Загальноосвітня школа І-ІІ ступенів №5
військово – цівільної адміністрації м.Торецьк Донецької області
Тема: ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Учитель російської мови та
зарубіжної літератури Глущенко Л.В.
м. Торецьк
2020 р.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
А.Шибаев
На сегодняшний день снижение познавательного интереса школьников как к обучению в школе в целом, так и к урокам русского язык а - это одна из проблем на пути современного учителя. Невнимание к русскому языку, к слову, нежелание узнавать новое также влечет за собой снижение интереса к художественной литературе, к чтению вообще, падению общей и правописной грамотности учащихся.
Использование этимологического анализа на уроках русского языка является одним из средств решения этих задач.
Этимология – это раздел языкознания, который изучает происхождение слова, а также исторические изменения в структуре слова и его значениях.
Проанализировав учебники русского языка с обучением на украинском языке с 5 по 9 класс (издательство «Свиточь», Л.В. Давидюк), удалось найти очень мало этимологических справок (исключительно при изучении раздела «Лексика») и всего несколько упражнений с использованием этимологии слова. Учебники по русскому языку не нацелены на проведение словарно-орфографической работы на основе этимологий «трудных» слов.
Анализ ученических работ показывает низкий уровень орфографической грамотности в написании слов с непроверяемыми орфограммами. Таким образом, те приёмы, которые предлагаются учебниками (в частности «Орфографические разминки» ) и традиционно используемые учителем для запоминания словарных слов на уроках русского языка, не активизируют мыслительную деятельность учащихся и не способствуют их запоминанию. Необходимы другие приёмы и методы, в том числе этимологические справки для запоминания «трудных» слов. Как же практически организуется изучение трудных слов, используя этимологический анализ?
Словарную работу, на мой взгляд, лучше провести в самом начале урока, потому что только при этом условии можно включить новые слова во все тренировочные работы и таким образом « провести их через сознание» детей несколько раз, причём в разных формах и контекстах. Практически изучение каждого слова складывается из следующих моментов:
слышится);
Таким образом, в тетрадях имеем такую запись:
Слово |
Опорное слово |
Источник (язык, в котором есть опорное слово) |
Багровый Багрец. |
Багр –«красная краска, красный цвет» |
Русск. |
Запись слов сохраняется на доске в течение всего урока. При подведении итогов вновь обращаемся к новому трудному слову. Понимая, как образовано словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.
По результатам работы над этимологией слова, можно предложить учащимся создать рукотворный словарь «История слова», добавив к этимологии слова и его лексическое значение (Приложение ).
Привлечение данных этимологии возможно на различных этапах урока с помощью специальных заданий и упражнений. При этом использование данных об истории слов возможно при изучении любых разделов языкознания.
Для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию, можно предложить учащимся этимологические кроссворды.
При написании объяснительных диктантов, школьники предварительно обосновывают написание «трудных» слов, вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.
При написании «Самодиктанта» вспоминают и записывают как можно больше слов, имеющих в своём составе исторический корень - кол - (от коло) со значением «круг». (Колесо, коляска, кольцо, кольчуга, около, околица, колобок), или имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора). (Корабль, кораблик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый), или имеющих в своём составе исторический корень - лоп - в значении «лист». (Лопасть, лопата, перелопатить, лопатка, лопух, лопоухий и др.)
Для выполнения такого вида работы, как « Короткое сочинение», учащимся даётся список изученных слов. Они выбирают одно слово и пишут короткий рассказ о том, почему это слово так называется.
Аукцион «трудных» слов можно провести устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.
Этимологические упражнения предполагают следующие задания:
- составить рассказ о происхождении слов, например: ежевика, осина, медведь; - определить, на какой признак предмета указывает его название. Соловей, берёза, карандаш, сорока, земляника, лопата, пенал, тетрадь, орех; - объяснить правописания слов. Деньги – от татарского танге - «деньга»; - пользуясь этимологическим словариком, найти исторически проверочные слова к словам сорока, ворона, заяц, коньки; - используя этимологический словарик, объясните написание данных слов: п...тух, р..кета, в..сток, п...мидор; - сравнить словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. Найти их различия и сделать вывод.
Предложенные виды работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов. Развивают умение членить слова на морфемы, как в современном, так и в историческом плане. Отрабатывают навык сопоставления созвучных слов по их значению. Применение таких разнообразных упражнений обеспечивает постоянное повторение одних и тех же этимологий.
Таким образом, система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят; повышает орфографическую грамотность учащихся; формирует представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладывает основы лингвистического мышления.
Приложение
Этимологический словарик
русского языка
учащихся 5-6 класса
Праздник - свободный от работы день. Счастье - чувство найвысшего
Праздь – «свобода», (слав.) удовлетворения, радости.
Часть – «доля» +с – «хороший»,(русск.)
Гигант – большой, огромный, громадный. Парашют– устройство, с раскрывающимся Гигас – «гигант», (греч.) в воздухе куполом.
Пара - «против»,
шют – «падение»,(франц.)
Рябина – дерево или высокий кустарник Печаль - чувство грусти и скорби, с собранными в кисти горьковатыми состояние душевной горечи.
оранжево – красными плодами. Печа – «забота», (слав.)
Рябина. Рябь – «пёстрый, рябой», (слав.)
Конференция – большое собрание, совещание Ровесник – человек одинакового представителей каких – н. с кем – либо возраста
государств, организаций, групп. Ровесник, ровесница
Кон – «вместе» (ср.по ровну вёсен) феро–«говорить»,(лат.)
Единый-целостный, Окрестный -находящийся вокруг, сплоченный, нераздельный.
окрест чего-н., окружающий что-н. Един – «один», (слав.)
Крест, окрест – «вокруг», (русск.)
Парад – торжественное прохождение Жюри – группа экспертов, войск, а также спортсменов. определяющая призовые места
Паро – «готовлю», ( лат.) Жюри- «клятва на верность»,(фр.)
Телеграмма – срочное сообщение, Терраса – летняя пристройка
передаваемое по телеграфу. к зданию в виде площадки без стен
Теле – «далеко» Терра – «земля», (лат.)
грамма – «буква, запись», (греч.)
Участвовать – совместно действовать Великий - очень большой. (ср. выполнить часть общего дела) большой (русск.)
Багрец - красная краска тёмного Богатый – дорогостоящий оттенка (багровая). Бог – «участь, доля», (слав.)
Багровый. Багрец.
Багр – « красная краска»,(русск.)
Вестибюль- большое помещение, отделяющее Аквариум- искусственный водоём, вход от внутренних частей здания стеклянная ёмкость с водой для рыб
Вестибюль. Вестас– «одежда», (лат.) Аквариум. Аква –«вода», (лат.)
Апельсин – крупный,
оранжевого цвета плод
апельсинового дерева Маршрут- заранее намеченный
Апельсин. Апель – «яблоко» путь следования с указанием
Син – «Китай»,(голланд.) основных пунктов.
Марш – «ходьба», рут –«дорога»,
(франц.)
Подчинить- ставить в зависимость от кого-л., Балкон - выступающая из стены
заставлять поступать сообразно чему-л. здания площадка с перилами,
Подчинить. решёткой
Чин –«порядок»,(русск.) (ср.балка)
Капитан- 1.Офицерское звание. Смородина- . 2. Командир судна (мор.) кустарник со съедобными к 3. Руководитель команды кисловато-сладкими ягодами.
Капитан. Капут-«голова» (глава),(лат.) Смород – «сильный запах»,(русск.)
Фонтан –струя жидкости, газа, Планета- небесное тело, выбрасываемая из трубы или отверстия движущееся вокруг Солнца и силой давления светящееся его отражённым светом.
Фонс – «струя»,(лат.) Плане -«блуждание, странствие»
Планета,(греч.)
Солдат-рядовой воин Телефон-аппарат
Сольдо – «монета», для разговора
жалованье (итал.)
Теле- «далеко»
Фоне – «звук» (греч.)
Мелодия- благозвучная Долина - удлиненная впадина
последовательность звуков (вдоль речного русла,среди гор)
Мело – «напев» (греч.) Дол-«низ» (слав.)
Макулатура- Портфель- сумка
использованная бумага для ношения бумаг, книг
Макула- «пятно»,(лат.) Порто – «носить»,
Фель – «бумаги», (франц.)
Аромат- приятный запах Грандиозный –огромный,
Арома –«пахучие травы»,(греч.) величественный
Грандис – «большой», (лат.)
Корзина- плетеное изделие законченная в смысловом отношении
Корзать – «рубить ветви», (русск.) часть текста
Кон - со- -«вместе»
текст – «связь», (лат.)
Фиолетовый – цвета фиалки или
тёмных соцветий сирени. Оранжевый - густо-жёлтый с
Фиола –«сирень», (лат.) красноватым оттенком цвет
Традиция -то,что перешло
от одного поколения к другому
Традо – «передаю», (лат.) Декорация - живописное, объёмное
или архитектурное изображение места
Де –«хорошо», коро– украшать, (лат.)
Декламация -выразительно читать,произносить Вермишель – сорт лапши
Де – «хорошо», кламо – «говорить», (лат.) Вернис – «червяк», (лат.)
Велосипед -двухколесная Консервы- консервированные машина для езды,приводимая в движение продукты ножными педалями. Кон –со
Велос – «быстрый» серво – «хранить», (лат.)
педис – «нога», (лат.)
Гербарий –коллекция Соревнование- форма деятельности,
засушенных растений при которой участвующие Гербум- «растение», (лат.) стремятся превзойти друг друга
(ср. ревностно)
Архитектор-специалист Бинокль-
по архитектуре, зодчий оптический прибор
Архи – «главный» для рассматривания
текто – «строитель»,(греч.) далёких предметов
Бини- «пара»,окулюс – «глаз»,(лат.)
Инженер- специалист с высшим Коричневый –буро-жёлтый цвет
техническим образованием (ср. кора - корка)
Инжениум- ум,природные склонности,(лат.)
Пианино – клавишный
музыкальный инструмент
Пиано –«тихо»,(итал.)
Дрессировать -приучать
(животных) к выполнению
каких- нибудь действий
Дресс – «натаскивать», (франц.)
Обаятельный – очаровательный, Стадион –сооружение со специально полный обаяния оборудованными плащадками для Баять – «говорить», (русск.) спортивных состязаний
Стадия – «дорожка», ( лат.)
Патриот- человек, Спортсмен-
который любит человек,
свою родину занимающийся спортом
Патрия – «родина»,(лат.) Спорт+с+мен – человек
спорта(англ.)
Баскетбол -игра,в к-рой мяч забрасывают Шахматы- игра по особым правилам
руками в подвешенную сетку (корзину) на доске в 64 клетки между белыми
и чёрными фигурами и пешками
Баскет- «корзина», Шах – «повелитель»,
бол –«мяч», (англ.) мат – «умер», (перс.)