Внеклассное занятие по русскому языку
Игра «Грамотеи»
Игра представляет собой командные соревнования 8-а и 8-б классов.
Каждый класс выбирает команду из 5 человек .Жюри состоит из учителя русского языка и двух учащихся из 10-а и 10-б .Выбираются капитаны болельщиков.
Различные конкурсы оцениваются разным числом баллов.
Ведет игру ученик 11 класса. Звучит гонг. На сцену выходит Ведущий.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, меня зовут Иван. Начинаем нашу игру. Для знакомства на сцену приглашается команда 8-а класса. Команда выходит на сцену.
8-а№1: Наша команда называется «Почемучки» «Это потому что мы никому не верим на слово и все время спрашиваем: «Почему?»
№2:Иногда нам отвечают.
№3: А чаще мы сами ищем ответы.
ВЕДУЩИЙ: А где же вы их ищите?
№4: Иногда в книгах.
№5:А чаще у учителя литературы.
ВЕДУЩИЙ: Так у вас в жюри свой человек?
№1: Их там у нас несколько.
ВЕДУЩИЙ: Представьтесь, пожалуйста.
8-а№1:Я капитан команды, меня зовут Александр. А это мои друзья: Юля, Роман, Лена и Павел.
ВЕДУЩИЙ: Очень приятно. И последний вопрос для знакомства. Ваше кредо?
Александр: Нельзя объять необъятного.
ВЕДУЩИЙ: Прекрасно! Садитесь пока. А теперь на сцену приглашается команда 8-б класса. Прошу любить и жаловать.
Команда 8-б выходит на сцену.
8-б№1: Наша команда называется «Альфа». Это потому что , во-первых, А-это первая буква греческого алфавита, а во-вторых, потому что самую яркую звезду в созвездии тоже называют Альфа.
ВЕДУЩИЙ: А к группе «Альфа» вы имеете какое-нибудь отношение?
№1: Пока нет.
ВЕДУЩИЙ: Представьтесь, пожалуйста!
№1: Я капитан команды. Меня зовут Ира. А это мои друзья: Оля ,Юля, Нелли, Игорь.
ВЕДУЩИЙ: Очень приятно. А ваше кредо?
Ира: Всегда быть первыми!
ВЕДУЩИЙ: Такие разные и такие симпатичные команды. Поприветствуем их и начнем игру.
В первом конкурсе вам надо придумать и записать на листке, как можно больше слов, близких по смыслу слову «радость». Даётся 1 минута.
ПРИМЕРЫ:
(торжество, ликование, отрада. удовольствие, душевное удовлетворение, быть на седьмом небе, ног под собой не слышать, веселье…)
Звучит гонг. Жюри оглашает список предложенных каждой командой слов и , оценивая каждое слово в одно очко, подводит итог конкурса.
ВЕДУЩИЙ: Поздравляем победителей и переходим ко второму конкурсу «Как мы говорим?» Через одну минуту вы прочтёте нам вслух данную фразу, правильно расставив ударения в словах (раздает командам карточки ).
Фраза для 8-а: Напишите ходатайство в диспансер для получения нужных документов.
Фраза для 8-б: Эти медикаменты облегчат ваше состояние, и жизнь покажется красивее.
Жюри присуждает по одному очку за каждое верно прочитанное слово.
ВЕДУЩИЙ: Итак, вперед вырвалась команда …Поздравляем победителей и продолжаем нашу игру.
Вы, наверное, помните крылатую фразу «Казнить нельзя помиловать» и понимаете, какую роль в ней играет запятая и что от этого зависит жизнь человека, ну, в общем, «быть ли не быть?» Ваша задача будет не столь сложна и ответственна. Вам надо за две минуты расставить знаки препинания в одном, но очень длинном предложении. Ведущий раздает карточки командам без знаков препинания.
«Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа , обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)
Звучит гонг. Часы отсчитывают две минуты.
Каждый правильно поставленный знак – один балл.
ВЕДУЩИЙ: Поздравляем победителей и продолжаем нашу игру. В этом конкурсе принимают участие команды и болельщики. Сейчас я назову слово, а вам надо за две минуты записать на листочке десять слов, которые у вас ассоциируются со словом «старость». Команды и болельщики передают листики жюри. За каждую ассоциацию один балл.
Примеры (древность ветхость, давность, престарелость, дряхлость, морщины, разрушение, возраст, беспомощность, забота, уход, внимание, почёт, уважение, понимание…)
Жюри подводит и оглашает итоги конкурса и общий счет.
ВЕДУЩИЙ: Поздравляем победителей и продолжаем нашу игру.
Если вы читали сказку про королевство кривых зеркал, то, наверное, помните, как Оля в зеркале превратилась в Яло , Анидаг- в Гадину, а Нушрок-в Коршуна. Наш пятый конкурс называется «СЛОВА в ЗЕРКАЛЕ». Есть такие слова, которые не теряют смысла и при чтении их справа налево. Например, сев и вес. Сейчас за две минуты вам надо придумать и записать, как можно больше пар таких слов.
Звучит гонг. Две минуты прошло. Один балл за каждую «зеркальную пару»
Примеры( ток-кот,нос-сон,див-вид,ров-вор,зов-воз,мир-Рим..).
ВЕДУЩИЙ: Поздравляем победителей и переходим к последнему конкурсу нашей игры «ВСМОТРИТЕСЬ в КАРТИНУ». В этом конкурсе участвуют и болельщики команд . Сейчас вы увидите репродукцию картины Валентина Серова «Девочка с персиками». Всмотритесь в эту замечательную картину и запишите за две минуты как можно больше эпитетов-штрихов к портрету девочки.
Примеры: (тонкие смуглые руки, золотистый персик в руках, нежное лицо, светлая чистая улыбка, радостные тёмно-карие глаза, солнечная фигурка девочки, красивая игра теней на розовой кофточке девочки, чистота девочки, счастливая безмятежная жизнь девочки…)
Звучит гонг. Часы отсчитывают две минуты. Капитаны команд и болельщиков сдают свои записки жюри. За каждый подходящий эпитет один балл. Жюри подводит итоги конкурса и оглашает общий счет игры.
ВЕДУЩИЙ: Поздравляем победителей игры «Грамотеи». Благодарим обе команды за интересную игру, а болельщиков за помощь в игре командам. Благодарим членов жюри за их труд. И вручаем победителям сладкий приз-торт, а проигравшей команде - утешительный приз - почти «золотую рыбку».
Звучит музыка. Все поздравляют победителей. Делаются фотографии на память.
Можно провести и другие конкурсы, например:
1.Придумать и записать на листке как можно больше слов, противоположных по смыслу слову «лень».
2.Найти и исправить ошибки в данном тексте.
3.Десять ассоциаций со словом «каникулы» (команда и болельщики)
4.Проговорить скороговорку.
5.Из букв слова «выпускник» составить как можно больше слов.
6.Придумать как можно больше эпитетов-штрихов к «Портрету Моны Лизы» Леонардо да Винчи.