культурой через песни, танцы, отношения, смысл. Но самое главное в том, что дети учатся с радостью, удовольствием, раскрываясь всем телом, показывая себя и свою душу“ (Palmisano, Agnes: Gesangsunterricht mit geistig schwerstbehinderten Kindern; in: vox humana, Hrsg: Bundesverband Deutscher Gesangspädagogen und evta-austria bund österreichischer Gesangspädagogen, Jahrgang 3, 2008, S.52).

Понятия речевой поток, беглое владение языком послужили вдохновением для нашей модели учебного процесса, в которой музыка и язык служат руслом реки для кооперации, инклюзии и комплексного обучения.

(СЛАЙД 18) Модель реки - междисциплинарная модель для целостного образования в начальных школах.

В этой модели, состоящей из нескольких фаз, представлена дидактическая связь между музыкой и комплексным уроком. Сама музыка является отправной точкой для речепроизводства и обучения во всех областях. Начальное образование не должно дробиться на отдельные потоки, оно должно следовать общему руслу. При традиционном делении учебного процесса на предметы, основной поток часто блуждает слишком длинными притоками. Река, в которой объединены все притоки имеет несколько русел с общей поймой. Она не растекается в стороны, она становится полноводной, и именно этого мы хотим достичь. Мы хотим направить процесс обучения детей в это русло. Через музыку мы создаем русло реки, которое метафорически объединяет все потоки в общий поток.

(СЛАЙД 19-21) Основой модели реки учебного процесса послужила «теория потока» М.Чиксентмихайи (Csikszentmihalyi) (In: Warwitz, Siegbert: Sinnsuche im Wagnis: Leben in wachsenden Ringen; Erklärungsmodelle für grenzüberschreitendes Verhalten; Bartmannsweiler: Schneider-Verlag. Hohengerlen, 2001, S.204-223).

«Поток духа» („Flow of spirits“) означает состояние равновесия, внутреннего баланса, глубокой радости и счастья. "Прообразом человека в потоке является играющий ребенок, находящийся в счастливом состоянии полного баланса с собой". Следующие 6 пунктов Варвиц (Warwitz) называет решающими:

  1. Исполнитель чувствует уверенность в своих силах применительно к требованиям.
  2. Внимание сосредоточено на ограниченной, обозримой области деятельности.
  3. За однозначными требованиями к деятельности следует четкая обратная связь.
  4. Деятельность и сознание соединяются.
  5. Исполнитель растворяется в своем деле.
  6. Деятельность является наградой.

(СЛАЙД 22) Ощущение потока не возникает благодаря пассивному одариванию, т.е. в результате чистого фронтального занятия. Оно должно быть достигнуто благодаря активации и настоящим достижениям. Сложность и умение должны быть приведены в равновесие.  Завышенные и заниженные требования не позволяют проявиться эффекту потока.

(СЛАЙД 23) 1. SOURCE (= источник, введение в реку) - открытие языкового окна и пробуждение готовности к теме  – заставить детей двигаться, чтобы последующие за этим темы вдохновляли их и заставляли воспринимать себя.

Это достигается либо пассивно через прослушивание классической музыки или активно при помощи детских песен, ритмических стихов, рифм, а также при помощи отдельных сигнальных слов, которые соответствуют последующим темам и представляются ритмично. При этом пробуждается детское любопытство и происходит фокусировка внимания. Это помогает детям меньше отвлекаться, что является предпосылкой для следующего шага:

2. FLOW (=оформление и сопровождение) - «плыть» в потоке работы. Будучи включенными в очень четкую структуру, которая дает им чувство уверенности, ученики переживают акустическую информацию, анализируют услышанное, испытанное и увиденное, выражают себя при помощи собственного тела и вербально, представляют темы, интерпретируют, танцуют, формулируют, пишут, считают, поют и играют на инструментах, произносят по слогам ..., в зависимости от темы они работают над темой (инклюзия) междисциплинарно, комплексно, активно и в соответствии с индивидуальными возможностями и испытывают, по возможности, максимальную свободу в очень хорошо спланированной и организованной среде обучения.

3. PRACTICE (= практическое применение) – ученики апробируют выученное и приобретают дополнительный опыт. Во время этой фазы происходит апробация и применение всего выученного до сих пор, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей происходит закрепление выученных структур путем упражнения, рассказа, письменной фиксации, осознания собственного восприятия …. При помощи музыки происходит создание связей.

(СЛАЙД 24) 4. INCLUSION (творчески—конструктивистское применение, тренировка). Творческая, разнообразная, направленная на развитие, инклюзивная деятельность возможна в результате тренировки и решения проблем без боязни не справиться или получить плохую оценку. Учитель имеет возможность наблюдать за детьми. Возникает новая форма культуры работы с ошибками, направленная на развитие вместо ориентированной на ошибки. Учитель оформляет среду обучения.

Переживающий эффект потока может полностью сконцентрироваться на деле, ощущая при этом свободу мысли. Он интегрируется в свою текущую деятельность. Чувство времени меняется. В потоке нет времени. Для учителей возникает возможность сопровождать детей, ориентируясь на развитие вместо ориентации на недостатки. Дети конструируют, деконструируют и реконструируют – возникает новое значение для создания благоприятной учебной среды. Кроме того, учитель и ученики творчески чередуются. Модель потока может применяться как для отдельных уроков, так и целого дня, предпочтительно для планирования учебного процесса на целую неделю.

