"ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Про матеріал
Формирование орфографической компетенции учащихся среднего звена – одна из наиболее актуальных проблем обучения русскому языку. В качестве средства повышения уровня орфографической грамотности предлагается использовать на уроках языка этимологический анализ словарных слов, содержащих непроверяемую с точки зрения современного русского языка орфограмму. Предложен алгоритм этимологического анализа слов и формы словарно - орфографической работы. Практика показывает, что использование этимологического анализа не только способствует повышению орфографической зоркости, но и расширяет лингвистический кругозор школьников, развивает абстрактное мышление, знакомит с историческими закономерностями развития языка.
Перегляд файлу

Загальноосвітня школа І-ІІ ступенів №5

військово – цівільної адміністрації м.Торецьк Донецької області

Картинки по запросу "этимология слов"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ  ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

                                                                                                                                                                         Учитель російської мови та

                                                                                                                                                        зарубіжної літератури Глущенко Л.В.

 

м. Торецьк

2020 р.

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                       А.Шибаев

 

     На сегодняшний день снижение познавательного интереса школьников как  к обучению в школе в целом, так и к урокам русского язык  а - это одна из проблем на пути современного учителя. Невнимание к русскому языку, к слову,  нежелание узнавать новое также влечет за собой снижение интереса к художественной литературе, к чтению вообще, падению общей и правописной грамотности учащихся.                                                 

             Использование этимологического анализа на уроках русского языка является одним из средств решения этих задач.

     Этимология – это раздел языкознания, который изучает происхождение слова, а также исторические изменения в структуре слова и его значениях.

    Проанализировав учебники русского языка с обучением на украинском языке с 5 по 9  класс (издательство «Свиточь», Л.В. Давидюк),  удалось найти очень мало этимологических справок (исключительно при изучении раздела «Лексика»)  и всего несколько упражнений с использованием этимологии слова. Учебники по русскому языку  не нацелены на проведение словарно-орфографической работы на основе этимологий «трудных» слов.

    Анализ ученических работ показывает низкий уровень орфографической грамотности в написании слов с непроверяемыми орфограммами. Таким образом, те приёмы, которые предлагаются учебниками (в частности  «Орфографические разминки» ) и традиционно используемые  учителем  для запоминания словарных слов на уроках русского языка, не активизируют мыслительную деятельность учащихся  и не способствуют их запоминанию.  Необходимы другие  приёмы  и методы, в том числе этимологические справки для запоминания «трудных» слов.  Как же практически организуется изучение трудных слов, используя этимологический анализ?                                                                              

    Словарную работу, на мой взгляд,  лучше провести  в самом  начале урока, потому что только при этом условии  можно включить новые слова во все тренировочные работы и таким образом « провести их через сознание» детей несколько раз, причём в разных формах и контекстах. Практически изучение каждого слова складывается из следующих моментов:

  1. Найти слово в орфографическом словарике  (у каждого ученика  на парте есть школьный «Орфографический словарь» Д.Н.Ушакова и С.Е. Крючкова) новое трудное слово, например  багровый. Ребята вчитываются в него, всматриваются, запоминают. Запоминается графический образ слова (как слово видится)
  2. Объясняется лексическое значение слова.
  3. Чётко проговаривается слово; запоминается его слуховой образ (как слово

слышится);

  1. Запись слова на доске учителем, в тетрадях – учащимися. Запоминается рукодвигательный  образ слова (как оно пишется, как     « берёт» его рука). Отмечается ударный слог, подчёркиваются буквы, которые обозначают звуки в слабой позиции и поэтому требуют особого внимания.
  2. Объяснение учителем о происхождении слова. Слово багровый  связано с русским  существительным  багр – красная краска, красный цвет.
  3. Для закрепления подбираются и записываются однокоренные слова, проводится элементарный лексический и словообразовательный анализ.

 Таким образом, в тетрадях имеем такую запись:

 

             Слово

Опорное слово

Источник (язык, в котором есть опорное слово)

Багровый

Багрец.

Багр –«красная краска, красный цвет»

Русск.

 

        Запись слов сохраняется на доске в течение всего урока. При подведении итогов вновь обращаемся к новому трудному слову. Понимая, как образовано словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.

       По результатам работы  над  этимологией  слова, можно предложить учащимся создать рукотворный словарь «История слова», добавив к этимологии слова и  его лексическое значение  (Приложение ).

       Привлечение данных этимологии возможно на различных этапах урока с помощью специальных заданий и упражнений. При этом использование данных об истории слов возможно при изучении любых разделов языкознания.

       Для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию, можно предложить  учащимся этимологические кроссворды.

       При написании объяснительных диктантов, школьники предварительно обосновывают написание   «трудных» слов, вспоминают  слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.

      При написании «Самодиктанта»  вспоминают и записывают как можно больше слов, имеющих в своём составе исторический корень - кол - (от коло) со значением «круг». (Колесо,  коляска, кольцо,  кольчуга, около, околица, колобок), или имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора). (Корабль,  кораблик,  кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый), или  имеющих в своём составе исторический корень - лоп - в значении «лист». (Лопасть, лопата, перелопатить, лопатка, лопух, лопоухий и др.)

     Для выполнения такого вида работы, как « Короткое сочинение», учащимся даётся список изученных слов. Они выбирают  одно слово и пишут короткий рассказ о том, почему это слово так называется.

    Аукцион «трудных» слов можно провести  устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

  Этимологические упражнения  предполагают следующие задания:

- составить  рассказ  о происхождении слов, например: ежевика, осина, медведь;                                                                                                                                   - определить, на какой признак предмета указывает его название. Соловей, берёза, карандаш, сорока, земляника, лопата, пенал, тетрадь, орех;                                                                                                                                                                                                                 - объяснить правописания слов. Деньги – от татарского танге - «деньга»;                                                                                                                                                      - пользуясь этимологическим словариком, найти исторически проверочные слова к словам сорока, ворона, заяц, коньки;                                                                                                                     -  используя этимологический словарик, объясните написание данных слов: п...тух, р..кета, в..сток, п...мидор;                                                                                                                                         - сравнить словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. Найти их различия и сделать вывод.

        Предложенные виды работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов. Развивают умение членить слова на морфемы, как в современном, так и в историческом плане. Отрабатывают навык сопоставления созвучных слов по их значению.  Применение таких разнообразных упражнений обеспечивает постоянное повторение одних и тех же этимологий. 

        Таким образом, система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят; повышает орфографическую грамотность учащихся; формирует представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладывает  основы лингвистического мышления.

                                                                                                                                                                                                                Приложение                                                                                                                                                     

 

                                                                                                                                            

                                                                          Этимологический словарик

                                                          русского языка                                                                                                                                                                           

                                                     учащихся 5-6 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://kalina74.ru/sites/default/files/4_2.jpghttps://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR1FiFi55V6h51vZ4ra99k7faPrlFBVfUKjOC_BsWi61DGjH0IX 

               

 

Праздник - свободный от работы день.                     Счастье - чувство найвысшего 

 Праздь – «свобода», (слав.)                                    удовлетворения,  радости.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                      Часть – «доля» +с  – «хороший»,(русск.)

 

 

http://vignette4.wikia.nocookie.net/playheroes/images/c/ce/GIANT_MAN92.png/revision/latest?cb=20121227135136&path-prefix=ruhttp://thumbs.dreamstime.com/thumb_340/1228592911WI4u12.jpgГигант – большой, огромный, громадный.              Парашют– устройство, с раскрывающимся     Гигас – «гигант»,  (греч.)                                     в воздухе куполом.

                                                                   Пара - «против»,

                                                                   шют – «падение»,(франц.)  

 

 

 

 

 

http://www.xrest.ru/schemes/00/12/10/2a/%D0%92%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%8B-1.jpg http://st03.kakprosto.ru/images/article/2011/5/30/1_52551300e9bb152551300e9bee.jpg

 

 

 

Рябина дерево или высокий кустарник                           Печаль - чувство грусти и скорби,           с  собранными  в кисти горьковатыми                               состояние душевной горечи.

оранжево – красными плодами.                                      Печа – «забота», (слав.) 

Рябина. Рябь – «пёстрый, рябой», (слав.)

 

 

 

Конференция – большое собрание, совещание                  Ровесник – человек одинакового представителей  каких – н.                       с кем – либо возраста

государств, организаций, групп.                 Ровесник, ровесница

IMG_2735http://ek-onaft.pp.ua/wp-content/uploads/2014/11/konferenciya.jpgКон – «вместе»                                        (ср.по ровну вёсен)                                                                                                                                                                                             феро–«говорить»,(лат.)                       

 

                                

                                       

    Окрестный пейзаж. (Светлана Груздева) / Стихи.ру - националь…                                                                                                                                                                                                     

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=33b567d106f8d6703507617eb9ad17e8-51-144&n=21                                                                                                                                  

 

 

                          Единый-целостный,                                                     Окрестный -находящийся вокруг,                                      сплоченный, нераздельный.                                                                            

окрест чего-н., окружающий что-н.                                     Един – «один», (слав.)

Крест, окрест – «вокруг», (русск.) 

                          

                                                                                                                                                               

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=8fd186654597fa01e9f674a831e56009-79-144&n=21      http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=6eac1efc2494a669a1850dcfd3b8c24c-133-144&n=21                               

Парад – торжественное прохождение                           Жюри – группа экспертов,                                                                                                                                                                                                               войск, а также спортсменов.                                          определяющая призовые места                                                                                                               

Паро – «готовлю», ( лат.)                                            Жюри- «клятва на верность»,(фр.)

  

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=30762dff59a438ecc08d288a9a49f42d-138-144&n=21 

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=00b770815de27a398014f39813794dc1-00-144&n=21

 

 

Телеграмма срочное сообщение,                           Терраса летняя пристройка 

передаваемое по телеграфу.                                        к зданию в виде площадки без стен                                                    

Теле – «далеко»                                                      Терра – «земля», (лат.)   

 грамма – «буква, запись», (греч.)                                                                                    

     

 

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=0a8eb9848e76f906fc6ec5952d44f073-138-144&n=21Участвовать совместно действовать                       Великий - очень большой.                       (ср. выполнить часть общего дела)                               большой (русск.)

http://im1-tub-ua.yandex.net/i?id=5c1c55f47ef00b86ab6360b6608477b2-60-144&n=21                                                                                                         

                    

                                                                                                              

 

 

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=7b8fcfa4a116198eaccaeff87ceb8dd0-33-144&n=21

 

Багрец - красная краска тёмного                       Богатый – дорогостоящий    оттенка (багровая).                                                 Бог – «участь, доля», (слав.)

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=de473f1f30fa3b68f241067a263f2bc9-94-144&n=21Багровый. Багрец.  

Багр – « красная краска»,(русск.)

 

 

 

 

 

Вестибюль-  большое помещение, отделяющее                    Аквариум- искусственный водоём,        вход от внутренних частей здания                                    стеклянная ёмкость с водой для рыб                                                             

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=51e47fd406e00e402861ce6b4fc481d9-49-144&n=21Вестибюль. Вестас– «одежда», (лат.)                                 Аквариум. Аква –«вода», (лат.)

  http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=147d0da0ffc153e81b60f1922e370be2-20-144&n=21                                                                                                                                                                                         

            

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=fa87602b214233f57dc731522e9dd529-122-144&n=21http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=294f2c6ae5149849e8b2d6dd458ce795-101-144&n=21

              Апельсин – крупный,

             оранжевого цвета плод

             апельсинового дерева                                   Маршрут-  заранее намеченный                                           

Апельсин. Апель – «яблоко»                                             путь следования с указанием                                                                     

             Син – «Китай»,(голланд.)                                    основных пунктов.                                                                     

                                                                               Марш – «ходьба», рут –«дорога»,

                                                                               (франц.)

 

 

Подчинить- ставить  в зависимость от кого-л.,                    Балкон - выступающая из стены          

заставлять поступать сообразно чему-л.                               здания площадка с перилами, 

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=0e6d8d787e89a02772cd21ad7997d4e6-78-144&n=21Подчинить.                                                               решёткой

http://im1-tub-ua.yandex.net/i?id=15fd7b2f87333297329a421c5cb99c4d-39-144&n=21Чин –«порядок»,(русск.)                                        (ср.балка)

      

 

 

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=e9e80385864c7d96cb30b7e0eaaa1f0c-134-144&n=24 

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=522b7995a71f8b260f8568cefade26ed-10-144&n=24 

                    Капитан- 1.Офицерское звание.             Смородина-                                                  .                     2. Командир судна (мор.)                        кустарник со съедобными                                                             к                     3. Руководитель команды                        кисловато-сладкими ягодами.

