Дослідницька робота «Походження слова «шпаргалка» і її практичне застосування»

Про матеріал

Проект - дослідження з російської мови за темою «Походження слова «шпаргалка» та її практичне застосування». Предмет дослідження: російська мова. Метод дослідження: аналіз та синтез. Об'єкт дослідження: респонденти 1,5.8,11 класів, вчителі. Мета проекту: розглянути один із розділів мовознавства «етимологія»; розкрити походження і значення слова «шпаргалка»; вивчити різні види шпаргалок; з'ясувати, яку роль шпаргалка займає в житті учня.

Перегляд файлу

Специализированная  I-III ступеней школа №40 им. Е.М.Мисько

 

 

 

 

 

 

Научно-практическая конференция

 

 

 

 

Проект - исследование по русскому языку

 

 

 

Тема: Происхождение слова «шпаргалка»

          и её практическое применение

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила:      

                                                                      учащаяся 11-А класса

                                                                    Дорохина Валентина

 

                                                          Руководитель:   

                                                                             учитель русского языка и

                                                                                литературы Н.П.Васичкина

 

 

 

 

 

 

 

г. Мариуполь

 

Научно-практический проект

Лингвистическое исследование

 

Тема:   «Происхождение слова «шпаргалка»

        и её практическое применение»

 

Предмет исследования: русский язык.

Метод исследования: анализ и синтез.

Объект исследования: респонденты 1,5.8,11 классов, учителя.

Цель проекта: рассмотреть один из разделов языкознания «этимология»; раскрыть происхождение и значение слова «шпаргалка»; изучить различные виды шпаргалок; выяснить, какую роль шпаргалка занимает в жизни ученика.

 

План проекта

              I.   Цели и задачи, актуальность выбранной темы.

              II.  Содержание:

                    1. Происхождение слова «шпаргалка»;

                    2. Использование шпаргалок;

                    3. Виды шпаргалок;

                    4. Практическое исследование;

                    5. Заключение.

               III. Приложение (иллюстрации, презентация).

               IV. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

I.  Цели и задачи проекта,  актуальность выбранной темы.

На уроках русского языка мы изучаем различные разделы языкознания. Меня заинтересовала этимология – раздел, изучающий родственные связи и происхождение слов. По этимологическому словарю я узнала происхождение многих слов, рассмотрела некоторые работы известных русских языковедов, и считаю, что этимология, как наука, всегда будет значима,  ведь известно, что все слова языка имеют свою историю,  т.к. тесно связаны с реалиями, с предметами и явлениями, иначе – с жизнью и бытом народа, его общественным строем, материальной и духовной культурой. В ходе языковедческого исследования я руководствовалась определёнными целями: формирование поисковой деятельности, развитие самостоятельности и критического мышления, перспективность, значительность исследуемого материала, соответствие содержания современным достижениям науки. Из многочисленных задач этимологического анализа слов я остановилась на решении следующих: определить происхождение слова (время возникновения, источник заимствования), выяснить образ, положенный в основу слова как названия предмета и установить связь между этимологически родственными словами.

Слово «шпаргалка», происхождение которого я раскрою в своём проекте, показалось мне одним из интересных слов с языковедческой точки зрения, в связи с тем, что обучаясь в школе, а затем в других учебных заведениях, мы все неоднократно сталкиваемся с практическим применением такого предмета, как шпаргалка. Это слово из активной лексики современного русского языка, но т.к. оно иноязычное, то раскрытие его этимологии будет способствовать более точному употреблению в речи. А практическое использование  не утратит своей актуальности даже в современном информационно-развитом обществе.

Зачем мы списываем? Начав списывать на уроках, мы будем продолжать пользоваться  шпаргалками и на экзаменах. Мне стало интересно, почему учащиеся  пользуются шпаргалками, как они относятся к ним, что такое шпаргалка, хорошо или плохо для процесса обучения использование шпаргалки.  Поколения до нас, наше поколение и, скорее всего, поколения после нас пользовались и  будут пользоваться шпаргалками. Как отмечают ректоры многих высших учебных заведений, преподаватели в школах, да и сами студенты и школьники, процесс списывания приобрел глобальный характер. Как безобидная «шпора» превратилась в угрозу, которая наносит вред? Или, может, приносит пользу? Чтобы ответить на эти вопросы, в процессе работы над проектом я изучила теоретический материал, провела лингвистическое и практическое исследование и сделала собственные выводы о значении шпаргалок в учебном процессе.

 

II.   Содержание

1.   Происхождение слова «шпаргалка»

 

Как появилось слово «шпаргалка», наука точно не знает. Возможно, за основу был взят корень -шпар-, от «шпарить быстро, без запинки». Вторая версия – шпаргалка происходит от санскритского shoargalle, что означает «секретный, тайный документ».  
Но более вероятной представляется версия, что это слово, как и многие другие, связанные с образованием, досталось нам в наследство от древних греков. Шпаргалка – от польского szpargaly – ненужные, исписанные бумаги, в польский пришло из латыни (sparganum – пелёнка, старье), куда, в свою очередь, было заимствовано из греческого (sparganom – лохмотья, тряпки). То есть шпаргалка – это пелёнка, получается. В словаре Даля читаем: ШПАРГАЛЫ. более шуточное - хлам, бутор, шарабара, всякие плохие пожитки. Писарские шпаргалы, бумаги и припасы.  Слово существует в украинском и белорусском языках - шпаргалка. В других славянских языках отсутствует. Сравним с тем же значением: в болгарском - бележчица; в чешском - tahak; польском -  sciagawka. В начале 1900-х гг. это слово уже существовало в русском языке. Оно отмечалось как ученическое, кадетское слово.

Изобретение шпаргалки приписывают одному из самых могущественных людей Западной Европы конца VIII века, королю франков Карлу Великому. Карл Великий в свое правление расширил границы Франкского государства вдвое, хотя не умел читать и писать. Но указы, подписанные его рукой дошли и до наших дней. Как же это могло получиться? Ответ очень прост, у Карла Великого была шпаргалка. Учеными мужами того времени был придуман и изготовлен образец подписи на пергаменте. Когда нужно было подписать государственный документ, Карл тщательно срисовывал свое имя и титул со шпаргалки.

 В современном значении «шпаргалка» употребляется с конца XIX – начала ХХ века. Хотя, безусловно, шпаргалки были известны гораздо раньше. Древние шпаргалки писались древними учениками на вощёных глиняных табличках, которые нельзя спрятать в карманы или за пазуху. Бумаги тогда ещё не существовало, а папирус и пергамент стоили дорого. Ученики, пользовавшиеся глиняными шпаргалками, часто попадались, подвергались взысканиям, а иногда даже, как неспособные быть гражданами в будущем, – сбрасывались с утёса в бушующее море. Представляете себе древнегреческого ученика, который несет на экзамен десяток глиняных табличек под туникой? Со времени изобретения бумаги шпаргалка стала популяризироваться и развиваться, ну а в наши дни шпаргалка является образцом прогресса хитроумия и человеческой находчивости.

 

2.   Использование шпаргалок в современных условиях.

 

 В современных условиях сдача экзаменов без вспомогательных средств невозможна. Исходя из этого и, основываясь на том, что "бытие определяет сознание", современный студент пришёл к выводу о необходимости использования нелегальных вспомогательных источников(НВИ).
Нелегальные вспомогательные источники  «шпаргалки», в общем, подразделяются на две основные группы. К первой группе относится родоначальник НВИ - собственно шпаргалка, представляющая собой в классическом исполнении, узкую полоску бумаги, сложенную гармошкой. На текущий момент она представляет собой низшую форму НВИ, хотя некоторые консервативные слои студенчества отдают предпочтение именно ей.

Ко второй группе относятся усовершенствованные современные шпаргалки.
Облик современной шпаргалки существенно изменился в техническом аспекте по сравнению с 1913 годом.  Качество бумаги улучшилось, вместе с количеством заносимой информации. Отличительная черта шпаргалки в том, что она занимает относительно немного места, что очень важно с точки зрения конспирации.

В языковедческом значении данное слово имеет однозначную лексиому. Шпарга́лка — носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был выучить. Использование шпаргалок запрещено официально и критикуется с точки зрения моральных и этических норм. При обнаружении учащийся, как правило, выгоняется с экзамена с неудовлетворительной оценкой. Строгость наказания различается в разных учебных учреждениях, часто зависит от традиций страны.

