"Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки"

Про матеріал
Урок російської мови з теми "Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки". Правописание разделительного Ь и Ъ знаков.
Перегляд файлу

Урок русского языка в 5 классе

 

 

 Тема: Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки

 

 Цели: Совершенствовать умения употребить разделительные        ь и ъ, находить в тексте изученные орфограммы; обобщить и систематизировать знания учащихся; воспитывать стремление к здоровому образу жизни, организации и планировании действий.

 

 Речевая тема: «Самое главное – это режим»

 

Оборудование: учебник, тексты, обобщающая таблица, карточки красные и зеленые, «Занимательная грамматика», Смайлик.

 

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

 

Ход урока

І. Организационный момент

 

ІІ. Мотивация учения

Слово учителя: Как-то в блюдечке варенья

                           Я нашла стихотворенье.

                           Там еще был мягкий знак-

                           Без него нельзя никак.

Было - сели, стало – съели,

Догадаться вы сумели

Почему случилось так?

Кто виновен? Твердый знак.

 

Ребята, у нас сегодня в гостях Ъ и Ь знаки. А чтобы им понравилось, необходимо найти для них достойное место.

 

1. Инсценирование диалога (домашнее задание, басня П.Матвиенко).

 

- Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.

- Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-

Знак Мягкий Твердому на это отвечал.

- Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву «ять»,

Тебя из азбуки изъять.

- Друзья, ваш разговор - никчемные слова,-

Услышав этот спор, сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите оба в нужном месте.

 

ІІІ.  Первичное восприятие материала

 

1. Ознакомление с таблицей

Разделительные перед е, ё,  ю, я

ъ

ь

  1. После префиксов, оканчивающихся на согласный (съезд);
  2. В сложных словах типа двух-, трехъярусный;
  3. В заимствованных словах типа инъекция.
  1. В середине слова;
  2. В некоторых словах перед о: бульон, медальон, павильон.

2. Словарный диктант с использованием сигнальных карточек и Смайлика.

Красной  карточкой обозначаем слова с разделительным ь, а зеленой карточкой – с разделительным ъ. Смайлик нам в этом поможет.

 

 Чириканье, кушанье, изъятый, въехать, вьюга, серьезный, инъекция, съем, объяснительная, интервью.

 

3. Работа с учебником.

Работа в парах – упр.228

 

4. Говорение. Инсценирование диалогов.

 

1 рядсоставьте диалог ь и ъ знаков, используя таблицу и теоретический материал учебника.

 

2 рядсоставьте диалог «О чем говорят одноклассники».

 

3 ряд – составьте диалог «Режим дня для ученика 5-го класса», используя материал учебника упр.235

 

IV. Закрепление навыков и умений.

 

1. Слово учителя.

    Прослушайте следующий текст и постарайтесь сформулировать правила правописания мягкого знака, разделительных ъ и ь.

 

Деликатный Мягкий знак

не подружится никак

с ж, ч, щ и даже с ш:

на него они шипят.

 

Молчунов терпеть не могут.

А вот твердому помогут.

Мягкий станет посредине,

все уладит и смягчит.

Часто нет его в помине.

Твердый всех разъединит.

 

Есть приставка – значит Твердый

выступает четко, гордо.

Он объявит, съездит, съёжит!

Мягкий – разве он поможет?

Его гласные друзья

е,ё,ю и даже я

перед ним трепещут тоже:

Твердый Мягкого моложе.

Мягкий тоже разделяет

и воспитанно смягчает.

 

2. Викторина.

 

- В каком слове семь букв я и один разделительный ь? (семья)

- В каких известных тебе именах есть разделительный ь? (Марья, Наталья, Ольга, Татьяна)

- Чем оканчивается день и ночь? (ь)

- Сколько ь в середине слов в пословице: Без терпенья нет ученья и уменья? (3)

- Разносчик почты, корреспонденции. (почтальон)

- Лицо, которое снимает помещение. (съемщик)

- Снежная буря, метель. (вьюга)

 

V. Обобщение и систематизация материала.

 

Слово учителя. Ребята, я приготовила таблицу, показывающую, каким правилам подчиняется правописание гласных в различных сочетаниях, но кто-то стер часть текста. Восстановите таблицу.

 

Разделительный

Ь…

…Ъ

…О и Е после шипящих

Непроизносимые

согласные

Буквы И и   Ы

Гласные после Ч… Ж…

 

 

чёрный

 

цыган

 

почтальон

 

 

лестница

 

парашют

 

 

 

 

цифра

 

 

объяснить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чашка

  

 

VI. Подведение итогов урока.

 

Игра «Друг за другом»

(Учащиеся формируют одно предложение друг за другом, при этом должен получится связной текст)

 

- У нас в гостях сегодня были ъ и ь.

- Ребята инсценировали басню о месте ь и ъ.

- Обобщающая таблица помогала систематизировать правила постановки ъ и ь и т.д.

 

VII. Оценивание

 

VIII. Домашнее задание:

 (с. 109-111 учебник, повторить правила).

 

doc
Додав(-ла)
Бердо Марія
Додано
9 березня 2021
Переглядів
2961
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку