Духовне виховання дітей на уроках російської мови

Про матеріал
Добірка дидактичного матеріалу. Тексти для читання, аудіювання, списування, діалогів. Матеріал підготовлений на основі текстів російської класики і призначений для індивідуальної та групової роботи. Сприяє розвитку мовленнєвих навичок, розширенню словникового запасу. Для вчителів російської мови.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Проблема духовного виховання школярів

 

 

 

 

 

 

 

 

Вчитель російської  мови та зарубіжної літератури

Мирошниченко Ольга Миколаївна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добірка дидактичного матеріалу. Тексти для читання, аудіювання, списування, діалогів. Матеріал підготовлений на основі текстів російської класики і призначений для індивідуальної та групової роботи. Сприяє розвитку мовленнєвих навичок, розширенню словникового запасу.

Для вчителів російської мови.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зміст:

 

  1.   Текст для чтения  «Попугайчик». Борис Ганаго      
  2.   Вопросы к тексту «Попугайчик»        
  3.   Текст для аудирования «Прозрение» Борис Ганаго   
  4.   Вопросы к тексту «Прозрение»
  5.   Текст для слушания   «Воробей». И.С. Тургенев
  6.   Вопросы к тексту «Воробей».
  7.   Текст для творческого списывания «Верный друг». Митрополит Симон
  8.   Текст для письма. «Слепой и молоко»  (притча). Тимофей Лубенец
  9.   Текст для письма «Нищий и собака» (басня). Иван Дмитриев.
  10.  Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст для чтения             

Попугайчик

 

Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:

     - Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай я позвоню и узнаю, может, ей что купить нужно.

   Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком позаботиться?

   Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Маша ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль – купить попугайчика для тёти Маши.

   Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?

   Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:

     - Позвони тёте Маше…. Может быть, ей что-нибудь нужно?

   Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

     - Вот и ты человеком становишься…..

   Петя обиделся:

     - А разве раньше я человеком не был?

     - Был, конечно, был, - улыбнулась мама. – Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!

     - А что такое душа? – насторожился мальчик.

     - Это способность любить.

   Мама испытующе посмотрела на сына:

     - Может, сам позвонишь?

   Петя засмущался. Мама набрала номер.

     - Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.

   Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:

     - Тётя Маша, может, вам купить что-нибудь? 

   Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.

Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Маша не хотела заставлять его ждать лишние секунды.

   Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…

   В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.

   Представь это сам….

                                                                                                        ( Борис Ганаго )                     

 

 

 

 

 

 

 

                         

Вопросы к тексту:

 

1.Какое поручение дала мама Пете?

2.О ком из домашних питомцев заботилась Мария Николаевна?

3.Какая мысль пришла в голову Пете?

4.Дополни текст своими размышлениями.

5.Как вы думаете, почему Петя расспрашивал Марию Николаевну о пропавшем попугае.

6.Подбери синонимы к словами:

Поручение-

Беглец-

7.Объясните значение слов: ковыляет, испытующе.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст для аудирования   

Прозрение

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две…

     Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой.

     Дверь открыла Лёвина мама, лицо у неё было очень грустное.

    Ребята поздоровались и робко спросили:

     - Почему Лёва не ходит в школу?

   Мама печально ответила:

     - Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…..

   Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

    - А мы его по очереди в школу водить будем.

    - И домой провожать.

    - И уроки поможем делать, - перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

   У мамы на глазах навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.

   Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:

    - Здравствуйте.

   И тут со всех сторон посыпалось:

    - Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

    - А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

    - А я по истории.

    - А я …….

   Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.

   После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.

   В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.

   А как замирал класс, когда Лёва отвечал!

Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!

   Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…..

   Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.

   После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.

Не счесть людей, прозревших для добра.

                                                                                                          (Борис Ганаго)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к тексту:

1.Почему Лёва не ходил в школу?

а) заболел гриппом;

б) ему сделали операцию и он ослеп;

в) уехал в санаторий.

2.Что пообещали ребята Лёвиной маме?

а) водить его в школу и провожать домой;

б) приходить к Лёве в гости;

в) играть с ним.

3.В каком городе происходили события, описанные в рассказе?

а) в Киеве;

б) в Москве;

в) в Новгороде.

4.Сколько времени Лёва не ходил в школу?

а) одну неделю;

б) две недели;

в) месяц.

5.Кто пришёл к Лёве?

а) классный руководитель;

б) одноклассники;

в) директор школы.

6.Как помогал Лёве в учёбе его сосед по парте?

а) давал списывать;

б) тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.

7. Чем занимались ребята после уроков?

а) водили на каток;

б) ходили на симфонические концерты;

в) ходили в библиотеку.

8.Как Лёва окончил школу?

а) с серебряной медалью;

б) с золотой медалью;

в) без троек.

9.Куда Лёва поступил учиться?

а) в университет;

б) в институт;

в) в академию.

10.Кем Лёва стал после учёбы?

а) известным математиком, академиком;

б) выдающимся физиком;

в) доктором исторических наук.

11.К какому стилю относится текст?

а) художественному;

б) публицистическому;

в) научно-популярному.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Текст для слушания       

Воробей

 

Я возвращался по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья; с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый чёрногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти. Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище…, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И, всё-таки, он не мог увидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видимо, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. 

(И.С. Тургенев) 

                                                            

      

 

 

 

                                                   

Вопросы к тексту:

1.В каких словах выражена главная мысль текста?

2.Замените синонимами слова:

    Аллея-

    Неподвижно-

3.Объясните значение слова «благоговел».

4.Подберите антонимы к словам:

     впереди -

     медленно -

     старый -

     героический -

5.Составьте план к тексту.

6.Выпишите опорные слова и словосочетания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Текст для творческого списывания 

 

Верный друг

 

У одного муж…ка была б…льшая с…бака. Стала она стара и уже (не) могла ст…р…жить хозяйск…е д…бро. (Не) захотелось муж…ку к…рмить с...баку. Поехал он (с) ней на лодке и взял (с) собой верёвку да камень. От…ехал     (по)дальше от берега, стал камень верёвкой обвязывать. Смотрит на него с…бака умными глазами, будто понимает, что затевает ее х…зяин. Пр…вязал муж…к камень на шею с…баки, встал и (с,з)бросил собаку в воду. С…бака и(с,з)чезла; но при этом ло…ка сильно наклонилась (на) бок, муж…к не удержался, и сам упал в воду. Захлестнула его волна, совсем было, тонуть стал. Вдруг чу?ствует: кто-то тащит его. А это его с…бака: камень у нее отвязался, и она бросилась спасать хозяина. Схватила зубами за рубаху, выплыла (с) ним к берегу и растянулась чуть ж…вая. Заплакал муж…к, обнял с…баку, и стало ему стыдно и больно. До самой смерти кормил и холил он верного своего друга.

                                                                                                             (Митрополит Симон)

 

 

 

 

 

         

 

 

 Текст для письма       

Слепой и молоко

(притча)

Один слепой отроду спросил зрячего: «Какого цвета бывает молоко?» Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая». Слепой спросил: «Значит, этот цвет шуршит под руками, как бумага?» Зрячий сказал: Нет, он белый, как мука бывает белая». Слепой спросил: «Он такой же мягкий и сыпучий, как мука?» Зрячий отвечал: «Нет, он просто белый, вот, как заяц-беляк». Слепой сказал: «Что же он и пушистый, и мягкий, как заяц?» Зрячий сказал: «Нет, белый цвет – такой точно, как снег». Слепой спросил: «Он верно и такой же холодный, как снег?».

   И сколько примеров зрячий не приводи, слепой никак не мог понять, какой бывает белый цвет молока.

  

Задание. Разыграйте диалог в лицах.

                                                                                               (Тимофей Лубенец)

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст для письма             

Нищий и собака

(басня)

Большой боярский двор собака стерегла; увидя старика, входящего с сумой, собака лаять начала. «Умилосердись надо мною! – с боязнью шёпотом бедняк её молил. – Я сутки уж не ел… От глада умираю».

- Затем-то я и лаю, - собака говорит, - чтоб ты накормлен был.

Наружность иногда обманчива бывает: иной, как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.                    (Иван Дмитриев)

 

Задание. Выучите басню наизусть.

Разыграйте диалог в лицах.

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

  1. Ганаго Б. «Детям о вере», рассказы для детей. - Минск. Изд-во «Белорусская православная церковь» . -  с.3; с.19.

 

  1. Незабудки // Сборник рассказов. - Москва. Изд-во «Изографъ». -  с.20; с.11.

 

  1. Слёзы ангела // Сборник рассказов. Составитель Ольга Стацевич. - Рязань Изд - во «Зёрна». - .с.7; с.15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

doc
Додано
6 березня 2021
Переглядів
375
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку