Урок "Изучение безличных глаголов"

Про матеріал

Цели:

  • совместно с учащимися открыть особенности безличных глаголов;
  • развивать умения находить безличные глаголы в предложении;
  • развивать умение работать с таблицами;
  • формировать навыки употребления безличных глаголов в речи, определять их форму, синтаксическую роль;
  • развивать навыки перевода предложений с безличными глаголами с украинского языка на русский;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, карточки, учебник.

Перегляд файлу

Русский язык в 7 классе

Тема урока: Безличные глаголы (Безособові дієслова)

Цели:

  • совместно с учащимися открыть особенности безличных глаголов;
  • развивать умения находить безличные глаголы в предложении;
  • развивать умение работать с таблицами;
  • формировать навыки употребления безличных глаголов в речи, определять их форму, синтаксическую роль;
  • развивать навыки перевода предложений с безличными глаголами с украинского языка на русский;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, карточки, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Индивидуальные задания по карточкам (продолжительность выполнения работы 5-7 минут).

а) Карточка №1

 Раскрыть скобки (слитное и раздельное написание не с глаголами).

     (Не)пёк, (не)стал, (не)сжёг, (не)здоровится, (не)хотел, (не)люблю, (не)дооценивал, (не)был, (не)волил, (не)шумел, (не)замёрз, (не)читал.

б) Карточка №2

 Образовать глаголы повелительного наклонения.

Спешит –

Позовут –

Обжарят –

Отрежут –

Бегут –

Избавятся –

Ехать –

Лечь –

Едят –

Лечиться –

Крикнуть –

Становиться -

в) Карточка №3

Заменить одним возвратным глаголом.

ОБРАЗЕЦ:  брать под защиту кого-либо – опекаться.

Приветствовать друг друга при встрече –

быть в тревожном состоянии –

испытывать волнение –

давать согласие –

допускать ошибку –

вступать в знакомство –

уплатить полностью, сколько следует –

излишне расхваливать свои заслуги –

проявлять интерес к чему-либо - 

внезапно кого-то полюбить -

2. Проверка домашнего задания.

а) Чтение сочинений-миниатюр «Как быть счастливым?» с использованием глаголов в повелительном наклонении и их последующее оценивание (2-3 ученика).

б) Проверка выполнения упражнения 285 (взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и проверяют работы одноклассников в то время, как один из учеников читает и объясняет правописание орфограмм вслух).

в) Выставление учащимися оценок (СЛАЙД 1): 1 орфографическая ошибка – 10 баллов, 2 ошибки – 9 баллов, 3 ошибки – 8 баллов, 4 ошибки – 7 баллов, 5 ошибок – 6 баллов, 6 ошибок – 5 баллов, 7 ошибок – 4 балла, 8 ошибок – 3 балла, 9 ошибок – 2 балла, 10 и более ошибок – 1 балл.

г) Проверка и оценивание индивидуальных заданий по карточкам.

 

III. Изучение нового материала.

  1. Чтение диалога упражнения 299 (стр. 150) по ролям (3 ученика: слова бабушки, внучки, автора).
  2. Беседа по тексту:

- Ребята, правильно ли спросила внучка бабушку: «Кто тебя знобит?» (Нет, неправильно).

- Как следовало бы внучке правильно спросить бабушку? («Почему тебя знобит?»)

- Такие глаголы, о которых говорит бабушка, называются безличными. Почему? (Потому что они обозначают действия или состояния, происходящие сами по себе, без действующего лица). Это и будет темой нашего урока.

IV. Активизация учебной деятельности.

1. Объявление темы и целей урока. (СЛАЙД 2)

2. Работа в тетрадях: записать дату, тему урока.

Седьмое декабря

Классная работа

Безличные глаголы

 3. Работа с таблицей. (СЛАЙД 3)

(Приложение 1) Употребление безличных глаголов

а) Рассмотрите левую колонку таблицы и сделайте вывод о формах безличных глаголов, добавьте в таблицу 1-2 своих примера.

Знобит,

завьюжит

 

 

В изъявительном наклонении:

3 л. ед.ч. настоящего и будущего  времени

стало светать,

начнёт холодать

 

 

В неопределённой форме

 

стемнело бы, рассвело бы,

следовало бы

 

 

 

В условном наклонении: в форме ср. р. ед.ч.

стемнело, вечерело,

светало, мело

 

 

В форме среднего рода прошедшего времени

б) Выводы.

Глаголы не изменяются по лицам, у них образуются лишь формы 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: знобит, завьюжит. Кроме того, используется неопределённая форма: стало светать; начнёт холодать и форма среднего рода единственного числа прошедшего времени и условного наклонения: мело, следовало бы. Эти глаголы обозначают явления природы: вьюжит, светает, смеркается или состояние человека: знобит, нездоровится. Они выражают и другие значения: подобает, следует, недостаёт, хватает. (Из "Справочника по русскому языку")

4. Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают: (СЛАЙД 4)

(Приложение 2)

  • явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;
  • физическое и психическое состояние человека: Нездоровится; Лихорадит; Мечтается; Не верится;
  • состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;
  • чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;
  • долженствование: Не надо ссориться;
  • бытие, существование: Не было времени.

5. Сопоставление личных глаголов с безличными. (СЛАЙД 5)                                                                      

а) Дерево темнеет вдали. - В лесу быстро темнеет.
    Ребёнок не спит. - Ему не спится.

  • сравните предложения (найдите главные члены предложения);
  • определите форму данных глаголов.

б) Сравните правописание ь в глаголах с безличным значением в украинском и русском языках. (СЛАЙД 6)

 

В украинском языке - в русском языке

(нам) доводиться - (нам) приходится

(мені) хочеться - (мне) хочется

(йому) подобається - (ему) нравится

 

- Сделайте вывод о правописании ь в глаголах с безличным значением в украинском и русском языках.

V. Закрепление нового материала.

1. Переведите предложения на русский язык. Подчеркните сказуемые.

Чем они выражены? Перевод запишите в тетради (1 ученик выполняет задание у доски). (СЛАЙД 7)

 

1) Там добре живеться, де гуртом сіється й ореться. (Там хорошо живется, где вместе сеется и пашется).

2) Розум істиною просвітлюється, серце любов’ю зігрівається. (Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается).

2. Работа с учебником (резервное задание).

а) Выполнение упражнения 300 (стр. 151). Оценивание первых двух работ учащихся.                                                                             Задание: выписать предложения с безличными глаголами, подчеркнуть их.

б) Какие формы образуют безличные глаголы? (формы 3 л. ед.ч. настоящего и будущего времени. Используется инфинитив, формы среднего рода ед. ч. прошедшего времени и условного наклонения).

в) Каким членом предложения является безличный глагол? (сказуемым)

г) Что обозначают данные глаголы? (Они обозначают состояние человека, явления природы).

3. Творческое задание на ассоциацию (дифференцированное). (СЛАЙД 8)

а) Задание.

Сейчас вы увидите 4-минутный музыкальный анимированный видеоролик на тему «Зима». Класс самостоятельно делится на три группы: 1-я группа будет писать безличные глаголы, которые ассоциируются с данным видеоклипом, 2-я группа составит 3-5 предложений с безличными глаголами, 3-я группа напишет сочинение-миниатюру (можно в стихах) с использованием безличных глаголов. В своих работах нужно использовать не менее 5 безличных глаголов.

б) Чтение и оценивание по одной работе из каждой группы.

в) Личный пример. Готовясь к сегодняшнему уроку, я тоже попробовала выполнить это задание за 4 минуты. Я выполняла задание 3-ей группы (в стихах). Вот что у меня получилось:

Наснежило, завьюжило, замело

И в душе моей ненастье отлегло.

Подморозило, укрыло серебром,

Озарило, одарило нежным светом дом.

VI. Подведение итогов.

1. Слово учителя.

Из сегодняшнего урока вы, ребята, узнали, что мы употребляем в нашей речи безличные глаголы. Их также употребляют писатели и поэты в своих произведениях.

2. Беседа по вопросам:

- Какую новую информацию вы получили на уроке? 

(Узнали о том, что существуют безличные глаголы, которые обозначают действие, происходящее без действующего лица, и обозначающие состояние живого существа или природы; эти глаголы не изменяются по лицам, числам и родам).

- Чему учились? 

(Определять время безличных глаголов, находить безличные глаголы в предложении, определять их значение, синтаксическую роль).

- Что было труднее всего? (Варианты ответов).

VII. Домашнее задание и его комментарий. (СЛАЙД 9)

  1. Выучить правила параграфа 22 (стр.150) + информацию в приложениях.
  2. Самостоятельно рассмотреть и разобраться в схеме морфологического разбора глагола (стр.152).
  3. Выполнить упражнение 302 (в упражнении нужно преобразовать предложения в безличные)

 

 

 

 

 

 

 

1

 

doc
Додано
26 липня 2018
Переглядів
2437
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку