Урок "Неопределённая форма глагола"

Про матеріал

Цель урока: дать представление о глаголах в неопределённой форме, их значении и функциях; обучать правильному написанию глаголов в неопределённой форме; повторить правописание форм глаголов на –ться, сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах глаголов.

Задачи:

•Отработать способ действия при выборе написания –ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

•Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

•Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, интерактивная доска.

Перегляд файлу

Русский язык в 7 классе

Тема урока:         Неопределённая форма глагола. Буква Ь в неопределённой    

                               форме глагола на –ть, -чь, -ться, -чься  (повторение).  

                               Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).

Цель урока:       дать представление о глаголах в неопределённой форме, их               значении и функциях; обучать правильному написанию глаголов в неопределённой форме; повторить правописание форм глаголов на –ться, сформировать умение правильно  выбирать гласную в суффиксах глаголов.

 Задачи:

  • Отработать способ действия при выборе написания –ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, интерактивная доска.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Проверка домашнего задания.

- Какие глаголы называются возвратными, а какие – невозвратными? (Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными, без этих суффиксов - невозвратными).

- Какие глаголы называются переходными, а какие – непереходными? (Переходными называются глаголы со значением действия, направленного на предмет, которые сочетаются или могут сочетаться с зависимым словом в В.п. без предлога, остальные - непереходные).

2. Индивидуальные задания по карточкам.

а) Карточка №1

 Раскрыть скобки (слитное и раздельное написание не с глаголами)

     (Не)пёк, (не)стал, (не)сжёг, (не)здоровится, (не)хотел, (не)люблю, (не)дооценивал, (не)был, (не)волил, (не)шумел, (не)замёрз, (не)читал.

б) Карточка №2

 Преобразовать с помощью префиксов непереходные глаголы в переходные.

     ОБРАЗЕЦ: ехать – объехать лес.

Спать, лететь, работать, кружить, бежать.

в) Карточка №3

Заменить одним возвратным глаголом.

ОБРАЗЕЦ: брать под защиту кого-либо – опекаться.

Приветствовать друг друга при встрече –

Быть в тревожном состоянии –

Испытывать волнение –

Давать согласие –

Допускать ошибку –

Вступать в знакомство –

Уплатить полностью, сколько следует –

Излишне расхваливать свои заслуги –

Проявлять интерес к чему-либо - 

3. Беседа по тексту домашнего задания.

- О чём вы узнали из статьи книги «Священная история в коротких рассказах» (стр. 66)? (О том, что просили люди у Бога, и о том, что попросил Соломон у него).

- Что просил Соломон у Бога? (Мудрости, чтобы различать, что хорошо и что плохо, чтобы как следует управлять народом).

- Дома вы должны были подумать, а что бы вы попросили у Бога и написать сочинение-миниатюру «Моя молитва», использовав в нём различные глаголы.

4. Чтение письменного домашнего задания (сочинение-миниатюра «Моя молитва»).

- Какие глаголы вы использовали?

- Какие из названных глаголов вы употребили в неопределённой форме?

5. Проверить карточки с индивидуальным заданием (проверку производят 3 ученика). Оценки выставляются выполнявшим работу и тем, кто её проверял.

II. Изучение нового материала

  1. Объявление темы (слайд 1) и цели урока.
  2.  Работа в тетрадях: записать дату, тему урока.

- Как иначе называется неопределённая форма глагола? (слайд 2)

  1. Работа со слайдом 3:

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- На что указывают эти вопросы? (Совершенный и несовершенный вид).

- Обращение к учебнику (теория Б, стр.60). Чем отличается -ть (-ти) от

-чь? (-ть, -ти – окончания, а -чь – часть корня).

  1. Беседа.

- Прочитайте выразительно стихотворение на следующем слайде и сделайте выводы:  чего нет у инфинитива? (слайд 4).

- Какие грамматические категории имеет инфинитив? (слайд 5). (Инфинитив имеет два грамматических признака: вид и возвратность).

5.  (слайд 6) Давайте повторим, когда пишется  –тся, -ться в глаголах.

- Как узнать, когда Ь пишется, а когда нет?  (слайд 7)   (Нужно правильно задать вопрос. Если в конце вопроса нет Ь, значит, его нет и в глаголе – это глагол 3-го лица, а если Ь есть в вопросе, значит, он есть и в глаголе – это неопределённая форма глагола).

6. Закрепление.

- Измените глаголы в соответствии с вопросом: что делать? (слайд 8)

- Измените глагол по вопросу: что сделать? (слайд 9)

7. Очень часто глаголы неопределённой формы можно встретить в пословицах, поговорках. Определите, где Ь пишется, а где – нет.

Рассмотрим таблицу (слайд 10):

Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья(что делать?) не видать(неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?)не учиться(неопр. ф.)

За всё(что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.

8. Употребление неопределённой формы в фразеологизмах (слайд 11).

9. Предупреждение ошибок в написании -тся, -ться в глаголах (слайд 12):

Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!

Переносица – переносится

Водица – водиться

Спица - спится

- Составьте с этими словами словосочетания или предложения, чтобы было ясно лексическое значение слов.

Болит переносица – собрание переносится

Чистая водица – не надо с ним водиться

Острая спица – ему не спится.

10. Творческая работа.  Ассоциации (слайд 13). 

2 ученика у доски. Задание: всё, что вы увидите на следующем слайде, записать глаголами неопределённой формы. Класс записывает в тетради. (Вертеться, блистать, мигать, зажигаться, перемещаться, лететь, опускаться, вращаться, кружиться, исчезать, появляться

11. Работа с таблицей «Суффиксы -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)» (слайд 14). Учащиеся делают выводы, когда в глаголах неопределённой формы пишутся суффиксы -ова-(-ева-), а когда -ыва-(-ива-).

12. Закрепление (слайд 15):

Запишите глаголы в неопределённой форме.

  • Участвую -
  • Рассказываю -
  • Беседую -
  • Просматриваю -
  • Чувствую -
  • Требую -
  • Рассчитываю -
  • Испытываю -.

13. Работа с учебником  

- Дома вы должны были выразительно читать статью «В семейном кругу. Мечтаю лишь об одном…» (стр.63-64).

-    Определите главную тему статьи.

  • Что нового и интересного вы узнали из статьи?
  • О чём мечтала героиня рассказа?

- Проверим чтение (читаем первые три абзаца).

14. Работа в парах. Составление диалога.

  • Упражнение 147, стр.65 (использовать глаголы в неопределённой форме) – 1группа
  • Составление диалога по теме «Моя мечта» с использованием глаголов в неопределённой форме – 2 группа

15. Выводы.

- О чём вы сегодня узнали на уроке?

16. Домашнее задание. (слайд 16).

Выучить: § 9, 10 (теория А, Б, В) стр.59-61,

письменно: упр.141,

текст для чтения: стр. 71-72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1.  Zinaida
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Додано
26 липня 2018
Переглядів
3060
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку