Конспект урока для 10 класса по лирике М.Ю. Лермонтова. Входит материал для формирования и совершенствования умений анализировать стихотворения. Для анализа даны стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» и «Я не унижусь пред тобою…»
Урок № 33
Тема. Философская и любовная лирика М. Ю. Лермонтова.
М. Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. М. Ю. Лермонтов и Т. Г. Шевченко
Цель: формировать и совершенствовать умение анализировать стихотворения; развивать умение выразительного чтения; прививать любовь к поэзии, способность сопереживать, сочувствовать; воспитывать высокую духовную культуру.
Оборудование: учебник, учебные тексты, эпиграф, портрет М. Ю. Лермонтова.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
И какая простота в выражении,
какая естественность, свобода в стихе!
В. Г. Белинский
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Викторина.
1. Где и когда родился Лермонтов? (Москва, 1814)
2. Как называлось имение бабушки, где поэт провёл своё детство и рядом с которым похоронен? (Тарханы)
3. Как звали домашнего учителя Лермонтова? (Алексей Зиновьевич Зиновьев)
4. В какое учебное заведение поступил М. Ю. Лермонтов в 1830 году? (Московский университет)
5. Как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в университете? (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев)
6. Какое событие легло в основу стихотворения Лермонтова, которое сделало его известным всей России и вызвало ненависть царя? (Смерть А.С. Пушкина от раны, полученной на дуэли с Дантесом).
7. Куда был сослан Лермонтов за стихотворение «Смерть поэта»? (в Закавказье)
8. С кем Россия вела войну, на которой поэт прославился своей храбростью? (С народами Кавказа, с горцами)
9. Из первой ссылки Лермонтов возвращается благодаря бабушке и заступничеству… (В.А. Жуковского)
10. По какой причине Лермонтова отправили во вторую ссылку? (Дуэль с сыном французского посла)
11. Где и как погиб М. Ю. Лермонтов? (в Пятигорске на дуэли)
12. Сколько лет было, Лермонтову, когда он погиб? (26)
ІІІ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Теория литературы
Лирика – это вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.
Философская лирика – это поэзия, в которой преобладающими мотивами являются размышления о смысле жизни, о том, как устроена Вселенная, какое место в природе и Космосе занимает человек.
Любовная лирика — один из наиболее красивых жанров, который передает удивительный мир человеческих чувств и переживаний.
2. Практическая фронтальная работа по анализу стихотворений
- Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в 1841 г.
- Литературное направление, жанр.
- Жанр стихотворения – элегия (лирический монолог).
- Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.
- Тема, основная мысль и композиция.
- Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» состоит из пяти пронумерованных автором строф.
1. Начинается оно описанием природы, окружающей лирического героя. Автор говорит о её внеземной, космической сущности.
2. С середины второй строфы автор меняет изобразительный лад на философский: он задаётся вопросом о своей жизни, своих стремлениях.
3. Пик кульминационного напряжения приходится на центральную – третью – строфу: «Уж не жду от жизни ничего я».
4-5. В последних же двух катренах происходит развязка, некоторый спад напряжения. В них автор предаётся мечтам, находит тот необходимый вектор, по которому желает двигаться его душа.
- Тема элегии – острое чувство личного одиночества, легкой и светлой грусти о прошедших важных и знаковых событиях, не оставивших в душе поэта никакого следа, легкая задумчивость и размышления о прожитой жизни.
Основная мысль заключена в том, что поэт мечтает о покое, но судьба неминуема.
- Размер и рифмовка. Размер стихотворения – пятистопный хорей. Рифмовка перекрёстная (АВАВ), женская и мужская рифмы чередуются.
- Тропы и образы. Олицетворения («пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит»), эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»), восклицания («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и заснуть!») и неоконченные предложения («Но не тем холодным сном могилы…») и т.д.
- Стихотворение «Я не унижусь пред тобою…» датировано 1832 г.
- Литературное направление, жанр.
- Жанр стихотворения –послание.
- Стихотворение относится к любовной лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.
- Тема, основная мысль и композиция.
- Можно разделить на две части.
В первой половине «я» и «ты» враждуют, соперничают, конфликт, возникающий между ними, является романтическим. Лирический герой совершает выбор, отделяя себя от «Чего б то ни было земного».
Во второй части стихотворения центром вселенной, «целого мира», является необыкновенная личность. Любовь для такого лирического героя — испытание, заблуждение, жертва. Он воспринимает ее как схватку с судьбой, в которой ему помогает победить сила духа.
- Тема – разочарования, неразделенной любви, измены девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора.
Основная мысль заключена в том, что поэт обвиняет всех красавиц мира в ветреном поведении.
- Размер и рифмовка. Размер стихотворения – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная (АВАВ), женская и мужская рифмы чередуются.
- Тропы и образы. Положен приём антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды – горестному разочарованию.
Эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»), гиперболы («целый мир возненавидел», «в страсти стану клясться всем», « я был готов…целый мир на битву звать»), часто употребляет риторические восклицания и вопросы. Также здесь встречаются анафоры: («И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…», «Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…») и т.д.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
– А сейчас еще раз прочитаем эпиграф. Скажите, сегодняшний урок соответствует эпиграфу?
– Что интересного вы узнали на уроке?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сделать анализ стихотворения Лермонтова «Родина»
1