Живой – неодушевлённый, одушевлённый – неживой ВЫПОЛНИЛИ УЧЕНИКИ 6 – А КЛАССА СЗШ № 39
Русский язык ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Номер слайду 2
Почему категория одушевленности-неодушевленности не совпадает с представлениями о живой и неживой природе? КТО? ЧТО? КТО? ЧТО? КТО?
Номер слайду 3
Что такое «живой» и «неживой» предмет? Что такое «одушевлённый» и «неодушевлённый» предмет?
Номер слайду 4
неживой «неактивный» предмет СТОИТ НА ОДНОМ МЕСТЕ НЕ ПЕРЕДВИГАЕТСЯ НЕ ПОЕДАЕТ СЕБЕ ПОДОБНЫХ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА живой «активный» предмет ПРЫГАЕТ ПЛАВАЕТ ЛЕТАЕТ ХВАТАЕТ ПИЩУ Наши далекие предки считали, что … Поэтому весь растительный мир оказался в языке неодушевленным. Соотнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным предметам связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое.
Номер слайду 5
ОДУШЕВЛЁННЫЕ ПРЕДМЕТЫ В.п. = Р.п. Названия игрушек, механизмов, похожих на человека: кукла, матрёшка, робот, снеговик и др. Названия шахматных и карточных фигур: ферзь, туз, пешка, валет и др. Названия богов и мифических существ: леший, чёрт, русалка, домовой, Марс, Юпитер и др. Слова: мертвец, покойник, утопленник
Номер слайду 6
Морфологическая структура слов, называющих мертвых людей, свидетельствует о присутствии в их значении семы "человек" - ец - мертвец гонец храбрец борец - ник - покойник утопленник ученик художник работник
Номер слайду 7
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ ОДУШЕВЛЁННОСТИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Неживые одушевлённые существительные (вижу кого?) В.п. = (нет кого?) Р.п. матрёшек матрёшек леших леших мертвецов мертвецов тузов тузов ферзей ферзей
Номер слайду 8
НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ПРЕДМЕТЫ В.п. = И.п. Названия растений и грибов: клён, астра, сирень, фиалка, опята и др. Собирательные названия живых существ: народ, армия, толпа, стая и др. Названия планет по имени богов. Считается нормой употребление как неодушевлённых названий микроорганизмов: вирус, бактерия, микроб и др. А также таких слов как: зародыш, эмбрион, личинка. Слово: труп
Номер слайду 9
Морфологическая структура слов, называющих мертвых людей, свидетельствует о присутствии в их значении семы "человек" В слове труп отсутствует сема "человек", что подтверждается возможностью сочетаний труп человека и труп животного. Труп - это тело, т.е. только материальная оболочка.
Номер слайду 10
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ НЕОДУШЕВЛЁННОСТИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Живые неодушевлённые существительные (вижу что?) В.п. = (что?) И.п. растения растения народы народы толпы толпы семена семена грибы грибы
Номер слайду 11
ИНТЕРЕСНЫЕ УСТАНОВЛЕННЫЕ ФАКТЫ: Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: Жили – были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Слово лицо (в значении человек) в литературе XIX в. могло употребляться и как имя существительное неодушевленное: Достаточно было взглянуть на эти лица, чтобы увидеть, что все они бегут одеваться. Для современного литературного языка более обычным является употребление этого слова как одушевленного: Включить в список следующих лиц.
Номер слайду 12
Одушевленных существительных среднего рода в русском языке немного: несколько существительных с суффиксом -ищ чудовище страшилище существительных, образовавшиеся из прилагательных или причастий млекопитающее насекомое животное существительные дитя, лицо (в значении «человек») ИНТЕРЕСНЫЕ УСТАНОВЛЕННЫЕ ФАКТЫ:
Номер слайду 13
ВЫВОД Не все живые организмы являются одушевлёнными предметами, а неживые – неодушевлёнными, колебание грамматического показателя одушевленности - неодушевленности вызвано особенностями семантики, а также неоднозначностью оценки предмета как живого или неживого. Изначально в русском языке категория одушевлённости-неодушевлённости складывалась как смысловая. Постепенно, с развитием языка эта категория стала грамматической, поэтому деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.
Номер слайду 14
Использованные источники Использованная литература 1. Грамматика современного русского литературного языка. Энциклопедия.- М., 1970. – 321 с; 2. Еремина В. И. Ритуал и фольклор. - Л., 1991. – 41 с. 3. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1977. – 106 с. 4. Савко И.Э. Весь школьный курс русского языка: пособие для учащихся старших классов и абитуриентов / И.Э. Савко. – 6-е изд. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2009 -768с. Интернет ресурсы http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200204103 http://www.traktat.com/language/book/sush/od.php#log http://russkiyyazik.ru/563/ http://www.ff.unipo.sk/krat/full/rus_lang/www.hi-edu.ru/x-books-free/xbook107/01/part-057.htm