В Педагогическом институте Верхней Австрии в настоящее время реализуется научно-исследовательский проект в этом контексте. 12 школ из Верхней Австрии принимают участие и используют в учебном процессе эту модель обучения. Начало проекта: сентябрь 2015 – лето 2019.

(СЛАЙД 25-35) Практическое применение методов интеграции учителями начальной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

по применению «модели реки»

Фантастическое путешествие - дети лежат на полу, а учитель рассказывает о реке Молдова.

Давайте отправимся сегодня в путешествие. Для этого вам нужно стать легкими и парить в воздухе. Ой, это так тяжело! Ветер несет нас над широкими долинами и полями, над высокими деревьями и домами. Мимо нас пролетают маленькие жуки и бабочки. А иногда мы замечаем в воздухе птицу, которая поет веселую песню. Нам навстречу несутся сладкие ароматы нежных цветов и зеленых трав. Мы вдыхаем их, и они наполняют все наше тело. Мы приближаемся к холмистой местности, которая покрыта цветущими кустами. И вдруг внизу мы слышим тихий шум.

Кто это? Кто разговаривает с нами?

Мы оглядываемся, но не видим ни души. И все же мы можем слышать этот голос (проигрываются звуки воды).

Мы осторожно смотрим на землю и видим там мягкие движения у подножья холма.

Мы присматриваемся внимательнее и замечаем, что из земли вытекает чистая вода. Она начинает свое движение.

В этом месте начинаем проигрывать музыкальный отрывок.

А ведь это источник! Мы наблюдаем с любопытством за движением этого маленького ручейка. Мы медленно и осторожно ложимся на воду, и он увлекает нас за собой.

Все большее количество воды начинает движение и вот рядом с нами мы замечаем рыб. Некоторые из них осторожные и пугливые. Они быстро прячутся за острыми камушками. Другие рыбы любопытные и начинают плавать вокруг нас. Ручеек превращается в настоящую реку, несущую большие потоки воды. И вот красивая улитка пытается спастись от этого потока на листике воды. Вдруг вода наталкивается на большой камень, появляются волны, и мы начинаем танцевать на них.  Кажется, что мы находимся в плену у воды, и мы не сможем выйти из нее. На воде появляются белые пузырьки пены и кажется они хотят нас проглотить, но вдруг появляется большая ветка которая освобождает нас из этого плена, нас выбрасывает на другой берег реки, мы еще раз погружаемся в воду. Когда мы снова оказываемся на поверхности воды вода успокаивается, и мы слышим тихий знакомый нам шум воды. Вода выносят нас на теплую песчаную косу, и мы можем отдохнуть от нашего увлекательного путешествия. Мы медленно возвращаемся к месту начала нашего путешествия - в наш класс.

В этом музыкальном отрывке ученики слушают программную музыку. Они лежат на полу вдоль голубой тюлевой ткани и представляют себя частью реки Молдовы во время прослушивания музыкального отрывка Бедржиха Сметаны, который теперь рассказывает о себе.

Вода расскажет вам сегодня об особенном мальчике, который был музыкантом и сочинил много прекрасных произведений и это в том числе. Его зовут Фридрих, но у него дома все называют его Бедржих, что означает тоже же что и Фридрих. Ну, пусть он сам расскажет нам о себе.

Я вырос в городе Литомишль, в Чехии. Я уже говорил, что меня зовут Бедржих Сметана. Итак, я Бедржих Сметана. Также, как и вы, я учился в школе,  а потом я приехал в Прагу. Там я ходил в гимназию и стал музыкантом и композитором. Вы знаете город Прагу? Это старый город, в котором много мостов и церквей. Над городом возвышается Старый замок. Больше всего я любил гулять вдоль реки, которая течет через весь город. Я очень любил наблюдать за течением реки, вода была спокойна. Она текла, обвивая камни и кусты. Я очень любил наблюдать за течением реки. Вода текла, подобно змее, между камней и кустов, была то спокойной, то дикой. Иногда она начинала бурлить и тут же стихала, становилась тихой и чистой. Как часто я хотел нарисовать картину этой реки. Но, к сожалению, я ведь не художник. И все же однажды мне в голову пришла идея. А если я нарисую эту реку при помощи звуков. Но с чего же мне начать?

Я начал вспоминать, где река начинает свое течение. Конечно – у истока. И вот там начинается моя музыкальная композиция. Я думал о темных лесах, деревнях и городах, мимо которых текла река Я думал о людях, которые пели и играли на инструментах, как звучат инструменты, когда люди празднуют свадьбу. Я также думал о быстром течении реки, о том, как она злится и шумит, что пересекают, встречая на своем пути камни. Я вспоминал обо всем, что испытывает она во время своего путешествия. Я нарисовал все это при помощи мелодии и нот и, таким образом, мои воспоминания превратились в музыкальное произведение под названием «река Молдова».

 

 

 

1

 

docx
Додано
29 березня 2020
Переглядів
371
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку