28 серпня о 18:00Вебінар: Методи і прийоми корекційної педагогіки, які можна використати на будь-якому уроці

Философская и любовная лирика М.Ю. Лермонтова

Про матеріал

Конспект урока для 10 класса по лирике М.Ю. Лермонтова. Входит материал для формирования и совершенствования умений анализировать стихотворения. Для анализа даны стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» и «Я не унижусь пред тобою…»

Перегляд файлу

Урок № 33

Тема. Философская и любовная лирика М. Ю. Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. М. Ю. Лермонтов и Т. Г. Шевченко

Цель: формировать и совершенствовать умение анализировать стихотворения; развивать умение выразительного чтения; прививать любовь к поэзии, способность сопереживать, сочувствовать; воспитывать высокую духовную культуру.

Оборудование: учебник, учебные тексты, эпиграф, портрет М. Ю. Лермонтова.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

И какая простота в выражении,

какая естественность, свобода в стихе!

В. Г. Белинский

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Викторина.

1. Где и когда родился Лермонтов? (Москва, 1814)

2. Как называлось имение бабушки, где поэт провёл своё детство и рядом с которым похоронен? (Тарханы)

3. Как звали домашнего учителя Лермонтова? (Алексей Зиновьевич Зиновьев)

4. В какое учебное заведение поступил М. Ю. Лермонтов в 1830 году? (Московский университет)

5. Как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в университете? (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев)

6. Какое событие легло в основу стихотворения Лермонтова, которое сделало его известным всей России и вызвало ненависть царя? (Смерть А.С. Пушкина от раны, полученной на дуэли с Дантесом).

7. Куда был сослан Лермонтов за стихотворение «Смерть поэта»? (в Закавказье)

8. С кем Россия вела войну, на которой поэт прославился своей храбростью? (С народами Кавказа, с горцами)

9. Из первой ссылки Лермонтов возвращается благодаря бабушке и заступничеству… (В.А. Жуковского)

10. По какой причине Лермонтова отправили во вторую ссылку? (Дуэль с сыном французского посла)

11. Где и как погиб М. Ю. Лермонтов? (в Пятигорске на дуэли)

12. Сколько лет было, Лермонтову, когда он погиб? (26)

 

ІІІ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Теория литературы

Лирика – это вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

Философская лирика – это поэзия, в которой преобладающими мотивами являются размышления о смысле жизни, о том, как устроена Вселенная, какое место в природе и Космосе занимает человек.

Любовная лирика — один из наиболее красивых жанров, который передает удивительный мир человеческих чувств и переживаний.

 

2. Практическая фронтальная работа по анализу стихотворений

  1. Прочитайте стихотворение «Выхожу один я на дорогу», проанализируйте его.

- Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в 1841 г.

- Литературное направление, жанр.

- Жанр стихотворения – элегия (лирический монолог).

- Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.

 - Тема, основная мысль и композиция.

- Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» состоит из пяти пронумерованных автором строф.

1. Начинается оно описанием природы, окружающей лирического героя. Автор говорит о её внеземной, космической сущности.

2. С середины второй строфы автор меняет изобразительный лад на философский: он задаётся вопросом о своей жизни, своих стремлениях.

3. Пик кульминационного напряжения приходится на центральную – третью – строфу: «Уж не жду от жизни ничего я».

4-5. В последних же двух катренах происходит развязка, некоторый спад напряжения. В них автор предаётся мечтам, находит тот необходимый вектор, по которому желает двигаться его душа.

- Тема элегии – острое чувство личного одиночества, легкой и светлой грусти о прошедших важных и знаковых событиях, не оставивших в душе поэта никакого следа, легкая задумчивость и размышления о прожитой жизни.

Основная мысль заключена в том, что поэт мечтает о покое, но судьба неминуема.

- Размер и рифмовка. Размер стихотворения – пятистопный хорей. Рифмовка перекрёстная (АВАВ), женская и мужская рифмы чередуются.

- Тропы и образы. Олицетворения («пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит»), эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»), восклицания («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и заснуть!») и неоконченные предложения («Но не тем холодным сном могилы…») и т.д.

 

  1. Прочитайте стихотворение «Я не унижусь пред тобою…», проанализируйте его.

- Стихотворение «Я не унижусь пред тобою…» датировано 1832 г.

- Литературное направление, жанр.

- Жанр стихотворения –послание.

- Стихотворение относится к любовной лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.

 - Тема, основная мысль и композиция.

- Можно разделить на две части.

В первой половине «я» и «ты» враждуют, соперничают, конфликт, возникающий между ними, является романтическим. Лирический герой совершает выбор, отделяя себя от «Чего б то ни было земного».

Во второй части стихотворения центром вселенной, «целого мира», является необыкновенная личность. Любовь для такого лирического героя — испытание, заблуждение, жертва. Он воспринимает ее как схватку с судьбой, в которой ему помогает победить сила духа.

- Тема – разочарования, неразделенной любви, измены девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора.

Основная мысль заключена в том, что поэт обвиняет всех красавиц мира в ветреном поведении.

- Размер и рифмовка. Размер стихотворения – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная (АВАВ), женская и мужская рифмы чередуются.

- Тропы и образы.  Положен приём антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды – горестному разочарованию.

Эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»), гиперболы («целый мир возненавидел», «в страсти стану клясться всем», « я был готов…целый мир на битву звать»), часто употребляет риторические восклицания и вопросы. Также здесь встречаются анафоры: («И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…», «Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…») и т.д.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

– А сейчас еще раз  прочитаем эпиграф. Скажите, сегодняшний урок соответствует эпиграфу?

– Что интересного вы узнали на уроке?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сделать анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

1

 

docx
Додано
17 січня 2018
Переглядів
394
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку