Тема: «Глагол обозначает действие или состояние как процесс» В.И.Даль
Цели: а) образовательные: закрепить и систематизировать полученные знания о глаголе через моделирование памятки; развивать умения работать с книгой; сформировать общий прием умственных действий при написании окончания глагола; б) развивающие: корректировать слуховую, зрительную, двигательную память через разные виды заданий; воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме; в) воспитательные: воспитание дисциплинированности учащихся, толерантности, коммуникативности (умения работать в группах).
Класс: 7
Урок № 14 (в календарно-тематическом плане), урок № 2 (в теме)
Языковая тема: І и ІІ спряжение глаголов. Личные окончания глаголов (повторение с углублением)
Тема: «Глагол обозначает действие или состояние как процесс» В.И.Даль
Цели: а) образовательные: закрепить и систематизировать полученные знания о глаголе через моделирование памятки; развивать умения работать с книгой; сформировать общий прием умственных действий при написании окончания глагола; б) развивающие: корректировать слуховую, зрительную, двигательную память через разные виды заданий; воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме; в) воспитательные: воспитание дисциплинированности учащихся, толерантности, коммуникативности (умения работать в группах).
Тип урока: объяснение нового материала
Вид урока: урок-практикум
Структура: оргмомент (1´) – проверка ДЗ (5´) – объяснение нового материала (10´) – формирование знаний, умений, навыков (15´) – физкультминутка (2') - закрепление знаний, умений, навыков (8´) – ДЗ (2´)– подведение итогов урока (2´)
Оборудование: учебник, доска, карточки для упражнений, справочники, сборники памяток, сигнальные карточки, карточка со словом «ветер», карточки-помощницы, круг зеленого цвета, памятка «Правила списывания», памятка «План работы с глаголами», ватман
Ход урока:
І. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторим пройденный материал по теме «Времена глагола», проверим домашнее задание, поработаем над составлением памяток «Окончания глаголов настоящего времени». Работая в группах и индивидуально, мы ознакомимся с новым материалом и научимся применять его на практике.
ІІ. Проверка домашнего задания
- Перед проверкой домашнего задания поиграем. Предлагаю упражнение на внимание. Послушайте пары слов и постарайтесь их запомнить:
телефон - молчит
машина - сломалась
минута - летит
овчарка - учиться
А теперь я буду называть первое слово, а вы хором называйте его пару. Тот, у кого не было ошибок, поставьте на полях тетради восклицательный знак.
(После игры)
Какой частью речи являются слова, которые вы мне сейчас называли? (Глаголом) Молодцы! Это и будет темой сегодняшнего урока. Мы будем закреплять, систематизировать полученные знания о глаголе.
Дома вы должны были повторить все изученные ранее правила о глаголе. Проверку проведём в форме тестирования. Придвиньте карточку №1. В ней два задания.
Карточка № 1.
1. Прочитайте и вставьте пропущенное слово.
Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы ____________________ и обозначает ______________________________
2. Соедини линиями глаголы с соответствующим временем:
пел
станцует настоящее время
смотрит прошедшее время
задумается будущее время
спит
кричал
Прочитайте первое задание и вставьте пропущенные слова. А во втором задании с помощью линейки и карандаша соедините глаголы с нужным временем. Всем понятно, как выполнять задание? Приступайте к работе.
Проверка: Обменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения заданий, обращаясь к образцу, расположенному на доске.
III. Объяснение нового материала
Изучая тему "Глагол", мы с вами пользовались различными карточками, памятками, которые составляли авторы учебников. А сегодня я предлагаю вам стать авторами памятки по теме нашего урока, то есть к концу урока мы создадим одну из страниц подобного сборника. Вот на этом листе будем создавать нашу памятку (лист ватмана). А нужна ли нам эта памятка? Зачем? Назовём её "Окончания глаголов настоящего времени" (прикрепляю заголовок на лист). Этой памяткой мы можем пользоваться и в следующих классах при работе по данной теме.
1.Изменение глаголов по лицам.
Цель: закреплять умение соотносить лицо глагола с нужным местоимением. Ну что ж, работа ясна. Приступим. Пододвиньте карточку № 2. Карточка № 2. Закончи высказывания:
- Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями я и мы, - это глаголы _______ лица.
- Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями ты и вы, - это глаголы ________ лица.
- Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями он/она, оно, они, - это
глаголы _______ лица.
Вам нужно закончить высказывания. (В это время индивидуальная работа со слабым учеником).
Проверка: с помощью сигнальных карточек. Те, кто всё правильно сделал, на полях ставят восклицательный знак.
Итог: так как изменяются глаголы? (По лицам). Что нам необходимо внести к памятку? (На рабочий стол положить заготовленные карточки:
1 лицо, 2 лицо, Злицо).
2. Упражнение в классификации.
Цель: коррекция мышления на основе упражнений в классификации, развивать умение оценивать свои возможности.
