Цель урока: дать представление о глаголах в неопределённой форме, их значении и функциях; обучать правильному написанию глаголов в неопределённой форме; повторить правописание форм глаголов на –ться, сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах глаголов.
Задачи:
•Отработать способ действия при выборе написания –ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
•Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
•Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, интерактивная доска.
Русский язык в 7 классе
Тема урока: Неопределённая форма глагола. Буква Ь в неопределённой
форме глагола на –ть, -чь, -ться, -чься (повторение).
Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).
Цель урока: дать представление о глаголах в неопределённой форме, их значении и функциях; обучать правильному написанию глаголов в неопределённой форме; повторить правописание форм глаголов на –ться, сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах глаголов.
Задачи:
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, интерактивная доска.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся
- Какие глаголы называются возвратными, а какие – невозвратными? (Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными, без этих суффиксов - невозвратными).
- Какие глаголы называются переходными, а какие – непереходными? (Переходными называются глаголы со значением действия, направленного на предмет, которые сочетаются или могут сочетаться с зависимым словом в В.п. без предлога, остальные - непереходные).
2. Индивидуальные задания по карточкам.
а) Карточка №1
Раскрыть скобки (слитное и раздельное написание не с глаголами)
(Не)пёк, (не)стал, (не)сжёг, (не)здоровится, (не)хотел, (не)люблю, (не)дооценивал, (не)был, (не)волил, (не)шумел, (не)замёрз, (не)читал.
б) Карточка №2
Преобразовать с помощью префиксов непереходные глаголы в переходные.
ОБРАЗЕЦ: ехать – объехать лес.
Спать, лететь, работать, кружить, бежать.
в) Карточка №3
Заменить одним возвратным глаголом.
ОБРАЗЕЦ: брать под защиту кого-либо – опекаться.
Приветствовать друг друга при встрече –
Быть в тревожном состоянии –
Испытывать волнение –
Давать согласие –
Допускать ошибку –
Вступать в знакомство –
Уплатить полностью, сколько следует –
Излишне расхваливать свои заслуги –
Проявлять интерес к чему-либо -
3. Беседа по тексту домашнего задания.
- О чём вы узнали из статьи книги «Священная история в коротких рассказах» (стр. 66)? (О том, что просили люди у Бога, и о том, что попросил Соломон у него).
- Что просил Соломон у Бога? (Мудрости, чтобы различать, что хорошо и что плохо, чтобы как следует управлять народом).
- Дома вы должны были подумать, а что бы вы попросили у Бога и написать сочинение-миниатюру «Моя молитва», использовав в нём различные глаголы.
4. Чтение письменного домашнего задания (сочинение-миниатюра «Моя молитва»).
- Какие глаголы вы использовали?
- Какие из названных глаголов вы употребили в неопределённой форме?
5. Проверить карточки с индивидуальным заданием (проверку производят 3 ученика). Оценки выставляются выполнявшим работу и тем, кто её проверял.
II. Изучение нового материала
- Как иначе называется неопределённая форма глагола? (слайд 2)
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
- На что указывают эти вопросы? (Совершенный и несовершенный вид).
- Обращение к учебнику (теория Б, стр.60). Чем отличается -ть (-ти) от
-чь? (-ть, -ти – окончания, а -чь – часть корня).
- Прочитайте выразительно стихотворение на следующем слайде и сделайте выводы: чего нет у инфинитива? (слайд 4).
- Какие грамматические категории имеет инфинитив? (слайд 5). (Инфинитив имеет два грамматических признака: вид и возвратность).
5. (слайд 6) Давайте повторим, когда пишется –тся, -ться в глаголах.
- Как узнать, когда Ь пишется, а когда нет? (слайд 7) (Нужно правильно задать вопрос. Если в конце вопроса нет Ь, значит, его нет и в глаголе – это глагол 3-го лица, а если Ь есть в вопросе, значит, он есть и в глаголе – это неопределённая форма глагола).
6. Закрепление.
- Измените глаголы в соответствии с вопросом: что делать? (слайд 8)
- Измените глагол по вопросу: что сделать? (слайд 9)
7. Очень часто глаголы неопределённой формы можно встретить в пословицах, поговорках. Определите, где Ь пишется, а где – нет.
Рассмотрим таблицу (слайд 10):
Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья(что делать?) не видать(неопр. ф.)
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?)не учиться(неопр. ф.)
За всё(что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.
8. Употребление неопределённой формы в фразеологизмах (слайд 11).
9. Предупреждение ошибок в написании -тся, -ться в глаголах (слайд 12):
Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!
Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица - спится
- Составьте с этими словами словосочетания или предложения, чтобы было ясно лексическое значение слов.
Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится.
10. Творческая работа. Ассоциации (слайд 13).
2 ученика у доски. Задание: всё, что вы увидите на следующем слайде, записать глаголами неопределённой формы. Класс записывает в тетради. (Вертеться, блистать, мигать, зажигаться, перемещаться, лететь, опускаться, вращаться, кружиться, исчезать, появляться
11. Работа с таблицей «Суффиксы -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)» (слайд 14). Учащиеся делают выводы, когда в глаголах неопределённой формы пишутся суффиксы -ова-(-ева-), а когда -ыва-(-ива-).
12. Закрепление (слайд 15):
Запишите глаголы в неопределённой форме.
13. Работа с учебником
- Дома вы должны были выразительно читать статью «В семейном кругу. Мечтаю лишь об одном…» (стр.63-64).
- Определите главную тему статьи.
- Проверим чтение (читаем первые три абзаца).
14. Работа в парах. Составление диалога.
15. Выводы.
- О чём вы сегодня узнали на уроке?
16. Домашнее задание. (слайд 16).
Выучить: § 9, 10 (теория А, Б, В) стр.59-61,
письменно: упр.141,
текст для чтения: стр. 71-72
1