                      

  Капитан. Капут-«голова» (глава),(лат.)                           Смород – «сильный запах»,(русск.)

                                             

 

 

http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=4e6d8e526be11232fbc057588e04779e-78-144&n=21Фонтан –струя жидкости, газа,                                     Планета- небесное тело,           выбрасываемая из трубы или отверстия                                 движущееся вокруг Солнца и                                        силой давления                            светящееся его отражённым светом.

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=88c123e9579f79fc6654847e5d59c51c-72-144&n=24Фонс – «струя»,(лат.)                   Плане -«блуждание, странствие»                                                                                                         

                                            Планета,(греч.)                       

 

 

                 

 

http://kafanews.com/new/images/minoborony-rf-zaymetsya-kulturoy-i-dosugom-soldat_foto-iz-interneta_1_2013-01-27-10-26-27.jpeg                    Солдат-рядовой воин                                   Телефон-аппарат  

                 Сольдо – «монета»,                                для разговора

http://static4.depositphotos.com/1000865/417/i/950/depositphotos_4172780-Telephone-receiver-and-speech-bubble.jpg                    жалованье (итал.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                  Теле- «далеко»

                                                                                  Фоне – «звук» (греч.)

 

                             

              

Мелодия- благозвучная                                                Долина - удлиненная впадина 

последовательность звуков                                           (вдоль речного русла,среди гор)

Мело – «напев» (греч.)                                                  Дол-«низ» (слав.)                                                                      

http://tselector.com/images/detailed/1/yarra-valley.jpghttp://www.tourdnepr.com/images/stories/news_2011/November/22_melody_heart_festival_ar.jpg                                                         

 

 

 

 

 

 

http://dino.by/wp-content/uploads/2014/10/portfel13.jpghttp://greenevolution.ru/enc/files/2014/07/makulatura2.jpg  Макулатура-                                     Портфель- сумка

 использованная бумага                          для ношения бумаг, книг        

 Макула- «пятно»,(лат.)                         Порто – «носить»,                                            

                                                      Фель – «бумаги», (франц.)

 

 

 

 

 

Аромат- приятный запах                                                 Грандиозный –огромный,

Арома –«пахучие травы»,(греч.)                                        величественный                                                           

                                                                              Грандис – «большой», (лат.)

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTuvTfczjNBUEi4nQPRsBukjzms_izfjaF5p_gqsdzRpCt4SgSshttp://84.img.avito.st/640x480/1295146284.jpg

 

 

 

 

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/9171/981986.52/0_88a70_9f07b86f_orig 

 

http://paradnevest.od.ua/wp-content/uploads/kontekst.jpg 

 

                                                                                 

     Корзина- плетеное изделие                                        законченная в смысловом отношении 

     Корзать – «рубить ветви», (русск.)                                 часть текста

                                                                              Кон - со- -«вместе»

                                                                              текст – «связь»,  (лат.)                                             

 

Фиолетовый – цвета фиалки или

тёмных соцветий сирени.                                               Оранжевый - густо-жёлтый с

Фиола –«сирень», (лат.)                                                 красноватым оттенком цвет                                                                                                                                                                                       

http://bukashka.org/wp-content/2010/01/oranj.jpg                                      

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT3tAZ96Sz6BzLDCMbkOl5yFXWPbuV1_XgxvVR6SzXd00KYFpdL                                                                                          

                                           

                                                                           

 

http://sovettebe.ru/wp-content/uploads/2011/07/hleb-sol.jpg 

                     http://www.marriagesalon.com/media/images/Picture143.jpg

 

 

Традиция -то,что перешло

от одного поколения к другому                                                                   

  Традо – «передаю», (лат.)                                                Декорация -  живописное, объёмное

                                                                                 или архитектурное изображение места                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                 Де –«хорошо», короукрашать, (лат.)

 

 

 Декламация -выразительно читать,произносить                           Вермишель – сорт лапши                          

Де – «хорошо», кламо – «говорить», (лат.)                             Вернис – «червяк», (лат.)                                                                                                                                                                                                  

http://berezne.libr.rv.ua/kids/images/polprovesin.gifhttp://citykey.net/images/review/319/1319/raznovidnost-makaron-i-sposobov-ih-prigotovleniya.jpg 

 

                                                                                 

                                                                      

 

http://www.integralplus.spb.ru/upload/iblock/67c/67c581822cb6f7a0c049d07dc03df144.jpghttp://st.depositphotos.com/1887105/1782/v/450/depositphotos_17827345-Happy-boy-riding-a-brand-new-blue-bike.jpg                                                               

 

 

 

                    Велосипед -двухколесная                          Консервы- консервированные                           машина для езды,приводимая в движение                            продукты                                                          ножными педалями.                                                     Кон –со

Велос – «быстрый»                                                      серво – «хранить», (лат.)                                                           

педис – «нога», (лат.)                                                    

 

 

http://keep4u.ru/imgs/s/070928/8e448ce8e1c63829be.jpg

  Гербарийколлекция                             Соревнование- форма деятельности,         

http://www.banki.ru/upload/iblock/96b/111.jpgзасушенных растений                              при которой участвующие                      Гербум- «растение», (лат.)                       стремятся превзойти друг друга

                                                       (ср. ревностно)

 

 

 

 

http://s1.pic4you.ru/allimage/y2013/01-01/12216/2904591.pnghttp://www.zateevo.ru/userfiles/image/Otveti_kosheya/021209/ok021209_16.jpgАрхитектор-специалист                       Бинокль-  

 по архитектуре, зодчий                      оптический прибор             

Архи – «главный»                             для рассматривания 

текто – «строитель»,(греч.)                   далёких предметов                                                                                                                       

                                                  Бини- «пара»,окулюс – «глаз»,(лат.)

 

 

 

Инженер- специалист с высшим                                     Коричневый –буро-жёлтый цвет

техническим образованием                                                 (ср. кора - корка)

http://xn--80ahel1afk7e.xn--p1ai/upload/iblock/026/0268123ba8250d2d0e4c9dc6281b73ad.jpgИнжениум- ум,природные склонности,(лат.)

http://images.clipartpanda.com/mechanical-engineer-clipart-engineer-2_f.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

http://gavgavka.com/images/manager/2013/dressirovka.jpgПианиноклавишный

музыкальный инструмент                               

Пиано –«тихо»,(итал.)                                                                

http://www.jazzclub.com.ua/components/com_virtuemart/shop_image/product/Pianino_YAMAHA_U1J_CPSDW.jpg                                                                               Дрессировать -приучать 

                                                                               (животных) к выполнению 

                                                                               каких- нибудь действий                        

                                                                                Дресс – «натаскивать», (франц.)

 

 

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTbUq0Ft9cAdiU7xg57gFshQxAM1sV8k5hUw-yuHjuvFgHeu8JxA3Xh6wYgОбаятельныйочаровательный,                                       Стадионсооружение со специально полный обаяния                                                         оборудованными плащадками для       Баять – «говорить», (русск.)                                           спортивных состязаний

http://megaobzor.net/wp-content/gallery/donbass-arena/donetsk_shaktar_01.jpg                                                                             Стадия – «дорожка», ( лат.)                        

 

 

 

 

 

 

 

http://prawwwda.com/upload/articles/2014-05-16/5b3484703f1ec58cabe483378e217899.jpghttp://images.vector-images.com/clipart/xl/176/sportsman_shlp4.jpg

Патриот- человек,                     Спортсмен-                                  

который любит                         человек,                            

свою родину                            занимающийся спортом                        

Патрия – «родина»,(лат.)             Спорт+с+мен – человек                                        

                                                                          спорта(англ.)

 

             

 

 

    Баскетбол -игра,в к-рой мяч забрасывают                           Шахматы- игра по особым правилам

    руками в подвешенную сетку (корзину)                               на доске в 64 клетки между белыми 

                                                                                 и чёрными  фигурами и пешками

http://www.smena-smolensk.ru/img/image/%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB1.jpg   Баскет- «корзина»,                                            Шах – «повелитель»,

   бол –«мяч», (англ.)                                            мат – «умер», (перс.)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c3/Chess_board_opening_staunton.jpg 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
22 листопада 2020
Переглядів
1496
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку