Розробка уроку з російської мови у 5-А класі на тему: «Складне речення »

Про матеріал
Розробка уроку з російської мови у 5-А класі на тему: «Складне речення »
Перегляд файлу

 

                              Міністерство Освіти і Науки України

   

 

 

 

Розробка  уроку

з російської мови у 5-А класі на тему: «Складне речення »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      Виконала :

                                                                                 учитель рос. мови та літератури ЗОШ №20

                                                                                                                           Мельникова Н.В.

 

                                                                                                                                Керівник ОМО:

                                                                                                                                        Лучко В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             м. Краматорськ 2020

 

Тема. Сложное  предложение.

Цели: ознакомить учащихся с понятием о сложном  предложении,  учить отличать простые предложения от сложных, применять правила  учить отличать простые предложения от сложных, применять правила при расстановке знаков препинания в сложных предложениях;  развивать навыки выразительной, образной речи, грамотного письма, познавательного интереса, умения отвечать на проблемные вопросы; формировать гуманистическое мировоззрение, культурное сознание учащихся; воспитывать стремление к познанию и самообразованию.

Межпредметные связи: украинский язык, литература, математика, изобразительное искусство.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, репродукции картин        И.С. Остроухова «Золотая осень» и И.И.Левитана «Золотая осень»,  иллюстрации осени.

                                                Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать тему «Синтаксис» и углублять знания о сложном предложении, его строении, пунктуации, научимся находить различия между простыми и сложными предложениями. Представьте себе несколько отдельных домиков. Можно ли не меняя формы определить их в один большой дом? Нет, у объединённого дома общая крыша, несколько общих стен и т.д. Так и сложное предложение не просто включает в себя несколько простых, но и объединяет их в одно целое. В математике 1+1 всегда даёт 2, а вот сложное предложение богаче по содержанию объединившихся простых предложений.

2.Беседа с учащимися.

Задание.

Устно охарактеризовать предложение, найти грамматические основы.

1) Прошло весёлое и беззаботное лето.

2) Ветер разогнал тучи, и небо прояснилось.

Вывод: 1-е предложение простое, так как в нём одна грамматическая основа.

2-е предложение  сложное, так как состоит из двух грамматических основ.

В первом предложении перед союзом  и  не ставиться запятая, так как он объединяет однородные члены предложения. А во втором – ставиться, так как союз и соединяет простые предложения в составе сложного.

III. Актуализация  опорных знаний учащихся.

Беседа с учащимися.

1. Послушайте текст.

     Синтаксис берёт к себе на службу

     преданных, внимательных друзей.

     И с союзами он тоже водит дружбу.

     Ну-ка, назовите их скорей!

     А, и, но, однако, где, или, будто,

     потому что, где, когда, едва…

     Не сидят без дела ни минуты –

     так что кругом ходит голова.

     Предложение в одно объединяют –

     запятой командуют тогда.

     И словам они напоминают,

     что помогут тоже без труда.

2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

- К какой группе частей речи относятся союзы?

- Какова роль союзов?

- Какие союзы вам известны, кроме тех, которые уже назывались?

IV. Восприятие  и понимание учащимися учебного материала.

1. Объяснение учителя с элементами беседы.

- Перед вами сложное предложение.

Веют холодные ветры, качаются ветви берёз, на землю падают жёлтые листья.

1) Нахождение грамматической основы предложений.

- Из скольких простых предложений состоит данное сложное предложение? (Из трёх).

- Докажите, что простые предложения в составе сложного  связаны между собой.  Для этого прочитаем первое простое предложение в составе сложного. Произносится ли оно с интонацией конца предложения? (Да)

- Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонационно.

2) Работа с учебником (параграф 14 с.60).  Чтение учащимися правила о сложном предложении.

3) Алгоритм работы над предложением.

                     Находим в предложении все главные члены.

 

 

                   Определяем количество грамматических основ.

 

 

Если перед нами сложное предложение, то находим союз и делаем вывод:

 

 

                           союзное                     бессоюзное

4) Зарифмуем правило.

Запись стихотворения под диктовку.

                                           Сложное предложение

                             Одно предложенье простое с другим

                             Жить предложеньем решили одним.

                            Простых может три быть, четыре и пять,

                               Но важно их все запятой отделять.

5) Тренировочные упражнения.

1.  Цифровой диктант.

- Выпишите номера сложных предложений.

      1. Прошло жаркое лето, и  наступила осень.

      2. Стояли ясные дни, птицы готовились к отлёту.

      3. Сутра был  туман, но к завтраку погода разгулялась.

      4. Приближался конец сентября, а холода ещё не наступили.

      5. Начался ливень.

      6. Мы побежали к сторожке.

      7. Гроза окончилась к вечеру.

Ключи: 1,2,3,4.

2. Устно переведите текст на русский язык. (Тексты разложены на каждой парте).

                                    Бабине літо

У народі вересень відомий бабиним літом – коротким поверненням тепла. Тоді в повітрі літає сріблясте павутиння. То маленькі павучки єдиний раз у своєму житті вирушають з гнізд у далеку повітряну мандрівку. Ось маленький павучок виліз на дерево  і випускає павутинки-парашутики. Їх підхоплює вітер.

 Словарная работа. Переводите правильно!

По-украински                               По-русски

парашут                                        парашют

павук                                             паук

Задание к тексту.

             1. Найти простое предложение.

             2. Записать перевод в тетрадь.

             3. Из данного простого предложения составить сложное, обозначить    

            грамматическую основу.

                                     Физкультминутка

                                 Руки кверху поднимаем,

                                 А потом их опускаем.

                                 А потом их развернём.

                                 И к себе скорей прижмём.

                                 А потом быстрей, быстрей

                                 Хлопай, хлопай веселей.

3. Записать и разгадать загадки. Подчеркнуть грамматические основы (работа у доски).

      1) Пусты поля, мокнет земля.

      Дождь поливает, корда это бывает? (Осенью)

     2)Пришла без краски и без кисти,

     А перекрасила все листя. (Осень)

     3)Рыжий егорка

     упал на озёрко,

     сам не утонул  и воды не всколыхнул. (Осенний лист)

4. Работа по учебнику.

Выполнить упражнение 158 с.61.

V. Закрепление умений и навыков.

1. Интерактивное упражнение. Составить синквейн «Осень».

                                          Осень

                           2 прилагательных

                          3 глагола

                          4 сложное предложение

                        5 существительное.

2. Выполнение творческого задания.

Работа с текстом (раздаточный материал на каждой парте).

- В тексте вы встретите фамилию русского художника И.Левитана. Это художник-пейзажист. Кого мы называем пейзажистами? (обращается внимание учащихся на доску, где размещена «Осенняя галерея»и на то, на сколько могут быть созвучны произведения художников-пейзажистов и мастеров художественного слова).

1. Чтение текста учителем.

2. Чтение текста учащимися (про себя).

3. Выразительное чтение текста учащимися вслух.

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

                                                                         (По К.Паустовскому).

4. Беседа по тексту.

- К какому стилю и типу речи вы отнесёте этот текст?

- Озаглавьте данный текст.

- Как К.Паустовский  «рисует» осень? Какие звуки вы услышали? С помощью каких слов? Какими цветами можно нарисовать картину, которую вы представили?

 

- Найдите в тексте сложное предложение, выпишите, подчеркните грамматическую основу, составьте схему.

5. Рассмотрите репродукции картин.

- Какое время года изображено на картинах? Каким настроением они проникнуты?

- Тревожное или спокойное состояние природы на картинах?

И.И.Левитан «Золотая осень» 

И.С.Остроухов «Золотая осень».

D:\Новая папка (2)\КУРСЫ\укр мова та лит\5\левитан поленов остроухов\Ostrouhov_Zolotay_osen-350x257.jpg

- Иллюстрируют ли они содержание текста?

6.Словесное рисование. По одной из картин составьте два сложных предложения с союзной и бессоюзной связью.

Слова для справок: началась осень, радует погодой, первый месяц осени, листья тускнеют, пышный наряд, дни стали холоднее, на сердце грустнее, разноцветный убор.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. Интерактивное упражнение «Микрофон».

     Продолжите предложения.

              1)Синтаксис – это … (раздел науки о языке, изучающий

              предложение, словосочетание, текст).

             2) По количеству грамматических основ предложения делятся на…

            (простые и сложные) 

            3) Сложное предложение – это… (предложение, состоящее из двух

            или более простых предложений, соединённых между собой по

            смыслу и грамматически).

VII. Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал по теме урока. (параграф 14.)

2. Выполнить творческое задание.

Составить «Осеннее пожелание» своему другу, родным, начиная со слов: «Я желаю Вам (тебе)…». Используйте, по возможности 1-2 сложных предложения.

3. Чтение учителем «Осеннего пожелания учащимся».

    Я желаю вам научиться слушать осеннюю песню, когда природа  после летнего буйства начинает затихать. Научиться слушать песню ласковую, тёплую. Песню, несущую необъяснимую сладость грусти, песню, пронизывающую душу насквозь добрым светом печали.

   Я желаю вам, что бы ваши сердца всегда были наполнены добротой, осенней щедростью, а ваши мечты очищены от мелочных и суетных мыслей.

 

docx
Додано
8 березня 2021
Переглядів
362
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку