Урок русского языка в 5 классе
Тема: Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки
Цели: Совершенствовать умения употребить разделительные ь и ъ, находить в тексте изученные орфограммы; обобщить и систематизировать знания учащихся; воспитывать стремление к здоровому образу жизни, организации и планировании действий.
Речевая тема: «Самое главное – это режим»
Оборудование: учебник, тексты, обобщающая таблица, карточки красные и зеленые, «Занимательная грамматика», Смайлик.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учения
Слово учителя: Как-то в блюдечке варенья
Я нашла стихотворенье.
Там еще был мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Было - сели, стало – съели,
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновен? Твердый знак.
Ребята, у нас сегодня в гостях Ъ и Ь знаки. А чтобы им понравилось, необходимо найти для них достойное место.
1. Инсценирование диалога (домашнее задание, басня П.Матвиенко).
- Не чересчур ли ты добряк?-
Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.
- Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву «ять»,
Тебя из азбуки изъять.
- Друзья, ваш разговор - никчемные слова,-
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите оба в нужном месте.
ІІІ. Первичное восприятие материала
1. Ознакомление с таблицей
Разделительные перед е, ё, ю, я |
|
ъ |
ь |
|
|
2. Словарный диктант с использованием сигнальных карточек и Смайлика.
Красной карточкой обозначаем слова с разделительным ь, а зеленой карточкой – с разделительным ъ. Смайлик нам в этом поможет.
Чириканье, кушанье, изъятый, въехать, вьюга, серьезный, инъекция, съем, объяснительная, интервью.
3. Работа с учебником.
Работа в парах – упр.228
4. Говорение. Инсценирование диалогов.
1 ряд – составьте диалог ь и ъ знаков, используя таблицу и теоретический материал учебника.
2 ряд – составьте диалог «О чем говорят одноклассники».
3 ряд – составьте диалог «Режим дня для ученика 5-го класса», используя материал учебника упр.235
IV. Закрепление навыков и умений.
1. Слово учителя.
Прослушайте следующий текст и постарайтесь сформулировать правила правописания мягкого знака, разделительных ъ и ь.
Деликатный Мягкий знак
не подружится никак
с ж, ч, щ и даже с ш:
на него они шипят.
Молчунов терпеть не могут.
А вот твердому помогут.
Мягкий станет посредине,
все уладит и смягчит.
Часто нет его в помине.
Твердый всех разъединит.
Есть приставка – значит Твердый
выступает четко, гордо.
Он объявит, съездит, съёжит!
Мягкий – разве он поможет?
Его гласные друзья
е,ё,ю и даже я
перед ним трепещут тоже:
Твердый Мягкого моложе.
Мягкий тоже разделяет
и воспитанно смягчает.
2. Викторина.
- В каком слове семь букв я и один разделительный ь? (семья)
- В каких известных тебе именах есть разделительный ь? (Марья, Наталья, Ольга, Татьяна)
- Чем оканчивается день и ночь? (ь)
- Сколько ь в середине слов в пословице: Без терпенья нет ученья и уменья? (3)
- Разносчик почты, корреспонденции. (почтальон)
- Лицо, которое снимает помещение. (съемщик)
- Снежная буря, метель. (вьюга)
V. Обобщение и систематизация материала.
Слово учителя. Ребята, я приготовила таблицу, показывающую, каким правилам подчиняется правописание гласных в различных сочетаниях, но кто-то стер часть текста. Восстановите таблицу.
Разделительный Ь… |
…Ъ |
…О и Е после шипящих |
Непроизносимые согласные |
Буквы И и Ы |
Гласные после Ч… Ж… |
|
|
чёрный |
|
цыган |
|
почтальон |
|
|
лестница |
|
парашют |
|
|
|
|
цифра |
|
|
объяснить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чашка |
VI. Подведение итогов урока.
Игра «Друг за другом»
(Учащиеся формируют одно предложение друг за другом, при этом должен получится связной текст)
- У нас в гостях сегодня были ъ и ь.
- Ребята инсценировали басню о месте ь и ъ.
- Обобщающая таблица помогала систематизировать правила постановки ъ и ь и т.д.
VII. Оценивание
VIII. Домашнее задание:
(с. 109-111 учебник, повторить правила).