Эти глаголы нам надо списать, но списать их надо в порядке усиления действия, то есть от самого слабого, к самому сильному. Сначала работаем с глаголами первой строчки. Как вы думаете, с какого слова надо начать? (Бежит) Какой глагол будет вторым, следующим? Вторая строка -самостоятельно. Запишите слова в два столбика. Кто сомневается, можете использовать карточки-подсказки, которые лежат на столе у учителя (индивидуально - спиши слова с карточки):
- бежит, мчится, несётся, летит;
- хихикают смеются хохочут заливаются
Проверка. Зачитайте глаголы первого столбика, второго столбика. Чем отличаются глаголы первого столбика от глаголов второго столбика? (Числом) Что нам надо ещё добавить в памятку? (Карточки: ед.ч. и мн.ч. - на рабочий стол) Тем, кто справился - на полях "!".
IV. Физминутка для глаз.
Посмотрите на круг зелёного цвета. Он вам поможет правильно выполнить следующее задание.
Запомните по порядку мои движения руками (руки вверх, в стороны, хлопок сзади, руки по швам, хлопок впереди). Теперь повторите движения в том же порядке. Те, кто справился, поставьте "!".
V. Закрепление знаний, умений, навыков
1. Работа по группам.
На доске записаны словосочетания:
Под красным кружочком - говорим о книге, пою песню, иду в школу, думаем о хорошем.
Под жёлтым кружочком - спешите на урок, несёшь сумку, читаете рассказ, говоришь о подруге.
Под зелёным кружочком - учат правило, сидят за партами, смотрит рисунок, играет на гитаре.
У кого на парте красный (жёлтый, зелёный) кружочек, работают со словами на доске под красным (жёлтым, зелёным) кружочком. Спишите словосочетания (вспомнить правила списывания), подчеркнуть глаголы, определить у них лицо, число, выделить окончания План работы поместить на доску, (индивидуально - списать только по одному словосочетанию из каждой группы).
Проверка 1-ой группы: Глаголы какого лица были у вас? (1 лица) Какие окончания у глаголов единственного числа вы выделили? (Заготовленные карточки с окончаниями - на рабочий стол).
Проверка 2-ой и 3-ей групп проводится аналогично. Тем, кто справился - на полях "!".
2. Составление памятки
Сейчас к ватману я прикреплю карточки с изменениями глаголов по лицам и числам и полученными при этом окончаниями. И тогда мы получим памятку «Окончания глаголов настоящего времени».
(Идёт коллективная работа. Создание таблицы-памятки)
лицо -у, -ю -ем, -им лицо -ешь, (-ёшь), -ишь -ете, (-ёте), -ите 3 лицо -ет, (-ёт), -ит -ем, (-ём), -им |
Итог: вот и получилась памятка. Молодцы! Задачу урока вы выполнили. Когда нам нужна будет эта памятка? В чём она нам поможет? За хорошую работу поставьте на полях "!".
3. Практическая работа
Вот сейчас и проверим, можете ли вы пользоваться своей памяткой. Придвиньте карточку №3.
Карточка № 3.
(Поехать - 1 лицо, мн.ч.) летом с братом в деревню. Прямо за огородом (зеленеть - 3 лицо, ед.ч.) поле, за ним-лес.
(Вставать -1 лицо, мн.ч.) рано утром и (бежать -1 лицо, мн.ч.) в лес. (Поднять - 2 лицо, ед.ч.) ветку ели, а там гриб.
Прочитайте задание. Что надо сделать? (Списать, изменив глагол в соответствии сданным лицом и числом). На доске образец: ждать (1 лицо, ед. ч.) своей очереди. Дан глагол ждать, его надо поставить в единственное число 1-го лица. Смотрим в памятке единственное число, 1-ое лицо. Какое окончание подходит? Изменяем глагол, вставив нужное окончание. Что получилось? (Жду) Значит, вы запишите словосочетание: Жду своей очереди. (Открываю образец на доске). Кто не понял, как работать? Если поняли, то продолжайте работу письменно. Но, на ваших карточках одинаковое количество предложений, а я вам даю право выбора: пусть каждый из вас напишет столько предложений, сколько сможет выполнить качественно, то есть без ошибок, аккуратно. Это может быть и 2-3 предложения, но зато правильно. Эти работы я соберу у вас на проверку, работаете на оценку. Не забывайте пользоваться памяткой.
VІ. Домашнее задание.
Выполните упражнение на странице 87 № 212. Откройте учебник, найдите упражнение и прочитайте задание. Что надо будет сделать? Кому не понятно, как выполнять домашнее задание?
группа: выполнит всё упражнение.
группа: выполнит 1 и 2 абзацы.
группа: выполнит только 1 абзац.
VІІ. Подведение итогов урока
Чем мы занимались на уроке? Ещё раз посмотрите на памятку. Какие окончания у глаголов 1 лица единственного числа, множественного числа? (2 лица, З лица).
Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Мне приятно было с вами работать.
(Оценивание учащихся)