В   более широком общеупотребительном значении это слово многозначно. Шпаргалка (сокр. - Шпора):

  1. У учащихся, не уверенных в своих знаниях: бумажка с записями для подглядывания во время экзамена. Отвечать по шпаргалке.. У учащихся, уверенных в своих знаниях: бумажка с записями "на всякий случай", для большей уверенности во время экзамена.
  2. Бумажка, записка с текстом, заранее приготовленным для выступающего. Говорить по шпаргалке. Действовать по шпаргалке (перен.: по чужой указке, несамостоятельно).
  3. Краткие инструкции по использованию какого-либо устройства, программы, языка программирования и т.п., сведенные на одну или несколько страниц текста. Как правило служат в качестве удобного вспомогательного средства при работе.
  4. Краткие инструкции для операторов (например, телефонных Call-центров) со списком возможных вопросов с ответами на них. Аналогичные шпаргалки делают для журналистов, ведущих радио и телепередачи в прямом эфире, политических деятелей, кандидатов в депутаты и т.п.

3.  Виды шпаргалок.

Грядет горячая пора экзаменационная пора, окончание учебного года, и перед каждым школьником, абитуриентом, студентом встает поистине драматический вопрос: учить или списывать? И если списывать, то как? Как-то незаметно ушли в прошлое времена, когда на экзамены студенты и школьники тащили «шпоры», «бомбы» и тому подобную дребедень. На смену прабабушкиным рецептам пришли высокие технологии: теперь продвинутые юнцы благополучно списывают ответ на нужный вопрос с мобильного телефона или карманного компьютера, через беспроводную гарнитуру или MP3-плеер.

Шпаргалки можно поделить на два вида: технические и текстографические.

Рассмотрим различные виды шпаргалок, начиная с традиционных.

Шпаргалка Обыкновенная. Представляет из себя бумажку, на которой мелким текстом и тезисно написан ответ на один или несколько вопросов. Лучшее место для такой шпоры - внутренний карман пиджака.

Шпаргалка Бомба. Представляет из себя листок, с заранее написанными правильными ответами. Один из самых лучших методов, хотя и изготовление таких шпаргалок – довольно трудоёмкий процесс, да и спрятать толстую пачку исписанных листов не так просто. Неуместен такой способ, если вы знаете, что листы для ответов на экзамене на специальных бланках или будут проштампованы печатями.  В процессе экзамена необходимо сразу же найти правильный ответ и выдвинуть его из общей пачки. Потом сделать вид, что вы что-то усердно пишите, а выйти отвечать или сдать уже готовый.

Шпаргалка книжная. Представляет из себя листки, вырванные из книги. Списать с такой шпоры достаточно сложно, но на ее написание практически не тратится времени. Лучшее место для такой шпоры - внутренний карман пиджака.


Шпаргалка на резинке. Пишешь на бумажке ответ, на обратную сторону скотчем лепишь конец резинки, другой конец привязать к руке. При опасном приближении преподавателя бумажку отпустить, на что она немедленно «среагирует и спрячется» в рукав.

Шпаргалка - сломанный карандаш. Берем несколько ручек и карандашей белого цвета, делаем шпоры и клеим их сверху на прозрачный скотч. При этом на экзамене, чтобы начать списывать, делаем вид, что кончилась ручка или сломался карандаш.

Шпаргалка в книге. Необходимы  прозрачная обложка для книги (дневника), ручка,  бумага. Когда выходишь отвечать, под обложку закрытой книги кладешь бумажку со стихотворением, встаешь, по возможности, за спиной учителя и читаешь, немного запинаясь.

Шпаргалка – гармошка. Пишешь ответы на узкой полоске бумаги, которую сворачиваешь в гармошку. Списывая, аккуратно отворачиваешь гармошку, придерживая левой рукой.

 

Шпаргалка на теле. Много информации не помещает, но формулы, таблички написать можно – на руках, под свитером, рубашкой, девушкам удастся и на ногах под юбкой.

 

Современные шпаргалки вошли в употребление в конце XX века и продолжают усовершенствоваться в настоящее время с развитием новых технологий. Рассмотрим несколько примеров электронных шпаргалок.

Шпаргалка калькуляторная.  Представляет  из себя записную книжку с введенным текстом ответов на вопросы. Списать с такой шпоры, особенно по тем предметам, где нужен калькулятор, удается в 95% случаев, причем у учителя это не вызывает подозрения.

Шпаргалка дискетная. Берётся дискета. У дискеты есть железка, которая движется, отодвигаем её и пишем на дискете шпаргалку.  Кладём эту дискету на стол и, когда надо, поигрывая, отодвигаем железочку влево и начинаем снизу вращать диск.                                          
Шпаргалка – невидимые чернила. Замечательный аксессуар шпиона, способный оказать помощь лентяю, – ручка с невидимыми чернилами. Причем писать можно не только на бумаге, но и на одежде, а также коже. Для того чтобы прочесть написанное, потребуется ультрафиолетовый фонарик. Его можно, например, встроить в шариковую ручку.

Шпаргалка - часы.  Шпаргалка, замаскированная под наручные часы. Во время экзамена нужный билет будет ползти по экрану с заранее выбранной скоростью, так что постоянно трогать экран или крутить колесико не потребуется. Благодаря этому списывающего будет сложнее обнаружить. А если непредвиденная ситуация все-таки произошла, часы оснащены тревожной кнопкой, после нажатия которой у устройства блокируются все функции, кроме отображения времени.

 

Шпаргалка - микронаушник.  Беспроводной динамик полностью прячется в ухе, и заметить его крайне сложно. На одежде прячется беспроводной микрофон. Так что напарник, помогающий  из другой аудитории, может слышать вопросы преподавателя и отвечать на них, таким образом спасая даже на устном экзамене. Наушники подключаются к телефону по bluetooth и работают на расстоянии. Это полезно в тех случаях, когда на экзамены не разрешается проносить рюкзаки и мобильные телефоны.

 

Шпаргалка плеерная. Представляет из себя запись с правильными ответами на вопрос. Просто надо включить в нужный момент плеер. Неудобство в том, что надо долго искать нужный вопрос и в том, что человек с наушниками на экзамене выглядит странно и подозрительно.

Онлайн-шпаргалка. Шпаргалка, размещенная в сети Интернет, используемая через телефон или другое портативное устройство. При этом использование таких шпаргалок позволяет сократить до минимума риск «разоблачения». В любое время можно свернуть браузер в телефоне. Можно самому создавать шпаргалки конкретно под себя, а затем просто вставлять полученную ссылку в телефон.

Шпаргалка - Органайзер.  Это настоящий шедевр изобретательности. Ответы на вопросы записываются на наладонник или в электронный органайзер. А для того, чтобы преподаватель не застукал, совершается хитрый маневр: с дисплея устройства снимается поляризованное стеклышко (без него дисплей будет абсолютно белым), надеваются заранее купленные очки «Полароид» с поляризованными стеклами – и «шпора» как на ладони. Правда, стоит продумать правдоподобный ответ на вопрос: «А что это вы, батенька, пялитесь на пустой экран? А?».

Онлайн-шпаргалка. Шпаргалка, размещенная в сети Интернет, используемая через телефон или другое портативное устройство. Достаточно послать SMS-сообщение на определенный код. Далее присылается WAP-ссылка, пройдя по которой, можно скачать требуемый ресурс. При этом использование таких шпаргалок позволяет сократить до минимума риск «разоблачения». В любое время можно свернуть браузер в телефоне. Можно самому создавать шпаргалки конкретно под себя, а затем просто вставлять полученную ссылку в телефон.

4. Практическое исследование.

Я провела небольшое исследование и в нашей школе. И выяснила, что значение слова «шпаргалка» учащиеся нашей школы объясняют так:

          а) подсказка на какой-либо вопрос;

          б) информация, которую можно незаметно списать.

Известные виды шпаргалок ограничиваются в основном, записями на маленьких листочках, на руках, специально распечатанные мелким шрифтом готовые ответы, реже шпаргалки-гармошки. На современном этапе образования, считают учащиеся школы №40, наиболее распространены подсказки посредством мобильных телефонов, планшетов, электронных книг. Эти же виды и применяются на разных уроках учениками нашей школы. Ученики пользуются шпаргалками, потому что хотят получить хорошую оценку, но при этом они не выучили урок, не могут выучить урок, потому что получили трудное задание, не запоминают или плохо запоминают предмет или им просто лень учить. Есть несколько ребят, которые чувствуют себя неуверенно или волнуются и тогда для них шпаргалка выступает как способ успокоения, способ обретения уверенности. Однако многие ученики не назвали причины, по которым они пользуются шпаргалками.

Прячут  бумажные шпаргалки в самых разнообразных местах: в пенале, в ручке, на линейке, под пиджаком, юбкой или даже галстуком, в атласе и под партой, на спине впереди сидящего человека и даже на подошве обуви. Электронные шпаргалки всегда под рукой, если учитель не обратит внимание на лежащий на парте или на коленях телефон или планшет.

Также мы взяли краткое интервью у учителей нашей школы.

Какие шпаргалки знают наши учителя?  Записи на листочках мелким почерком, гармошки, шпаргалки-часы, шпаргалки-бомбы, телефонные шпаргалки, записи на руке, отксерокопированные страницы из тетрадей или учебников, распечатанные листы, спрятанные в дневнике, атласе, тетради, пенале. Но также как и учащиеся, учителя считают наиболее распространёнными на сегодняшний день, шпаргалки посредством электронных устройств.

Одобряют ли наши учителя, то, что дети пользуются шпаргалками? Большинство учителей однозначно ответили, что против использования учениками шпаргалок, т.к. материал в таком случае качественно не усваивается, и нарушаются этические правила поведения на уроках или экзаменах. Но некоторые учителя в разумных пределах разрешают пользоваться учебной информацией в виде шпаргалок, если таковые составлены грамотно самим учеником, например, в письменном виде лично, в виде схемы  или алгоритма.

В целом, использование шпаргалок запрещено официально. При обнаружении учащийся, как правило, выгоняется с экзамена с неудовлетворительной оценкой. Строгость наказания различается в разных учебных учреждениях и часто зависит от традиций страны и лояльности экзаменатора. Я нашла информацию, что на сложных предметах в некоторых школах разных стран преподаватели позволяют иметь официальную шпаргалку с оговоренными условиями. В Литве, Латвии, Эстонии, России, Украине, Белоруссии, Польше, Венгрии списывают как в школе, так и в институтах. Пользуются шпорами и немцы. А вот в Великобритании, не списывают, так как считают, что это стыдно и подло. Об этой моральной стороне вопроса русские школьники и студенты, которые учатся за границей, не задумываются. В Финляндии за списывание могут отчислить или заставят проходить курс заново. Также отчисляют за пользование шпаргалками в Израиле, Белоруссии, Великобритании, Германии. А во Франции за списывание или использования любых форм подсказок выгоняют без возможности восстановления как подсказывающего, так и просящего. Во многих американских университетах есть так называемый кодекс чести, по которому списывающие студенты судимы и наказываются отчислением. А вообще в США это второе по значимости преступление, после наплевательства на американский флаг. В России с 2011 года за списывание штрафуют как школьников, так и учителей, находящихся на экзамене, на сумму от 3000 до 5000 тыс. рублей. Причем, попытка пронести в аудиторию мобильный телефон приравнивается к списыванию.

Большинство ребят считают, что пользоваться шпаргалкой это плохо, но они все равно будут продолжать это делать. Готовы отказаться от шпаргалки только учащиеся начальных классов. Некоторые учащиеся считают, что хорошо сделанная шпаргалка бесценна. Ведь, чтобы сделать хорошую шпаргалку с нужным материалом по теме затрачивается столько усилий, что человек волей-неволей заучивает содержание.

Так или иначе, а шпаргалки были, есть и будут палочками-выручалочками на экзамене. Ведь недаром шпаргалкам посвящают такие стихи:

...Несчастью верная сестра —
Шпаргалка в нужное мгновенье
Разбудит бодрость и веселье.
Списал? — Так спрячь ее тогда.

И тем не менее, мы все должны понимать, что самая лучшая шпаргалка – это голова!

 

IV. Список литературы.

Используемая литература:

1.      Толковый словарь русского языка. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; отв. ред. Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 2008

  1. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. 1964—1973

 

  1. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.— М.: Дрофа, 2004
  2. Этерлей Е.Н.: Неизвестное в известном. - Л.: Наука, 1979
  3. Откупщиков Ю.В.: К истокам слова. - М.: Просвещение, 1973
  4. Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Н.М. Шанского: Этимологические исследования по русскому языку. - М.: МГУ, 1968

7.      Англо-русский словарь общей лексики. © ABBYY, 2011. 100 тыс. статей.

  1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008

 

Интернет источники:

 

http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/proekt-shpargalkaza-i-protiv

http://presentaci.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/12498-shpargalki.html

 

 

 

doc
Додано
26 липня 2018
Переглядів
1544
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку